122-я ИАД ПВО ("Харрикейны" в ПВО)

Все о 122-ой ИАД ПВО, её полках, потерях, летчиках и т.д.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Дивизии, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Дивизии будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Дивизии, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
Ответить
iznaroda
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 24 май 2011 19:37

122-я ИАД ПВО ("Харрикейны" в ПВО)

Сообщение iznaroda »

Из статьи "Харрикейн", как истребитель ПВО" ("Война в воздухе" № 74)

В начале 1942 года «Харрикейны» начали поступать на вооружение частей ПВО, в первую очередь ПВО Москвы и североморских портов.

В марте 1942 года сформировали 122-ю ИАД ПВО Мурманска, целиком осна­щенную «Харрикейнами» (767-й, 768-й и 769-й ИАП). Дивизией командовал пол­ковник А.И. Швецов, задачей дивизии была защита от авиации противника Мурманска и кировской железной доро­ги на участке Мурманск-Тайбола и Боярская-Беломорск. Первые вылеты диви­зия совершила в марте 1942 года. Напри­мер, 23 марта в районе Мурманска четы­ре «Харрикейна» из 768-го ИАП атакова­ли группу из 8 Bf 109 и сбили один «мес­сер». 24 марта звено из 769-го ИАП пере­хватил восемь Ju 87, шедших бомбить порт в сопровождении десяти Bf 109. Два пики­ровщика удалось сбить, а остальные сбро­сили бомбы в тундру и повернули назад.

«Харрикейны» 122-й дивизии не толь­ко прикрывали Мурманск и железную дорогу, но иногда совершали вылеты в интересах Северного и Карельского фронтов, прикрывая сухопутные части и сопровождая бомбардировщики. 5 апре­ля 1942 года группа из семи СБ-2 80-го БАП и семи Пе-2 из 608-го БАП вылете­ла бомбить аэродром Тикшаозеро. Их сопровождали 14 истребителей из 767-го и 609-го ИАП. Немецкая радиоразведка засекла переговоры экипажей, в резуль­тате захватить противника врасплох не удалось. В 15 километрах от цели группу перехватили немецкие истребители. «Харрикейны» и ЛаГГи вступили в бой и не допустили немецкие истребители к своим бомбардировщикам. На земле уда­лось уничтожить четыре самолета. Еще семь было сбито в бою. Потери советс­кой стороны составили шесть истребите­лей и один СБ.

Главной задачей 122-й ИАД была все же защита Мурманска. Ранним утром 23 апреля в районе мыса Мишуков истреби­тели 122-й ИАД вместе с истребителями Северного Флота перехватили группу пикировщиков Ju 87 в сопровождении Bf 109 и Bf ПО. Прорваться к «штукам» не удалось. Младший лейтенант С.П. Негуляев из 769-го ИАП таранил один Bf 109 и погиб при этом сам. Жертвой Негуляева стал обер-фельдфебель Флориан Зальвендер, один из опытнейших пилотов из 6./JG 5, имевший на боевом счету 24 победы.

Бои над Мурманском в мае-июне 1942 года носили ожесточенный и кровопро­литный характер. Обе стороны несли по­тери. Патрулируя воздушное простран­ство над Мурманском, 1 июня звено 768-го ИАП перехватило восемь Ju 87 и че­тыре Bf ПО, шедших на высоте 2000 м. Старший политрук А.В. Борисов повел свое звено в атаку. С дистанции 800 м Борисов выпустил четыре ракеты. Залп достиг цели. Один Ju 87 был сбит, а ос­тальные повернули назад. Начался бой с Bf ПО. Борисов вместе со старшиной И.Ю. Ивановым сбили один вражеский истребитель. Остальные Bf 110, ушли в пике, и, набирая скорость, скрылись за линией фронта.

12 июня четыре «Харрикейна» также из 768-го полка, ведомые капитаном М.Г. Шмыгиным, обнаружили в районе Мур­манска семь Ju 88, шедших на высоте 4000 м. Шмыгин в первом заходе выпустил ракеты, но они прошли мимо цели. Не­мецкие бомбардировщики, обнаружив угрозу, попытались уйти со снижением.

Истребители разбились на пары и сбили два Ju 88. 17 июня пять «Харрикейнов», ведомых лейтенантом Нижником, сбили четыре Ju 87 из 15, бомбивших город.

Пилоты 122-й НАД в июне 1942 года провели 40 воздушных боев и сбили 28 самолетов противника, потеряв 14 ма­шин. Всего за 1942 год дивизия сбила 88 вражеских машин.

В 1943 году интенсивность немецких на­летов на Мурманск уменьшилась. 11 марта 1943 года «Харрикейны» 122-й НАД сбили два немецких самолета, а 27 марта старший лейтенант Николаев из 768-го ИАП таранил еще одну вражескую машину.

122-я ИАД получала пополнения в личном составе и самолетах. Пилоты на­бирались боевого опыта. Если летом 1942 года в дивизии было всего 37 боеготовых пилотов, в том числе 11 обученных летать ночью, то в 1943 году дивизия распола­гала уже более 60 летчиками, из которых ночью умели летать 40. Кроме того, в 1943 году полки дивизии стали поочеред­но переходить на советские истребители Як-7 и американские Р-40Е. 767-й и 769-й ИАП летали на «Харрикейнах» до осе­ни 1943 года.

Кроме системы ПВО Мурманска, «Харрикейны» защищали с воздуха и другой важный порт - Архангельск. В районе города действовал оснащенный «Харрикейнами» 730-й ИАП ПВО, вхо­дивший в состав 104-ой ИАД. Порт Архан­гельск мог принимать суда только летом, поэтому основные события развернулись там с открытием навигации.

Ожесточенные бои продолжались до конца августа, когда немецкая авиация провела несколько массированных нале­тов на порт. В ночь с 24 по 25 августа пе­рехватить противника не удалось. 42 Ju 88 беспрепятственно отбомбились, выз­вав в городе большие пожары. В ночь с 31 августа на 1 сентября самолеты 104-й ИАД поднялись на перехват. Из 35 Ju 88 на город прорвалось только 15 машин.

25 сентября для усиления ПВО Архан­гельска 104-й ИАД оперативно подчини­ли авиационную группу Северного флота, насчитывавшую 37 истребителей, в том числе восемь «Харрикейнов» 27-го ИАП.
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: 122-я ИАД ПВО ("Харрикейны" в ПВО)

Сообщение 7,62mm »

122-я ИАД получала пополнения в личном составе и самолетах. Пилоты на­бирались боевого опыта. Если летом 1942 года в дивизии было всего 37 боеготовых пилотов, в том числе 11 обученных летать ночью, то в 1943 году дивизия распола­гала уже более 60 летчиками, из которых ночью умели летать 40. Кроме того, в 1943 году полки дивизии стали поочеред­но переходить на советские истребители Як-7 и американские Р-40Е. 767-й и 769-й ИАП летали на «Харрикейнах» до осе­ни 1943 года.
Несколько ранее я писал, что в годы войны, как бы казалось у находившегося в тени аэродрома Кировск, построенного к сентябрю 1941 года, ещё предстоит воссоздать из белых пятен, свою маленькую, но всё же военную историю.
Отрывок из воспоминаний ветерана войны Н. Никулина, командира эскадрильи 966 ИАП
фрагмент из книги "Внимание! Воздух!" Мурм.книжн.изд. 1990 г
фрагмент из книги "Внимание! Воздух!" Мурм.книжн.изд. 1990 г
Интересно, есть у кого нибудь, хоть какая нибудь дополнительная информация по этому учебному авиационному подразделению?
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость