Аэрокобра P-39 № 42-20582 из 255-го ИАП (Кочетков В.Е.)

Форум памяти В.А.Бондаренко посвящен найденным в Заполярье самолетам.
Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.

Аэрокобра P-39 № 42-20582 из 255-го ИАП (Кочетков В.Е.)

Сообщение sk16rus » 26 авг 2011 11:47

В поселке Корзуново (бывший аэродром Луостари) с 80-х годов прошлого века было захоронение: пилот неизвестен (надпись на табличке гласит: "Неизвестный советский лётчик").
Место гибели высота 503.3 гора Пасаритунтури, это северо-западнее Лиинахамари на побережье, между госграницей и входом в Печенгский залив. Самолет - "Аэрокобра" Р-39.

И вот в этом году поисковик ПО "Петсамо" из Заполярного Альберт Ничипорук посетил место падения самолета. По его словам - хорошо видно, что лётчик пытался посадить машину в распадок, но самолёт врезался в валуны и сгорел. На месте падения много стреляных гильз 12,7 мм, видно, что самолёт участвовал в бою.
И самое главное - был найден номер самолёта: P-39 Q-10 AAF 42-20582.
По имеющимся на сегодня сведениям, вероятнее всего на "Кобре" с этим номером погиб в воздушном бою восточнее Хебугтена 10.05.44. лётчик 255 ИАП ВВС СФ мл.л-т Кочетков Виктор Ефимович.

Изображение

Таким образом можно сказать, что еще один летчик вернулся на базу...

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ...

P.S. Другие фотографии с места падения самолета будут выложены позже.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение iznaroda » 28 авг 2011 10:16

А фотографии памятника из поселка Корзуново есть?
Его наверное сейчас переделывать будут?
iznaroda
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 24 май 2011 20:37

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение hellcat » 28 авг 2011 19:11

Приветствую! Краткая история поиска. В 2007 году мы с замкомандира поискового отряда "Петсамо" из Заполярного Юрой Бидненко по каким то своим делам заехали в Корзуново (для справки-во время войны аэродром Луостари, Петсамо, использовался частями 5 флота Люфтваффе. После войны использовался частями ВВС флота. Известен тем, что там проходил службу Юрий Гагарин. Ссылки на историю http://www.korzunovo.ru/index.php?pageOpen=index http://luostary.clan.su/photo/korzunovo/3 ). Нас тогда заинтересовал памятник и захоронение при нём. Нужно добавить, что с сейчас посёлок находится в полузаброшенном состоянии, но захоронение поддерживается в надлежащем виде. Там покоится прах нескольких лётчиков, некоторые имена нам удалось установить, например, экипаж Пе-2 из 29 БАП ВВС флота, пилот-Либаков А.А., некоторые ещё безымянны. Увидели табличку над одной из могил, надпись гласила: "Здесь покоится неизвестный советский лётчик, погибший защищая Родину в годы Великой Отечественной Войны. /место гибели-высота 503,3 Пасаритунтури/". Через некоторое время встретились с человеком, имевшим непосредственное участие к этому делу, это Ю.А. Кобяков, проживающий в Заполярном. Он в своё время нашёл место падения, потом в 80-е вместе с вертолётчиками из Корзуново летал туда, забрали останки пилота и захоронили их в гарнизоне. С тех пор меня не отпускала мысль сходить туда, найти номер самолёта и установить лётчика, вернуть ему имя. Что и удалось сделать в этом году, посвятив этому выходные и воспользовавшись хорошей погодой. Единственный минус-плохие условия освещённости для фотосъёмки-низкое яркое солнце и тень от скал. Так как шёл полностью гружёным, с двумя ночёвками, то взял с собой мыльницу. Результатом не совсем доволен, пришлось вытягивать фотки в редакторе. При установлении пилота по найденному номеру мне помогали: Андрей Копытков, Мурманск; Валерий Романенко, Киев; Владимир Чернышов, Заозёрск. Тут всё оказалось непросто, в этот день, когда погибла Кобра 42-20582 из состава 255 ИАП ВВС СФ, не вернулись два лётчика-мл.л-т Кочетков В.Е. и капитан Амосов Д.Ф. Точной привязки номеров самолётов к кннкретным пилотам нет, но, сопоставив различные данные, можно сказать, что это Кочетков. Но об этом позже. Пока несколько фото.
Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение sk16rus » 28 авг 2011 22:46

Альберт, классно!
Как я понял - среднее черно-белое фото - из 80-х?
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение igor » 29 авг 2011 08:20

Сбит он был парой Oblt. Andresen / Gefr. Artner из 9./JG 5. Оба заявили по одному сбитому. А Амосов похоже в море упал. У него в карточке зенитки над Кунгс-фьордом.
igor
 
Сообщения: 618
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение iznaroda » 29 авг 2011 11:50

hellcat писал(а):Пока несколько фото.
Отличные фотографии! Спасибо!
А общий вид памятника есть? Или только табличку сфотографировали?
И еще хотелось бы узнать, родственников Кочеткова планируется искать или нет? Было бы наверное здорово их найти.

Жду продолжения рассказа о поиске. Очень интересно.
iznaroda
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 24 май 2011 20:37

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение hellcat » 30 авг 2011 16:43

sk16rus писал(а):Альберт, классно!
Как я понял - среднее черно-белое фото - из 80-х?

Сергей, да это фото из 80-х. Вот ещё.

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение hellcat » 30 авг 2011 18:19

igor писал(а):Сбит он был парой Oblt. Andresen / Gefr. Artner из 9./JG 5. Оба заявили по одному сбитому.

У него это заявка на второй сбитый.
Изображение

Вот фото Рудольфа Артнера.

Изображение Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение hellcat » 30 авг 2011 18:34

iznaroda писал(а):А общий вид памятника есть? Или только табличку сфотографировали?
И еще хотелось бы узнать, родственников Кочеткова планируется искать или нет? Было бы наверное здорово их найти.

Родственников обязательно будем искать. Этим занимается Бидненко Юрий. Фото памятника есть, пожалуйста.
На старом, вроде похороны экипажа Ил-2, хотя не уверен.

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение sk16rus » 30 авг 2011 21:02

Блин, чем больше читаю это форум, тем больше хочется съездить к вам - в Заполярье. Побывать в Мурманске, в Североморске (если получится), походить по сопкам, постоять на берегу Кольского залива...

Альберт, спасибо за фотографии, спасибо за вашу работу!
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение hellcat » 30 авг 2011 22:25

sk16rus писал(а):Блин, чем больше читаю это форум, тем больше хочется съездить к вам - в Заполярье. Побывать в Мурманске, в Североморске (если получится), походить по сопкам, постоять на берегу Кольского залива...Альберт, спасибо за фотографии, спасибо за вашу работу!

Сергей, приезжай обязательно!
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение hellcat » 30 авг 2011 23:02

igor писал(а):А Амосов похоже в море упал. У него в карточке зенитки над Кунгс-фьордом.

Игорь, так и Кочетков, судя по ОБД "упал в море", но это отписка скорее всего. Группа Кобр, ведущий вроде к-н Конев, сопровождала Киттихоки 27 иап на штурмовку Хебуктена. На отходе были атакованы "мессерами". В оперсводке ВВС СФ упоминается воздушный бой две Кобры против двух Мессершмиттов, потеряна одна Кобра-Кочеткова. Указан район боя-Коббхольм-фиорд, это совсем рядом, километров 15 северо-западнее. Так как точное место не указывается, создаётся впечатление, что падения самолёта никто не видел, поэтому и отписали "упал в море". Напротив, падение (посадку) Амосова видели, поэтому написали 15-20 км севернее Вардё. 12 Кобр сопровождали Ил-4 из 9 мтап для удара по конвою, ведущий-м-р Тульский. Встречи с противником не было. Видимо, Амосов был подбит огнём ЗА противника над Конгс-фиордом (пишут с ошибкой-Кунгс-фиорд), а упал в море в районе севернее Вардё. Так что факт, что найденная Кобра Амосову принадлежать не могла.
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение hellcat » 30 авг 2011 23:09

Соорудил тут схемку с местами падений, а также ещё немного фото обломков.
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение hellcat » 30 авг 2011 23:46

А это панорама Варангер-фиорда. Вид с горы Пасаритунтури. Панорама охватывает вид на 180 градусов запад-север-восток. Правда, из за искажений хреново склеилась, с пропусками. Да и снимал с руки, а ветер был там сильный.
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение hellcat » 03 сен 2011 05:06

Попробовал сравнить координаты места падения с заявкой Артнера: Pl.Qu. 37 Ost S/SB-3.3.c:500 m . То, что квадрат 37 Ост и высота 500 метров это понятно, а что такое S/SB-3.3. ? Если судить по имеющейся у меня схеме, то координаты должны быть только в цифрах, хотя, может и ошибаюсь. Подскажите, кто знает. Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение sk16rus » 03 сен 2011 08:12

Альберт, приветствую!
Может на АиФе спросить? Там специалистов по любому больше :)
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение igor » 03 сен 2011 18:43

Это т.н. Jägermeldenetz.
Вот может сможете разобраться? Иллюстраций нет.
For the guidance of fighter aircraft, anti-aircraft artillery and early warning systems, another system was also in use by the Luftwaffe. In the ’Jägermeldenetz’, the ’Zusatzzahlgebiete’ were divided in a northern and a southern part, these subdivisions called ’Jagdtrapeze’. As an example, the ’Zusatzzahlgebiet’ ’05 Ost’ would be subdivided into the ’Jagdtrapeze’ ’05 Ost Nord’ and ’05 Ost Süd’. The subdivision of the ’Jagdtrapeze’ was made using the same system as on the ’Großtrapeze’, dividing along whole degrees latitude and longitude. The ’Mitteltrapeze’ was given other descriptions, not two numbers but two upper letters. Starting in the northwestern corner running in rows from west to east and north to south, the descriptions started with ’AA’, ’AB’, ’AC’ and so on until ’AU’, then ’BA’, ’BB’ all the way through to ’UU’. The double letter areas cover the whole ’Jagdtrapez’, without regard to the ’Großtrapez’.
Я так понимаю, здесь южная часть квадрата 37 ост, квадрат SB. А вот что такое 3,3 - все равно непонятно.
У Момбека дано описание места "человеческим языком" - юго-восточнее Грензе Якобсэльв (Grense Jakobselv).
Кстати, а почему список заявок Артнера такой короткий? У него 20 штук всего.

ПС: Подумалось, что надо наверное дать все пояснение от А. Бреккена.

The Luftwaffe Map Reference System (Gradnetzmeldeverfahren)
Introduction
The official name for the map reference system of the WWII German Luftwaffe was ’Gradnetz’ or ’Gradnetzmeldeverfahren’. The system was introduced before WWII, and was in use without major modifications until end of April 1943. The escalation in the number of allied bomber attacks against targets in Germany and German occupied territory made it necessary to modify the system. The result was the introduction of the ’Jagdtrapez’ by the head of the Luftwaffe Intelligence Forces, General der Ln-Truppe Martini.

Description of the ’Gradnetzmeldeverfahren’
The idea behind the ’Gradnetzmeldeverfahren’ was to develop a system where bases and navigation points could be given a position both in maps prepared by the armed forces but also other available maps. It was based on the Greenwich system, which describe a given position by longitude and latitude, measured in degrees. This meant that the system could be used on all maps, which were made utilizing the widespread Greenwich geographic coordinate system, regardless of scale or projection used when preparing the map.
The numbers used to give the position of a certain location using the ’Gradnetzmeldeverfahren’ can be viewed as a short form of the position in full, without a real translation or encoding. The basic division have its base at the 0°-meridian (Greenwich), and have division lines at every 10° longitude. The areas between every tenth degree longitude are limited to the north and south by the 89°, 79°, 69°, 59°…and so on degree latitude. These areas, which are limited by sides measuring ten degrees longitude and latitude are called ’Zusatzzahlgebiete’.

The ’Zusatzzahlgebiete’
Every ’Zusatzzahl’ therefore describe an area contained within every tenth degree longitude and latitude. The basis for the latitudinal description of the border of the ’Zusatzzahlgebiet’ is 1° southern latitude (1° south of Equator) with a division line on every tenth degree northern and southern latitude. The corresponding basis for the longitudinal description is the Greenwich 0°-meridian, with division lines on every tenth degree eastern and western longitude.

The ’Zusatzzahl’ are given by the ten-count of the northwestern corner of each ’Zusatzzahlgebiet’. The first number give the ten-count of the longitude, while the second number give the ten-count of the latitude. If the degree number is below 10°, a zero is used. The repetition of the ’Zusatzzahl’ in the four quarters of the globe, make the use of a special description necessary; north of 1° southern latitude the ’Zusatzzahl’ for the areas having eastern longitude are given the additional description ’Ost’, while the areas having western longitude have the addition ’West’. South of 1° southern latitude the ’Zusatzzahl’ for the areas having eastern longitude are given the additional description ’Südost’, while the areas having western longitude have the addition ’Südwest’.

The ’Großtrapez’
The subdivision of the ’Zusatzzahlgebiete’ follow every whole degree longitude and latitude. The area between two neighboring degrees latitude and longitude are called a ’Großtrapez’, which can be further subdivided given the needed degree of accuracy. The 100 ’Großtrapeze’ included in one ’Zusatzzahlgebiet’ are given numbers ranging from ’00’ to ’99’. Be aware of the different numbering system for areas west and east of the Greenwich 0°-meridian.
The size of a ’Großtrapeze’ is approximately 70x111 kilometers (in Germany and other areas with the same latitudinal width).
The two-digit numbering are calculated in the following way: Using the northwestern corner of the ’Zusatzzahlgebiet’ as basis, the first number is defined by the one-count of the geographical longitude (numbers on the upper and lower edge of the map), while the second number is defined by the one-count of the geographical latitude (numbers on the left and right edge of the map).

Subdividing the ’Großtrapez’:
The ’Mitteltrapez’
The first subdivision of the ’Großtrapez’ is the ’Mitteltrapez’, which have an area of approximately 35x28 kilometers. Using the latitudinal parallels at 15’, 30’ and 45’ and the longitudinal meridian at 30’, every ’Großtrapez’ are divided into eight ’Mitteltrapeze’.
The ’Mitteltrapeze’ are numbered from ’1’ through ’8’ starting with the area in the upper left corner and ending with the lower right one.

The ’Kleintrapez’
The second subdivision define the ’Kleintrapeze’ measuring approximately 9x11 kilometers. The latitudinal parallels with 5’ distance between them and the longitudinal parallels 10’ apart, divide the ’Mitteltrapez’ into nine ’Kleintrapeze’. The numbering of the ’Kleintrapeze’ run from ’1’ through ’9’, starting in the upper left corner, making three rows of ’Kleintrapeze’, with the ninth positioned in the lower right corner of the ’Mitteltrapez’.

The ’Meldetrapez’
The third subdivision is called ’Meldetrapeze’ and have an area of approximately 3x4 kilometers. The latitudinal parallels positioned at 1’40”, 3’20”, 6’40” and 8’20” and the longitudinal parallels positioned at 3’20” and 6’40” divide the ’Kleintrapez’ into nine ’Meldetrapeze’.
The size of the resulting ’Meldetrapez’ was usually small enough as to give the necessary degree of accuracy for the report of a given position.
The numbering of the ’Meldetrapeze’ run from ’1’ through ’9’, starting in the upper left corner, making three rows of ’Meldetrapeze’, with the ninth positioned in the lower right corner of the ’Kleintrapez’.
In the system used until 30. April 1943, there were only four ’Meldetrapeze’ in a ’Kleintrapez’, numbered from ’1’ through ’4’.

The ’Arbeitstrapez’
The fourth subdivision results in the definition of an ’Arbeitstrapez’ with an area of approximately 1x1,2 kilometers by a further subdivision by a factor three the distance between the parallels in the ’Meldetrapez’. The description of the ’Arbeitstrapeze’ are given by small letters from ’a’ through ’i’, running in three rows starting in the upper left corner of the ’Meldetrapez’. In the old system, there were only four ’Arbeitstrapeze’ named ’links oben’ (lo), ’rechts oben’ (ro), ’links unten’ (lu) and finally ’rechts unten’ (ru).

’Jägermeldenetz’
For the guidance of fighter aircraft, anti-aircraft artillery and early warning systems, another system was also in use by the Luftwaffe. In the ’Jägermeldenetz’, the ’Zusatzzahlgebiete’ were divided in a northern and a southern part, these subdivisions called ’Jagdtrapeze’. As an example, the ’Zusatzzahlgebiet’ ’05 Ost’ would be subdivided into the ’Jagdtrapeze’ ’05 Ost Nord’ and ’05 Ost Süd’. The subdivision of the ’Jagdtrapeze’ was made using the same system as on the ’Großtrapeze’, dividing along whole degrees latitude and longitude. The ’Mitteltrapeze’ was given other descriptions, not two numbers but two upper letters. Starting in the northwestern corner running in rows from west to east and north to south, the descriptions started with ’AA’, ’AB’, ’AC’ and so on until ’AU’, then ’BA’, ’BB’ all the way through to ’UU’. The double letter areas cover the whole ’Jagdtrapez’, without regard to the ’Großtrapez’.

One important addition: The letter ’I’ is not used in the annotation!!!! This caused one of my research friends a considerate headache, when trying to test my example below!!!

Example of the two systems in use:
The airfield at Köln-Butzweilerhof has the following geographical coordinates:

50° 59’ 28” northern latitude and 6° 53’ 42” eastern longitude

The position in the ’Gradnetzmeldeverfahren’ is:

05 Ost 61 2 3 2 a
1 2 3 4 5 6
In the ’Jägermeldenetz’ the resulting position is defined by:
05 Ost S NO 3 2 a
1 2 3 4 5 6
The positions are found in the following way:
1. The area defined by the ten-count of the northwestern corner of the ’Zusatzzahlgebiet’. The area is limited by:
in the west 00° longitude
in the north 59° northern latitude
in the east 10° eastern longitude
in the south 49° northern latitude
In the nortwestern corner, the 00° longitude (ten-count 0) and the 59° northern latitude (ten-count 5) cross, giving the resulting ’Zusatzzahl’ ’05 Ost’. In the ’Jägermeldenetz’, the airfield is located in the southern half of the ’Zusatzzahlgebiet’, and the ’Zusatzzahl’ is ’05 Ost Süd’ or ’05 Ost S’.
2. The definition of the ’Großtrapez’ is given by the ’Gradnetzzahlen’ of the northwestern corner, in this case the cross between 06° eastern longitude and 51° northern latitude, resulting in the number ’61’ for the ’Großtrapez’.
3. The ’Mitteltrapez’ will in this case be defined by the number ’2’ in the ’Gradnetzmeldeverfahren’ system, the corresponding letter combination being ’NO’ in the ’Jägermeldenetz’.
4. ’Kleintrapez’ in both cases ’3’.
5. ’Meldetrapez’ in both cases ’2’.
6. ’Arbeitstrapez’ in both cases ’a’.
As a last comment: The Army and Navy both used other ’Gradnetzmeldeverfahren’ which did not correspond to the Luftwaffe system. Great………
igor
 
Сообщения: 618
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение hellcat » 03 сен 2011 20:51

Игорь, спасибо за ответ, буду переводить.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение dublik » 09 сен 2011 09:26

Просто нет слов!
Вечная память павшим...
dublik
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 24 май 2011 20:36

Re: Аэрокобра Кочеткова В.Е.

Сообщение hellcat » 09 сен 2011 21:15

igor писал(а):Это т.н. Jägermeldenetz.
Я так понимаю, здесь южная часть квадрата 37 ост, квадрат SB. А вот что такое 3,3 - все равно непонятно.
У Момбека дано описание места "человеческим языком" - юго-восточнее Грензе Якобсэльв (Grense Jakobselv).
Кстати, а почему список заявок Артнера такой короткий? У него 20 штук всего.

Тоже так понял, что это южная часть 37 ост, квадрат SB, то есть нижний левый угол, что такое 3,3-непонятно. Список заявок Артнера нашёл в сети. Пасаритунтури находится как раз в 13 километрах юго-восточнее Гренсе Якобсэльв. Последние сомнения отпали.
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

След.

Вернуться в Самолеты возвращаются на базу



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


cron