Ладыгин Виктор Дмитриевич

Все о 36-ом МТАП ВВС СФ, потерях, победах, летчиках и т.д.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
Ответить
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Ладыгин Виктор Дмитриевич

Сообщение sk16rus »

Спасибо Альберту - прислал пару ссылок.

Из Красногорской районной газеты "Победа"
В Книге Памяти не значится…

- Обнаружил, что в Книге Памяти по Удмуртии отсутствует фамилия вашего земляка лётчика младшего лейтенанта Виктора ДмитриевичаЛадыгина, погибшего в 1944 году в Норвегии, - сообщил недавно исследователь из Москвы Александр Петрович Санников.

Письмо сначала попало в военкомат, где, действительно, не обнаружили сведений о Ладыгине в картотеках, хотя он призывался в 1941 году из нашего района. Нет его и в списках пропавших без вести, поэтому фамилию не занесли в Книгу Памяти.

А.П. Санников передал основные данные нашего земляка: родился в Б. Селеге в 1922 году, школьником в 1937 году вступил в комсомол, в архивном деле есть даже номер билета, призван на срочную службу в 1941 году, переведён в начальствующий состав в 1944 году.

Из этих кратких сведений можно сделать вывод, что Ладыгин где-то учился на лётчика, первое офицер-ское звание ему присвоено только в 1944-м году, был командиром экипажа бомбардировщика, погиб достаточно быстро. Затем мы узнали, что до войны Ладыгин успел поработать учителем в Сарапульском районе, то есть у него имелось педагогическое образование. Санников называет его командиром самолёта американского производства с экипажем из четырёх человек.

Но сначала об Александре Петровиче, который сообщил о себе довольно
мало сведений - "я - ребёнок военного детства, изучаю материалы войны, сведения о погибших". Оказалось, что ему сейчас 77 лет, кандидат химических наук, учился в городе Чернушка Пермской области в школе, которая сейчас носит имя Героя Советского Союза Е. Францева, тоже погибшего в 1944 году во время боевого вылета на порты в Норвегии.

По северным морям к нам шли поставки техники от союзников, а как раз в Норвегии базировались корабли и самолёты немцев, стремившиеся перехватить транспортные конвои союзников. Наша авиация наносила ответные удары.

Судьба любого лётчика была опасной, а морского - вдвойне, потому что экипаж обычного самолёта, сбитый над сушей, мог спуститься на парашютах, приземлиться на землю. Но куда деваться в такой ситуации лётчикам морской авиации? Падать в холодное море и ждать случайного корабля? Однако через час-другой в результате переохлаждения вас ждёт смерть, поэтому экипажи таких самолётов старались держаться ближе к берегам, чтобы иметь возможность для вынужденной посадки. Обо всём этом есть хороший фильм "Торпедоносцы".

Уже в послевоенное время зарубежные краеведы сообщили сразу о нескольких советских самолётах, лежащих с военных времён в труднодоступных районах Норвегии. Так нашли упавший 29 октября 1944 года самолёт Ладыгина. Трое из четверых лётчиков спаслись (выпрыгнули с парашютами) и через десять дней вышли к своим. Погиб один - командир экипажа, наш земляк.

- Судя по карте, обломки находятся вблизи дороги, но общественный транспорт сюда не ходит, туристов тут не возят, хотя морской туризм в Норвегии сильно развит. В сентябре 2007 года я был в городе Киркенесс, но оттуда надо ехать к самолёту ещё 220 километров. Денег на это, увы, не хватило, - сообщает Санников. - В Норвегии в поисках ему помогал военный атташе российского посольства.

Норвежцы сняли с самолёта пулемёты, они теперь в музее городка Консфьорд, где всего тысяча жителей. Там, как экспонат, есть истребитель Лавочкина, тоже упавший в этих краях. Тут и находилась первая могила Ладыгина. После войны норвежцы перезахоронили всех погибших немцев и наших на огромном братском кладбище на острове Тьотта, куда туристов не возят. Почему кладбище огромное? Потому что в Норвегию немцы привезли работать в портах и на заводах до 100 тысяч советских военнопленных, из них каждый десятый умер.

По словам работавшего в военных архивах Санникова, поначалу весь экипаж Ладыгина считали погибшим - "утонули в море", сказано в справке о гибели. Но когда трое вернулись в расположение своей части, "похоронки" рассылать не стали, а начали проверку - куда делся ещё один летчик? Кстати, остальные члены экипажа были живы и после войны. А письмо о гибели лётчика следовало отправить по месту жительства матери, указанному в документах - Ладыгиной Екатерине Андреевне, 1903 года рождения, село Большой Селек (так по бумагам).

- Раз письмо по адресу не ушло, то мать не получала даже маленькой пенсии на погибшего сына, - размышляет Санников, добавляя, что у большинства погибших на войне в архивных документах ничего не сказано о фронтовых наградах. А если ещё и похоронку не прислали своевременно...

Александр Петрович попросил нас поискать родственников лётчика - может остались братья, сёстры, ещё какая-нибудь родня?

Мы начали поиски родственников Ладыгина. В Cелеге нам ничего подсказать не смогли, в том числе и об Екатерине Андреевне. Однако в нашем ЗАГСе нашлись сведения о смерти Е.А. Ладыгиной в селе Красногорском в 1983 году. Правда, 1900 года рождения, а не 1903-го. Полное совпадение имени, отчества и места рождения. Но ещё более интересный факт - умерла она в доме бывшего сотрудника редакции Анатолия Ивановича Фролова, а его родственников мы легко нашли!

Оказывается, Екатерина Андреевна родня супруги Анатолия Ивановича, много лет жила у них в доме, поскольку была одинокой женщиной. По интернету вышли на сына Фроловых, Ивана Анатольевича, проживающего сейчас в Рыбинске:

- Вот это новость! У нас жила Ладыгина Екатерина Андреевна. У неё был сын Виктор, до войны работал учителем. Служил в лётной части, морская авиация. У нас даже была фотография, на ней - Виктор у самолёта-бомбардировщика с тремя лётчиками, своим экипажем. Во время очередного вылета его самолёт пропал без вести. Близких родственников у неё не осталось. Моя мама, Таисия Матвеевна, родилась в Пивоварах, а бабушка Катя - в Селеге. Фото были, но сохранились ли? Надо у Валентины Михайловны Фроловой спрашивать. Пенсию бабушка получала от военкомата по потере кормильца. У неё был какой-то документ, в котором сообщалось, что её сын пропал без вести…

Получается, похоронка всё-таки была отправлена матери. Но почему тогда этот факт прошёл мимо составителей Книги памяти? Ведь Анатолий Иванович Фролов сам участвовал в этой работе. Видимо, документы поступили заметно позже окончания войны. Вообще-то, из-за того, что сведения военкоматов о погибших оказались неполными, и пришлось выпускать дополнительный том "Книги памяти".

А вот фотографию лётчика обнаружить не удалось, Валентина Михайловна Фролова, сноха Анатолия Ивановича, дважды переезжала в последние годы, многое из семейного архива в итоге затерялось. Снимки на этой страницы газеты взяты из Интернета, поскольку тема войны в Заполярье активно изучалась многими исследователями.

Война на Севере

Получив достаточно скромные данные от А.П. Санникова, я регулярно посылал ему электронные письма и удивлялся, почему он медленно отвечает. Причина оказалась прос- той: Александр Петрович для переписки приходил в городскую библиотеку, где компьютер старый, зависает, а библиотекари с удивлением поглядывают на 77-летнего дедушку, изучающего какие-то электронные архивы. Вот ведь как бывает - в молодости ты кандидат хитрых наук по теме "переработка тяжёлой воды", а в старости у тебя в Москве нет своего доступа к Интернету. Но поклонимся этому энтузиасту, который из своей пенсии накопил средства для двух поездок в Норвегию и Финляндию.

Из авиационных сайтов я узнал, что наша морская авиация базировалась на трёх аэродромах вокруг Мурманска. До границы с Норвегией всего 200 километров, полчаса полёта, до порта Киркенес - 217 (данные взяты на сайтах автотуризма). Кстати, в ходе военных действий в октябре 1944 года наши войска вошли в этот порт, а дальше на территорию нейтральной страны не углублялись. Для Петсамо-Киркенесской наступательной операции советская армия собрала сюда 700 самолётов, намного превзойдя по численности немецкую авиацию. Но потери у нас всё-таки были большими.

Изучая материалы о морских лётчиках обнаружил интересный сайт, на котором несколько энтузиастов отвечают на запросы о наших пленных, находившихся в немецких лагерях от Польши до Норвегии и захороненных в этих странах. Модераторы подсказали, где есть сведения о лётчике Ладыгине. Оказывается, в объединенной базе данных "Мемориал" (obd-memorial.ru/) размещены фотокопии страниц о безвозвратных потерях офицерского состава морских лётчиков Северного Флота, в том числе с 20 по 30 октября 1944 года - четыре отпечатанных на машинке листа потемневшей бумаги с краткими пояснениями о погибших. Так вот, здесь отмечено, что лётчик В.Д. Ладыгин и штурман В.П.Козлов, служившие в 36-м Краснознамённом минно-торпедном авиационном полку, были сбиты истребителем противника в районе Тана-фиорд. Но через десять дней после события выяснилось (как указал Санников) - погиб только Ладыгин.

В этом же документе смотрю другие потери 36-го полка морской авиации. 24 октября 1944 года экипаж в составе лётчика Юрченко и штурмана Пластинина сбиты зенитной артиллерией в районе Конгсфьорда (там и был похоронен Ладыгин). 23 и 24 октября погибли ещё два экипажа этой части и один из другого полка при налётах на порт Киркенес. Интересно, что все погибшие - младший лейтенант и лейтенанты, всего один старший лейтенант в звании командира звена. То есть, экипажи сос-тояли из молодых и малоопытных лётчиков, их готовили по ускоренным программам военного времени. Стрелками у Ладыгина были 18-летний и 20-летний парни. Как сообщают в Интернете, морского бомбардировщика сбивали в среднем через 3-4 вылета, за год личный сос-тав такого полка обновлялся на 200 процентов! Отметим, что у погибших в Заполярье лётчиков-истребителей воинские звания на уровень выше, есть даже один подполковник.

В Интернете нашёл подробные мемуары служившего в этом 34-м полку Героя Советского Союза И. Волынкина, написанные вообще-то армейским корреспондентом, но лётчик Ладыгин здесь не упомянут. Интересно Волынкин описывает свой первый боевой вылет. Перед ним командиры и механики напоминали молодому пилоту - подходя к зениткам, закрой бронешторки двигателя, а после выхода из-под обстрела открой их для лучшей вентиляции, а то двигатель перегреется и остановится! Так и летел в первый бой, поглядывая то на цель, то на датчик температуры. Перед взлётом аэродромный механик тайком от командиров притащил бронеплиту, чтобы подложить её под сидение стрелка, кабина которого была практически не защищена от пуль противника.

В сводке потерь перечислены обстоятельства гибели бомбардировщиков: не вернулся из крейсерского полёта, погиб при посадке, погиб при катастрофе на аэродроме; подбит, сел на озеро, экипаж обнаружить не удалось. И - сбит зенитной артиллерией. Всего за десять дней октября погибло 29 человек, из них один сержант-механик - на земле. Итого 14 самолётов, почти по одному за каждый день наступательной операции 1944 года! Кстати, этот сержант - единственное исключение в списке офицеров. Сколько погибло стрелков (по два в экипаже, сержанты), данных нет, ищите в других списках.

На сайтах об авиации (их немало, история авиации хорошо изучена) я узнал, что 36-й минно-торпедный авиационный полк прибыл на Северный флот только в июне 1944 года с Чёрного моря, где его лётчики участвовали в бомбардировках румынского порта Констанца, - командир подполковник А. Я. Ефремов (с 22 июля 1944 г.). В августе 1945 года полк переброшен на войну с Японией. История полка во время войны в Заполярье проработана плохо, после ликвидации полка уничтожен и его музей. Другим частям повезло больше. Например, один наш современник соз- дал сайт памяти своего деда, где разместил список успехов морских лётчиков из полка дедушки, перечислил фамилии погибших. И по письмам однополчан, принимая во внимание буквально каждое скупое слово фронтовиков, провёл поиск места гибели деда возле Мурманска, изучив схему полётов с трёх его аэродромов. По этому примеру видно, что сведения о гибели пилотов довольно минимальные, даже если были свидетели-однополчане. Восполняют пробелы военной хроники только поисковики нашего времени, у них есть очень большие сайты, например, "Тризна", "Непобедимая и легендарная" и т.д. От них я быстро получал ответы, причём данные посылали сразу по несколько человек. На форумах этих сайтов модераторы посмеиваются над теми, кто подолгу ждёт ответов из государственных архивов - там словно утомлены обращениями граждан.

Норвежская история

А.П. Санников передал мне ссылку на сайт http://www.toredgarolsen.net, который оказался личной страницей гражданина Норвегии Тора-Эдгара Олсена. Сначала на ней видишь фотографии пухленьких норвежских детей, его жены, собаки, затем снимки пикников на суровой местной природе. А далее - целые альбомы о восстановлении самолётов, упавших в Норвегии в годы войны. Самолёт Ладыгина "Бостон" господин Олсен с товарищами не восстанавливали, но его обломки оказались первыми, которые он увидел в детстве, в 1963 году. Так и появилось это самолётное хобби.

Вот что написал по запросу Олсена в 2005 году бывший стрелок самолёта сержант Д.М. Пронин , проживавший на Украине:

- В этот день мы в составе группы самолётов совершили налёт на морской транспорт у берегов Норвегии. В 12:28 взяли курс на восток после завершения задания, но были атакованы немецкими истребителями. И, хотя открыли ответный огонь, нам несколько раз попали в корпус и в один из двигателей.

Начали гореть, но старались лететь на восток и ближе к берегу моря. Когда прошли городок Конгсфьорд, наш пилот Виктор Дмитриевич Ладыгин скомандовал всем прыгать с парашютами.

Он сам получил несколько огнестрельных ранений в ноги, но решил попробовать в одиночку посадить самолёт на воду прибрежного озера или участок ровной тундры.

Трое из нас выпрыгнули из горящего самолёта, и, когда я почувствовал, как раскрылся парашют,то впервые начал надеяться, что смогу пережить это крушение. Мы приземлились в небольшой долине, собрали парашюты и спрятали их в песчаной осыпи. (К сожалению, в письме Пронина никак не объясняется, почему спасшиеся лётчики не искали Ладыгина - очевидно, самолёт улетел достаточно далеко от них. - Примечание автора).

Посоветовавшись, начали отходить на восток в сторону озера, о котором знали по картам полёта. Немецких солдат в этих горах и в тундре скорее всего не было. Через три дня пришли к маленькой палатке, расположенной на горном озере. Здесь жил молодой оленевод. Тот очень напугался, но мы объяснили, что не угрожаем ему. Он покормил нас олениной. Это был лучший ужин в моей жизни! Ночью мы отдыхали и ранним утром 4 ноября снова пошли на восток. Оленевод показал нам безопасный путь.

После многих часов хождений по арктической тундре увидели людей, живших в покрытой дерном хижине. Подошли и сказали им, кто мы такие. Там оказался человек, который немного говорил по-русски. Он рассказал нам всё, что нужно знать о военном положении в этих местах, что неподалеку есть немецкий гарнизон, откуда часто приходили солдаты и забирали их скот, другие вещи, в которых нуждались. Мы поняли, что норвежцы не любили немцев. Ранним утром следующего дня скрытно отправились до реки Джеймс. Глава местной деревни немного говорил по-русски, потому что работал в двадцатых годах в Ленинграде.

Во время наступления советских войск сюда пришли лодки советского десанта, а немцы отступили без боя. Через несколько часов мы в сопровождении солдат попали на совет-скую территорию и 9 ноября вернулись в свою эскадрилью.

Я часто вспоминал об этих событиях. И мне жаль погибшего Ладыгина, с которым летали вместе несколько месяцев. Еще раз хочу поблагодарить за помощь, которую мы получили от этих хороших норвежцев. Многие из них уже умерли, но их детям хочется сказать спасибо за продовольствие и поддержку в это трудное время. Спасибо всем потомкам легендарных викингов, их детям и внукам!" - так завершается письмо Пронина. К сожалению, от перевода сначала на норвежский, а затем на русский, многие слова размыты по смыслу. Например, сложно понять обстоятельства падения самолёта.

…Далее Олсен сообщает, что нашёл в Германии пилота, который в этот день 29 ноября 1944 года на самолёте Фокке-Вульф 190 F8 дважды поднимался в воздух. Во втором вылете с напарником увидел звено из 15 бомбардировщиков "Бостон" и 10 истребителей сопровождения. Обстреляв ближний "Бостон", попал в его фюзеляж и двигатель. Тут можно добавить, что немецкие военные архивы доступнее наших, а среди исследователей войны сейчас наблюдается "германофилия" - доброжелательное описание немецких "подвигов", чем наши поисковики-патриоты сильно недовольны.

АрнеОлсен, отец автора сайта, был среди жителей Конгсфьорда, которые видели последний бой Ладыгина. Два истребителя немцев напали на советский бомбардировщик, возвращавшийся на восток. Самолёт начал дымиться и снижаться, рядом с ним появились три парашюта. Бомбардировщик снижался. Было ясно, что пилот старался сделать аварийную посадку. Ударившись об воду небольшого озера, самолёт подпрыгнул и вылетел на землю, упав примерно в 20 метрах от берега.

Люди пришли к месту падения, чтобы спасти пилота, но тот скончался от травм, которые получил во время боя и от удара при аварийной посадке. Самолёт продолжал гореть и вскоре взорвался. Пилот был позже похоронен на кладбище Конгсфьорда, но после войны перенесён на военное кладбище на острове Тьотта.

…Вот такая история. Но она не закончена. Можно ещё получить сведения из двух архивов: КПСС и военно-морского. Наверняка, там есть его фотография, послужной список. На это уйдет немало времени.

И завершить рассказ хочется стихами А.Твардовского:

…И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, -
Там, куда на поминки
Даже мать не придет…


Почему самолёт был американским?

Готовя этот материал, я решил узнать - почему наши лётчики летали на американских и английских самолетах? Оказывается, их нам пос-тавляли по ленд-лизу союзники, поскольку мы потеряли много самолётов в первые дни войны и не могли сразу наладить выпуск большого количества авиационной техники в тыловых городах. Всего поступило 14 тысяч самолётов, из них десять тысяч - истребители.

В первую очередь у нас не хватало бомбардировщиков. Свои были старые и тихоходные, лучший тип бомбардировщика - Пе-2, выпускался в небольшом количестве. Были ещё Ил-4. Когда мы в 1941 году попросили у американцев поставить тяжёлые бомбардировщики В-17 "Боинг", то они ответили - у самих мало.

В 1944-м году союзники попросили создать аэродром для посадки своих самолетов, выполнявших налеты на Германию и Польшу. В Полтаве и Миргороде в один день совершили посадку сразу свыше ста бомбардировщиков и 80 истребителей американцев и англичан. Но немцы быстро провели ответный налет и повредили на земле более сорока самолетов. Мы подремонтировали те, что поцелее, и присвоили себе. Лётчики отмечали, что американские и английские самолёты по комфортности были заметно лучше наших, в них не дуло из щелей, имелась отличная радиосвязь и выпускались по более сложным технологиям.

По ленд-лизу американцы нам поставляли двухмоторные бомбардировщики А-20 "Бостон". В нашей морской авиации их было больше, чем советских самолётов Пе-2 и Ил-4. "Бостоны" заслужили отличную репутацию у лётчиков. Они могли конкурировать с немецкой техникой в скорости и маневренности, свободно летали на одном работающем моторе. Учитывая слабую подготовку лётчиков, ускоренно выпущенных из училищ в годы войны, очень важными становились пилотажные качества самолёта. Здесь "Бостон" был превосходен - прост и лёгок в управлении, послушен и устойчив на виражах. Моторы работали надежно, хорошо запускались, их моторесурс превышал ресурс всех отечественных авиамоторов вдвое, а то и втрое.

Кабины А-20 были просторны, и лётчик, и штурман имели хороший обзор, они располагались в удобных крёслах с бронезащитой. Кабина отапливалась, что после наших промерзлых Пе-2 казалось немыслимой роскошью.

Анатолий ГОНЧАРОВ

Отсюда
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ладыгин Виктор Дмитриевич

Сообщение sk16rus »

Место падения самолета
Douglas Boston A-20G 40 DO Buetjern, Finnmark
2./36.MTAP VVS SF serial No.43-21667 code"26" 29.10 1944
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ладыгин Виктор Дмитриевич

Сообщение hellcat »

Немного информации о месте падения:
Место на карте
Место на карте
Фото со спутника
Фото со спутника
Фото с земли
Фото с земли
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ладыгин Виктор Дмитриевич

Сообщение hellcat »

На Тризне есть тема по Ладыгину: http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=51&t=48739
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя