Младший лейтенант Колегаев Александр Семенович

Все о 147-ом ИАП (20-ом ГвИАП), потерях, летчиках и т.д.

Модераторы: Тунгус, Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
Ответить
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Младший лейтенант Колегаев Александр Семенович

Сообщение Тунгус »

Продолжаю наполнять сайт проекта Прерванный полет. Написана биография Александра Колегаева. ИСТОЧНИК, а ниже текст с него:

Александр Колегаев родился 11 октября 1921 года в городе Белгород Курской (на то время) области и проживал в слободе Савино, улица Калинина, 22.
В 1940 году окончил 10 классов школы.
С 6 ноября 1940 по 14 июля 1942 – курсант Чугуевской военной авиашколы пилотов.
По окончании авиашколы в звании сержанта откомандирован в распоряжение командующего ВВС Карельского фронта.
С 8.5.1943 – пилот 20 Краснознаменного Гвардейского ИАП.
4 ноября 1943 присвоено звание Гвардии младший лейтенант.

13 декабря 1943 года в 11 часов 13 мин. с аэродрома Мурмаши Гвардии младший лейтенант Колегаев вылетел ведомым командира эскадрильи Героя Советского Союза Гвардии капитана Хлобыстова. Из этого полета они не вернулись. На следующий день парой Алексеев - Делаев была предпринята попытка поиска самолетов, но из-за плохих метеоусловий летчики вернулись на свой аэродром.

В акте расследования причин летных боевых потерь боевая задача Хлобыстову и Колегаеву на их последний вылет описана так: «методом свободной «охоты» по дорогам Мурманского направления уничтожать автомашины, войска и склады противника. Районы, насыщенные ЗА [зенитная артиллерия] и МЗА [малокалиберная зенитная артиллерия] обходить и избегать прямолинейных полётов. Встречи с истребителями противника избегать, при ухудшении погоды возвращаться на аэродром.»

В этом же документе сказано, что «Аналогичную задачу выполняли 9.12.43 г. Сколоченность пары хорошая». и даются сведения о количестве боевых вылетов и налете: «…налёт на «Киттихоуке» - 9 час. 10 мин., общий налёт – 129 час. 00 мин., начал выполнять боевую работу в 1943 году, подготовлен хорошо, имеет 4 боевых вылета (налёт 3 часа 10 мин.).

Но в журнале боевой работы 20 ГИАП есть запись, что 9 декабря 1943 года действительно два самолета вылетало на "свободную охоту", только пара Хлобыстов – Михайлов. Эти же сведения указаны также в дневнике полка и в журнале боевых действий .В указанных документах имеется информация только о трех, включая последний, боевых вылетах в которых принимал участие Александр Колегаев:

10 ноября 1943 года четыре «Киттихоук» вылетели на перехват Ю-88 в район Рестикента – встречи с противником не было. (налет 1 час 03 мин.)

25 ноября 1943 года десять самолетов «Киттихоук» 20 ГИАП сопровождало самолеты Ил-2 на штурмовку аэродрома Луостари (налет 1 час 13 минут).

Предполагаемые причины гибели Гвардии капитана Хлобыстова и Гвардии младшего лейтенанта Колегаева, указанные в акте расследования:

«По докладу командования наземных войск после пролёта наших самолётов на территорию противника с района выс. 105,3 был слышен большой силы взрыв, после наблюдали падение горящего самолёта. Предположительно ведущий гвардии капитан ХЛОБЫСТОВ пулемётным огнём взорвал склад боеприпасов и подорвался сам на взрывной волне или, будучи подбит и сам ранен, направил свой самолёт в склад, взорвал его и сам погиб, ведомый гвардии младший лейтенант КОЛЕГАЕВ был сбит ЗА»

В документах немецких ВВС заявок на сбитые советские самолеты в тот день в том районе не найдено. Следов каких-либо важных объектов, которые должны были прикрываться зенитной артиллерией в районе падения самолетов Хлобыстова и Колегаева также не видно. Явных указаний на причины катастрофы ни в немецких, ни в советских документах до сих пор не обнаружено. Встречаются только разные предположения, основанные на донесениях наземных частей и допросах пленного немецкого летчика. И все же, исследователи, изучившие обстоятельства гибели Хлобыстова и Колегаева и побывавшие на местах падения их самолетов склоняются к выводу о том, что причиной катастрофы скорее всего оказалось столкновение в воздухе ведомого с ведущим при маневрировании.
Может быть в дальнейшем станут известны документы, проливающие свет на это событие...

Обломки истребителя P-40K, на котором не вернулся с боевого задания Александр Колегаев были обследованы осенью 2008 года поисковой группой «Икар» из Заозерска. Был найден заводской номер самолета – 1167. По документам полка было установлено, что этот самолет потерян 13.12.1943, а вылетел на нем Гвардии младший лейтенант Колегаев. Останки летчика пока не найдены. Они могли быть захоронены немцами где-то поблизости. В 1943 году там был немецкий тыл.

Ранее примерно в трех километрах от места падения самолета Александра Колегаева поисковой группой «Икар» были обнаружены обломки еще одного P-40K. Позднее удалось установить, что на этом самолете в последний полет вылетел ведущий Колегаева Герой Советского Союза Гвардии капитан Алексей Хлобыстов.

5 сентября 2015 года, группой "Прерванный полет" совместно с Владимиром Чернышовым (ПГ "ИКАР", г. Заозерск), Альбертом Ничипорук (ПО "Петсамо", г. Заполярный), Константином Титаренко (г. Мурманск) и Сергеем Дубровиным (п. Мурмаши) на месте гибели Александра Колегаева был установлен памятный знак.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Младший лейтенант Колегаев Александр Семенович

Сообщение igor »

Оба самолета пытались штурмовать немецкий укрепленный пункт "Зеенэнге", с высоты всего 150 м. Немцы удачно обстреляли их при помощи зенитных пулеметов, наблюдая множество попаданий. Оба самолета упали в районе 38 км Русской дороги. Это была 6 ГЕД. За день у 143 ГЕП было 2 раненых, но неясно, откуда - может от этой штурмовки. Немцы оба самолета обнаружили, т.к. есть их довольно точные координаты (кв. TQ4c).
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Младший лейтенант Колегаев Александр Семенович

Сообщение Тунгус »

Спасибо! А в каком документе отображены эти сведения? И есть ли еще другая информация?
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя