История Zerstorerstaffel JG 5

Действия истребительной авиации 5-го воздушного флота Люфтваффе на Севере

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus » 03 сен 2012 11:04

igor писал(а):В первом же вылете Брандис, незнакомый толком с районом операций, заблудился и увел с собой значительную часть самолетов.
Значит и немцы на Севере терялись "пачками" из-за сюрпризов, преподносимых ландшафтом и природой, а не только наши...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor » 11 сен 2012 20:20

В качестве замаливания греха в теме "этот день 70 лет назад", выкладываю еще большой кусок про первую половину 1942 г. Дальше опять будет долгий перерыв.

Новая битва в воздухе.
С очередным возвращением в Киркенес 6.(Z)/JG 5 начал новый этап противостояния с советскими ВВС, ставший в его истории как истребительной части, наверное, самым ярким. До конца сентября 1942 г. Bf.110 записали на свой счет больше сорока воздушных побед - это примерно треть общего числа, одержанных эскадрильей за весь срок своего существования.
26 февраля первые несколько машин перелетели из Рованиеми в Киркенес. Там летчики получили свои прежние квартиры около дороги на Нейден, на западной окраине летного поля. Уже через три часа после возвращения последовал первый вылет на Мурманск, для сопровождения Ju.88. Подобные задания выполнялись и в последующие дни, изредка перемежаемые бомбардировками и штурмовками наземных целей.
Только 11 марта произошел первый воздушный бой, когда шестерка "церштёреров" проводила свободную охоту и штурмовала аэродром Мурмаши. По немецким данным, сражались они с 15-20 советскими истребителями разных типов, но на удивление, заявка последовала только одна - от унтер-офицера Фидлера, который якобы сбил МиГ. Победа эта стала для 6.(Z)/JG 5 сороковой по счету. С советской стороны есть подтверждение - ст. лейтенант А.В. Елисеев из 1-й эскадрильи 147 ИАП сел на вынужденную, причем сам не пострадал. Ошибка была только с типом самолета, потому что Елисеев летал на Р-40С.
С нашей стороны число "Ме-110" было уменьшено на два. За единственную победу немцы заплатили довольно дорого, потому что потеряли целых три машины!
Bf.110E-2, №4502, "M8+ZE" с экипажем из унтер-офицеров Э. Гросса и Г. Сардоника в бою был сбит "киттихауками" и сел на вынужденную около Урд-озера (Кимлик-явр), в 40 км западнее Мурмашей. Оба летчика были ранены, но смогли покинуть место вынужденной посадке. Пережив ночь в снегу, при температуре -30/40 градусов, на следующий день они были спасены прилетевшим "шторьхом" (пилот - летчик из III./JG 5 Видовитц). Сардоник был ранен легко, так что после отдыха в санатории и отпуска в Германии в июне он вернулся обратно в свое подразделение и воевал там почти до самого конца войны. Гросс был ранен серьезнее - он обратно уже не вернулся. Из-за сильного обморожения врачам пришлось ампутировать летчику часть правой ноги, что не помешало вернуться в авиацию. Правда, на фронте он больше не летал, стал пилотом транспортного самолета и погиб в катастрофе на аэродроме Костелитц 3 июля 1944 г. Можно добавить, что "M8+ZE" нашли и продали в Англию, оттуда он ушел в Новую Зеландию. В 1997 г. его вместе с бывшим "LN+NR" прикупил Немецкий технический музей в Берлине. Обе машины использовали для реставрации другого Bf.110.
Еще одним пострадавшим стал самолет победителя - Фидлера. Bf.110E-2, №2651, "LN+GR". Его пилот смог дотянуть и кое-как посадить на родной аэродром. Однако, с повреждениями в 90% он уже ни на что не годился и был списан. Фидлер вместе со стрелком унтер-офицером В. Брюггентисом были до 12 апреля прикованы к земле из-за отсутствия машины на замену погибшей. Третья машина - Bf.110E-2, №4500 - тоже была сильно повреждена в бою и аварийно села в Киркенесе. Она тоже больше в воздух не поднималась (повреждения 70%). Ее экипаж неизвестен.
16 марта эскадрилью ждали новые преобразования, на сей раз не столь глобальные. В номере ее шестерку поменяли на десятку: теперь подразделение стало 10.(Z)/JG 5.
24 марта тяжелые истребители два раза прикрывали "штуки" во время их налета на Мурманск. Городу были нанесены некоторые повреждения. Здесь есть некоторые противоречия в описаниях. Первый вылет Момбек записывает на утро и перечисляет: 5 Bf.110, 3 Bf.109. В советской "Хронике" точно такое число самолетов совершало налет на гавань в то же самое время, только двухмоторные самолеты опознаны как "Ю-88". Есть вероятность, что на самом деле это были все же Bf.110, которые в тот раз несли бомбы, а никаких "штук" не было. В таком случае на счет тяжелых истребителей можно записать попадание бомбы в английский пароход LANCASTER CASTLE, на котором была повреждена машина. 8 человек было убито, 4 ранено. Сопротивление оказывали только зенитки, т.к. ВВС СФ получили оповещение всего за 4 минуты до налета. Зенитки претендовали на сбитый "юнкерс", якобы видели двух выпрыгнувших на парашютах летчиков - но у немцев потерь не было.
В вечернем налете, несмотря на то, что советские истребители взлетели своевременно, налета и повреждений они предотвратить не смогли. В порту утонул отопитель (бывший траулер, по другим данным, потоплен только 15.10.42), убито было 27 человек (в том числе 8 англичан), ранено еще 36. Истребители заявили 4 Ю-87 и 1 Ме-110, 2 летчика попали в плен. Несомненно, это фельдфебель К. Эрлих и обер-ефрейтор К. Бажински с Ju 87 R-4 №6277, "L1+BU" из I./St.G. 5 - единственный потерянный в тот день немецкий самолет. Наши потеряли один "харрикейн", но летчики из 10.(Z)/JG 5 на него не претендуют - это дело рук "ягеров", а именно лейтенанта Дана из 5./JG 5.
В первый день апреля в подразделение прибыл летчик, ставший потом одним из самых лучших асов - обер-фельдфебель Р. Курпирс. Он только что закончил школу тяжелых истребителей в Меммингене.
8 апреля Bf.110 сделали пару групповых вылетов для сопровождения бомбардировщиков. В последнее время они частенько перелетали в Петсамо, заправлялись и взлетали собственно для сопровождения уже оттуда (вечером возвращаясь обратно в Киркенес). У рассматриваемый день во время второго вылета произошел воздушный бой, в котором Вайссенбергер заявил себе шестую победу - МиГ. Эта схватка с нашей стороны велась истребителями 14-й армии, которые якобы сбили 5 самолетов противника. Потеря на самом деле имела место, погиб капитан А.П. Поздняков из 20 ГИАП на Р-40Е. Однако, нельзя присудить его Вайссенбергеру на 100%, потому как победу заявил также обер-фельдфебель Пфёнгер из 6./JG 5. В пользу аса на тяжелом истребителе говорит то, что место его заявки совпадает с местом гибели Позднякова, тогда как ягер якобы сбил свою жертву над Мотовским заливом. В пассиве у немцев была потеря Bf.110E-1, №4114, "LN+FR". Есть вероятность, что потерян он при таране ст. лейтенанта А.С. Хлобыстова из 2-й эскадрильи 20 ГИАП, причем наш летчик остался цел и вроде даже смог сесть обратно на свой аэродром. Вражеский пилот (это был лейтенант К.Кох) вместе с неизвестным стрелком смогли протянуть довольно далеко и упали юго-восточнее аэродрома Петсамо. На следующий день их нашли в 5 км от упавшего самолета (он был признан полностью потерянным, так как буквально разломился пополам).
Не заметив потери бойца, эскадрилья продолжала боевую деятельность. 12 апреля вылет прошел необычно рано, в 6 утра, еще в темноте. Снова сопровождение "штук" и новый бой с советскими истребителями, в котором Вайссенбергер заявил очередного сбитого - ЛаГГ. Фактически это был "харрикейн" из 2-й эскадрильи 2 ГСАП. В этом бою со стороны немцев участвовали по 4 легких и тяжелых истребителя, с нашей - 12 "харрикейнов". Кроме того, который стал жертвой Вайссенбергера, еще один не вернулся домой. Его, как не удивительно, сбил Пфёнгер - как будто он взял себе моду передразнивать товарища. Правда на этот раз обе потери подтверждены: погибли мл. лейтенант Федоров и капитан Морозов. Наши заявили 2 Ме-110 и 1 Ме-109 сбитыми, 3 Ме-109 поврежденными. На самом деле у немцев потерь не было. Пока истребители бились друг с другом, бомбардировщики разрушили в Мурманске 100 м причала №2, повредили буксир и убили одного рабочего.
15 апреля в первом вылете на сопровождение Ju.88 10.(Z)/JG 5 вместе с "ягерами" вела бой с группой советских истребителей - 12 штук, по немецким данным. Вайссенбергер снова не ушел домой просто так. Теперь у него на счету появился "И-180". Момбеек считает, что это И-16 из 2-й эскадрильи 78 ИАП, поврежденный около Мурманска в подходящее время. Мне точные обстоятельства неизвестны, может "ишак" сел на вынужденную и тогда его можно считать победой неугомонного фельдфебеля, или же советский истребитель смог сесть на свой аэродром более-менее нормально, и тогда победа Вайссенбергера дутая? В любом случае, лейтенант Ю. Плотников остался жив-здоров. Снова, пока истребители дрались друг с другом, бомбардировщики разгрузились над портом и еще три раза поразили несчастливый LANCASTER CASTLE: после этого судно село на грунт, то есть фактически было потоплено. Еще во время той бомбежки сгорела столовка Судоверфи. К счастью, в тот день совсем не было человеческих жертв.
В этот раз Тео решил не ограничиваться, как в другие апрельские дни, одной заявкой. Во время второй вылазки в составе 6 Bf.110 с прежним заданием, в бою с 50 советскими самолетами он сбил сначала "И-180" (на самом деле - МиГ-3 из 2-й эскадрильи 2 ГСАП, ст. лейтенант Д.Г. Соколов остался цел), а потом "харрикейн" (из 1-й эскадрильи 78 ИАП, пилот снова уцелел). Ради разнообразия в этот день победа досталась и хоть какому-то другому пилоту 10.(Z)/JG 5. Счастливчиком стал лейтенант Маул, прибывший на север только в начале апреля. Это был его первый боевой вылет, а жертвой стал, вероятно, "харрикейн" ст. политрука Н.М. Чагина из 769 ИАП ПВО. И снова, удачно для наших, пилот был невредим. На земле, напротив, все было плохо. Бомбардировщики в очередной раз прорвались к своим целям, разбомбив 3 ж/д пути, автокран и склад. Одна полутонная бомба упала прямо в бомбоубежище. Хотя она не взорвалась, бомбоубежище обвалилось и под завалами были погребены 21 человек. Еще 8 получили ранения. Потери немцев в тот день ограничились одним Bf.109E-7, после боя разбившимся на посадке в Петсамо. Тут тоже, пилот не был даже ранен!
После такого напряженного дня немцы взяли передышку - ничего знаменательного не случалось до 22 апреля, когда неизвестный пилот, возвращаясь из разведывательного полета, при посадке разбил машину (Bf.110E-2, №2545) на 40%. Боев в тот день не было, скорее всего, на самолете лопнула шина.
23 апреля в новом вылете на сопровождение "штук" ранним утром состоялся очередной бой с многочисленными советскими истребителями. В "Хронике" нет никакого упоминания, чтобы кто-то вообще пытался отразить этот утренний налет истребителями. В результате, немцы утопили плавучий кран на 45 т и буксир СТРОИТЕЛЬ, сожгли только что выгруженный танк, разрушили причалы и ранили трех рабочих. С кем велся бой, неясно. Момбеек уверяет, что это могли быть СБ из 137 БАП, причем один из них отправляет на счет кого-то из двух давших заявки немцев. Мне такое представляется сомнительным, скорее всего, сражались немцы с летчиками армейской авиации и сбить никого не смогли.
25 апреля наши летчики наконец рассчитались с Вайссенбергером, хотя расплата была не окончательной. Тео со стрелком Пфайффером взлетел по тревоге. Ведомым у него был фельдфебель Фидлер. Целью для них был приближавшийся отряд из дюжины Пе-2. В бою Вайссенбергер, как всегда, не обделил себя заявками на победы - только на сей раз оба "сбитых" Пе-2 на самом деле оказались липовыми. Зато стрелки 608-го БАП как следует попали по Bf.110 и его пришлось сажать вблизи от Сальмиярви. Bf.110E-2, №3769, "LN+BR" смог нормально сесть на замерзшее озеро, однако машина горела. Вскоре после того, как летчики покинули его, самолет взлетел на воздух. За "погорельцами" прилетел обер-лейтенант Видовитц из III./JG 5 на "шторьхе".
29 апреля досталось уже двум "мессерам". Ранним утром над бухтой Лица, над занятым 12-й БМП плацдармом, эскадрилья схватилась в бою с вражескими истребителями и, не заявив ни одной победы, потеряла машины с заводскими номерами 3528 и 2547 ("LN+MR"). Первую, как пишет Момбеек, сбил ст. лейтенант Кузенков из 2 ГСАП, про вторую не уточняет. Кроме того, машина с номером 3528 - старушка модели С-2 - ранее уже была повреждена 15 февраля 1941 г. на аэродроме Сола при столкновении с препятствием (правда тогда модель записана почему-то как С-4). Те повреждения были устранены, после новых (50%) самолет ветеран был признан негодным для применения на фронте. Второй истребитель (относительно новый Е-2) тоже уже никогда не поднялся в воздух - у него признали повреждения 60%. Еще можно упомянуть, что оба разбились при посадке на аэродром Петсамо.
После этого "церштёреры" надолго забыли о потерях - быть может потому, что почти не участвовали в воздушных боях, хотя регулярно, пусть и не каждый день, летали на сопровождение бомбардировщиков и даже штурмовку. Только 10 мая бои все же состоялись, но там потерь немцы не имели, а сами при этом сделали наибольшее число заявок в своей истории. Сначала, во время сопровождения "штук" на Лицу, с последующей штурмовкой наземных целей, 7 Bf.110 столкнулись с большим отрядом Мигов и "харрикейнов" (они его оценили в 25 штук). Победы достались обер-лейтенанту Шлоссштайну, обер-фельдфебелю Мундингу и унтер-офицеру (хотя еще месяц назад он был фельдфебель - где правда, неясно!) Фидлеру. Все посчитали, что сбили по машине английского производства. На самом деле, с нашей стороны сражались 23 "харрикейна", из которых 3 было сбито, а еще два село на вынужденные. Однако в том бою участвовали также и одномоторные "мессеры", про заявки которых в тот день ничего точно неизвестно. В общем все немцы претендовали за день на 27 сбитых! Из них только два случая относятся к вечеру, время других покрыто мраком тайны. С таких позиций, вероятность того, что Bf.110 одержали реальные победы, довольно невелика.
Во втором вылете немцы вступили в бой с 5 бомбардировщиками и их охранением из 15-20 истребителей. Летчики 10.(Z)/JG 5 заявили тогда сразу 13 побед! Правда, одну, у Шлоссштайна, не засчитали свои. Остальные (все - "харрикейны" и МиГ-3) пошли на счет Вайссенбергера (2+3), лейтенанта Маула ("харрикейн"), обер-фельдфебеля Курпирса (1+1), обер-фельдфебеля Мундинга (1+1) и унтер-офицера Фидлера (2 "харрикейна"). Тогда в небе бушевало настоящее воздушное сражение, поэтому я не в состоянии определить даже шансы на победу всех этих летчиков. Известно, что за день было потеряно либо 9 (Рыбин), либо 11 (Момбеек) советских "харрикейнов". В таком случае выходит, что завышение составило 1 к 3. Наши, кстати, тоже не поскупились, заявив 8 сбитых + 1 от огня зениток. В реальности немцы потеряли один Bf.109 и один Ju.88.
12 мая активность в воздухе была практически прежней, но до недавнего триумфа "церштёрерам" было далеко. Во время первого вылета на сопровождение бомбардировщиков (в тот день эвакуировали 12-ю БМП) Вайссенбергер заявил очередную победу, над МиГ-3. В том бою с врагом сражались в общей сложности 24 "харрикейна", 6 И-16 и 1 МиГ-3. 2 "англичанина" были повреждены и сели на вынужденные, еще 2 были сбиты. Интересно, что в претенденты можно записать еще только Карганико, командира знаменитой 6./JG 5, да и то, не наверняка - у пары его заявок нет времени. Так что эту победу Тео честно добыл, хотя и спутал тип самолета. Остальные 3 вылета на сопровождение бомбовозов в тот день прошли без столкновения с противником.
15 мая, во время третьего за тот день вылета на сопровождение "штук", Вайссенбергер записал себе двадцатый "абшусс", "харрикейн". Дело было около Мурманска, и Момбеек записывает в жертвы мл. лейтенанта П.И. Плеханова из 767 ИАП, который благополучно выпрыгнул с парашютом. Однако, тут проблема ав том, что одновременно 8 заявок на победы в том же месте и в то же время сделали "ягеры", а еще у двух заявок нет времени, но подходит место. В "Хронике" есть только один сбитый флотский "харрикейн" (у Рыбина его нет, вероятно этот самолет 2 ГСАП у него записан на 14-е). В результате, 2 к 11, и вероятность победы Вайссенбергера весьма мала.
17 мая, во время задания по сопровождению "штук" на Мурманск, экипажу Фидлера пришлось прервать полет из-за неполадок с мотором. Назад они долететь смогли, но при посадке разбили машину в хлам (100% повреждений). Каким-то чудом при этом оба летчика остались невредимы. Очередной Е-2 (№4557, "LN+FR") был навсегда вычеркнут из списков подразделения. Фидлеру и его стрелку, Брюггентису, пришлось дожидаться нового самолета до середины июня.
На следующий день горечь потери сменилась радостью победы - ее одержал, якобы, обер-лейтенант Кирхмайер. Момбеек пишет о том, что это был самолет Р-40 из 20 ГИАП, пилот ст. политрук А.И. Селезнев (погиб). В реальности данной победы есть некоторые сомнения, потому что в том бою, при сопровождении Ju.88 "ягеры" из 6-й и 7-й эскадрилий тоже назаявляли 11 сбитых. При этом, реальные потери составляли 2 "харрикейна" и один, тот самый Р-40, сбитыми и еще 2 Р-40, севшими на вынужденные посадки. В пользу Кирхмайера говорит только то, что он единственный выставил в заявке правильный тип самолета.
25 мая один новенький Bf.110F-2, №4567, был поврежден при посадке на аэродром Рованиеми. Степень повреждений неизвестна, как он оказался на юге - тоже. Можно предположить, что его перегоняли в район боевых действий. Позже он не попадается.
26 мая при сопровождении "штук" на Мурманск снова прошел большой бой с участием разных типов самолетов. В нем Фидлер и стрелок другого самолета, унтер-офицер Кемнитцер, заявили по одному сбитому "харрикейну". Событие весьма интересное, так как чуть раньше Момбеек написал, что Фидлер якобы не мог летать аж до середины июня! По поводу заявок у него тоже идет серьезное расхождение с самим собой. Написано, что в том бою 767 и 769 ИАП потеряли 6 английских машин, но во втором томе, при описании того же события, советские потери даются уже по другому. Теперь только 769 ИАП потерял 3 "хуря", и еще одного - 197 ИАП, а еще один "харрикейн" был тяжело поврежден. В том же бою 3 самолета заявил себе Мюллер, так что в любом случае, на сей раз заявки немцев весьма близки к суровой правде жизни. В том же бою самолет лейтенанта Маула (Bf.110F-2/trop, " LN+GR") получил 4 попадания в левый мотор, но смог благополучно вернуться и сесть.
После этого 10.(Z)/JG 5 надолго забыла как о победах, так и о потерях - при том, что на различные задания (в основном, сопровождение бомбардировщиков) вылетала каждый день. До середины июня было только одно исключение - в первый день лета Вайссенбергер в бою с "киттихоками" при очередном налете на Мурманск смог заявить один. Возможно, это Р-40Е капитана Л.И. Павлова из 2-й эскадрильи 19 ГИАП, погибшего в районе Урд-озера. При советских потерях в 2 самолета, у врага 4 заявки, вместе с Тео. Однако Карганико, одержавший две победу, одну записал как сбитый И-16, что резко понижает его шансы на реальность данной заявки. Бомбардировщики в тот раз смогли попасть бомбой в британский пароход EMPIRE STARLET и утопить его. Наши в ответ заявили 3 Ме.109 и кучу сбитых бомбардировщиков, но у немцев была только одна потерянная "штука".
С 3 эскадрилья отдыхала после месяца непрерывных боевых действий и следующий вылет на сопровождение "штук" состоялся только 13 июня. После этого сражения продолжились с прежней интенсивностью. Уже на следующий день был поврежден очередной Bf.110E-2 с заводским №2544 - при посадке он потерпел аварию из-за вышедшего из строя шасси. Степень повреждения составила 40%. Претендентов на этот "мессер" с нашей стороны нет, так как оба воздушных боя над Мурманском советской стороной сочтены безрезультатными.
На 15 июня немцы запланировали массированный налет. Следует учитывать, что массированность по северным меркам была далека в абсолютных цифрах от того, что концентрировал противник на других театрах. В этот конкретный раз число задействованных самолетов составило всего лишь 74 штуки, причем только 32 самолеты были ударными. 12 Bf.110 участвовали в первом вылете на Мурманск и Мурмаши вместе с 18 "штуками" и 14 Ju.88 - все вместе они стартовали с Киркенеса. Кроме того, вся эта группа прикрывалась тремя десятками Bf.109 из II./JG 5, которые взлетели с Петсамо на полчаса позже.
Этот могучий удар был полностью отражен советскими истребителями, которые смогли связать врага на подлете и не допустить бомбежки. Свой смертоносный груз "юнкерсы" сбросили в районе Колы и Мурмашей, но аэродром не пострадал. Немецкие пилоты-истребители вроде как заявили в том бою 6 побед (хотя известны только две заявки), одну победу заявил также обер-фельдфебель Курпирс. В число потерь советских истребителей в тот день вошли 2 Р-40, 2 "харрикейна" и 1 Р-39, еще 2 Р-40 были повреждены. Судя по всему, все эти самолеты принадлежали ВВС 14-й армии. Капитан И.В. Бочков из 19 ГИАП выпрыгнул с парашютом после того, как сбил 3 Ю-88 и 2 Ме-110. Конечно же, по мнению Момбеека, сбил его скорее всего Курпирс. Вообще говоря, если считать с натяжкой, то есть вместе с поврежденными, немцы вроде как и не соврали почти, чего не скажешь о наших. Бочков был не одинок в своих оптимистических заявках - всего советские истребители якобы сбили целых 9 Ю-88! На самом же деле, на землю упал только один такой самолет, еще два были повреждены но благополучно вернулись с 10 и 20% повреждений. Одна победа Бочкова точно имеет под собой веские основания, потому что Bf.110F-2 с №4564 при посадке на Киркенес разбился и имел 35% повреждений. Кто "рулил" этим самолетом, неизвестно.
18 июня эскадрилья впервые с февраля, после гибели командира, безвозвратно потеряла летчиков. При сопровождении "штук" на Мурманск в 30 км западнее цели отряд попал под сильный зенитный огонь. Прямым попаданием был сбит и рухнул вниз, не издав ни звука по радио, Bf.110E-2 №3759, "LN+LR". Лейтенант Х. Криппаль и обер-фельдфебель Э. Кулик с тех пор считаются пропавшими. Возможно, на самом деле они были сбиты "аэрокобрами" из 19 ГИАП.
22 июня, в годовщину начала войны, на аэродроме Киркенес в результате несчастного случая погиб ефрейтор А. Мейер из 10.(Z)/JG 5, но подробности этого неизвестны.
24 июня эскадрилья занималась привычным делом. После сопровождения "штук" в первом вылете "церштёреры" занялись свободной охотой около Мурмашей и сцепились там с несколькими "харрикейнами". Обер-лейтенант Францискет и унтер-офицер Фидлер записали себе по одному. Курпирс в этом влете возил с собой корреспондента роты пропаганды Лео Виннерса - такие случаи на севере не были редкостью. По воспоминаниям стрелков, присутствие третьего человека в кабине доставляло им немалые неудобства и даже мешало вести стрельбу из пулемета. Во втором вылете за день Фидлер снова заявил сбитый, на сей раз Р-39. Мундинг тоже доложил о сбитом, но его не засчитали даже сами немцы. Про подтверждения либо отрицание побед за этот день мне ничего неизвестно. Из флотской авиации за день только один Р-40 был подбит и сел горящим на аэродром. Авторство Фидлера в этом сомнительно, 4 заявки от "ягеров" тоже претендуют на этот один, фактически поврежденный самолет.
Также в этот день вернулся обратно раненый 22 декабря обер-лейтенант Х.-Х. Шмидт.
25 июня Курпирс снова повез с собой корреспондента, который засвидетельствовал его четвертую воздушную победу - "харрикейн" сержанта Ивина из 197 ИАП (пилот ранен). Других претендентов на эту победу нет.
Надо заметить, что почти каждый день один самолет прерывал выполнение задание из-за технической неисправности. Чаще всего каждый раз это был другой самолет, но иногда напасть случалась подряд два дня с одной и той же машиной. В 1941 г. таких случаев не наблюдалось. Что было тому виной - плохое снабжение запчастями, ухудшившаяся квалификация техников или падение качества сборки немецких самолетов, непонятно.
28 июня эскадрильи опять заявила большое количество побед, хотя до уровня 10 мая было очень далеко. Теперь на счета пилотов пошло 5 сбитых после встречи с большим отрядом советских самолетов во время свободной охоты в районе Мурмашей. Францискет, Мундинг и лейтенант Цигенхаген заказали себе по "харрикейну", Курпирс - Р-40, а Мундинг еще и "кобру". На самом же деле в том бою был сбит только один "харрикейн" сержанта И.С. Загородникова, выпрыгнувшего с парашютом. Возможно, Мундинг сбил капитана Кутахова из 1-й эскадрильи 19 ГИАП, который тоже выпрыгнул с парашютом. Ответным огнем "кобр" и "киттихоков" 19 ГИАП был поврежден Bf.110F-2, №4580, который потом разбился при посадке на Киркенес. Повреждения составили 40%, экипаж неизвестен.
30 июня эскадрилью постигло очередное, последнее в рамках JG 5 переименование. Теперь им выдали "счастливый" номер - 13. Причиной стало то, что в эскадре организовали четвертую группу и номера 10-12 теперь были заняты. Командиром оставался обер-лейтенант Шлоссштайн.
6 июля Bf.110 впервые вылетели в сторону моря, чтобы сопровождать там корабли. Позже задачи такого рода станут у них одними из основных, пока это была экзотика. Тем более, что прикрывались в тот раз две подводные лодки, идущие в Киркенес - U.334 и 456. Обе они охотились на печально известный конвой PQ-17, причем первую ошибочно атаковал Ju.88 и повредил. Вторая лодка ее сопровождала. Четверка "мессеров", сменяя друг друга, сопровождали их с 16.45 до 22.45.
8 июля после эскортирования "штук" на Мурмаши тяжелые истребители провели свободную охоту в том же районе, и унтер-офицер Р. Бикле сбил "харрикейн" сержанта Л.И. Майорова из 2-й эскадрильи 78 ИАП. В том же бою один Bf.110E-2 (№3973, экипаж неизвестен) в бою получил тяжелые повреждения и разбился при посадке в Киркенесе. Имея 60% ущерба, он в боях больше не участвовал, хотя люди при этом не пострадали.
9 июля тройка "церштёреров" сопровождала 14 Ju.88 в налете на аэродром Варламово-1 (Ваенга-1). Этот налет в отличие от большинства других противнику удался: не встретив противодействия, бомберы уничтожили на земле 3 ДБ-3Ф, повредили 4 Р-40, 1 МиГ-3 и 1 Пе-2. Три человека были ранены. Правда, зенитки все же смогли повредить шасси одному Bf.110E-2 с номером 2648. Самолет сел на родной аэродром и получил степень повреждения в 40%, то есть весьма серьезную. Экипаж здесь снова неизвестен.
В последующие дни 13.(Z)/JG 5 все также летала на сопровождение бомбовозов, однако в боях не участвовала и потерь не несла. На 15 июля в подразделении числилось около 18 экипажей, из них 10 возглавляли офицеры. Самолетный парк составлял 16 машин. Примерно в то же время прибыло новое пополнение, в том числе один довольно колоритный персонаж по фамилии Шваб и по кличке "Огр". В дальнейшем он будет часто мелькать в отчетах о потерях, подхватив знамя короля аварий, оброненное в феврале Брандисом. По воспоминаниям одного из новичков, прибывших вместе со Швабом - стрелка Шрёдтера - из семи экипажей, пополнивших 13.(Z)/JG 5 в июле, только он и его пилот, Кайлиг, смогли пережить войну. Десять человек погибли уже в 1942/43 году, а "Огр" вместе со своим стрелком - уже в 1944 г., когда служил на Ме.210.
18 июля экипаж обер-фельдфебеля Мундинга совершил полуторатысячный вылет эскадрильи. Как гласила статистика, за этот период одержано 82 победы (+2 не засчитанные), 20 вражеских самолетов было уничтожено на земле. Кроме того, летчики 13.(Z)/JG 5 отчитались о 43 уничтоженных паровозах, 396 ж/д вагонах, 8 позициях зениток, 34 радиостанциях, 126 грузовиках и других автомобилей. Повреждено было 7 судов. В минусе имелось 11 погибших или пропавших членов экипажей и 3 раненых. Материальная часть лишилась 25 самолетов, 17 были повреждены.
В дальнейшем до конца июля продолжались боевые вылеты, не принесшие никаких примечательных событий. Накал битвы в воздухе явно спал. Можно отметить, ради разнообразия, сопровождение 22 июля Do.24, на котором совершал вояж рейхскомиссар Норвегии Тербовен.
igor
 
Сообщения: 770
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus » 13 сен 2012 19:50

Прочитал.
Потом распечатал и прочитал еще раз - очень понравилось!
Большое спасибо!
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor » 13 сен 2012 20:37

Стараемсу.
igor
 
Сообщения: 770
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение hellcat » 14 сен 2012 09:40

igor писал(а):Bf.110E-2, №4502, "M8+ZE" с экипажем из унтер-офицеров Э. Гросса и Г. Сардоника в бою был сбит "киттихауками" и сел на вынужденную около Урд-озера (Кимлик-явр), в 40 км западнее Мурмашей. Оба летчика были ранены, но смогли покинуть место вынужденной посадке. Пережив ночь в снегу, при температуре -30/40 градусов, на следующий день они были спасены прилетевшим "шторьхом" (пилот - летчик из III./JG 5 Видовитц). Сардоник был ранен легко, так что после отдыха в санатории и отпуска в Германии в июне он вернулся обратно в свое подразделение и воевал там почти до самого конца войны. Гросс был ранен серьезнее - он обратно уже не вернулся. Из-за сильного обморожения врачам пришлось ампутировать летчику часть правой ноги, что не помешало вернуться в авиацию. Правда, на фронте он больше не летал, стал пилотом транспортного самолета и погиб в катастрофе на аэродроме Костелитц 3 июля 1944 г. Можно добавить, что "M8+ZE" нашли и продали в Англию, оттуда он ушел в Новую Зеландию. В 1997 г. его вместе с бывшим "LN+NR" прикупил Немецкий технический музей в Берлине. Обе машины использовали для реставрации другого Bf.110.

Вот фото M8+ZE.

    Изображение
    Изображение
В пассиве у немцев была потеря Bf.110E-1, №4114, "LN+FR". Есть вероятность, что потерян он при таране ст. лейтенанта А.С. Хлобыстова из 2-й эскадрильи 20 ГИАП, причем наш летчик остался цел и вроде даже смог сесть обратно на свой аэродром. Вражеский пилот (это был лейтенант К.Кох) вместе с неизвестным стрелком смогли протянуть довольно далеко и упали юго-восточнее аэродрома Петсамо. На следующий день их нашли в 5 км от упавшего самолета (он был признан полностью потерянным, так как буквально разломился пополам)

LN+FR сел на озеро Килмыкъявр, откуда и был поднят - http://blockhaus.ru/forum/index.php?sho ... t&p=335649
А вот этот самолёт при жизни - http://www.forcedlandingcollection.se/L ... Bf110.html

А это Алексей Хлобыстов около своего самолёта после этого боя.

    Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus » 15 сен 2012 08:59

Альберт, как всегда, с кучей интересных фотографий!
Спасибо!

P.S. Альберт, я чуть подкорректировал твой пост, а то у меня фото сползали куда-то...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение hellcat » 15 сен 2012 11:40

Сергей, не за что! :) Я вот, глядя на фото плоскости самолёта Хлобыстова, никак не пойму, от чего такое повреждение. Смотришь снизу, как будто бритвой срезало. Верх весь задран, такое ощущение, что внешняя часть крыла отламывалась по направлению вверх-назад. Надо в сети поискать фото повреждений крыла после таранов, где то видел, и сравнить. Если б он задел, к примеру, сосну, там совершенно другая картина, я видел, что делается при этом с плоскостями Хоков-там дюраль буквально "обнимает" ствол дерева. Здесь же, похоже, или отстрелили, или действительно, лобовое столкновение. Спрашивал Виталия Николаевича Латарцева про фото мессера с Килмыка, сейчас спрошу про повреждения стодесятого, может помнит, если они были.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение hellcat » 15 сен 2012 22:52

Получил ответ от Виталия Николаевича, он лично готовил самолёт к эвакуации в надводном положении. Его мнение однозначно-никто самолёт не таранил. Геометрия не нарушена, внешних повреждений фюзеляжа, крыла, хвостового оперения не было. Запомнилось сквозное пробитие пилотской бронеспинки. А так самолёт цел. Движки отвалились, но это воздействие воды на магниевые моторамы-они растворились. Обычное дело при подъёме мессеров. Да, ещё-рядом с берегом, в прибойной зоне, были костные останки человека.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus » 16 сен 2012 01:23

Люблю версии выдвигать :wink:
1. Хлобыстов таранил Ме-110, но это был другой - не "LN+FR";
2. Хлобыстов таранил Ме-110 "LN+FR", но получилось так, что повреждения получил только самолет нашего летчика;
3. Хлобыстов таранил Ме-110 "LN+FR", но повреждения на нем не были замечены;
4. Хлобыстов не таранил Ме-110, а крыло ему повредил кто-то другой.

P.S. В пользу второго варианта говорит случай из личной жизни: в бок моей "девятки" (заднюю левую дверь) влетела "шаха" (правой передней частью). В результате дверка оказалась буквально "в салоне", а у "шахи" даже пластмассовая накладка на бампере не треснула :shock:
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение hellcat » 16 сен 2012 13:18

Ну да, судя по наградному http://blockhaus.ru/forum/index.php?app ... _id=129742 он 110-му отрубил хвост, про целостность крыла ничего не говориться. Потом им же (правым крылом) таранил и сбил 109-й. После чего крыло отломилось. http://blockhaus.ru/forum/index.php?app ... _id=129743 Ме 109 он таранил на встречном курсе, таран Ме 110 произошёл, надо полагать, на догоне. Пишется, что 110-й врезался в сопку, про озеро ничего не говориться. На LN+FR хвостовое оперение целое, кроме перкаля, конечно, который облез от воздействия воды.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus » 17 сен 2012 13:24

hellcat писал(а):...он 110-му отрубил хвост, про целостность крыла ничего не говориться...
...Пишется, что 110-й врезался в сопку, про озеро ничего не говориться. На LN+FR хвостовое оперение целое, кроме перкаля, конечно, который облез от воздействия воды.

Хлобыстов атаковал Ме-110 и зажав его поливал огнём. Однако "Мессер" продолжал лететь, огрызаясь огнём стрелка. И тогда, Алексей ударил его крылом своей машины, после чего, Ме-110 повалился вниз и взорвался на земле. Самолёт Алексея Хлобыстова получил лишь незначительное повреждение крыла и вскоре Алексей присоединился к группе капитана А. П. Позднякова ( фото справа ) и Ивана Фатеева, чтобы атаковать Ju-87.

Отсюда


Если уж, исходя из вышеизложенного, факт ДТП с участием P-40 и Bf-110 считать случившимся, то еще возможен вариант, что Стодесятый от удара потерял управление и стал падать, но потом летчик смог выровнять машину и благополучно совершить аварийную посадку. А уж всякие слова типа "взорвался", "врезался в сопку" - считать "желаемым, выдаваемым за действительное".
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение hellcat » 17 сен 2012 21:06

Чтобы 110-й упал от удара Р-40 нужно одно условие-скорость последнего на догоне должна быть намного больше, чем у первого. Совершенно не вяжется с отсутствием повреждений у 110-го и незначительными у Р-40. Все байки типа: "уравнял скорость, аккуратно подошёл" для меня навсегда останутся байками-он попал бы в струю от винтов впереди идущего самолёта и сам бы потерял управление и стал падать. Тем более как намного меньший по массе аппарат. Ну а боковой удар на пересекающихся курсах наносит фатальные повреждения или обоим, или одному-если сильно повезёт. Самолёт-что бумага, при любом соприкосновении мнётся конструкция, даже самом незначительном, т.е. повреждения должны быть. Всё остальное из области чего то там ненаучного.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor » 18 сен 2012 06:07

Я вот заметил такую закономерность: самолеты в воздушных боях сталкивались часто, но все время у немцев это именно столкновение, а у нас непременно таран. Вот у меня не раз возникала мысль, что у нас большая часть "таранов" на самом деле случайные столкновения в горячке боя.
igor
 
Сообщения: 770
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение hellcat » 19 сен 2012 07:43

igor писал(а):Я вот заметил такую закономерность: самолеты в воздушных боях сталкивались часто, но все время у немцев это именно столкновение, а у нас непременно таран. Вот у меня не раз возникала мысль, что у нас большая часть "таранов" на самом деле случайные столкновения в горячке боя.
У меня это впечатление давно уже сложилось. Насчёт Хлобыстова-есть мнение, что с такими повреждениями крыла самолёт типа Р-40 вообще невозможно нормально посадить. Непрост самолёт был в управлении на малых скоростях.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus » 19 сен 2012 22:34

Но есть же где-то то ли видео, то ли фото посадки то ли американца, то ли японца, чуть ли не с половиной одного крыла...
Значит можно, если очень постараться!
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение hellcat » 22 сен 2012 20:01

Вроде была фотка, где японец летит с половиной крыла...
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение hellcat » 30 сен 2012 15:44

Вот фото от Е.Коноплёва. Снято с вертолёта. Фото хоть и никудышного качества, но, если приглядеться, то можно увидеть правое крыло, просвечивающее сквозь воду. Оно не обломано.

    Изображение
Вот ещё парочка фото. Ч/б снято в 91-м, когда самолёт подняли и вывезли, наконец. Видно обломанное правое крыло. К тому времени он простоял на озере на домкратах десять лет! Ещё одна попытка подъёма была в 89-м году, когда его снова поставили на подпорки. За это время машина была окончательно разломана и представляла из себя набор отдельных частей.

    Изображение
Вот донесение командира 73-го отдельного батальона ВНОС от 18.05.1942 г.: "...В районе оз. Килмык-явр с северной стороны ... обнаружен ... самолёт Ме-110 был посажен на лёд. Фюзеляж, плоскости и моторы целы. Экипажа нет. Приборы наблюдения отсутствуют. На фюзеляже в передней части нарисован лев, держащий во рту советский самолёт. Нижняя часть плоскостей выкрашена в жёлтый цвет. На фашистском знаке имеется цифра "12". На киле имеются отметки, свидетельствующие о том, что данная машина в июле 1941 года обстреляна 3 раза совескими самолётами и 4 раза - английскими." Есть вроде упоминание о мессере в книге В.И.Минакова "Торпедоносцы атакуют". К нему на лёд подсаживался У-2. Тогда был вырублен кусок обшивки с эмблемой штаффеля, который ныне находится в музее. Книгу в сети найти не смог. У кого есть, отсканьте эпизод, пожалуйста. Видимо тогда же было демонтировано хвостовое оперение, которое позже было найдено на дне рядом с самолётом. По какой то причине его бросили. Видимо, не влез стабильник в кабину биплана.

    Изображение
Ну и на последок шильд этого самолёта с его веркнуммером, сейчас тоже музейный экспонат.

    Изображение
История самолёта налицо, выводы каждый сделает для себя сам.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus » 30 сен 2012 18:22

hellcat писал(а):Вот донесение командира 73-го отдельного батальона ВНОС от 18.05.1942 г.:
"...На фюзеляже в передней части нарисован лев, держащий во рту советский самолёт.
...На киле имеются отметки, свидетельствующие о том, что данная машина в июле 1941 года обстреляна 3 раза советскими самолётами и 4 раза - английскими."

Как же мало знали наши о противнике... :D
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение hellcat » 30 сен 2012 19:19

ВНОСовцам простительно. :)
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus » 30 сен 2012 19:57

hellcat писал(а):ВНОСовцам простительно. :)
Они то как раз, по идее, должны были знать о противнике все...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Пред.След.

Вернуться в Истребительная авиация 5-го воздушного флота Люфтваффе



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


cron