Re: Arado 199 WNr. 3673, 10.SNSt (Ofw Urtel)
Добавлено: 28 янв 2017 08:15
igor
Эта история началась еще до войны, когда на фирме «Арадо» задумали сделать машину для окончательного обучения слетанных экипажей гидросамолетов. Два кресла для пилотов стояли рядом, а курсант-радист с комплектом аппаратуры находился позади них. По описаниям останков самолета в 80-х гг., сидений было уже 4 - видимо, кабину переделали под новые нужды.
Ar.199 стал развитием двухместного спортивного/учебного самолета Ar.79, скрещенного с поплавковой конструкцией Ar.196. В отличие от деревянного 79-го, новая машина стала цельнометаллической и подходила для старта с катапульт. Первый прототип (Ar.199V-1) взлетел в 1939 г., за ним последовали V-2 и V-3. На всех стоял двигатель «Аргус» As 410C на 450 л.с. с двухлопастным винтом.
Данные о том, сколько самолетов такого типа было построено, разнятся. Все сходится на том, что сделали 199-х мало. Хайнц Новарра пишет о 3 прототипах и «небольшом количестве» Ar.199А, Барри Китли - про 5 прототипов и 10 предсерийных машинах. Райнер Кокер в своем блоге написал, что на французском заводе SIPA сделали как минимум 20 Ar.199А. В любом случае, немцы ограничились весьма малым заказом на этот гидросамолет, хотя он был признан весьма удачным. Однако, для обучения уже было в наличии много устаревших самолетов, которым не имелось другого применения - этот факт и похоронил Ar.199А.
Третий прототип (Ar.199V-3) сначала имел на борту гражданский код D-ITLF. Заводской номер - 3673. Подробности судьбы самолета после окончания тестов неизвестны. Точно можно сказать только то, что летом 1942 г. он служил в 10-м отряде спасения на море (10. Seenotstaffel), главной базой которого служил порт Тромсё.
Тем летом в Заполярье кипели яростные битвы между Люфтваффе и советскими ВВС. Экзотическому гидросамолету пришлось в них поучаствовать - и стать жертвой.
Рассказ о нем начнем издалека. 13 августа в 14.12 с аэродрома Банак взлетели 14 Ju.88, целью которых должен был стать аэродром «Варламово-1» (так немцы называли Ваенгу-1). 1 самолет не смог сбросить бомб по техническим причинам, остальные в 15.47 провели бомбометание с горизонтального полета, с высоты 6500 м. Атаковали они северную часть аэродрома и наблюдали «хорошие попадания в край летного поля и места стоянок самолетов». Затрачено противником было 13 SD 250 и 246 SD 50. В качестве оборонительных мер «юнкерсы» отметили только меткие зенитки на участке от Роста до Полярного. Потерь они не имели.
В качестве эскорта с бомбардировщиками с аэродрома Киркенес в 15.02 вылетели 6 тяжелых истребителей Bf.110. Из них один тоже «оказался с гнильцой» и вернулся домой вследствие появления проблем с матчастью. После выполнения задачи одно звено - 3 «мессера» под началом будущего знаменитого аса Т. Вайссенбергера провело воздушный бой с группой советских самолетов, опознанных немцами как 8 «Томахоков». Место боя, по мнению противника - 10 км зап. Мурманска, высота 3000 м. В актив немцам пошла заявка на один советский истребитель, который якобы сбил стрелок-радист унтер-офицер Шрёдер. Отпраздновать свою победу он не успел: его Bf.110, которым управлял лейтенант Х.-Б. фон Рабенау, получил смертельные попадания. Если верить рассказу Шрёдера, их самолет почему-то остался один на высоте, атакуемый шестью советскими самолетами - тогда как остальные «мессеры» ушли вниз. Впрочем, в рассказе стрелка довольно много неточностей. С двумя поврежденными и дымящими моторами Bf.110 не имел шансов вернуться, отчего Рабенау приказал экипажу выпрыгивать. Кроме двух летчиков, третьим с ними, как на грех, летел в тот раз корреспондент, зондерфюрер Кунке. Шрёдер, раненый к тому времени в правую руку, первым выполнил приказ. За ним последовал «пропагандист». Судя по его отчету, на тот момент пилот был жив-здоров, а самолет находился на высоте 1500 м. Тем не менее, Рабенау не выпрыгнул с парашютом, а упал и сгорел вместе с Bf.110F-2, заводской №4547, бортовой код «LN+MR». Возможно, он пытался сесть на вынужденную, но не сумел совладать с тяжело поврежденной машиной. Экипажи остальных самолетов наблюдали, как падает и горит на земле самолет их «камрада», а также видели 2 парашюта. Место событий у немцев описано как 40 км юго-западнее Мурманска.
Посмотрим теперь на события того дня с другой стороны. Зенитчики приняли противника за 2 группы «Ю-88» (7 и 8 самолетов) под прикрытием трех «Ме-109». В 15.43 по ним открыли огонь 4 дивизиона зениток. Израсходовав 413 снарядов, наши зенитчики о сбитых не доложили, сами потерь и повреждений не имели.
По данным ВВС 14 Армии, только 6 «юнкерсов» на самом деле бомбили Ваенгу. Еще 8 атаковали войска на дороге от м. Мишуков до линии фронта. Именно вторая группа имела «при себе» в качестве сопровождения Ме-110. Однако, по сводке 7 ВА все немецкие бомбардировщики (числом 12 шт.) атаковали аэродром Ваенга. Сводка ВВС СФ добавляет, что в 15.50 7 «юнкерсов», а через минуту еще 6 бомбили Ваенга-1, в результате чего сгорел 1 ДБ-3Ф, а еще 2 были повреждены и подлежат текущему ремонту. Кроме того, сгорел 1 бензозаправщик.
Хотя в небе на высоте 5-6 км район Мишуково - Белокаменка патрулировали 4 «томахока» из 2-го ГКАП, ни один из них в бой с немцами почему-то не вступил. Без всякого боя капитан Орлов и старшина Бокий совершили вынужденные посадки на свой аэродром из-за тряски моторов. В итоге, бой с немцами пришлось вести 19-му ГИАП, силами «аэрокобр» и «томахоков». Если верить сводке 7 ВА, наших истребителей было 7 и 4, соответственно. 258-я ИАД сообщает по другому: сначала в бой вступили 1 «кобра» и 2 Р-40, прикрывавших с воздуха аэродром базирования, затем к ним подключились 4 Р-39 и 2 Р-40, возвращавшихся после сопровождения Пе-2. По мнению наших летчиков, сражаться им пришлось с 14 Ме-109 и 5 Ме-110 в районе зап. Тулома. Один Ме-110 был записан сбитым, один Ме-109 ушел на запад с сильно горящим мотором - его посчитали предположительно сбитым. У нас была сбита одна «кобра», пилот которой выпрыгнул с парашютом. Второй такой же самолет после повреждений в бою сел на вынужденную на своем аэродроме. Следует заметить, что 14 Bf.109, которые на самом деле были в том же районе, в 16.00-16.20 вели бой с «30-40» советскими самолетами разных типов, из которых 14 заявили сбитыми. Сами они потерь не имели.
Отсюда ясно, что Рабенау и его экипаж стали жертвой летчиков 19-го ИАП.
Как только стало ясно, что самолет сбит и кто-то из членов экипажа остался на территории противника, немцы начали проводить поисковые вылеты. Для этой цели два раза вылетали Bf.109 из III группы (2 и 4 самолета), а также, в 17.26-20.33, Hs.126 из 1.(Н)/32 с аэродрома Петсамо. Именно он нашел сгоревший самолет в 6 км восточнее Урд-озера, но не видел следов выживших летчиков. В 22.30 на место событий вылетели два Bf.110 - Вайссенбергер и гауптманн Шмидт. Они тоже нашли сбитый 110-й, только место его определили как «9 км восточнее южной оконечности Урд-озера». В километре от него был найден и Кунке, которому сбросили дымовые шашки, аварийный запас и продовольствие.
Наши видели кипучую деятельность немцев в районе Урд-озера и заподозрили, что там была сбита какая-то крупная шишка. 73-й ОБ ВНОС так и написал в своем донесении: «в этом районе... находится один из крупнейших летчиков противника, который оказался сбитым, т.к. обыкновенного летчика-фрица так долго и тщательно не разыскивают».
Вскоре после посадки на базе пара Шмидт - Вайссенбергер в 02.50 перелетела на Петсамо, откуда они делали новые вылеты на спасение сбитых коллег. В 03.50 они сопровождали один «шторьх», управляемый фельдфебелем Ролльником из «церштёрерштаффеля». Найдя Кунке, «физелер» пытался сесть и подобрать его, но вокруг простиралась неподходящая для посадки местность - болота и маленькие озера. Поэтому пропагандисту сбросили еще один «летний аварийный набор», а также упакованные в футляр указания насчет плана дальнейших действий. Зондерфюрер должен был к 10.00 добраться до южной оконечности Урд-озера и там ждать, обозначив себя световыми сигналами и цветными полотнищами.
Далее вступает в действие главный герой нашего рассказа. Так как спасать Кунке собирались с берега большого озера, немцы решили послать за ним небольшой гидросамолет. Ar.199 с бортовым кодом «TJ+HL» стартовал с гидроаэродрома Киркенес с обер-фельдфебелем Г. Уртелем за штурвалом. Вместе со штатным радистом «арадо» (его фамилия неизвестна) в кабине был еще радист гауптмана Шмидта - унтер-офицер Фридрих. Он должен был послужить неопытным в полетах над сушей морским спасателям в качестве «проводника». В 13.07 «арадо» взлетел на задание под прикрытием все той же пары Bf.110. Без лишних проблем немецкие самолеты нашли нужное место, но никого там не обнаружили. Впрочем, покружив рядом, пропажу все-таки нашли: гауптман Шмидт засек Кунке на берегу соседнего озера Везнъяврш (южнее Урд-озера). Неискушенный в путешествиях по тундре зондерфюрер перепутал водоемы. Эта ошибка стоила потерянного времени и привела к печальным для них последствиям.
Пока «арадо» заходил на новую «посадочную площадку», спускал надувную лодку и подбирал с восточного берега Кунке, в спасательную акцию вмешались советские истребители. Когда только немцы появились в районе Урд-озера (в 13.47 по нашим данным), от постов ВНОС пошло предупреждение в 122-ю ИАД ПВО и ВВС 14-й Армии. ПВОшники не откликнулись (скорее всего потому, что имели на тот момент всего 5 боеготовых самолетов). Поэтому, злыми гениями для немцев стали летчики 19-го ГИАП и их коллеги из 197-го ИАП. В бой в 14.02 они выслали 2 Р-39, 2 Р-40, в 13.56 - 6 «харрикейнов».
Описания с обеих сторон выглядят довольно запутанными. По мнению немцев, внезапно появившиеся два самолета «МИГ» атаковали уже выруливающий на взлет гидросамолет и смогли его повредить. У него был прострелен правый поплавок, отчего старт стал невозможен. Это подтверждается нашими донесениями, в которых после атаки цель накренилась правой плоскостью на воду. Судя по всему, парой «МИГов» были «томахоки» летчиков Барсукова и Новожилова. Они, кстати, ошиблись в описаниях, потому что на фотографиях подбитого «арадо» видно, что он накренен налево, и в воде именно левый поплавок. Сразу после успеха советские машины сами попали под удар «трех» Ме-110, из которых, по докладам пилотов, пару они смогли сбить, а третий удрал. Командование, однако, зачло только один сбитый, а второй посчитало только поврежденным и ушедшим на свою территорию под прикрытием третьего самолета. Именно так описали ситуацию наземные посты. Где в это время были «аэрокобры», непонятно - возможно, они обследовали Урд-озеро и просто не успели к месту событий.
Немцы со своей стороны тоже записали себе один сбитый советский самолет - слабое утешение за провал спасательной миссии. «Мертвая душа» пошла на счет Вайссенбергера. Шмидт ограничился заявкой на подбитый, ушедший в сторону с черным дымом «МИГ» - ему победу не засчитали. Бой был с немецкой точки зрения в 14.25, после чего в небе появилось еще 6 советских самолетов (видимо, «харрикейны»). «Мессеры» отвлекли их, уводя от озера на запад, а затем восвояси отправились на базу. В 15.00 оба сели на Петсамо.
С близлежащих постов ВНОС (7302, 7305, 7331) к Урд-озеру для поиска вражеских летчиков было выслано по 4 человека. Забегая вперед можно упомянуть, что все группы обследовали Урд-озеро и, конечно же, ничего там не нашли, вернувшись к 00.15 16 августа с пустыми руками. Неудивительно, ведь искали не там - судя по всему, летчики забыли уведомить ПВОшников о точном месте боя.
Немцы продолжили вылеты в район Урд-озера. С 15 до 22 ч. туда летали 16 Bf.109 из II./JG 5 с Петсамо и в 18.25-19.30 пара BF.110 с Киркенеса. 4 человека обнаруживались в 10 км западнее Урд-озера на марше в сторону фронта. Им сбросили указания двигаться в сторону полевого дозора №11, откуда, в свою очередь, навстречу выдвигались немецкие солдаты.
Что же в это время было на земле, то есть на воде? Когда «арадо» был атакован, Фридрих, оставивший об этом случае подробный рассказ, сначала даже не понял, откуда ведут огонь. При нем был пулемет MG-15, который он прихватил в полет на невооруженном спасательном самолете на всякий случай. Фридрих думал, что их обстреливают с берега, но потом увидел самолеты в небе и даже пытался по ним стрелять. Когда гидросамолет получил попадания, Уртель смог довести его до северного берега озера. Вынув из неповрежденного поплавка аварийный паек и канистру с водой, немцы испортили приборную панель и рацию, а затем выбрались на берег. С собой они прихватили также пулемет, 2 барабана с патронами и навигационные приборы. По рассказу Фридриха, вскоре прилетела целая эскадрилья советских самолетов, которые принялись штурмовать «арадо», однако они не смогли его даже поджечь. Немцы в это время прятались в жидком лесочке на берегу и отделались только легким испугом. Когда наши самолеты улетели, вражеские летчики немедленно бросились наутек. На озеро с подбитым «арадо» на следующий день (15 августа) и утром 16 августа два раза вылетал наш гидросамолет типа Ш-2. Как записано в донесении командира 73-го ОБ ВНОС, советские летчики обнаружили вражеский гидросамолет почти сгоревшим и разбитым, а также сняли с него вооружение, приборы и другое «крупное имущество». Однако, если судить по фото, этот рассказ, мягко говоря, далек от истины. На фото видно, что «арадо» хоть и покалечен, но не носит следов пожара. Неясно также, какое с него можно было снять вооружение.
15 августа по паре вылетов на поиски бредущих по тундре «камрадов» сделали Bf.109 и Bf.110. Беглецы снова были обнаружены идущими в нужном направлении, погоня отсутствовала. Полевой дозор №11 находился от места гибели «арадо» в 60 км. К счастью для четверых летчиков, Фридрих как раз недавно нанес его на свою карту. Поэтому проложить маршрут не составляло труда, и главной задачей было пересечь дорогу от лагеря «Мотовка» до Ристикента. Здесь тоже «путешественникам» повезло. Обозначенная на карте «дорога» в реальности оказалась просто хорошо натоптанной тропой. Немало проблем доставило преодоление многочисленных болот, дождь и холодный ветер ночью. Спастись от него немцы пытались, обмотавшись многочисленными картами. Замерзшие и погрызенные комарами, 15 августа они добрались наконец до своих.
Стоит упомянуть, что не обнаруженный во время поисковых операций Шрёдер в одиночку сам смог тоже добраться до контролируемой немцами территории, причем 16 августа он вышел практически к самому аэродрому Петсамо. После лечения в госпитале он не вернулся в Норвегию, а получил назначение в V./KG 40.
Самолет же долгое время простоял в озере, все глубже увязая поплавками в донных отложениях. Место было довольно глухое и никто не трогал «экзотическую водоплавающую птицу», пока мимо не стали тянуть линию электропередач. Рабочие ради интереса пытались вытянуть самолет на берег с помощью тягача. При этом сломались подкосы поплавков, а один поплавок так и остался в воде. Именно после этих событий сделано большинство позднейших фотографий. С тех пор лежащий на берегу «арадо» посещали любопытные - охотники и рыболовы. Они оставили следы своего «любопытства» - расстрелянная дробью хвостовая часть со крестом, разломанные ломом плоскость и кабина. Летом 1980 г. гидросамолет осматривала делегация летчиков-североморцев и представителей музеев. Однако, забирать его не стали из-за плохого состояния. Время пришло только в 1993/94 гг., когда самолет забрали и отправили заграницу - сначала в США, потом в Канаду.
Re: Arado 199 WNr. 3673, 10.SNSt (Ofw Urtel)
Добавлено: 28 янв 2017 12:07
hellcat
Игорь, спасибо. Думается, немцы могли поплавок при спешке и об валуны пробить, коих в наших озёрах предостаточно и не всегда они у самого берега. ГСТ м-ра Васильева из 118 ап на Килмыкъявре пример. А списали на обстрел противника. Я не спец в этом вопросе, но поплавок должен разделяться переборками на отсеки и одна две пулевых пробоины к немедленному затоплению не приведут. Чего не скажешь, если его разодрать о подводные камни. Если предположить, что поплавок, расположенный под крылом, всё таки изрешетили пулями, что тогда должно стать с самолётом и экипажем?