Потери JG 5

Информация о потерях различных подразделений.
Правила форума
Сведения о потерях по подразделениям размещаются в закрытых темах. Для обсуждения каких либо спорных моментов необходимо создать отдельную тему.

Потери JG 5

Сообщение hellcat » 22 апр 2012 11:40

Прочитал недавно "Хронику борьбы Северного Флота на коммуникациях противника". Спасибо авторам-Игорю Борисенко и А.Скробач за серьёзное исследование. Спасибо Олегу Скопинцеву за подаренный экземпляр книги. Меня заинтересовал вот какой момент-на странице 103 приводятся данные о столкнувшихся в воздухе 25 мая 1944 года двух FW 190F-8. В своё время я нашёл оба места падения этих самолётов. Они находятся чуть более чем в полутора километрах друг от друга и примерно в 15 километрах юго-западнее аэродрома Луостари (в "норвежских" списках потерь указано 15 км южнее).
    Изображение
То, что это они, у меня сомнений не вызывает, хотя веркнуммера самолётов я не нашёл. Это именно F-8 судя по обломкам и место практически совпадает. Да и других Фокке-Вульфов в том районе нет. По моему мнению, самолёты столкнулись сразу после взлёта с аэродрома-места падения находятся на берегу реки Печенга прямо по курсу ВПП аэродрома. Похоже, это был старт по тревоге-26 самолётов "Аэрокобра" 7 ВА в 21.24 по московскому времени вылетели для блокирования аэродромов Луостари и Сальмиярви. Блокировщики провели бой с шестью Ме 109 и заявили один сбитый. Фокке-Вульфы не упоминаются. Мне кажется, с нашими ударными группами ВВС СФ, наносящими удар по вражескому конвою Rp.120 Ki. вечером 25 мая в районе Тана фиорда эти два самолёта встретиться никак не могли, так как маршрут следования наших самолётов к цели и обратно проходил над морем и над Рыбачьим но ни как над вражеской территорией в районе его аэродромов. Похоже, что эти самолёты по прошествии пары минут после взлёта заметили наши истребители и при совершении манёвра для выхода в атаку произошло столкновение. Но это чисто моё мнение. Как оно было на самом деле-х.з. На скору руку соорудил схемку для наглядности.
    Изображение
Что позабавило-как то в сети нашёл отчёт о экспедиции то ли москвичей, то ли питерцев. Они сплавлялись вниз по реке Печенга, на берегу увидели обломки одного из ФВ 190 и определили их как "обломки трактора или ещё какого механизма, неизвестно как оказавшиеся в этом месте". Видимо, проклёпанный дюраль на мысли об авиации не наводит. :D
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Потери JG 5

Сообщение sk16rus » 22 апр 2012 11:58

hellcat писал(а):Видимо, проклёпанный дюраль на мысли об авиации не наводит. :D
А представь, что находясь в экспедиции по подъему из какого нибудь болота самолета времен второй мировой, ты обнаружишь кости какого-то животного и потом в отчете напишешь, что "были обнаружены останки коровы или другого крупного скота, неизвестно как оказавшегося в этом месте". А на форуме палеонтологов потом напишут, что надбровные дуги и строение нижней челюсти черепа почему-то не навели тебя на мысль, что это редкий вид ископаемого динозавра... :wink:

В общем, думаю, каждый видит своё.

А по теме - круто!
Еще бы к карте приложить фотки с мест падения...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1813
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Потери JG 5

Сообщение hellcat » 22 апр 2012 12:59

sk16rus писал(а):В общем, думаю, каждый видит своё.

Так я ж это, не со злобы, по доброму :)
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Потери JG 5

Сообщение hellcat » 22 апр 2012 13:26

sk16rus писал(а):Еще бы к карте приложить фотки с мест падения...

Это один. Я слышал, его на металл таскали бомжи...
    Изображение Изображение Изображение
Ч/б фото-это 86-87 годы.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Потери JG 5

Сообщение hellcat » 22 апр 2012 13:49

Это второй. Упал на самом берегу, мотор с бронягой перелетел через реку. Две последних фотки Сычёва Игоря. Взяты с Блокгауза.
    Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Потери JG 5

Сообщение sk16rus » 22 апр 2012 15:00

hellcat писал(а): Так я ж это, не со злобы, по доброму :)
Так я тоже :D

А про фотки у меня мыслишка была такая - сделать что-то типа этого:
Вложения
карта.JPG
карта.JPG (8.85 КБ) Просмотров: 15118
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1813
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Потери JG 5

Сообщение hellcat » 22 апр 2012 16:11

Задумка хорошая, но точное место на карте, думаю ставить не стоит. Не созрел у нас народ для этого.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Потери JG 5

Сообщение sk16rus » 22 апр 2012 19:55

Ну как бы точное место указывать не обязательно, я просто задумку свою пояснил.
Это получается несколько переработанная (дополненная фотографиями) версия того, что делают мужики по 46-му ШАП - Памятные места, связанные с историей 46-го ШАП
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1813
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Потери JG 5

Сообщение igor » 22 апр 2012 20:29

По поводу столкнувшихся фоккеров: в книге написано, что они либо вылетели на перехват ударных групп, либо навстречу блокировщикам из 7 ВА. Это никак не противоречит вашей версии. Если они летели против наших ударных самолетов и разбились сразу после взлета, то ясно, они не могли никак с ударными группами встретиться, т.к. просто не успели даже на курс лечь. То, что эти самолеты взлетали по тревоги в связи с прикрытием конвоев, указано в документах. Это тоже кстати в книге написано. Даже фамилии летчиков упомянуты - редкий случай, доки морские.
igor
 
Сообщения: 632
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Потери JG 5

Сообщение hellcat » 22 апр 2012 23:10

Я, Игорь, и не оспариваю написанного в книге, чисто своё видение этого события.
igor писал(а): в книге написано, что они либо вылетели на перехват ударных групп, либо навстречу блокировщикам из 7 ВА.
По книге- они "скорее всего ... были в числе тех, что пытались перехватить наши ударные группы, возвращающиеся после атаки по вражескому конвою". Со 100% точностью вряд ли когда узнаем, хотя, может и есть где такая инфа. Вот, что Fw. Otto Quander погиб и вылет был связан с проводкой конвоя, впервые узнал из книги. Найти бы номера этих упавших машин! Но не знаю, соберусь ли я туда сходить ещё раз. Да и даст ли оно какой результат, тем более, что за прошедшие годы места падений, скорее всего, основательно разграбили.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Потери JG 5

Сообщение igor » 23 апр 2012 06:52

Хм, даже так? Значит это отсебятина Скробача. Я-то смотрел черновик на компе. Интересно, сколько он еще таких мин заложил?
Хотя, на самом деле, даже если фоккеры взлетали для боя с кобрами 7 ВА, это все равно следует засчитать как вылет для действий по защите конвоя. Тем более и сами немцы так считали. Ваша версия с нашей на самом деле в общем-то и не конфликтует.
igor
 
Сообщения: 632
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Потери JG 5

Сообщение hellcat » 23 апр 2012 11:43

igor писал(а): даже если фоккеры взлетали для боя с кобрами 7 ВА, это все равно следует засчитать как вылет для действий по защите конвоя. Тем более и сами немцы так считали.
Согласен, ведь все эти действия происходили в рамках одной операции и служили для достижения одной цели.
igor писал(а): Ваша версия с нашей на самом деле в общем-то и не конфликтует.
Совершенно верно! :)
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Потери JG 5

Сообщение hellcat » 23 апр 2012 12:42

sk16rus писал(а):Это получается несколько переработанная (дополненная фотографиями) версия того, что делают мужики по 46-му ШАП - Памятные места, связанные с историей 46-го ШАП
Можно соорудить подобие вот такой карты http://ktsorens.tihlde.org/flyvrak/map.html дополненную фотографиями, отметить все известные места. При взгляде на такую схему сразу видно локализацию мест падений, т.е. места наиболее активных боевых действий. Нечто подобное (интерактивную карту) пытались сделать на Тризне, но там это дело заглохло. Кстати, насчёт "Памятных мест" по 46 ШАП-у меня в Опере перестали отображаться эти самые места, то есть флажки на карте. Попробовал открыть в другом браузере-всё нормально, флажки на своих местах. Думал сайт глючит, а оказалось Опера дуркует. В чём может быть причина?
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Потери JG 5

Сообщение hellcat » 23 апр 2012 16:39

На той же странице (103) в книге есть фото Фокке-Вульфа 190Ф-8. Подпись гласит: "Возможно, что этот самолёт, ...., принимал участие в сражении 25-26 мая 1944 года."
    Изображение
От себя я бы ещё добавил-возможно, этот самолёт разбился у аэродрома Луостари в 44 году. Именно таккой Ф-8 был найден нами (я и одноклассник) году эдак в 1983-84-м. Это был первый найденный ероплан, возможно с него и пошло увлечение на всю жизнь.
    Изображение
Самолёт вошёл под углом градусов 45 в болотину в паре километров от аэродрома. Мы тогда ещё "кошкой" зацепили и вытащили из ямы с водой остатки хвостового оперения. Запечатлелась в памяти "змейка" на смятом гармошкой дюрале и часть свастики на смятом киле. Теперь я знаю, что это символ IV группы, как на фото выше. Так же знаю, где на "фоке" находится главная шильда-на хвостовой части, под фюзеляжным крестом. Тогда не знал, поэтому и не искал. Потом то болото осушили, разпахали под поля для совхоза. Прошли годы, нет уже того совхоза, поля поросли кустарником. В конце 90-х нашёл это место, выкопал разломанную МГ 151, помятый резиновый бак, стойку, полторы лопасти да сплющенный картер мотора с мелочёвкой. Остальное, видимо вытащили и сдали в металл мелиораторы. Попытался установить номер этого самолёта по спискам потерь. Единственно, что подходит, А-8 №732205, осень 44-го. Хотя самолёт был двухпушечный. Не знаю, может и были двухпушечные ФВ 190А-8.
    Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Потери JG 5

Сообщение igor » 23 апр 2012 19:50

Вроде змейка все же 3 группа, у 4 кругляшок или крестик.
2-пушечных А-8 вроде не было, но могли же снять в поле чтобы летать с бомбой легче было.
igor
 
Сообщения: 632
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Потери JG 5

Сообщение hellcat » 23 апр 2012 23:11

igor писал(а):Вроде змейка все же 3 группа, у 4 кругляшок или крестик.

В этих символах я уже и сам запутался. Здесь руководствовался вот этой картинкой.
    Изображение
На этом сайте http://www.white1foundation.org/white1_history4.htm под этим снимком
    Изображение
пишут, что это тоже символ IV. Gruppe. Там же, на самом верху страницы, пишут, что диск тоже был символом этой же четвёртой группы, но не в JG 5, где он считался символом III Gruppe. На нашем "фокке" я находил куски обшивки с фрагментом номера белого цвета, змейка тоже была белая. Номер был с закруглениями, вероятно 0, 2, 3, 6, 8, 9. А может, это были фрагменты символа группы. А вот по модификации-да, пушек было всего две, но это не показатель. Был найден люк этого внешнего оружейного отсека. Он был такой же, как и на Ф модификации, "заточенный" под установку крыльевых бомбодержателей и не предназначенный под установку пушки. Если в крыло ставилась МГ 151, то люк имел выштамповку под неё и гильзосброс. Значит, изначально на заводе крыло было двухпушечным. Такие же крышки были на обеих предыдущих Ф-ках. Это и заставило думать, что это штурмовая Ф модификация.
    Изображение Изображение Изображение
По этому поводу подробно написано здесь http://scalemodels.ru/modules/forum/vie ... tml#628364
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Потери JG 5

Сообщение igor » 24 апр 2012 09:13

На рейберте прочитал, что змейка была символом 3 группы до 1941 г., потом с 1942 стала у 4-й группы. А кругляш был знаком 4 группы до 1941 г. Но источник там какой-то сомнительный, русский.
Вообще все так загадочно. Если цвет белый, значит 13./JG 5. Или 10., если раньше августа...
igor
 
Сообщения: 632
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Потери JG 5

Сообщение hellcat » 24 апр 2012 10:21

Так и "змея" "змее" рознь, есть с двумя и тремя изгибами. Но я в этом не спец. Тут надо искать номер самолёта. Нашёл вот ещё один Ф-8, но где потерян не пишут.
    Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Потери JG 5

Сообщение igor » 24 апр 2012 10:38

Мне кажется, сколько изгибов - пофиг.
Возможно, я нашел вашего клиента. 9.10.44 Fw.190F-8 Белая 15 из 13./JG 5 сел на брюхо "в Петсамо", пилотом был облт. К-Х. Кох (жив-здоров). Степень повреждений неизвестна, верк нуммер тоже. Как, подойдет?
igor
 
Сообщения: 632
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Потери JG 5

Сообщение hellcat » 24 апр 2012 11:35

igor писал(а):Мне кажется, сколько изгибов - пофиг.
Возможно, я нашел вашего клиента. 9.10.44 Fw.190F-8 Белая 15 из 13./JG 5 сел на брюхо "в Петсамо", пилотом был облт. К-Х. Кох (жив-здоров). Степень повреждений неизвестна, верк нуммер тоже. Как, подойдет?

Наверное, подошло бы, если б не "сел на брюхо". В нашем случае самолёт в хлам. Пилот мог остаться в живых только в случае парашютирования, при таком "приземлении" вряд ли.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

След.

Вернуться в Потери 5-го воздушного флота Люфтваффе



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1