История Zerstorerstaffel JG 5

Действия истребительной авиации 5-го воздушного флота Люфтваффе на Севере

Модератор: Модераторы форумов

igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor »

На западе в начале 1941 г.
В январе 1941 г. в Норвегии находилось совсем немного немецких самолетов, что вполне оправдывалось давно царившим там затишьем – единственной проблемой были редкие налеты английских разведывательных и ударных самолетов на южную часть страны и конвойные пути вдоль ее берегов. В Ставангере на аэродроме Сола базировались Stab. и III./ZG 76 на Bf.110 (отдельные самолеты также временами находились на аэродромах Мандаль и Кьевик). Это были единственные истребители, имеющиеся у немцев на тот момент на Севере. Ударную часть составляли Stab., I. и III./KG 26 (Не.111), но они в основном располагались пока в датском Ольборге; Stab и IV./LG 1 (Ju.87) находились в Кьевике. Многочисленной была разведывательная авиация, представленная Stab Aufkl.Gr. 22, 2. и 3.(F)/22 (Do.17 и Ju.88, Ставангер/Сола), 1.(F)/120 (He.111 и Ju.88 в Вернесе), 1.(F)/121 (Do.215, тоже Вернес), 1.(F)/124 (Do.17, опять Вернес). В Вернесе сидел еще и Westa 5 на Не.111. Транспортную авиацию представляла KGzbV 108 (в Хоммельвике), морскую – 1./406 (Bv.138, Лист), 2./406 (Do.18, Тронхейм), 1./706 (Ar.196, Тистед), Seenot 5 (He.59, Ольборг). Именно в январе 1941 г. впервые появляется упоминание о т.н. "Команде Кьевик", позже через несколько стадий переродившейся в Zerstorerstaffel/JG 5. Кстати говоря, в конце января в Норвегию стали прибывать первые машины I./JG 77, ставшей затем базой для создания JG 5.
В истории эскадрильи все началось, можно сказать, 31.12.40 г., когда восемь лейтенантов, недавно закончивших школу слепых полетов (ELF 2) в Брандисе около Лейпцига, после недолгого отпуска собрались в Берлине. Там они отпраздновали Новый год и на следующий день отправились к новому месту службы – в Норвегию. Эти лейтенанты были Ф. Брандис, В. Дитрихс, М. Францискет, Д. Клаппенбах, Ф. Ласковиц, К.-Ф. Шлоссштайн, Х. Видебентт и Д. Вейерганг. Ехали они через Швецию, поездом – причем стрелки-радисты, с которыми их свели в один экипаж еще в школе, были в том же поезде, только во втором классе.
Уже 2 января все 16 человек прибыли в Осло, поздним вечером 4 января – в Ставангер, откуда через 4 дня на "тетушке Ю" перелетели в Кьевик. Именно тогда из них составили "команду Кьевик" (Kommando Kjevik) – довольно необычное подразделение, не имевшее собственных самолетов и даже командира. Главным пока назначили старшего по возрасту – Феликса Брандиса, 1916 г. рождения. Передача матчасти – старых Bf.110C от III./ZG 76 с тремя осами на носах – продолжалась до 12 января. Самолеты получили новое обозначение: вместо прежних 2N+ рисовали LN. Каждая машина четвертым символом имела "S", третьи менялись. Первая буква досталась командиру, так что Брандис летал на LN+AS.
Главной задачей эскадрильи стало прикрытие конвоев и боевых кораблей в Южной Норвегии между Кристиансандом и Ставангером (дальше на север ту же функцию выполняла ZG 76). Работа была спокойная и мало отмеченная событиями. Вероятно, во второй половине года немцы вспоминали первую как некий затянувшийся отпуск. За день выполнялся зачастую только один вылет на пилота, иногда вообще все ограничивалось посменным сидением пар (Rotte) в немедленной готовности к старту.
14 января прибыл прикомандированный из Erg.ZG 76 (учебно-боевой группы) лейтенант Хорст Райнике, который стал командиром команды. Ему, однако, не удалось достигнуть взаимопонимания со сплоченным коллективом молодых лейтенантов.
Первый же боевой вылет по тревоге для команды закончился плачевно. Брандис вместе со стрелком ефрейтором Гансом отправились наперехват английского разведчика, но у них перед самым носом его сбил командир III./ZG 76 гауптманн Кальдрак. При возвращении у старого "церштёрера" внезапно загорелся мотор и он упал в море. При этом спасательный жилет Ганса был пробит, спасло его только то, что он умел хорошо плавать. Хотя, конечно, в январском море и это не поможет – но тут на счастье рядом был норвежец на рыбачьей лодке, и неудачники были выловлены из воды уже через 4 минуты. Норвежец думал, что они англичане, в противном случае, может быть, и не стал так торопиться. Ганс в письме домой написал, что теперь он дескать заговоренный и ему никакие посадки в море не страшны. Увы для него, через полгода около Рыбачьего новая посадка на воду закончилась плачевно.
Первая неделя февраля была отмечена несколькими стартами по тревоге. 8-го числа в 13.48 ЮЗ Ставангера лейтенант Дитрих Вейерганг добыл для команды первую победу: "Хадсон" из 269-й эскадрильи (серийный номер Р5128). П/о Е.А. Тинги и его экипаж погибли. История имела небольшое продолжение. Когда в мае лейтенант Дитрихс вернулся с тремя щенками таксы, одного из них назвали "Локхид" в честь первого сбитого. Якобы именно этот щенок позже изображался на носах "мессершмиттов", хотя непонятно, чем одна такса отличается от другой.
15 февраля еще один самолет команды – Bf.110C-4, заводской №3528, попал в неприятности. На рулежке он столкнулся с препятствием на аэродроме Сола, однако поврежден был лишь на 10%.
27 февраля команда Кьевик по сути дела потеряла право называться таковой, потому что была перебазирована на аэродром Мандаль (30 км на ЮЗ). Оттуда было немного ближе и удобнее лететь к мысу Листер – излюбленному месту нападений англичан на конвои. На Мандале уже сидел 2./JG 77 и команду временно ввели в его структуру, дав обозначение 2.(Zerstorerkette)/JG 77. Райнике в Мандаль не перелетел, вместо него командовать стал обер-лейтенант Ф. Менцель. Последний однако был пилотом Bf.109 и мало что понимал в специфике боевой деятельности тяжелых истребителей. Видимо, поэтому он "рулил" только две недели.
10 марта один самолет из I.(Z)/JG 77 (именно так она теперь именовалась в документах) был тяжело поврежден в воздушном бою. Это был Bf.110C-4, заводской №2275, однако подробностей этого события Момбеек не описывает.
11 марта "звено тяжелых истребителей" перелетело на новую базу – аэродром Хердла около Бергена. Однако, три машины с экипажами Шлоссштайна, Францискета и Ласковица еще некоторое время оставались на Мандале. После перебазирования главным в "звене" вновь стал Брандис. 23 марта он опять угодил в историю: взлетев на "2N+BR" по тревоге, он был ошибочно атакован лейтенантом Тетцнером из 2./JG 77. И снова Брандису с Гансом повезло – коллега вовремя осознал свою ошибку и прекратил атаку. В машину попал только один снаряд и она благополучно вернулась на базу.
26 марта "звено" занималось прикрытием возвращающегося домой из Атлантики тяжелого крейсера "Адмирал Хиппер". Все прошло благополучно.
В начале апреля к большому сожалению личного состава из небытия вновь возник Райнеке, к тому времени уже ставший обер-лейтенантом, и по новой принял командование.
4 апреля Bf.110C-4, заводской №3527 участвовал в воздушном бою (подробности отсутствуют) и при этом получил несколько попаданий. В конце концов ему пришлось аварийно садиться на своем аэродроме. Результат: повреждения на 35%.
8 апреля Брандис пытался сбить разведывательный "бленхейм", но тот искусно скрылся от немца в облаках. Зато на следующий день невезучий лейтенант наконец смог открыть свой боевой счет, причем сразу с реальной победы. Это опять был "бленхейм" – QY-H из 254-й эскадрильи, заводской № N3609. Все три человека экипажа п/о Джей.А. Пэйви погибли.
15 апреля Брандис вновь праздновал успех. Взлетев утром по тревоге на Bf.110D-3, код "2N+AT", он завалил еще один "бленхейм" 254-й эскадрильи – на сей раз QY-P, L8840. Снова все три члена экипажа во главе с ф/лт А.Э. Хиллом лишились жизней.
Примерно в это же время поползли слухи, что Брандиса переведут на одномоторные истребители. Когда лейтенант летал получать ЖК 2-го класса к командиру группы (гауптманну В. Громмесу), он смог отбиться от такого назначения.
18 апреля был для подразделения днем настоящего триумфа. Ранним утром англичане (8 "бленхеймов" из 21-й эскадрильи) напали на немецкий конвой. Отражать налет полетел лично командир и он заявил сбитого, вместе с ведомым, лейтенантом Видебанттом. Райнике был ранен в глаз осколком стекла. Тот же конвой был атакован еще раз вечером, и теперь на помощь ему полетел из Мандаля Шлоссштайн. На сей раз его противником были бомбардировщики из 107-й и 114-й эскадрилий, уже в который раз "бленхеймы". Видебантт тоже был тут, также в вылете участвовал обер-лейтенант Тонне, командир 9./ZG 76. Видебантт не поскупился, заказав себе сразу три победы (но засчитали ему только две), Тонне – одну, Шлоссштайн – одну вероятную (не засчитана). Самолет Видебантта был легко поврежден, однако его стрелок Кинд был ранен в голову, потерял ориентировку и выбросился из кабины на высоте всего 70 метров. Он стал первым погибшим в подразделении. Самолет (№3330) сел обратно на Мандаль с 20% повреждений. В последнем бою англичане на самом деле потеряли 3 самолета, подробностей по первому бою за тот день нет. Любопытно, что на официальный счет I.(Z)/JG 77 ни одна победа не попала – все достались III./ZG 76. Возможно, роль сыграло то, что Райнике был, в общем, из этой эскадры, а Видебантта туда вскоре перевели, причем как раз в 3-ю группу. Позже он стал известным асом-штурмовиком, летая над Каналом и Южной Италией. 30 декабря 1942 г. он получил РК, а 1 мая 1945 г. погиб, пытаясь долететь до окруженного Берлина с какими-то грузами на борту.
Пока же 19 апреля за выдающееся достижение Видебантт немедленно получил ЖК, причем сразу 1-й и 2-й степеней.
20 апреля Мандаль покинул Францискет, а на следующий день лейтенант Ласковиц, стартовав на Bf.110C-4, заводской №3126, код "LN+DS", в составе звена по тревоге, через сорок минут упал в море. Пилота и стрелка смогли спасти. В начале мая экипаж перевели в 2./Erg. ZG 76.
На смену двум убывшим экипажам I.(Z)/JG 77 получила другие: унтер-офицера Р. Райтца и лейтенанта К. Коха.
24 апреля Райнике окончательно стал для подразделения историей, причем случилось это весьма непривычно. Отношения у командира с подчиненными так и не сложились, причем причины были какие-то таинственные и есть упоминание о "неприличном поведении". Сама собой возникает версия о нетрадиционной сексуальной ориентации. Что еще может возмутить других летчиков? "Отбытие" Райнике было тоже нестандартным. Обер-лейтенант сел в свой Bf.110C, заводской №2633, код "2N+ES", взлетел с Мандаля и спикировал прямо в море.
10 мая подразделение получило приказ перехватить и сбить, либо принудить к посадке, свой самолет. Это был, конечно, удирающий в Англию Гесс, но он мимо так и не пролетел.
17 мая началась подготовка к проводке в Атлантику "Бисмарка" и "Принца Ойгена". 22 мая его проводили, причем пилоты Bf.110 были последними, кто видел линкор на поверхности моря (не считая, конечно, моряков с крейсера).
25 мая с подразделением случилась крупная неприятность – сразу три машины сели на вынужденные посадки и получили повреждения от 30 до 45%. Это были Bf.110D с заводскими №№ 3377, 4306, 3142. Причина – авария, но подробности неизвестны.
К тому времени уже был получен приказ на скорое перебазирование, еще дальше на Север. Пока же 1 июня Брандис одержал последнюю победу своего подразделения на западе (официально – четвертую). Западнее Хердлы им был сбит "Хадсон" из 220-й эскадрильи (NR-R, T9366). 4 члена экипажа ф/о Джей.Л. Хэлстида погибли.
9 июня "мессершмитты" прикрывали проходящий мимо в Атлантику "Лютцов". Они свою задачу выполнили, но через четыре дня тяжелый крейсер английским торпедоносцам все же удалось поразить. Кораблю-неудачнику пришлось возвращаться в Германию на ремонт.
Подводя итоги, за полгода боевой деятельности подразделение смогло отчитаться, кроме 4 сбитых и 3 безвозвратно потерянных самолетов, о 80 боевых вылетах.
17 июня стало точно известно, что I.(Z)/JG 77 убывает на север и будет участвовать в войне против СССР. Как писал домой Ганс, стрелок Брандиса, предприятие им представлялось легким и недолгим. С собой они брали буквально "зубные щетки и запасные трусы", больше ничего. Брандис к тому времени был официально назначен командиром того, что называлось теперь 1.(Zerstorerstaffel)/JG 77. На тот момент в нем было снова 8 экипажей, с указанными ранее изменениями.
21 июня эскадрилья перелетела из Хердлы в Вернес (около Тронхейма), на следующий день – в Бодё. 23 июня самолеты перебазировались в Бардуфосс и пока там остановились: немцы ожидали немедленной реакции англичан на начало войны с СССР и хотели быть готовыми к нападению на Норвегию с запада. Только 26 июня поздним вечером 1.(Z)/JG 77 наконец добралась до Киркенеса. В ее истории началась новая, долгая и кровавая глава.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus »

Игорь, огромное спасибо!
И хотя имеет место некоторая "сухость" повествования, некоторые мелкие детали делают текст интересным и, в какой-то мере, захватывающим!
Особенно "зацепили" упоминания про щенков таксы, проводы "Бисмарка", трагическую гибель стрелка Кинда из экипажа Видебантта, оригинальный уход Райнике и упоминание про перехват самолета Гесса.
Ну и про "стандартные мысли о предстоящей легкой прогулке по России" :)
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor »

Дык, я вот голову ломаю, как лучше? У Момбеека каждый известный вылет описан, время, все сухо до невозможности. Но я такое не хочу оставлять, все же голая хроника, даже разбавленная письмами и рассказами, вгонит читателя в сон. Лучше наверное только на событиях сосредоточиться - потерях, победах и интересных мелочах. После начала войны с СССР они как-то вдруг уменьшились в количестве.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus »

igor писал(а):Лучше наверное только на событиях сосредоточиться - потерях, победах и интересных мелочах. После начала войны с СССР они как-то вдруг уменьшились в количестве.
Именно так!
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor »

Война против СССР – начало.
Итак, эскадрилья прибыла в Киркенес, на аэродром Хойбуктен (или как называли его наши, Хебуктен). Построен он был еще норвежцами в 1939 г. и сначала состоял из одной ВПП, ведущей с севера на юг. Потом пристроили еще одну, поменьше, с востока на запад.
На тот момент здесь базировались IV.(St)/LG 1 с 36 Ju.87 (на восточной стороне аэродрома), 1.(F)/124 с 3 Ju.88, Stab/ZG 76 с шестью самолетами и 13./JG 77, которая имела десяток Bf.109. Последняя эскадрилья скоро убыла на Петсамо. Место тяжелым истребителям определили на западном конце дополнительной ВПП, удаленное от остальных, так что с ними было мало контактов. В качестве "боевого штаба" служил старый автобус с разобранным двигателем. Кроме него из "инфраструктуры" имелся маленький деревянный сарайчик и предполетный сортир-скворечник.
27 июня, когда эскадрилья еще только готовилась совершить первый вылет, аэродром был атакован советскими бомбардировщиками СБ, но бомбы упали мимо. Зато наши бомберы не промахнулись по городу, где имелись разрушения, погиб один немец и 7 было ранено. В 17.25 Bf.110 выполнили первое задание – сопроводили Ju.88 для бомбежки аэродрома Варламово-2 (на самом деле - Мурмаши). Никаких потерь наши в тот день не понесли. Сразу произошел первый воздушный бой с истребителями ВВС 14-й армии, которые доложили о 2 сбитых "ме-110". Немцы пишут о 40 вражеских машинах типов И-15 и И-153, с которыми вели безрезультатный 30-минутный бой. Дальше начинаются немного странные вещи. Якобы при возвращении, пробивая облачность, Брандис столкнулся с самолетом обер-фельдфебеля Мундинга, который затем потерял ориентировку и сел на вынужденную около Берлевога. Самолет – Bf.110C-1 "LN+HR", №2835, был поврежден на 30%, но экипаж не пострадал. Берлевог лежит почти на сто километров северо-западнее Киркенеса, промахнуться было сложно. Также загадочно отсутствие повреждений у самолета Брандиса. Может быть все же, виноваты в потере боевые повреждения? Можно только гадать. Кроме этого, много машин получили попадания, а две сели с остановившимися моторами. Немцы себе заявили 3 "вероятные" победы, ни одну из которых не засчитали. Тогда еще с этим было достаточно строго. На самом же деле в бою с вражескими истребителями были потеряныкак минимум самолеты командира звена 147-го ИАП лейтенанта Г.П. Федорова и командира звена 145-го ИАП лейтенанта И.Т. Мисюкова.
28 июня эскадрилья полетела выполнять сразу две задачи: сначала сопровождение "юнкерсов", потом штурмовка аэродрома Шонгуй. Уже на старте столкнулись два Bf.110. Один принадлежал 1.(Z)/JG 77, №2885, ей присудили повреждения на 30%. Кто был пилотом, неясно. Вторая машина ("дора", №3714) принадлежала штабу ZG 76, пилотом был обер-лейтенант Х. Кригер. Там самолет был фактически уничтожен – 80%. Напомню, что при повреждениях 60 и более % немецкие самолеты уже не ремонтировались даже на заводе. Хотя сам пилот отделался ранениями головы, его стрелок погиб. Кстати, Кригер в апреле 1944 г. стал командиром IV/JG 5.
Эскадрилья не заметила потери бойца, полетела дальше, выполнять задание. Унтер-офицер Райтц по возвращении доложил об уничтоженном на земле самолете. В советских документах упоминается погибший при бомбежке Шонгуя моторист 145-го ИАП мл. сержант М.С. Алекринский. При возвращении "мессеры" опять провели безрезультатный бой с советскими истребителями, отвечать за его гибель могли они, хотя никого и не заявили. Вечером эскадрилья сделала еще один вылет на сопровождение "юнкерсов" из KG 30.
29 июня впервые был совершен вылет против гидроаэродрома в губе Грязной и гавани Полярного. Компанию составляли "юнкерсы" из II./KG 30. Немцы отмечали очень сильный зенитный огонь. По докладам пилотов бомбардировщиков, им удалось уничтожить центральную электростанцию Мурманска. Атакам подверглись минный заградитель "Мурман" и плавмастерская "Красный горн", но повреждений им не нанесено – только один человек был ранен.
После перерыва "мессеры" 2 июля отправились на юг, сопровождая Ju.88 для налета на аэродром "Нива" (Африканда). Снова бой с И-153 и И-16, Шлоссштайн заявил одного сбитого И-153 вероятно. Этого ему опять не засчитали.
3 июля вылет на Мурманск (Варламово) для сопровождения II./KG 30. У "мессеров" обошлось без потерь и побед, хотя был бой с советскими истребителями. Бомбардировочная же группа потеряла своего командира, гауптманна Э. Рёгера. С советской стороны были заявлены сбитыми 5 самолетов, в том числе по два "Юнкерса" и "ме-110".
5 июля "мессеры" летали на гавань Полярное. Хотя немцы докладывали успехи (поражены корабли, подлодки, плавбаза и казармы), на самом деле все бомбы упали мимо, только на ЭМ УРИЦКИЙ были повреждены механизмы 3 и 4 орудия. Зато противнику досталось: пролетая над Титовкой, самолет лейтенанта Вейерганга – Bf.110C-4, "LN+ER", №3235, получил попадание от зениток и упал в 7 км западнее северного края бухты Лица. Через 10 дней его нашла поисковая группа финнов, но оба летчика были мертвы. Так погиб человек, одержавший первую победу подразделения. Вместе с ним лишился жизни унтер-офицер К. Тиггес.
7 июля советские ВВС (а именно СБ, полк мне неизвестен) удачно атаковали базу 1.(Z)/JG 77. По поступившим позже донесениям агентов, на советской стороне стали считать, что уничтожены 15 самолетов, имелось много убитых и раненых. Насчет последнего по данным противника имеются некоторые расхождения: Момбеек дает 23 погибших, 19 раненых, Адмирал Норвегии – 11 и 14, Заблоцкий и Ларинцев – 16 и 14. В любом случае, цифра весьма велика и налет однозначно очень удачный, пусть даже реально уничтоженных самолетов было только два – Ju.88A-5 из I./KG 30 (Момбеек пишет, что он поврежден на 50%, но это фактически недалеко от уничтожения) и Bf.110C-4 из 1.(Z)/JG 77. Это был самолет унтер-офицера Райтца, "LN+DR", №3271. Еще был поврежден Bf.110E-2 из штаба ZG 76, а один Bf.109E-7 из 14./JG 77 после неудачного вылета наперехват бомбардировщиков сел на вынужденную.
10 июля летавший в тыл для модернизации самолета лейтенант Клаппенбах не рассчитал запас топлива и посадил свой Bf.110C-4 ("LN+CR", №2139) на вынужденную около Тронхейма. Повреждения составили 30%, а стрелок получил ранения.
Следующее достойное внимание событий произошло после нескольких дней заурядных вылетов. 17 июля самолеты эскадрильи летали для сопровождения Ju.87, атаковавших Варламово. У нас зафиксированы две атаки на аэродром Ваенга. В результате обеих уничтожен 1 И-16, 4 И-153 получили повреждения. Еще один И-16 поврежден в воздушном бою и при посадке разбился, хотя его летчик, к счастью, уцелел. Заявлено сбитыми было 11 самолетов противника! Реально, похоже, никого сбить не смогли. Тем не менее, при возвращении новенькая "дора", первая в эскадрилье, якобы была сбита огнем с земли. Летел на ней конечно же, "босс", несчастливый до всяких происшествий Брандис. Самолету "LN+AR", №3710 пришлось садиться на воду в Петсамо-фьорде. Командиру эскадрильи опять повезло: моторный тральщик R.156 смог его спасти, хотя на это ушло 6,5 часов. Стрелок М. Ганс, который после первого случая считал себя заговоренным, найден не был.
19 июля эскадрилья снова участвовала в налетах на аэродромы – "Варламово" и Мурмаши. В советских документах есть налеты на ГБ и аэродром Ваенга. В первом случае все ограничилось ранением 4 человек, во втором вообще враг никаких результатов бомбежкой не достиг. Зенитки над Мурманском заявили сбитыми 2 самолета, истребители – 1. Над Ваенгой в воздушном бою было заявлено 5 сбитых немцев. "Мессеры" из 1.(Z)/JG 77 в том бою (по их мнению, трем тяжелым истребителям противостояли 10 разных советских машин) заявили сбитым только один И-16. Его зачислил себе первым засчитанным лейтенант Шлоссштайн. Дело невероятное, что никто больше никого не заявил, потому как реально наши потеряли пару "ишаков" и один И-153 из 72 АП. Погибли лейтенант Черновал, мл. лейтенанты Кулаев и Петров. У немцев же была только одна реальная потеря на заявленные нашими 8 – и она пришлась на "церштёреров". Неудачником стал лейтенант Клаппенбах на "LN+DR", №3588. Этот С-4 был по мнению Момбеека сбит лейтенантом Сорокиным, сел западнее Колы и через неделю Клаппенбаха вместе со стрелком ефрейтором Р. Метке взяли в плен. Домой они вернулись оба, через год после конца войны.
20 июля – возможно, именно охраняемые "церштёрерами" "юнкерсы" смогли потопить ЭМ СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ. Кроме этого, ничего особенного отметить не получается. Хотя бой с советскими истребителями был, никаких итогов он не принес.
21 июля во время сопровождения своих бомбардировщиков Bf.110 столкнулись с тремя советскими машинами, тип которых определили как "СБ-3". На самом деле это были обычные СБ. Все три были сбиты, победы достались Шлоссштайну, Брандису и обер-фельдфебелю Мундингу. На самом деле, три самолета 137 КСБАП были потеряны в тот день. Один сбит в бою около аэродрома Шонгуй – погибли стрелок-бомбардир ст. лейтенант К.Х. Харитонов и стрелок-радист сержант Л.А. Козлов. Еще два самолета пропали вместе с экипажами, в том числе командир звена мл. лейтенант Л.Г. Гончаренко, бомбардир лейтенант В.С. Лаврищев, стрелок-радист мл. сержант П.И. Тулин, пилот мл. лейтенант А.Л. Полонский, бомбардир Д.А. Волков, стрелок-радист мл. сержант А.М. Кадочников. Еще в бою с истребителями погиб командир звена 145 ИАП лейтенант Н.А. Грачев, но на него нет претендентов. Возможно, тут виноваты истребители из 14./JG 77.
22 июля разошедшийся Брандис одержал очередную победу, обозначенную как И-18. В виду тут имелся скорее всего МиГ-3. Одна такая машина была потеряна 72-м полком в воздушном бою, лейтенант Айропетян при этом погиб. Еще одна такая машина разбилась на взлете из-за бомбежки, а И-153 тоже был сбит, но на него никто не претендовал – видимо, опять 109-е, заявки которых не сохранились. Брандис, таким образом, первым достиг рубежа в 5 сбитых и стал "асом" по международным меркам.
Вообще, конец июля выдался для 1.(Z)/JG 77 напряженным, хотя не каждый день были значимые события. В основном, рутинные вылеты, иногда безрезультатные бои. Однако, 25 июля опять была достигнута победа, с опять Брандисом! На сей раз это был И-16, сбитый при сопровождении Не.111 на "Ниву" (Африканду). Это тоже была юбилейная победа – для эскадрильи она стала десятой. Правда, на сей раз никаких соответствий в советских потерях для нее нет. Шлоссштайн в который раз уже имел незасчитанную (совершенно справедливо!) победу.
28 июля первую победу одержал еще один старожил подразделения – лейтенант Францискет. Вероятно, он это сделал вечером, когда проводился очередной налет на Африканду. Жертвой стал ДБ-3, но в списке Рыбина за этот день есть СБ из 72-го полка, с пометкой "сбит Ме-110". Это произошло у Вайтолахти, но я не могу найти, где этот населенный пункт располагался. Весь экипаж самолета – лейтенанты В.Д. Синицын, П.П. Усманов и мл. сержант В.П. Федосеев – погибли.
За 5 дней до того брат Францискета – обер-лейтенант из JG 27 в Африке получил за 22 победы Рыцарский крест. Макс смог поздравить его по телефону, дотянувшись голосом из Киркенеса до Ливии, что для тех времен, да еще и в войну, было большим достижением.
29 июля, во время налета на Ваенгу, Мундинг заявил себе вторую победу – И-16. На самом деле один такой самолет при посадке после боя разбился (пилот к счастью остался жив), и других претендентов на эту победу нет. Интересно, что в Хронике описан бой с Ме-110 при налете ДБ-3 и СБ на Хебуктен: в нем два немца якобы было сбито, а у нас подбито по одному СБ и ДБ. У Момбеека нет про этот бой ничего вообще. Нет, конечно, и заявок с потерями. Хотя, я как-то забыл, что кроме 1.(Z)/JG 77 были еще самолеты штаба ZG 26, причем довольно много! Про них как-то ничего неизвестно, нет даже данных о заявках на тот период на Восточном фронте. Момбеек в книге обещает рассказать об одном ярком персонаже из этого штаба, гауптманне Шашке, во втором томе, но что-то я там такого не припомню. Может пропустил – буду позже читать подробнее.
30 июля для эскадрильи и вообще немецкой авиации в Заполярье был необычный день – Киркенес и Петсамо атаковали англичане с помощью авианосной авиации. Я по этому поводу писал довольно большую статью, она выходила в журнале "Галея". На Киркенес совершили налет 20 "альбакоров" и пара "фулмаров" с АВ "Викториес". Они атаковали выходящий в море караван во главе с УАК "Бремзе", суда на рейде – но никуда не смогли попасть. У немцев в тот момент в небе оказалось сразу 9 Bf.109, 4 Bf.110 и Ju.87. Как можно понять из многочисленных отчетов и рассказов, "лаптежники" и "109-е" возвращались с бомбежки (есть версия, что одномоторные истребители были подняты по тревоге на отражение воздушного налета, когда Киркенес мимоходом бомбил пролетающий мимо Пе-2, разведчик, но это сомнительно, больно много машин). Тяжелые истребители как раз взлетели, чтобы сопровождать KG 30. И вся эта немецкая армада встретилась с кучей бипланов – лакомой добычей для всех, хотя никто не ожидал, что в бой ринутся и "штуки"! Они ринулись. Один пилот так вошел в раж, что обогнал атакуемый "альбакор", оказался у него перед курсовым пулеметом и летчик 827-го эскадрона по фамилии Болл сбил врага одной очередью. Увы, кроме этого светлого пятна, ничего хорошего англичанам их рейд не дал – 12 сбитых бипланов, 2 сбитых "фулмара", 25 человек попали в плен и 17 погибли. Немцы, как это всегда бывает в большом бою, понаделали заявок – 23 штуки у всех самолетов, еще 5 зенитки кораблей. По другим данным, даже 27+4. Англичане кстати тоже не поскупились, записав себе на счет 2 торговых судна, по одному Bf.109 и Ju.87, а также пару Bf.110.
На самом деле были сбиты только упомянутый "Юнкерс" и 110-й лейтенанта Шлоссштайна – Эмиль-2, №4394, "LN+DR". Оба летчика при этом были спасены. Он перед тем, как его сбили, тоже якобы сбил один "альбакор" – так это или нет, уже точно не узнать. Кроме того, по два самолета записали на счет Брандиса и Францискета, один – лейтенанту Коху.
Затем рутина длится несколько дней, пока 12 августа эскадрилья не показывает снова, какая незавидная судьба у командиров, назначенных для нее извне. На сей раз пострадал майор Эрих Грот, бывший командир 2-й группы ZG 76. Он якобы был назначен командовать "эскадрильей такс" (Dackelstaffel, кличка 1.(Z)/JG 77 из-за их эмблемы). На перелете из Ставангера в Бодё (и далее в Киркенес) самолет "M8+TC", №3863 пропал. Только через два года его нашли с двумя трупами в кабине в 160 км СВ Бергена. Командиром опять остался Брандис!
В тот же день как минимум одна машина (экипаж Райтца – видимо, сохранилась его летная книжка) летала в первый раз на юг, в Рованиеми. Там они сбрасывали "грузовые бомбы" для неких немецких войск, окруженных около Кестеньги.
15 августа после долгого перерыва один из пилотов Bf.110 заявил победу над советским самолетом. Это был лейтенант Хоффманн с первым успехом, жертву он посчитал И-153. В действительности в бою было сбито даже два таких самолета из 3 эскадрильи 72 АП. Причем, никаких других заявок в тот день не было больше! Наши в отместку "сбили" 5 Ju.88 и один Bf.109, в реальности же ни одного.
На следующий день опять случился бой, в котором Брандис смог добыть для эскадрильи 20-ю победу – "И-180". Для него она стала девятой. Случилось это при сопровождении Ju.87 на бомбардировку целей южнее Тайболы. С советской стороны подтверждения этому сбитому нет.
Затем, после еще нескольких дней вылетов на задания без особых событий, для эскадрильи завершился первый этап их войны против СССР, возможно, один из самых насыщенных – ну может, на втором месте после лета 1942 года. 25 августа вся эскадрилья в полном составе перебазировалась в Лапландию, поддерживать немецкие войска в наступлении на Кандалакшу.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus »

igor писал(а):Война против СССР – начало.
Самое интересное "чтиво" за сегодняшний день! Большое спасибо!
Изображение
Tor
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 27 июн 2012 10:58
Откуда: Ленинград/Романов на Мурмане

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение Tor »

igor писал(а): Жертвой стал ДБ-3, но в списке Рыбина за этот день есть СБ из 72-го полка, с пометкой "сбит Ме-110". Это произошло у Вайтолахти, но я не могу найти, где этот населенный пункт располагался.
Вайда-Губа,п-в Рыбачий.
От ненужных побед остается усталость...
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor »

Спасибо, Константин.
Получается, что это был Ме.110 из штаба ZG 76, если вообще не натяжка Рыбина. Наши клиенты над Рыбачьим в том вылете вряд ли пролетали.
Skopintsev
Всегда с нами...
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 13 сен 2011 09:48
Откуда: Москва

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение Skopintsev »

igor писал(а):Война против СССР – начало.
Итак, эскадрилья прибыла в Киркенес, на аэродром Хойбуктен (или как называли его наши, Хебуктен). Построен он был еще норвежцами в 1939 г. и сначала состоял из одной ВПП, ведущей с севера на юг. Потом пристроили еще одну, поменьше, с востока на запад.

27 июня, когда эскадрилья еще только готовилась совершить первый вылет, аэродром был атакован советскими бомбардировщиками СБ, но бомбы упали мимо. Зато наши бомберы не промахнулись по городу, где имелись разрушения, погиб один немец и 7 было ранено. В 17.25 Bf.110 выполнили первое задание – сопроводили Ju.88 для бомбежки аэродрома Варламово-2 (на самом деле - Мурмаши). Никаких потерь наши в тот день не понесли.
Игорь, на немецких аэрофотоснимках (http://www.wwii-photos-maps.com/targetr ... 20019.html) Варламово-2 - это Ваенга-2. Или я что-то путаю?
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus »

Я тоже заметил этот момент.
Думаю тут все просто - у немцев задание записано как сопровождение бомберов на Варламово-2, а по факту работали по Мурмашам.
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor »

Я перевожу урывками, грубо говоря обложившись разными источниками, откуда надо черпать уточнения тексту Момбеека. За всем уследить трудно, а соответствие аэродромов у меня в голове постоянно путается. Мурмаши немцы так и называли, Африканду - Нивой. Варламово у них было аж три штуки. На самом деле в описанном случае у немцев - налет на Варламово, а у нас записана только атака Мурмашей. Фактически выходит да, Олег, Вы все правильно указали - Варламово-2 это Ваенга-2.
Skopintsev
Всегда с нами...
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 13 сен 2011 09:48
Откуда: Москва

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение Skopintsev »

Понял, очень интересно пишите, спасибо!
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor »

В Лапландии
Прибыв на Рованиеми, экипажи обнаружили, что там мало что готово к их прилету и обустраиваться придется самим. Даже мебель в бараке отсутствовала! Видимо, заселяться пришлось очень долго, так как первый групповой вылет состоялся только 28-го числа. До этого, 27 августа, лейтенант Хоффманн сбил свой второй самолет – МБР-2. Никакие подробности этой заявки неизвестны и непонятно, где был сбит самолет. Если над Баренцевым морем, как там оказался Хоффманн? Короче, много вопросов, ответов нет. В тот день 118 РАП потерял целых 3 МБР-2, так что потенциальная жертва Хоффманна в наличии.
Из Рованиеми пришлось вылетать на бомбежку еще находящегося в руках наших Алакуртти и сопровождать финские самолеты. Кое-кому потом за это даже выдали финские награды! Кроме того, "мессеры" сбрасывали "грузовые бомбы" своим войскам и охотились за поездами на "Мурманской ж/д". Воздушных боев сначала не было вовсе.
1 сентября случились первые неприятности. Было потеряно сразу 4 машины, правда, не навсегда. Два самолета (№№ 3675 и 3142, оба "доры", больше про них ничего неизвестно) из-за нехватки горючего сели на вынужденные около Алакуртти. Повреждения у обеих – 20%. Еще две машины – "LN+KR" (№4113) и "LN+FR" (№4114) вследствие плохих метеоусловий заблудились и сели в Швеции: первая около Паяла, вторая в Тёрендё. Первую пилотировал унтер-офицер Райтц (самолет при приземлении на берегу реки скапотировал), а вторую – угадайте кто? Конечно же Брандис! Все четверо немцев вернулись назад, прибыв в Кеми уже 7 сентября. Их самолеты шведы подвергли тщательному изучению, но тоже отдали довольно быстро. FR вернулся 18 сентября, а KR – 20-го.
Пока командира не было, 6 сентября в эскадрилью прибыло пополнение. Все они заканчивали ту же школу в Нойбиберге, что и летчики, в начале года составившие Команду Кьевик. Это были обер-лейтенант Шмидт, лейтенанты Райхель и Дан, фельдфебель Вайссенбергер и унтер-офицер Фидлер.
Примерно в то же время 1.(Z)/JG 77 отправилась назад, обратно на аэродром Киркенес – участвовать в новой битве, разгоравшейся на берегах Лицы.
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor »

Снова в Киркенесе.
На Хебуктене 8 сентября 1941 г. базировались только "штуки", тяжелые истребители и дальние разведчики из 1.(F)/120 и 1.(F)/124. Истребители сидели в Петсамо, бомбардировщики – на Банаке и Кеми.
9 сентября вернувшиеся 110-е сделали первые три вылета на сопровождение Ju.87, бомбивших Мурманск. Советские истребители, пытавшиеся атаковать пикировщики, были отбиты – так утверждает Момбеек. Но не им единым живы! Вдруг оказывается, что в тот день советские летчики все же смогли завалить сразу две штуки над Ура-губой. Оба экипажа пропали без следа.
10 сентября лейтенант Дитрихс заявил сбитый И-15 около Мурмашей. На самом деле, 1-я эскадрилья 147 ИАП потеряла в тот день один И-15бис, пилот П.И. Александров пропал. Других претендентов на эту победу нет. Наши в ответ тоже заявили сбитый Bf.110, но на самом деле все немцы остались целы.
11 сентября в разведывательном полете немцы впервые увидели большую группу "харрикейнов" – около 40 штук. На разведку летал обер-лейтенант Шмидт, который по возвращении доложил о бое с двумя советскими истребителями и сбитом И-153. Ему однако, эту победу вроде как не засчитали, хотя в общем списке подразделения она наличествует. С советской стороны была одна потерянная "чайка" из 1 эскадрильи 72-го полка. Командир звена ст. лейтенант С.И. Уваров погиб, сорвавшись в штопор после взлета с аэродрома Ваенга. Тут видимо просто совпадение.
К 15 сентября "домой" вернулся из шведского отпуска Брандис. В тот понедельник он вылетел для разведки линии фронта, увидел там И-16 и сбил его. С типом он на этот раз не ошибся: не повезло А.П. Озерову из 145 ИАП. С другой стороны, он смог сесть на брюхо на советской территории и остался в живых, что не так уж плохо.
В ответ в тот же день знаменитый Борис Сафонов завалил Bf.110C-4 (№2215), в котором находились лейтенант Хоффманн и ефрейтор Беем. Упал он в 5 км восточнее Зап. Лицы. Кроме того, в самолете находился военный репортер из воздушного округа "Норвегия", лейтенант Венк. Он тоже не выжил.
Брандис уже на второй день после своего возвращения в очередной раз нештатно вернулся на землю. Теперь он получил зенитное попадание в левый мотор и сел на живот на немецкой территории. Bf.110D-0, №3170, "LN+HR" восстановлению не подлежал, но летчики остались целы. Самолет, кстати, был взят напрокат у Мундинга.
28 сентября советским самолетам удалось удачно разбомбить мост через Петсамойоки, и никто, в том числе "церштёреры", в этом им помешать не смогли. Этот удар значительно усложнил снабжение немецких войск на фронте.
5 октября в Петсамо выпал первый снег.
12 октября лейтенант Кох аварийно посадил свой Bf.110C-4 "LN+IR", №3026, на аэродром Киркенес. Машина при этом была повреждена на 30%, причина поломки неясна. Никто при этом не пострадал.
24 октября на 1.(Z)/JG 77 после долгого затишья вдруг обрушился град побед. В полете на свободную охоту в районе Лицы в 12.30 Bf.110 наткнулись на группу И-16 и И-153. В бою немцы заявили целых 6 побед! Брадис себе записал по одному самолету каждого типа, еще один И-16 пошел на счет Коху. Лейтенант Райхель сбил своего первого противника – "ишачок". Также начали победные списки два других пилота, сбивших по "чайке": унтер-офицер Фидлер и фельдфебель Вайссенбергер. На самом же деле в том бою наши потеряли только два И-153 из 2-й эскадрильи 147-го ИАП, и один И-16 из 145-го ИАП. Погиб мл. лейтенант И.А. Кукуркин из 147-го ИАП.
25 октября эскадрилья снова действовала в районе Лицы и опять вела воздушный бой. Успех прошедшего дня повторен не был, хотя Брандис смог добыть для себя 13-ю победу, на сей раз "харрикейн". На самом деле, вероятно, это был МиГ-3 из 1-й эскадрильи 72 полка. Ст. лейтенант З.А. Сорокин разбил его при вынужденной посадке на озеро, а сам был ранен.
26 октября 1.(Z)/JG 77 сделала последний вылет для сопровождения "штук" на п-ов Рыбачий. День в Заполярье становился все короче и времени для нормальных полетов уже не хватало. Вследствие этого эскадрилья получила приказ в очередной раз перебазироваться. 30 октября она вернулась на Рованиеми. На Крайнем Севере осталась из авиации одна 14. /JG 77.
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor »

Конец 1941 г. - снова Лапландия.
С 10 ноября начались вылеты на Кандалакшском фронте. Основная работа теперь заключалась в бомбардировках и штурмовках. "Мессеры" либо охотились за поездами, либо бомбили станции, либо штурмовали позиции советских войск, хотя изредка приходилось тряхнуть стариной и сопровождать "штуки". В качестве передовой базы для уменьшения подлетного времени использовался Алакуртти, но даже так за день удавалось сделать в основном только 1 вылет.
Плохая погода и темнота иногда на несколько дней приковывали самолеты к земле. После недельного периода активности в середине ноября последовала пауза до 29-го числа. В тот день как раз был случай, когда нужно было эскортировать пикировщиков. Впервые в этом районе в ноябре немцы встретились с воздушным противником, и Брандис тут же записал себе сбитый И-18. В тот день 145-й и 147-й полки потеряли по одному летчику, однако типы самолетов мне неизвестны. Батальонный комиссар, командир эскадрильи 145-го полка Г.Е. Колесников пропал в районе Чупа – Полярный Круг, а лейтенант П.А. Кайков якобы таранил в воздушном бою самолет противника, лоб в лоб. Если Колесников летал на МиГе, то он и стал жертвой Брандиса, однако 100% уверенности в этом нет. Других заявок тоже не видно.
На 1 декабря немцы имели в северной Финляндии следующие силы: в Рованиеми базировались 2 эскадрильи "штук" из IV./LG 1 и 1.(Z)/JG 77. В Алакуртти – половина 1./JG 77. В Кестеньге ("ледяное место", зимний временный ледовый аэродром) – вторая половина 1./JG 77 и третья эскадрилья IV./LG 1. В Кеми находились 1./KG 30, 1.(F)/124, 1./KG 26 и эскадрилья "тетушек Ю".
Две недели прошли, перемежаемые плохой погодой, в вылетах на сопровождение и штурмовках железки. 15 декабря пара самолетов должна была сопроводить два Ju.52 из Кемиярви в Кестеньгу. Первым стартовал Шмидт, как только улегся поднятый им снежный буран – следом в небо поднялся лейтенант Райхель. Ведущий самолет, выполняя разворот, потерял ведомого и полетел в Кемиярви. Прибыв туда, Шмидт обнаружил, что транспортники не готовы к старту, и сел, чтобы сберечь горючку. Райхеля не было. Позвонив на базу, ведущий узнал, что сразу после взлета его "роттенфлигер" сделал поворот и исчез за группой деревьев, откуда поднялся столб дыма. Шмидту пришлось лететь с транспортниками одному, там никаких событий не случилось. С Райхелем погиб ефрейтор Г. Бёмер. Это был третий полный экипаж, потерянный эскадрильей в 1941 г. Оба летчика прибыли на фронт только в сентябре. Самолет, ставший их могилой – Bf.110E-2, №2548, "LN+KR".
20 декабря впервые отличился экипаж унтер-офицера Гросса и ефрейтора Сардоника. Они за раз уничтожили сразу 3 паровоза! Вот бы проверить это, как сбитые самолеты, но где искать такие данные? Экипаж этот прибыл в 1.(Z)/JG 77 не новичками. Сначала, в августе 1941 г., они воевали под Ленинградом в ZG 26 и были раз сбиты И-16, причем Сардоника легко ранило в правую руку. Летали они и на Москву, прежде чем были отозваны для переобучения на ночных истребителей. Однако, в Ольборге обер-лейтенант Кирхмайр забрал их на Север. 13 ноября они прибыли в Рованиеми, а 29-го сделали первый боевой вылет.
22 декабря отлетался Шмидт. Эскадрилья была послана штурмовать железную дорогу и войсковые колонны в районе Лоухи. Вылетев на Bf.110E-2, "LN+OR", обер-лейтенант при штурмовке стации Ковда получил попадание зенитным снарядом. Пилот был ранен в руку и горло, но кое-как смог дотянуть до Кестеньги. Шмидт попал в госпиталь и валялся там с раной 7 месяцев. За его самолетом прилетел Вайссенбергер.
Последним вылетом в 1941 г. стала свободная охота 27 декабря. Закончилась она безрезультатно.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus »

Думаю, что выскажу мнение всех посетителей форума - ждем продолжения!
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor »

Увы, теперь наверное не скоро. Другие дела + вскоре выходить на работу...
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor »

Проходя мимо сканера, сделал пару картинок:
Те самые таксы.
Изображение

Тот самый "штабной автобус"
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus »

Классно!
Спасибо огромное!
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor »

1942 г.
На 1 января в распоряжении Fliegerführer Nord (Ost) имелись совсем небольшие силы: 27 "штук" из IV./LG 1, 7 Ju.88 из 1./KG 30, 5 таких же самолетов в варианте разведчика из 1.(F)/124, 20 Bf 109 из 13./JG 77 и 12 "церштёреров". Применялись они на тот момент почти исключительно на "кандалакшском" фронте.
Первый вылет 1.(Z)/JG 77 совершила на второй день нового года, против Княжьей губы в качестве штурмовиков. В таком качестве они и работали, иногда разнообразя деятельность сопровождением Ju.87.
12 января экипаж обер-фельдфебеля Мундинга, гнавший из Кенигсберга новую машину ("BA+CS") посадил ее на брюхо в гавани Ваазы. На удивление, повреждена она была очень мало и уже через два дня смогла продолжить полет.
18 января были одержаны первые в новом году победы: по одному истребителю в районе Лоухи заявили обер-лейтенант Францискет и унтер-офицер Райтц. С советской стороны известна только одна потеря - погиб ст. политрук С.П. Чатеев из 1-й эскадрильи 145 ИАП.
24 января пришел черед отличиться Вайссенбергеру. Над железной дорогой 1.(Z)/JG 77 схлестнулся с "харрикейнами" и "И-18", и Тео за 5 минут записал себе по одной штуке каждого типа. На удивление, оба худо-бедно подтверждаются нашей стороной. Потерян был ЛаГГ-3 из 145 ИАП и "Харрикейн" из 2-й эскадрильи 760 ИАП. Там правда между ними временной интервал гораздо больше 5 минут, но это может быть простой опиской в документах. Других претендентов нет - Эрлер имеет в тот день тоже две заявки, но они обе около Пумманок, очень далеко.
Еще 3 января генеральный штаб Люфтваффе приказал переименовать l./JG 77 и все подчиненные ей подразделения в l./JG 5. Из других подразделений формировались еще две группы. На самом же деле все было не так просто и сменой 77 на 5 в названиях дело не ограничилось. Этот вопрос стоит подробно рассматривать при описании истребительных эскадрилий. Касаемо "наших баранов", тяжелые истребители получили для себя обозначение 6.(Z)/JG 5. Теоретически это означало, что они будут подчиняться ll./JG 5 майора Хеннинга Штрюмпелля, но фактически подразделение осталось самостоятельным. Командиром остался Брандис.
Он 1 февраля вернулся из отпуска домой, и так получилось, что отдых ему не пошел на благо. В первом же вылете Брандис, незнакомый толком с районом операций, заблудился и увел с собой значительную часть самолетов. Сам он был вынужден садиться около Оланге и разбил самолет в хлам. Много раз до того Брандиса подстерегали неудачи вроде этой, но всегда он выбирался целым. На сей раз удача его оставила: командир и лучший ас 6.(Z)/JG 5 погиб. Радист фельдфебель Баус получил ранения. Кроме командирской машины (Bf.110E-2, № 2546, "LN+AR"), вынужденные посадки совершили Францискет на машине с №2648 и лейтенант Кирхмайер на №3423. Из 4 человек только Кирхмайер был ранен - его самолет тоже был практически уничтожен (60%). Самолет Францискета, севший на Пья-озеро, получил только 10% повреждений. Все остальные самолеты сели в Кестеньге.
Еще 6 дней после этой катастрофы плохая погода не давала немцам летать. И ближайший вылет - 8 февраля опять закончился плохо для одного самолета (экипаж неизвестен). Правда там, не дошло до смерти или увечий: самолет с заводским №3145 сел на вынужденную около Пори из-за нехватки бензина. Повреждения 10%.
23 февраля при охоте за паровозами в районе станции Полярный круг Францискет получил попадание от зенитки и сел на вынужденную. Ему тоже впору было жаловаться на удачу - попал в беду второй раз за месяц, при минимуме вылетов! С другой стороны, опять остался жив-здоров. Его и радиста унтер-офицера Питакка вывезли на "шторьхе", а лежащий в снегу Bf.110E-2, №4501 коллеги уничтожили, потому что недалеко была линия фронта.
25 февраля при налете на Кандалакшу вместе с Ju.88, 6.(Z)/JG 5 поучаствовал в новом бою с советскими истребителями. Вайссенбергер заявил двух сбитых "харрикейнов", а лейтенант Криппаль - одного. Тем самым, Тео добрался до аса, у него было уже 5 сбитых. Реальность этих побед в данный момент проверить не получилось, может быть ответы есть в новой книге Рыбина, про советские "Харрикейны".
"Церштёреры" же в конце февраля стали по частям перелетать обратно в Киркенес, так как дни стали светлее и позволяли совершать вылеты далеко за полярным кругом.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя