АДД в Заполярье

Все о 36-ой АДДД, её полках, потерях, летчиках и т.д.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Дивизии, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Дивизии будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Дивизии, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение igor »

Самолет Ванякина, похоже, сбил гауптман Хуншанс из NJG Finnland - первая (и наверное единственная) победа ночных истребителей на дальнем Севере. Правда там не однозначно, потому что зенитки на этот сбитый тоже претендуют. А дело было 27/28.3.44, бомбежка аэродрома Киркенес.
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Фрагмент из автобиографии Алексея Прокудина, ГСС, непосредственного участника тех событий, которую предоставила его дочь…
«…часть экипажей в феврале месяце 1942 года была командирована за самолетами в Комсомольск-на-Амуре, где авиационный завод выпускал Ил-4, чтобы скорее доставить их на фронт своим перелетом. Военный завод работал на полную мощность. Летный состав также включился в постройку самолетов. Решать поставленные задачи изготовлять самолеты рабочим приходилось в необычайно сложной обстановке. Завод испытывал острую нехватку рабочей силы, металла, топлива, электроэнергии, сырья. Рабочие порой голодные сутками не покидали цехов, не было выходных дней, работали без отпусков. Лучшие специалисты и молодые кадры ушли на фронт. За станки встали женщины, подростки и пенсионеры… …Это был подвиг людей, которые видели в труде во имя Победы смысл своей жизни. На заводе мы пробыли месяц и получили долгожданные самолеты, на которых и прилетели на фронт.
В 20-х числах мая 1942 года в 36 дивизию прибыл заместитель командующего авиацией дальнего действия генерал-майор Н.С. Скрипко. Ставка поставила перед нами задачу обеспечить беспрепятственный проход караванов морских судов союзников в порты Мурманска и Архангельска. Командующий АДД поручил выполнение этого важного задания 36-й авиадивизии. Оперативную группу возглавил командир соединения полковник В.Ф. Дрянин… …20 мая 1942 года 26 лучших экипажей из дивизии перебазировались на один из северных аэродромов Ваенга-1. В связи с важностью боевые задания экипажи должны были выполнять при ряде трудностей и особенностей самого театра военных действий. Климатические условия крайнего севера часто меняются. Местность здесь безориентирная, населенные пункты редки, ландшафт однообразный. Летом день на севере длится беспрерывно, а зимой круглосуточная ночь. Аэродромов не хватало. Да и те, что имелись, не всегда были удобны для выполнения боевых заданий. В этих условиях 20 мая 1942 года оперативная группа должна производить посадку на один из аэродромов Заполярья. Данных об аэродроме не было. Посадку самолетов должны производить на незнакомом аэродроме. Суровое Заполярье встретило наш экипаж большой поломкой самолета. Посадку самолета произвели как всегда хорошо. Но когда настало время при пробеге тормозить самолет, то оказалось, что тормозная система замерзла в воздухе. Самолет быстро пробежал короткий аэродром и перед нами оказался большой обрыв. Самолет должен капотировать, а экипаж погибнуть. Но к нашему счастью на краю обрыва стоял пень, на который левое шасси и наехало. Самолет, развернувшись вправо юзом, стал ломать деревья в овраге. Двигатели были сорваны, плоскости и хвостовое оперение отвалились, ноги шасси сломались. Экипаж остался в своих кабинах. При медицинском осмотре установлено, что из четырех членов экипажа даже никто и царапины не получил. Разбитый самолет остался в овраге. Инженеры заключили, что нет смысла его вытаскивать из оврага. Сотни раз был рядом со смертью и сотый раз я уходил от нее невредимым…»
По этому поводу у меня возникла ассоциация. Ранее я познакомился с ресурсом http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?f=11&t=8 . Может быть это тот самый Ил-4?
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение sk16rus »

Ladygin-24 писал(а):Ранее я познакомился с ресурсом viewtopic.php?f=11&t=8 . Может быть это тот самый Ил-4?
Интересно...
юлия писал(а):возвращаясь к тому, с чего начали.
поиск и подьем этого самолета описан в книге Бондаренко Владилена Алексеевича "Самолеты возвращаются на базу"...
У меня есть крайнее издание этой книги. Домой приду - обязательно поищу информацию.

P.S. В 2008-ом у меня этой книги еще не было.
Изображение
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

У меня этой книги нет. Если Ил нашли на краю аэродрома, интрига присутствует... эта была бы сенсация!
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение sk16rus »

Книгу посмотрел.
Если речь идет об этом самолете

Изображение
то в книге, судя по всему, ему посвящена вторая глава "Поправка картографов".
По описанию - это самолет Шатунова из состава 36-ой АДДД.
Только в приведенном фрагменте текста (см. ниже) вероятно опечатка - на вынужденную посадку этот Ил-4 сел не 23-го, а 28 мая 1942 года (о чем есть дальше указание по тексту). Тут же есть упоминание о побившихся на посадке самолетах.
Стр. 26 книги "Самолеты возвращаются на базу"
Стр. 26 книги "Самолеты возвращаются на базу"
Кстати, на Яндекс.Фотках есть отсканированная книга "Самолеты возвращаются на базу" издания 1989 года (она короче последнего издания).
Вот страницы интересующей нас главы (правда текст в ней значительно короче и нет указания на экипаж Шатунова, видимо, о нем узнали намного позже) - 14-15, 16-17, 18-19, 20-21.
Изображение
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Красавец, что тут скажешь! Спасибо за книгу. Читаю. Сенсация не состоялась, но польза от узнанного все покрывает... Давайте вернемся к этому через недельки две
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Бывает же такое…
Мой сосед по даче Андрей Николаевич Воронов, капитан второго ранга в запасе, военный пенсионер. У него на дачной веранде летом весит небольшая картина, но особого внимания я на ней не заострял. Висит себе и пусть висит. Но… в это раз просто уткнулся в нее. Екнуло что-то внутри, родным это место показалось. Спрашиваю:
- Андрюх! Что за шедевр у тебя на стене? Лицезрю уж который год сей угрюмый пейзаж, и в толк не возьму, про что это?
- Да, дружок моего сына Вовки ему подарил, когда я в Североморске прибывал. Художник – любитель, Женька Бондарев. Он даже заграницей выставлялся. Знаешь певицу Ваенгу? Так это с тех мест, Североморск когда-то Ваенгой звался…
Вот те на! Что мне до певицы! Это же Ваенга! Та самая, с аэродромов которой в 42-ом полярным днем и полярной ночью взлетали Илы оперативных групп 36-ой авиадивизии на блокировку немецких аэродромов на территории Финляндии и Норвегии, дабы дать возможность пройти морским караванам союзников в Мурманск. И с осени 43-го по весну 44-го вновь и вновь повторяли те же боевые задания, что и в 42-ом. Штурман Прокудин, участник всех трех заполярных оперативных групп, вспоминая об третьей своей командировке в Ваенгу, говорил, что в составе последней старожил осталось всего несколько человек, остальных уже в живых не было…
Вложения
Бондарев Е.П. "Холодные берега" 1992 г
Бондарев Е.П. "Холодные берега" 1992 г
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение sk16rus »

ЗдОрово!
А сейчас придет Альберт и сделает "фотопару" картины и фотографии реального места, на котором эта картина была написана. :)
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: АДД в Заполярье

Сообщение hellcat »

Сергей, с удовольствием бы! Но, не "мои" это места, далековато да и закрыта та территория.
Tor
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 27 июн 2012 10:58
Откуда: Ленинград/Романов на Мурмане

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Tor »

hellcat писал(а):Сергей, с удовольствием бы! Но, не "мои" это места, далековато да и закрыта та территория.
Альберт,на картине изображено просто одно из озер.Имя им-легион.
От ненужных побед остается усталость...
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: АДД в Заполярье

Сообщение hellcat »

Tor писал(а):
hellcat писал(а):Сергей, с удовольствием бы! Но, не "мои" это места, далековато да и закрыта та территория.
Альберт,на картине изображено просто одно из озер.Имя им-легион.
Константин, это точно.
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Ребята, а может быть через автора , Евгения Бондырева, найти то место? Он, якобы в Североморске обитает, да и друг его Владимир Воронов, капитан третьего ранга, еще при службе. И через инет он досягаем. Вряд ли он с "головы" это воспроизводил. Что сказать? Ввид то типично характерен, ничем особо не примечателен.
Tor
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 27 июн 2012 10:58
Откуда: Ленинград/Романов на Мурмане

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Tor »

hellcat писал(а):
Tor писал(а):
hellcat писал(а):Сергей, с удовольствием бы! Но, не "мои" это места, далековато да и закрыта та территория.
Альберт,на картине изображено просто одно из озер.Имя им-легион.
Константин, это точно.
Вид на Ваенгу(саамское «вайонг»),2 июня 2013 г.

Изображение
От ненужных побед остается усталость...
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение sk16rus »

Из ЖЖ Владимира (Ladygin-24)
29 февраля 1944 года
Летали вчера на Хебугтен, бомбили хорошо. От моих бомб что-то загорелось. Погода была хорошая и на 2-й вылет над целью, но черт их знает, эти торпедоносцы пришли, говорят 10 балов (облачность)и 300 м (видимость) в районе цели, а мы ведь были там каких-нибудь полчаса назад. Да и после отбоя вся ночь была ясной, а сегодня день так, просто на славу, солнце высоко, уже над горизонтом градусов, наверное, 15, и светит ярко. Катался на лыжах перед обедом. Как приятно и весело делается, когда упадешь разок, а потом задор возьмет, и еще лезешь на сопку, раз, другой и т.д.
Сегодня опять наверно полетим, погодка как будто предвещает сделать 200-й вылет. А какая охота берет пойти поштурмовать автомашины по дороге Луастари - Сальмиярви и другие, ведь они так хорошо светятся своими фарами. И мы сговорились с Костей залететь к ним. Сказали свое желание Бирюкову, командиру полка, а он запрещает. Ну ладно, мы, я думаю, один раз сами сходим. Отметить нужно мой 200-сотый острым ощущением.
А недавно, дней 10 тому назад из 48-й дивизии не вер­нулось 6 экипажей, три нашли на «животе» сидят, а трех нет совсем. Один из них сел на нейтральной территории, самолет есть, а экипажа нет и сейчас. Все это опять погода подкузьмила. А там передали, что Весновский летел сюда. Долетел за Вологду в Няндому, а сел на вынужденную в районе Кимры. Черт его знает, что ему там нужно, сидит на животе и слух прошел, как будто южнее Москвы даже из его экипажа двое ранены. Кто? Не известно.
Вчера своими собственными глазами видел материал на мое награждение: «Достоин высшей награды - присвоения звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА». О, как это здорово звучит и как гордо и громко. На Новожилова, Романова тоже посылают.
О, боже! Неужели что получится из этого? Будем рабо­тать еще больше, дальше увидим.

Отсюда
Изображение
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Хочу обратить внимание на статью Игоря Борисеко (здесь я её приводить не буду) "Неизвестный TIRPITZ", но в основном на комментарии. В них речь идет о бомбардировке линкора «Тирпиц» экипажами Платонова и Романова из оперативной группы «Север-3» 36 ад ДД.

Для начала приведу фрагмент из воспоминаний штурмана Владимирова (надо заметить, что он эти записи делал на следующий день после налета на Тирпиц) :
« Вот только что пришел из столовой, там рубанул 100 грамм, заработанные мной в честном бою. Нынешняя ночь была для меня полностью рабочей, увидел «Тирпиц», поджег и взорвал что-то в Киркинесе.
Но по заводу, душу мать, целился, промахнулся, метров 100 не попал. Но когда стали отходить от цели, пожар больше, еще больше взрыв, другой и я его видел за 100 км. Свою работу. Обратно летел и думал - это за Томку. Полетел третий раз и все настроение испортилось из-за того, что режима не выдержал Платонов, я промахнулся и не попал в корабль. А он такой хороший, большой, наверно гансов много на нем было, а осветил - как и первый вылет видел своими глазами. Живой корабль и не попал, ай-яй-яй! Как обидно. Все мои старания сорвались одним неправильным действием, а сам не поправил ошибку.»
Вот что пишет Ткачев А.В. «Охота на «Тирпица»:
«САБы горят недолго. Сброшенные Платоновым «люстры» экипаж второго бомбардировщика увидел, когда выскочил из облака. Прибавлять скорость было поздно. «Тирпица» опять накрыла тьма. Прицеливание по нему штурман старший лейтенант Прокудин производил, больше угадывая, чём различая местонахождение линкора. После режущего света САБов глаза не сразу привыкли к темноте. Далеко или близко от «Тирпица» взорвались бронебойные бомбы и тысячекилограммовая фугаска, экипаж не знал... Обидно было, что из ударной тройки выбыл бомбардировщик Осипова.
И все же надежда теплилась... Через несколько суток в полк позвонили из штаба флота: имеются, данные о попаданиях в линкор, тяжесть повреждений уточняется....»


На мой вопрос в комментариях к статье, был ли TIRPITZ задет нашей авиацией, автора поста «Неизвестный TIRPITZ» отвечает:
  • «Нет, не был задет, хотя, несомненно атакован. Я так понимаю, речь идет о вылете 10 февраля? Вот что записано у немцев (время перевел в московское):
    20.17 доклад с НП "Банак" (165 км на СВ): шум самолетов на курсе ЮЗ. Вскоре после этого было доложено о цели в 95 км, и затем в 35 км северо-восточнее.
    21.03 Аускарснесед доложил: шум самолета над Ланг-фьордом. Персонал правых зениток на боевые посты.
    21.04 Шум самолета над кораблем. Воздушная тревога для всего корабля.
    21.05 4 осветительные бомбы над кораблем. Оптические и акустические сигналы для начала постановки дымзавесы.
    21.13 Сброс бомб в направлении 260 град.
    21.26 Взрыв двух бомб в направлении 80 град. в скалах.
    21.51 Цели улетают на восток.
    21.59 Отбой воздушной тревоги."
А далее уточняет:
  • « Я так понимаю, первый самолет сбросил бомбы в 21.13, второй в 21.26. Сколько было заходов и точный состав бомб? По Хронике два самолета сбросили вместе 13 САБов, 1 ФАБ-500 и 2 БРАБ-220. Т.о., ФАБ упала в 21.13, БРАБы в 21.26.»

Как видно данные советской разведки расходятся с немецкими донесениями по Тирпицу. И должно быть, немцы правы, линкор не был поврежден советским бомбами.
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Народ!

В воспоминаниях ст. инструктора по радионавигации зам. ст. штурмана 36-ой БАД гвардии майора Прокофьева Василия Гавриловича по поводу событий «Север-1» есть такая фраза:

« Такая же задача (блокирование авиации противника на его аэродромах при прохождении морских караванов в порты Мурманска и Архангельска) была поставлена и перед авиачастью англичан. Англичане на задания летали мало и редко, зато в футбол играли каждый день».

Кто что об этом знает?
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение igor »

Английская ударная авиация у нас была два раза: "хемпдены" в конце лета - начале осени 1942, торпедоносцы для удара по ТИРПИЦУ при его выходе против PQ-18, и "ланкастеры" в 1944 г., для бомбежки его же. Никогда никакие другие для блокирования аэродромов не собирались привлекать. Временами были разведчики - "спитфайры" и "каталины". Естественно, тоже не для аэродромов. Так что товарищ либо намеренно наговаривает, либо просто отравлен антианглийской пропагандой, которая была уже во время войны, и тем более после.
Я бы вообще сказал, что это он про "хемпдены". Те ведь на самом деле долго ждали, когда будет вылет, а наши могли подумать всякое, не считаясь, что это торпедоносцы с узкой задачей.
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Спасибо.
Возможно даже сами англичане не были в курсе зачем они прибывали на севере России. А для всех, видать и была пущена "утка" о блокировании немецких аэродромов англичанами, которые на ровне с нашими недоумевали - почему не летают. Ведь по существу дальняя авиация и выполняла задания типа, вот координаты, вот время для выхода на цель и высота бомбометания. Этого вполне было достаточно и вполне выполнимо. О нечто подобном вспоминает и штурман Прокудин, бомбивший Тирпиц. Все было "укутано тайной", лишь перед самым вылетом, когда маршрут был разработан, им "по тихому" при посадке в самолеты сказали, на что идет охота. Данные разведки оказались точными. Так что вряд ли "товарищ... намеренно наговаривает, либо просто отравлен антианглийской пропагандой". Он явно в дела английского адмиралтейства не был посвящен, а просто вспомнил, как это было.
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Народ! Еще вопрос. Кто что знает о том, что от Гитлера скрывали неудачи локального значения, например, по тому же Тирпицу. До меня доходят слухи о том, что психику Гитлера берегли, дабы самим не попасть под раздачу. Я не сомневаюсь, что и от Сталина "кое-что" скрывалось. Насколько правдивы были донесения с мест? Вопрос не праздный, т.к. есть разнобой между донесениями с обеих сторон до противоположного. Но я прошу, особо не привязывать это к Тирпицу. Если обнаруживается система "умаления" локальных неудач, естественно сомнения возникают не на сам факт в донесении, а на его современную интерпретацию. Я заранее исключаю такое, что если "русский" пишет так, а "немец" эдак", то согласно "новому подходу" немец прав. И наоборот.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение sk16rus »

Ladygin-24 писал(а):...от Гитлера скрывали неудачи локального значения, например, по тому же Тирпицу.
Сразу вспомнился "Реквием каравану PQ-17" Пикуля...
Изображение
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость