Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Информация по найденным самолетам указанного типа

Модератор: Модераторы форумов

Ответить
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение sk16rus »

Меня давно интересовал этот самолет, о катастрофе которого я прочитал в 2004 году в списке потерь ВВС СФ, составленном Ю.В.Рыбиным. А в 2012 году я узнал некоторые подробности тех далеких событий.
Сейчас я решил все собрать воедино, чтобы все было в одном месте (основные сведения и фотографии взяты из тем "Боевая АВИАЦИЯ за Полярным Кругом" и "Батарея береговой обороны № 199(30-й ОАД, Териберка)"с Международного форума коллекционеров "Блокгауз").

Один Ю-88 настолько увлекся фотографированием острова Кильдин, что попал под огонь зенитной батареи а получил повреждение. Опытному пилоту удалось посадить машину на песчаную косу у поселка Териберка, даже не поломав шасси. Узнав от зенитчиков о случившемся, мы послали к самолету катер МО с авиационными инженерами и техниками. Оказалось, что экипаж покидал в воду прицелы и кодовые переговорные таблицы, а сам скрылся в горах, оставив самолет невредимым. Наши специалисты разобрали его, погрузили на баржу, доставили в мастерские, снова собрали, опробовали и облетали.

Когда в апреле 1943 г. к нам в плен попал известный гитлеровский ас Рудольф Мюллер, сбивший на западе около сотни самолетов и удостоенный высшей фашистской награды — Рыцарского креста с дубовыми листьями, ему показали исправный, действующий боевой трофей. Немец сначала очень расстроился, а потом попросил разрешения слетать на нем на свой аэродром, хорошенько отбомбить его и вернуться назад. То ли обер-фельдфебель, видя в нас доверчивых простаков, надеялся с нашей помощью заслужить второй крест, то ли в самом деле проникся злобой к своим партнерам [208] по кровавой авантюре, но только ему ответили, что советские летчики сделают это не хуже, коль сумели сбить такого аса, как Мюллер.

А три немца, бросившие самолет у поселка Териберка, проплутав четверо суток по заснеженной тундре и выбившись из сил, явились на сигнально-наблюдательный пост ОВРа в Тюва-Губе и попросили разрешения у стоявших на вахте краснофлотцев сдаться в плен. Те с удовольствием уважили просьбу обмороженных и голодных завоевателей, поступив с ними по высшим законам гуманности.

Утопленные экипажем Ю-88 документы удалось отыскать и поднять с глубины, что впоследствии позволило нам слушать немецкие переговоры в воздухе.

Платонов В.И. "Записки Адмирала"
&quot;Хроника ВОВ Советского Союза на Северном театре&quot;<br />&quot;Ю-88&quot;, совершивший вынужденную посадку в районе губы Климковка 29 сентября и найденный 1 октября.
"Хроника ВОВ Советского Союза на Северном театре"
"Ю-88", совершивший вынужденную посадку в районе губы Климковка 29 сентября и найденный 1 октября.
Этот же самолет. Ju-88 A-5 (WNr. J88-005039) из II./KG30. Сел на вынужденную 29.09.1941.
Этот же самолет. Ju-88 A-5 (WNr. J88-005039) из II./KG30. Сел на вынужденную 29.09.1941.
На переднем плане - &quot;Хемпден&quot;, на заднем &quot;Юнкерс&quot;. Ваенга.
На переднем плане - "Хемпден", на заднем "Юнкерс". Ваенга.
Из книги Пресняков А. В. &quot;Над волнами Балтики.&quot; — М.: Воениздат, 1979.
Из книги Пресняков А. В. "Над волнами Балтики." — М.: Воениздат, 1979.
В катастрофе 13 февраля 1943 года погиб экипаж старший лейтенант Старцев Иван Данилович из 24-го МТАП ВВС СФ и старший техник-лейтенантнт Лебедев Михаил Васильевич из 15-ой АБ ВВС СФ.
Из ОБД &quot;Мемориал&quot;
Из ОБД "Мемориал"
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение sk16rus »

Перечитал все написанное и сразу увидел кучу неточностей...
1. Из текста книги "Записки адмирала" следует, что Юнкерс сел вынужденно в сентябре 1942 года и в АПРЕЛЕ 1943 еще был "жив"
2. В подписи под одной из фотографий написано про вынужденную в 1941 году
3. В книге "Над волнами Балтики" написано про катастрофу 16 февраля, хотя по ОБД Мемориал она произошла 13 февраля 1943 года.
Так когда же был сбит Юнкерс - в 1941 или в 1942 ?
И как в апреле 1943 года на нем хотел полетать Мюллер, если самолет разбился еще в феврале?
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение igor »

Не KF, а KG 30. Номер 0885039. Есть такая потеря у немцев, хотя пишется, что это якобы самолет с аэродрома Сола и пропал над Сев. морем. Но под знаком вопроса.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение sk16rus »

igor писал(а):Не KF, а KG 30. Номер 0885039. Есть такая потеря у немцев, хотя пишется, что это якобы самолет с аэродрома Сола и пропал над Сев. морем. Но под знаком вопроса.
Игорь, приветствую.
Конечно же KG30!
Просто я создавая тему невнимательно отнесся к копируемому с другого форума тексту ...
А в "Хронике" действительно так написано, как тут: "Ju-88 A-5 (WNr. J88-005039) из II./KF30. Сел на вынужденную 29.09.1941."? Или на Блокгаузе опечатка? А то, если так же, то и с номером "непонятки" получаются...
Или это два разных варианта написания одного номера: J88-005039=0885039
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение igor »

В Хронике, конечно, таких подробностей нет. Цитата от 29 сентября: "Во время полетов отмечалась подача аварийных сигналов с самолетов о вынужденной посадке (один „Ю–88" в районе Титовка)"
От 1 октября: "В 1ч. 01 м. был найден самолет „Ю–88", сделавший 29 сентября вынужденную посадку в районе губы Климковка."
Остальное кем-то додумано. Номер конечно один и тот же. Вообще немцы зачастую, особенно в начале войны, использовали последние цифры (5039).
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение sk16rus »

Спасибо.
igor писал(а):В Хронике, конечно, таких подробностей нет. Цитата от 29 сентября: ...
А год то какой? 1941-й или 1942-ой? :wink:
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение sk16rus »

На "Блокгаузе" получил ответ на свои вопросы от пользователя dad67:
Ответ:
1). Да, следует.
2). В "Хронике ВОВ Советского Союза на Северном театре" дословно написано: 1 октября 1941 года.
В 01.01 в бухте Климковка воздушной разведкой был обнаружен севший на вынужденную Ju-88.
В потерях Люфтваффе за 29 сентября значится:
В Баренцевом море пропал бомбардировщик Ju-88 A-5 (WNr. J88.005039, бортовой 4D + RN) из II./KG30 (F). Пилот ефрейтор Хайнц Вендт (Gefr. Heinz Wendt), штурман ефрейтор Йозеф Маркуардт (Gefr. Josef Marquardt), бортрадист ефрейтор Якоб Мерценик (Gefr. Jakob Merzenick) и бортстрелок обер-ефрейтор Хайнц Хартманн (Obgfr. Heinz Hartmann) пропали без вести.
Учитывая, что 1 октября тела в самолёте не были найдены - экипаж ушёл пешком и сгинул в тундре.
3). Катастрофа - 13 февраля 1943 года.
По "Мемориалу" в этот день погиб ещё авиамоторист 15-й авиабазы старший техник-лейтенант Михаил Васильевич Лебедев. 15-я авиабаза числилась за 118-м ОМРАП. Обстоятельства гибели не знаю.
При наличии выбора всегда предпочитайте сухой документ. В воспоминаниях и мемуарах очень часто события перемешиваются во времени.
Вывод: Мюллер не собирался ни на чём полетать - это придумано для связи слов в предложении.
Но... ответа на вопрос - в сентябре какого года был подбит и совершил вынужденную посадку Ju-88 A-5 (WNr. J88.005039, бортовой 4D + RN) из II./KG30 (F) так и не получил...
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение igor »

Эка мы с Сергеем одинаково загнали. 1941 г., конечно.
Tor
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 27 июн 2012 10:58
Откуда: Ленинград/Романов на Мурмане

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение Tor »

От ненужных побед остается усталость...
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение sk16rus »

спасибо еще раз :D
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение hellcat »

Ещё немного фото этого Юнкерса.
Вложения
s-l1600.jpg
загружено..jpg
загружено...jpg
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение hellcat »

...
Вложения
img138.jpg
5393.jpg
Климковка..jpg
Климковка.jpg
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение hellcat »

Современные фотки губы Климковка.
Вложения
8.jpg
30188939.jpg
64412.jpg
41_mz412_part2.jpg
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение sk16rus »

На ФБ выложили классную фотографию этого Юнкерса - ссылка
Vaenga-1 airfield in 1942: Personnel of 15 AB SF in front of captured Ju 88A-5 WNr. 5039. The aircraft was ex. 4D+RN (5./KG 30), which made an emergency landing on 29.09.41 in Klimkova Bay. After salvaging the plane, it was disposed by 3./9. gvMTAP VVS SF. It was damaged beyond repair on 13.02.43 as a result of a fault in the left engine during a test flight between Cape Fadeev and Rjynda.
FB_IMG_1600585884419.jpg
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение sk16rus »

Еще в свое время я написал небольшую заметку на Яндекс Дене по этой теме тыц, и там есть ссылка на пост Константина Титаренко в ВК, где, в том числе, описана судьба летчиков Люфтваффе.
Члены экипажа Ю-88 - бортрадист ефрейтор Якоб Мерценик, бортстрелок Хайнц Хартманн, штурман ефрейтор Йозеф Марквардт. Юнкерс Ju-88A-5 бортовой 4D+RN (WNr. J88.005039) из II.KF30 не вернулся с задания 29.09.41
Члены экипажа Ю-88 - бортрадист ефрейтор Якоб Мерценик, бортстрелок Хайнц Хартманн, штурман ефрейтор Йозеф Марквардт. Юнкерс Ju-88A-5 бортовой 4D+RN (WNr. J88.005039) из II.KF30 не вернулся с задания 29.09.41
Изображение
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение 7,62mm »

Пилот ефрейтор Хайнц Вендт (Gefr. Heinz Wendt), штурман ефрейтор Йозеф Маркуардт (Gefr. Josef Marquardt), бортрадист ефрейтор Якоб Мерценик (Gefr. Jakob Merzenick) и бортстрелок обер-ефрейтор Хайнц Хартманн (Obgfr. Heinz Hartmann)
Присоединяюсь к вопросу из комментов, а куда делся 4-ый член экипажа? Згинул в тундре, когда экипаж пытался пёхом выбраться к своим?
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение igor »

У А. Марданова - "экипаж ефрейтора Вендт ... был взят в плен", т.е. получается, что был четвертый. Просто на фотку не попал, например, был в плохом состоянии и очутился в госпитале.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение sk16rus »

Тут, как мне кажется, всё просто - либо вышли четверо, но один, по каким-то причинам, не попал на фото, либо вышли трое, а четвертый сгинул в тундре во время скитаний.
Лично мне интересно другое - этот экипаж так и числится погибшим. То есть ни один из плененных не выжил и не вернулся после войны в Германию... :?
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Ju-88 A-5 WNr. J88-005039 из II./KG30

Сообщение igor »

Получив кое-какие дополнительные данные, склоняюсь к тому, что самолет этот летел с минной постановки на "западном фарватере" - входе в Белое море. Но видимо никто не сдал настоящей задачи, чтобы не засветить секретные данные по минам.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя