Страница 1 из 1

Анциферов Евгений Григорьевич

Добавлено: 21 сен 2018 11:16
sk16rus
Анциферов Е.Г - письмо.jpg
В списках 255-го ИАП ВВС СФ долгое время числился летчик Анциферов Е.Г., по которому было очень мало данных, к тому же требующих уточнения. И вот вчера на меня вышла его дочь Вера, которая предоставила письмо отца, в котором описывается его боевой путь.
Выдержки из этого письма с разрешения Веры я представляю вашему вниманию.

  • Я провоевал всю войну от первого звонка до последнего. До 1943 года служил в истребительной авиации в качестве летчика.
    Был командиром звена. За время войны был сбит на самолете ЛаГГ-3 мессершмиттом на юге Украины в конце лета 1941 г. И имел аварию на самолете ЛаГГ-3 летом 1942 г. в осажденном Ленинграде. И вот, из-за того, что после этих происшествий я попадал в другую часть, у меня в моем личном деле нет никаких документов о том, что со мной происходило до этого.
    Нет справки о контузии при аварии и ранении при сбитии. Откровенно говоря, я тогда ,во время войны, не знал, что должны быть такие справки и нужны ли они вообще. А вот теперь, после демобилизации, мне каждый раз при разных сборах в райвоенкомате и проверках документов приходится уверять и доказывать, что у меня были и контузия и ранение, что я лежал в госпиталях. Но мне отвечают, что справок об этом в моем личном деле нет и у меня тоже, а то, что написано в автобиографии, то недействительно.
    Вот я и обращаюсь к вам за помощью, помогите мне достать справку хотя бы о том, что меня сбивали, что я был ранен и лежал в госпиталях. По этому вопросу обратиться к Вам мне посоветовали работники Обоянского райвоенкомата.
    А теперь, подробнее о прохождении мной военной службы.
    Я родился в 1920 году в г.Курске. Окончил Курский аэроклуб. Весной 1940 г. я закончил учебу в Качинской Краснознаменной школе пилотов им. Мясникова , около Севастополя и был направлен в ЗАП (запасной авиаполк) в г. МедыньКалужской области. Осенью 1940 г. был переведен в строевой 164 ИАП в г. Умань (Украина).
    Весной 1941 г. полк перелетел на аэродром Куровице (южнее г. Глиняны) километров в 20 восточнее г. Львова (Западная Украина).
    Там застала война. Когда полк находился в районе Тернополя часть летчиков и меня в том числе собрали и отправили переучиваться летать на самолетах ЛаГГ-3 под г. Горький на аэродром около станции Сейма. После переучивания создали полк и направили его в Новониколаевку (на юге Украины). Номер полка я забыл и вспомнить никак не могу. Фронт тогда проходил по Днепру. Потом полк перелетел в г. Джанкой. В одном из воздушных боев при налете 3-х Хейнкелей -111 на г. Джанкой я сбил один Хейнкель. Вскоре полк перелетел в район г. Евпатория (аэродром, кажется назывался Юдиндорф).
    В одном из вылетов на сопровождении «СБ», которые летали бомбить г. Чаплино (или Чаплинку) меня сбил немецкий мессершмитт. В том же бою был сбит еще один мой товарищ. Он выпрыгнул из горящего самолета на парашюте, а я старался посадить самолет. Упал я на своей территории, но кто меня подобрал и через сколько времени я не знаю. Очнулся я в полевом госпитале (в палатке) на операционном столе, когда мне «чинили» голову. Потом меня и товарища моего стали перевозить из госпиталя в госпиталь по городам Крыма. Хорошо запомнился госпиталь в г. Феодосия – там я пробыл подольше. Под конец выздоровления меня перевезли в госпиталь в г. Краснодаре. Когда я выздоровел меня направили в г. Ростов-на-Дону. Но город на другой день сдавали и меня посадили в эшелон и увезли в г. Гудермес, около г. Грозного. Через некоторое время из Гудермеса меня послали в г. Кировабад Азербайджанской ССР и зачислили в 255 ИАП.
    Там я потренировался в полетах и с полком уехал в г. Горький за самолетами. По получении самолетов полк направили в блокадный Ленинград в 3-е Парголово.
    В одном из полетов отказал мотор ия упал в лес около аэродрома. Опять лежал в госпитале. В это время, когда я лежал, ко мне приходил мой брат Анатолий, который тоже был летчиком и летал на самолете И-16. Их полк стоял на другом аэродроме. Брат погиб, когда я уехал на Север. Кончал он Чугуевскую летную школу. После госпиталя в Ленинграде я был в Доме отдыха, кажется в Хвойной.
    В это время мой 255-й ИАП направили на Северный флот в Ваенгу – теперь г. Североморск и я после окончания отдыха решил ехать за полком в Североморск.
    За время моего выздоровления и отдыха в 255 ИАП самолетов поубавилось и меня откомандировали в соседний 78 ИАП, летавший на «Харрикейнах». В одном из полетов на «Харрикейне» у меня произошла поломка и доктора решили, что я не совсем выздоровел после ленинградской аварии, а меня допустили летать. Они отстранили меня от полетов до полного выздоровления, но так как шла война, то меня направили на полуостров Рыбачий начальником поста наведения в Цып-Наволоке и Вайталахти. До 1958 г. до демобилизации я продолжать служить в войсках ПВО СФ.
    Имею награды: два ордена «Красной Звезды» и медали

Re: Анциферов Е.Г.

Добавлено: 21 сен 2018 12:41
7,62mm
.....часть летчиков и меня в том числе собрали и отправили переучиваться летать на самолетах ЛаГГ-3 ..... После переучивания создали полк и направили его в Новониколаевку (на юге Украины). Номер полка я забыл и вспомнить никак не могу. ... Потом полк перелетел в г. Джанкой. В одном из воздушных боев при налете 3-х Хейнкелей -111 на г. Джанкой я сбил один Хейнкель. Вскоре полк перелетел в район г. Евпатория (аэродром, кажется назывался Юдиндорф)...В одном из вылетов на сопровождении «СБ», которые летали бомбить г. Чаплино (или Чаплинку) меня сбил немецкий мессершмитт. В том же бою был сбит еще один мой товарищ. Он выпрыгнул из горящего самолета на парашюте, а я старался посадить самолет. Упал я на своей территории
Новониколаевка, это вроде, как Крым, и Чаплинка тоже, и это место базирования в тот период двух групп JG77. По выделенным из текста тэгам выходит, что речь идёт о 247 иап ВВС 51 Армии
https://ru.wikipedia.org/wiki/247-%D0%B ... 0%BB%D0%BA

http://militera.lib.ru/h/0/pdf/morozov_me01.pdf

Re: Анциферов Е.Г.

Добавлено: 21 сен 2018 14:13
sk16rus
7,62mm писал(а):...выходит, что речь идёт о 247 иап...
Всё верно - в краткой истории 255-го ИАП (февраль 1942 года) у него тоже указан этот полк.

Re: Анциферов Е.Г.

Добавлено: 21 сен 2018 15:31
7,62mm
sk16rus писал(а):Всё верно - в краткой истории 255-го ИАП (февраль 1942 года) у него тоже указан этот полк.
Не нашел пересечений. Можно ссылку?

Re: Анциферов Е.Г.

Добавлено: 21 сен 2018 16:26
sk16rus
7,62mm писал(а):
sk16rus писал(а):Всё верно - в краткой истории 255-го ИАП (февраль 1942 года) у него тоже указан этот полк.
Не нашел пересечений. Можно ссылку?
Ссылки нет.
Мне в своё время "по блату" документ скинули.
Это оттуда...
Анциферов 255.jpg

Re: Анциферов Е.Г.

Добавлено: 21 сен 2018 16:34
7,62mm
"..ЛаГГ3 0,22...", это чего? Часов налёта, что ли? 0,22 часа налёта? Это...чуть более 13 мин. От ВПП оторваться не успел! Шучу, конечно.

Re: Анциферов Е.Г.

Добавлено: 21 сен 2018 16:57
sk16rus
Да, это часы налёта.
У моего деда, на момент составления документа, на ЛаГГ-3 не на много больше было...

Изображение
А на момент гибели - на ЛаГГ-3 199 часов (в том числе на 103 боевых вылета), при общем налёте 1960 часов (ЦВМА, Ф.12, оп.1, д. 1133, л.л. 35-36)

Хотя не понятно, почему в документе, составленном ранее, общий налет больше, чем на момент гибели... Где-то, видимо, опечатка...

Re: Анциферов Евгений Григорьевич

Добавлено: 22 сен 2018 07:57
sk16rus
Уточнение.
Вероятно, это часы налёта на ЛаГГ-3 именно в составе 255-го ИАП, так как на этом типе самолета Анциферов Е.Г. летал еще в составе 247-го ИАП.
И по наводке Михаила Юрьевича Быкова о том, что Анциферов Е.Г. имеет на своём счету два сбитых истребителя противника, и это можно посмотреть в ЖБД полка, нашёл вот этот документ, где указано о сбитых, а так же о ранении Анциферова

Re: Анциферов Евгений Григорьевич

Добавлено: 23 сен 2018 11:57
7,62mm
Сергей. Посмотри если у тебя есть доступ к остальным записям в ЖБД за предыдущие дни. Анциферов говорит в письме, что при отражении бомбардировки Джанкоя он сбил He-111 (с большой долей вероятности из KG27). Если ещё принять во внимание запись в ЖБД и соотнести её с налётом наших на Чаплинку, то Анциферову приписывают ещё пару "стодевятых мессеров" (наверняка из II или из III/JG77). Выходит, что за короткий промежуток сентябрьских воздушных боёв над Крымом мл.лейтенант Анциферов "завалил" три гитлеровских аэроплана. Это уже что-то! Почти Ас!

Re: Анциферов Евгений Григорьевич

Добавлено: 23 сен 2018 16:52
sk16rus
Как я понял со слов Быкова, бомбер Анциферова не подтверждается.
Но посмотреть можно, когда время будет.
Кстати, вот ССЫЛКА на ЖБД

Re: Анциферов Евгений Григорьевич

Добавлено: 23 сен 2018 21:37
7,62mm
В ЖБД упоминаются в этот период Ю-88, а это однозначно не KG27! Может тогда из KG51? Тогда возникают некоторые вопросы по воспоминаниям и ЖБД.
- мог ли Анциферов в запарке боя спутать "юнкерс" с "хейнкелем"?
- может по давности событий в памяти у Анциферова вкралась ошибка, и он сбив Ju-88 в письме называет его He-111?
- на 3 странице ЖБД в событиях за 12.09 (правда события развивались в районе Перекопа), есть запись, что НЕКТО сбил Ю-88, а ВТОРОЙ Ю-88 сбил лейтенант Марунченко. Летали "шестеркой" ЛаГГов, в том числе и Анциферов. Так вот, кто этот НЕКТО?
Хотя если разобраться, то случай описываемый Анциферовым про сбитие одного из трёх Хейнкелей-111 над Джанкоем, явно разнится с боем из 6 Юнкерсов-88, "мессеров" с фокке-вульфами, и нашей шестёркой ЛаГГов. Как говорится: захочешь, - не перепутаешь!

Re: Анциферов Евгений Григорьевич

Добавлено: 26 сен 2018 12:54
sk16rus
Да, интересный "некто"... Даже намёка нет, кто это мог быть...

А тем временем Вера прислала мне письмо, в котором еще поделилась тем, что рассказывал её её отец (публикую с её согласия):
  • Я просматривала тему на форуме и решила еще добавить, что я помню из того, что отец рассказывал. Он сказал, что он сбил своим самолетом самолет немца (разумеется я никогда не запоминала названий самолетов, хотя была у отца книжечка как записная - где все самолеты были)
    То есть он направил свой самолет на самолет противника и так его сбил. И в другой раз немец в самолете тоже его однажды сбил. Два раза отец сажал горящий самолет, оба раза не помнил как его вытаскивали из самолета.
    Контузия у него была и шрам на лбу. Но вряд ли он забывал, кого и как сбивал.

Re: Анциферов Евгений Григорьевич

Добавлено: 26 сен 2018 16:02
7,62mm
sk16rus писал(а):
  • вряд ли он забывал, кого и как сбивал.
Поэтому (не в упрёк Быкову) нужно искать сбитый или же повреждённый He-111, в районе Джанкоя в конце августа, начале и до 13 числа сентября 1941-го. На тот момент, по информации из инета, стоодиннадцатыми Хейнеклями комплектовалась орудовавшая в тех местах бомбардировочная эскадра KG27 "Boelcke" (названная по фамилии германского летчика-аса 1 мировой войны Освальда Бёльке), входившая в состав 4 воздушного флота.
Ну и понятно, что термин "сбил самолётом самолет", это, что ни на есть воздушный таран. Вот только фраза
он направил свой самолет на самолет противника и так его сбил. И в другой раз немец в самолете тоже его однажды сбил
, это что означает, что "в другой раз" немец его тоже сбил тараном?

Re: Анциферов Евгений Григорьевич

Добавлено: 27 сен 2018 14:17
7,62mm
Ещё раз прочел строки из ЖБД. Может кто разъяснить, это какие такие "фоке вульфы" в сентябре 41-го летали в небе Крыма, и нападали вместе с Ме-109 на советские бомбардировщики и участвовали в схватках истребителей?

Re: Анциферов Евгений Григорьевич

Добавлено: 27 сен 2018 17:27
sk16rus
7,62mm писал(а):Может кто разъяснить, это какие такие "фоке вульфы" в сентябре 41-го летали в небе Крыма, и нападали вместе с Ме-109 на советские бомбардировщики и участвовали в схватках истребителей?
Отвечу цитатой из статьи «Фантомы» неба Великой Отечественной
  • Первую победу над ФВ-187 одержал 29.06.1941 летчик 23-го ИАП капитан Дроздов в районе Глиняны (Львовская область), а последние три «фокке-вульфа» сбиты летчиками 179-го Гв.ИАП в районе румынского города Яссы 21.08.1944. Сбитые ФВ-187 украшают списки воздушных побед многих советских асов – С. К. Коблова, И. С. Козича, Н. В. Исаева. Трудно однозначно сказать, какие самолеты противника наши летчики принимали за мифический ФВ-187 – при определенных условиях это могла быть любая двухмоторная машина, включая значительно более крупный Ju 88 или, казалось бы, хорошо знакомый советским пилотам Bf 110, несмотря на его характерное двухкилевое оперение.

Re: Анциферов Евгений Григорьевич

Добавлено: 27 сен 2018 18:28
7,62mm
А-а-а. Во-о-он оно, что-о-о! Тады ОЙ! Тогда скорее всего это действительно Ме-110 "фоке-вульфами" померещились. В таком случае есть ещё вопрос, кстати касающийся и данного обсуждения в какой-то степени. А кто знает - в заявках (сводках) на победу у немецких лётчиков что за тип советского самолёта они обзывали не то V-II не то V-11?

Re: Анциферов Евгений Григорьевич

Добавлено: 27 сен 2018 21:26
hellcat
Возможно, Су-2, который принимали за Валти 11
http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft20408.htm

Re: Анциферов Евгений Григорьевич

Добавлено: 27 сен 2018 22:14
7,62mm
Очень даже похожи! Спасибо, Альберт. Я это к чему спросил, попытался найти среди имеющихся у меня списков побед II и III/JG77 (соответственно с 4/JG77 по 9/JG77) за 13 и 14 сентября 41-го те, что гипотетически могли бы подходить под Анциферова и Кравцова. ЛаГГов там нет, но за 13.09 есть один МиГ-3 (который, мне кажется, внешне схож с ЛаГГом), один пресловутый V-II, и 14.09. один МиГ-3 над Перекопом. А ведь Кравцова и Анциферова сбили в одном бою. В общем, как то смутно.