Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Информация по найденным самолетам указанного типа

Модератор: Модераторы форумов

Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение sk16rus »

Во время поездки в Москву решил во что бы то ни стало посетить Музей техники Вадима Задорожного.
Впечатлений от посещения, как говорится, "Воз и маленькая тележка".
Особенно внимание привлек обалденный Мессер G-6 (Wk.Nr. 411768)
Bf-109G-6-411768.jpg
о котором я слету в Сети нашел вот это:
В районе г.Никеля Мурманской области были обнаружены стойки шасси, фюзеляж, крыло, мотор и части хвостового оперения самолета Ме-109 заводской номер 411768. Самолет сильно пострадал при падении, но по номеру самолета удалось установить, что пилот фельдфебель Вилли Шламмер пропал без вести.
Реставрация проводилась в г.Москве в Тушино. Были заново изготовлены части обшивки фюзеляжа, которые у самолета Мессершмитта особенно сложные, поскольку формование обшивок и шпангоутов фюзеляжа производится одновременно. У немцев эта операция проводилась с использованием стальных штампов, а в условиях реставрации - вручную. Крупные размеры обшивок потребовали применения больших печей при закалке алюминия, что в настоящее время большая редкость.
Оборудование в кабине полностью оригинальное. Пришлось заново изготовить только часть доски приборов, которая на самолете была повреждена.
После завершения изготовления отдельных узлов и деталей в августе 2006, самолет был окрашен в соответствии с оригинальной камуфляжной схемой. Внимательное изучение обломков позволило составить полную схему окраски самолета, включая точное расположение опознавательных знаков и кодов.
Самолет был удостоен первого приза выставки за уникальность и качество реставрации и передан в Музей Техники Вадима Задорожного для вечного хранения.

Отсюда
Как я понял после дальнейших поисков - этот Мессер из состава 11./JG5 (Черная 1) был сбит 23.08.1944 года (Fw. Willi Schlammer).
Одно для меня осталось непонятным (скорее всего я чего-то не знаю) - почему у этого самолета с разных сторон написаны разные коды
411768.jpg
О чем то подобном я уже где-то читал, но так и не разобрался до конца...
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение igor »

Что-то они начудили. Этот самолет был просто Черная 1. Даже если вдруг на нем каким-то чудом оставались половинки stammkenzeichen, RX+FN принадлежали самолету с №411968. Вообще не видел ни одной фотки, чтобы и заводские коды, и тактические цифры вместе были. С первыми перегоняли, по перегону перед боем закрашивали.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение sk16rus »

igor писал(а):Даже если вдруг на нем каким-то чудом оставались половинки stammkenzeichen, RX+FN принадлежали самолету с №411968.
Когда лазил по Интеренету, видел примерно одинаковые записи вот такого типа:
Bf 109G-6 411768 FN+RX, RW+ZI, II/JG 5 "Black 1", Vadim Zadorozny Technical Museum, Moscow, Russia
Например тут или тут.

Конечно, нельзя исключать, что это ошибочная запись, и она просто расползлась по Сети. Но там еще указан другой код (RW+ZI) и мне просто хотелось бы узнать, что вообще эти коды обозначают.

Кстати, если перейти по указанной в первом сообщении ссылке на историю реставрации этого самолета, то там есть его фото еще без буквенных кодов и заводского номера на киле.
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение igor »

Надписи типа FN+RX, RW+ZI на самолетах называются Stammkennzeichen. Это коды, присваивавшеся самолетам на заводах-производителях. позволяли опознавать самолеты до того, как они будут отданы какому-то подразделению.
FN+RX - действительно код обсуждаемого самолета. Таким он выкатился из ворот завода и перегонялся через Финляндию на фронт. Но на аэродроме Петсамо механики обязаны были закрасить их и нанести черную единичку.
RW+ZI приписывают этому самолету по ошибке, если верить http://www.luftwaffe-experten.org/stam-f.html.
Да даже если было вдруг два штамма один за другим, по любому они не должны соседствовать с обозначением в подразделении.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение sk16rus »

igor писал(а):Надписи типа FN+RX, RW+ZI на самолетах называются Stammkennzeichen. Это коды, присваивавшиеся самолетам на заводах-производителях. позволяли опознавать самолеты до того, как они будут отданы какому-то подразделению.
Тогда еще вопрос - если считать, что музейный Мессер только что с завода (и на нем не написана черная единичка), то этот самый Stammkennzeichen написан правильно - по две буквы с каждой стороны? Или на одной стороне (обеих сторонах) должны были быть написаны все четыре буквы - по две, разделенные крестом?
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение igor »

С обеих сторон фюзеляжа FN+RX и те же буквы без креста на крыльях снизу, FN на правом, RX на левом.
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение hellcat »

Четырёхбуквенный заводской код наносился на обе стороны фюзеляжа и снизу на плоскости. Как правило, в частях буквы кода на фюзеляже закрашивали. Но были исключения. Снизу крыла он обычно оставался. Где то писали, что код наносился на заводе легкосмываемой темперой-это всё ерунда, есть примеры, когда на обломках краска камуфляжа от времени исчезла, а буквы Штаммкенцайхена отлично видны. На фото Bf 109G-2 W.Nr.14798 GJ+QP, верховья Западной Лицы.
Вложения
img101.jpg
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение hellcat »

Про мессер Шламмера много чего пишут-то поднят из озера под Мурманском, то у Никеля. По информации Андрея Копыткова, обломки самолёта были кем то складированы в леске у болота километрах в пятнадцати южнее Луостари. Видимо, место падения его было где то в верховьях реки Малая Печенга. Когда кантовали обломки, из них выпал жетон пилота. На фото-труба фюзеляжа самолёта Шламмера.
Вложения
1329232285_109G_rear_fuselage.jpg
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение sk16rus »

Так на ней букву F видно довольно четко!
Может в подразделении закрасили только те буквы кода, на месте которых потом написали Единичку, а другие не трогали (т.е. слева закрасили RX, а справа FN)? Тогда становится сразу понятно, почему на этом Мессере в Музее с разных сторон нарисованы разные буквы, и тогда все встает на свои места!
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение igor »

Но тогда после креста должна быть R, а не F. Вообще как будто FT,
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение sk16rus »

igor писал(а):Но тогда после креста должна быть R, а не F.
Вообще то да... Но судя по фотографии, которую выложил Альберт - вроде все правильно...
igor писал(а):Вообще как будто FT,
Да, после F на самом деле кажется, что написана Т. А значит, что все равно не все так гладко, как хотелось бы...
:D
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение igor »

Это может и не буква, а какие-то странные глюки коррозии? Я не поверю, что техники стали старательно выкрашивать желтую линию вокруг букв штаммкенцайхена. Или что желтая краска избирательно слезла только с буквы F. Там еще после нее кружочек вроде как.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение sk16rus »

Если внимательно приглядеться, перевернув снимок, то можно даже предположить, что это не буквы FT, а одна немного покореженная буква R (правда вторая ножка у нее нарисована не от основной, как на фото из Музея,, а от скругления).
Как то так:
1329232285_109G_rear_fuselage.jpg
В общем жаль, что других снимков фюзеляжа нет...
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение hellcat »

sk16rus писал(а): В общем жаль, что других снимков фюзеляжа нет...
Возможно, что и есть... Интересно, у Момбека в обстоятельствах потери этого мессера написано: воздушный бой восточнее Киркенеса. Довольно растяжимое понятие.
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение hellcat »

igor писал(а): Вообще не видел ни одной фотки, чтобы и заводские коды, и тактические цифры вместе были. С первыми перегоняли, по перегону перед боем закрашивали.
Было, что и не закрашивали, а наносили поверх. Пример-известный самолёт KJ+GU из JG52 Херберта Майсслера. http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.p ... post364052
Аватара пользователя
muarg
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 21 авг 2011 21:46
Откуда: Мурманск

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение muarg »

2foto ME109G6.jpg
Крупным планом. На другой стороне трубы надписи не сохранились...
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение sk16rus »

А вот теперь FN почти стопроцентно!
Спасибо!
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение hellcat »

Прикольная ситуация получается. Если достоверно известно, что код этого самолёта FN+RX, а не наоборот, то на левом борту за крестом должно быть именно RX, а не FN. Мы же читаем слева направо. А то получается, что код этого самолёта был ...+FN. И веркнуммер не 411768. Так опять же "чёрная 1". Сплошная загадка. Желательно увидеть нижнюю поверхность крыльев, если таковые фото сохранились. Может там буковки какие были нанесены. Представляет интерес диск-символ 4 группы. На музейном мессере его почему то игнорировали.
Аватара пользователя
muarg
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 21 авг 2011 21:46
Откуда: Мурманск

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение muarg »

О том, что самолет Шламмера узнали из жетона пилота, который нашли во время вывоза с места обнаружения деталей. Там же, где нам разъяснили принадлежность самолета, сообщили и его бортовой код RX+FM. На нижней поверхности сохранившейся консоли никаких букв не было.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Bf-109 G-6 WNr. 411768 (411968)

Сообщение sk16rus »

hellcat писал(а):Если достоверно известно, что код этого самолёта FN+RX, а не наоборот...
muarg писал(а):...сообщили и его бортовой код RX+FM
Еще интереснее стало...
Изображение
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя