Рядовой случай войны…

Все о 48-ой АДДД, её полках, потерях, летчиках и т.д.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Дивизии, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Дивизии будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Дивизии, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
Ответить
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Рядовой случай войны…

Сообщение Ladygin-24 »

Рядовой случай войны… 70 лет назад в ночь с 22-го на 23 февраля 44-го …
А ведь оперативная группа «Север-3» это не только 36-я ад ДД, но и 48-я! Они обе тогда входили в состав 8-го авиакорпуса ДД под началом генерала Буянского. Есть четыре значимых мемуарных источника: Крылов, Купцов и Касаткин из 48-ой ад и Жандаев из 36-ой ав ДД. Все эти источники легко находятся в «Милетере». Но хотелось бы начать с частного случая.
На днях пришло по «электронке» письмо:
«Здравствуйте Влад. Пишу Вам с Карелии. В сентябре 2009 г. будучи на охоте с сыном Алексеем нашли самолет на болоте. Не давал он мне «покоя» и вот неделю назад я нашел внука летчика. О Вас я узнал только на днях и понял что мы интересуемся одним и тем же - 109 ап ДД. Если Вам я интересен, пишите мне. Будем до конца искать родственников остальных трех. И есть еще информация о ДБ-3. Правда, финны его полностью увезли в Финляндию.
С уважением, Александр Подзамков».
С ответом задерживаться не стал. Получаю второе письмо:
«Здравствуйте Владимир. Самолет, который мы нашли, ИЛ-4. Упал он 23.02.44г. в 0 ч. 20мин. В воскресенье будет 70 лет. Экипаж: летчик - Козыревский Иван Денисович. Его нашел. Радист - Будилко Петр Кириллович, 1919 года рождения, Запорожская обл. Они попали в плен, а наблюдатель Карайкоз и стрелок Портной (инициалов нет) были убиты в перестрелке, когда они пошли в сторону огней. Когда пролетали над деревней, там были финны. Финны мне прислали документы допроса из архива. Вылет был из г. Кемь, они заблудились или сбились с курса, ушли южней на много, у них закончилось топливо, на допросе сказали, что вылит был учебный... Так что если у ВАС ЕСТЬ возможность найти остальных, попробуйте. Я уже не знаю где искать.
С уважением, Александр Подзамков».
В «Подвиге народа» нахожу четыре наградных листа на Козыревского Ивана Денисовича. Вот два фрагмента:
«23.5.43 экипаж тов. Козыревского получил задачу бомбить ж.-д. Спас-Деменск. Над целью на высоте 1900 метров прямым попаданием снаряда ЗА в самолет штурман был тяжело ранен – пробита левая рука, в кабине летчика выведены все пилотажные приборы. Подбитый левый мотор заклинило. Тов. Козыревский, рискуя собственной жизнью, решил произвести посадку на незнакомую местность, в темную ночь без пилотажных приборов, чтобы оказать помощь раненному боевому штурману, лейтенанту Александрову, отлично справился с посадкой самолета и спас жизнь своему экипажу. Штурману оказал помощь и отправил в госпиталь».
«В феврале 1944 года находился на оперативном аэродроме Подужемье на севере, где 22.2.44 г. при бомбардировании финского города Оулу был сбит на территории Финляндии и до 15.10.44 года находился в плену у финнов. После заключения перемирия с Финляндией, при обмене пленных вернулся в свою часть, в которую прибыл 2.1.45 г.»
Николай Купцов писал историку Сергиенко еще далеко до выхода своих мемуаров:
«109 авиаполк получил задачу: в ночь с 23 на 24 февраля 1944 года уничтожить склады горючего в районе города Оулу. Прогноз погоды был благоприятным. При полете к цели экипажи не встретили на маршруте ни единого облачка. Цель визуально была видна отлично: многотонные цилиндрические, вертикально расположенные емкости, покрытые светлой краской, очень хорошо были видны на фоне окружающей местности…» (http://wlad-ladygin.livejournal.com/16010.html).
Мы знаем, что экипаж Козыревского заблудился. Мы знаем из наградных документов – это был боевой вылет на Оулу. А от Купцова нам известно, что на обратном пути была очень тяжелая для полета погода, и не все экипажи тогда вернулись на свою базу. Только вот даты со сдвигом на сутки. К сожалению, конкретикой пока не располагаю.
И есть письмо штурмана Александрова, которое я полностью опубликовал http://wlad-ladygin.livejournal.com/6152.html, которое, несомненно, будет интересно для внука летчика Козыревского.
Из тех же наградных документов на летчика Козыревского и из письма Александра Подзамкова узнаем, что летал он в экипаже со стрелком-радистом Будилко Петром Кирилловичем и воздушным стрелком неким Портновым, пока без инициалов.
В наградных на Козыревского явствует, что его Портной удостоен ордена «Красного знамени». Вспоминаю, что у меня от Сергиенко есть один документ под названием «Список личного состава 109 ап ДД, награжденного орденами и медалями Союза ССР». Нахожу. И под № 8 читаю:
«Портной Михаил Сафонович, мл. сержант, орден «Красного знамени», за № 077817, указ от 24.2.42, дата вручения 27.1.43 года».
В «Подвиге народа» нахожу единственный, но емкий наградной документ на Михаила Сафоновича Портного. Вот его фрагмент:
«27.7.41 года экипаж имел задачу бомбить скопление мото-мехчастей противника, но обнаружив в районе Бобруйска свыше 300 машин, которые заправлялись горючим, с низкой высоты 400 метров с трех заходов уничтожил 20 автомашин, стрелки открыли ураганный огонь по живой силе противника, нанося ему урон и панику. После выполнения боевого задания, самолет был атакован тремя истребителями. Отбивая атаки в неравном бою, самолет был подожжен и экипаж выпрыгнул на парашютах на территорию, занятую противником. В этом бою тов. Портной лично сбил 1 истребитель, за что был награжден орденом «Красное знамя». 35 суток пробирался по территории противника, преодолевая трудности и вернулся в свою часть…»
Об этом свидетельствует и единственная запись в «Меморале» на Портного М.С., говорящая о том, что он не вернулся с боевого задания 26.7.41 года. Но как же быть с потерей Портного в ночь с 22-го на 23-го февраля 44 го? Об этом «Мемориал» умалчивает, а у меня одни догадки.
За то обнаруживается «Именной список безвозвратных потерь личного состава 48 ад ДД за период 23 февраля по 1 апреля 1944 года». В нем 5 имен. Четверо из них числятся как не вернувшиеся из боевого задания: летчик 109-го ап Покатилов Сергей Матвеевич, командир звена 109-го ап Козыревский Иван Денисович, штурманы 109-го ап Карайкоз Петр Андреевич и Великий Николай Матвеевич.
А вот радист-стрелок Будилко Петр Кириллович и воздушный стрелок Портной Михаил Сафонович в этом списке не значатся. Однако, на Будилко Петра Кирилловича в «Мемориале» обнаруживается «Справка о возвратившихся в свои части из числа лиц, раннее включенные в потери и изменения причины выбытия по 1 гвардейскому Бомбардировочному Авиационному Смоленскому корпусу за период с 10.2 по 28.2. 45 года», в которой есть единственная запись:
«Будилко Петр Кириллович, сержант, 109 БАП, стрелок-радист, возвратился в полк 23.2.45 года».
И есть пояснения в соответствующей графе:
«После выполнения задания по г. Оулу в ночь на 23.2.44 самолет был подбит МЗА противника, сделал вынужденную посадку на территории противника в 10 км от линии фронта. 23.2.44 г попал в плен белофиннам. И до 18.10.44 г. находился в лагерях военнопленных в г.г. Петрозаводск и Выборг. С 18.10.44 г при обмене пленных был отправлен в СССР, находился в г. Калининград на спец. проверке до 25.12.44 г. После прохождения спец. проверки был направлен в пересыльный пункт в г. Муром, от куда и прибыл в свою часть.»
Многое выяснилось, но не все. Но главное все же - это дата 23 февраля 1944 года. И благодаря Александру Подзамкову и его находке мы вернулись к событиям 70-летней давности.
Вложения
6.jpg
5.jpg
4.jpg
iznaroda
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 24 май 2011 19:37

Re: Рядовой случай войны…

Сообщение iznaroda »

Ladygin-24 писал(а):А ведь оперативная группа «Север-3» это не только 36-я ад ДД, но и 48-я! Они обе тогда входили в состав 8-го авиакорпуса ДД под началом генерала Буянского.
Если верить сайту Василия Харина, то 48-я АД ДД и 8-ой АК ДД были сформированы в апреле 1943 года на базе 36-ой (ссылка 1 и ссылка 2)

А они откуда (с какого аэродрома) в Финляндию летали? Оулу - это ведь Финляндия?

Вот из википедии про Платонова К.П.
С 22 ноября 1943 года по 20 февраля 1944 года входил в состав оперативной группы 8-го авиакорпуса — «Север-3», самолёты Ил-4 которой базировались на аэродроме под Мурманском. Главной задачей этой группы являлась боевая работа в интересах Северного флота. В ночь на 11 февраля 1944 года в качестве командира экипажа участвовал в бомбардировке гитлеровского линкора «Тирпиц» в Альтен-фьорде.
Ссылка
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: Рядовой случай войны…

Сообщение Ladygin-24 »

30 апреля 1943 года Государственный Комитет Обороны принял реше¬ние о введении в авиации дальнего действия корпусной системы… На основании постановления ГКО уже на следующий день 1 мая 1943 года командующий АДД генерал-полковник Голованов А. Е. издал приказ, которым авиация дальнего действия реорганизовывалась в корпусную си¬стему. Приказ определял создание в АДД восьми корпусов.
Формирование 8-го ак ДД проходило в период подготовки, а затем развертывания Курской битвы. Часть формировалась на базе 36 авиационной дивизии, которая состояла из 42 и 455 бомбардировочных авиационных полков. Формирование осуществлялось путем выделения из их состава новых (108 и 109) бомбардировочных авиаполков, при этом 42 полк, выделив из сво¬его состава 108, вместе с ним составил дивизию с тем же наименованием — 36 авиадивизию. 455 полк, выделив из своего состава 109, вместе с ним составил дивизию с новым наименованием — 48 авиадивизию.
К концу августа формирование дивизий было закончено. 26 августа 1943 года командир 8-го ак ДД генерал Буянский издал приказ, в котором говори¬лось: «Командирам 36 и 48 авиационных дивизий с 27 августа 1943 года перейти на управление и боевую работу в составе корпуса».
Таким образом, днем рождения 8-го авиакорпуса является 27 августа 1943 года.
Оперативная группа «Север-3» 8-го ак ДД в части 36-ой ад ДД работала с аэродрома Ваенга-2, а в части 48-ой ад ДД с аэродромов Африканда и Кемь, что у Белого моря. Задачи у оперативной группы были в основном в подавлении немецких аэродромов на территории Финляндии и Норвегии в момент прохождения морских караванов союзников в порты Мурманска и Архангельска, а так же нанесение бомбовых ударов по морским портам немцев в Норвегии и работа в интересах северного фронта по переднему краю.
Morsunin
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 07 сен 2014 17:24

Группа Набокова

Сообщение Morsunin »

Работали с Африканды
Результаты работы http://podvignaroda.ru/filter/filterima ... 5add09e7ca
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя