Филиппов С.Д. в начале войны

Все о 255-ом ИАП ВВС СФ, потерях, победах, летчиках и т.д.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
Ответить
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Филиппов С.Д. в начале войны

Сообщение sk16rus »

В общем, по 1941-1942 гг. складывается такая ситуация...
О том, что делал Филиппов С.Д. с апреля 1941 до апреля 1942 года достоверно ничего неизвестно.

Что я имею:
- воспоминания, что дед уехал весной 41-го на юг в командировку;
- фотографию с надписью "Ростов Дон 20/IX-41";
- письмо от 23 июня 1941 года, посланное из Кировограда УССР

Если предположить, что дед проходил обучение в Ростове или где-то рядом, то вероятно, это была Батайская авиашкола летчиков, ставшая сейчас (как мне написали на форуме Стрижей), в ходе преобразований, Краснодарским высшим военным авиационным училищем летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.

Я написал туда письмо, но думаю, останусь без ответа...

Был еще вариант, что дед мог служить в 1941-1942 году во 2-ом ЗАПе, но документов этого полка за тот период я тоже пока не нашел... Смотреть нужно, судя по всему, в ЦАМО, а когда я туда попаду (и попаду ли вообще) - пока не известно...

В общем - пока глухо...
ambrozei
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 22 авг 2008 18:33

Сообщение ambrozei »

Я намедни, смотрел передачу «Жди Меня» - там приблизительно шла тема, как и Ваша. Только ведущий рассказывал о человеке, который во время войны служил в определённых войсках.

Так вот: он советовал, людям, которые ищут друг друга, особенно со времён Великой Отечественной – собирать сведения от друзей; тех, кто знал человека; служил с ним. Возможно, такие найдутся, которые служили с Вашем дедом?!
olegkirillov
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 24 июн 2008 10:35
Контактная информация:

Сообщение olegkirillov »

Пиши письмо на поиск информации о родственнике. Точно ФИО, все известные данные, которые помогут отыскать личное дело в картотеке - части, в которых служил, награды, ранения и т.п. Пиши как официальный запрос в ЦАМО, высылай мне личкой (в виде скана).
Oleg "Romeo" Kirillov (http://www.aviachamp.com)
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Сообщение sk16rus »

olegkirillov писал(а):Пиши письмо на поиск информации о родственнике.
Раньше был очень хороший форум на сайте Солдат.ру
К сожалению, он недавно закрылся.
Я слышал, что энтузиасты собираются сделать нечто подобное на другом сайте. Если будет такая информация, обязательно выложу.
Изображение
ambrozei
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 22 авг 2008 18:33

Сообщение ambrozei »

Да! Было бы очень полезно всем нам и тем, кто ещё присоединится в процессе общения…

Вообще Великая Отечественная Война… с ней связано столько судеб. Люди, до сих пор находят друг друга. Кто служил вместе, был в плену.

Был случай, один военный: пилот советских войск, пропал без вести. Выяснилось, только вот, недавно – он живёт в Великобритании, ему 85 лет, 8 внуков уже; очень плохо разговаривает на русском.

Причина – попал во время войны в плен во вражеские войска!
olegkirillov
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 24 июн 2008 10:35
Контактная информация:

Сообщение olegkirillov »

ambrozei писал(а):Был случай, один военный: пилот советских войск, пропал без вести. Выяснилось, только вот, недавно – он живёт в Великобритании, ему 85 лет, 8 внуков уже; очень плохо разговаривает на русском.
http://aviachamp.com/tiki-view_blog_pos ... &postId=59
Oleg "Romeo" Kirillov (http://www.aviachamp.com)
ambrozei
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 22 авг 2008 18:33

Сообщение ambrozei »

Ясненько, ясненько… вот, и Вы также показали нам о таких вот курьёзных ситуациях, связанных с временами военных действий советских войск… спасибо!.. и данных случаев просто десятки тысяч.

Самое интересное, что люди ещё с тех далёких и не лёгких времён прибывают в полном рассудке и относительном здравии, и это радует – есть свидетели, военных действий с которыми можно при желании пообщаться и выяснить необходимую, правдивую информацию.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Сообщение sk16rus »

Вот и выяснилось, где был мой дед в начале войны - в 160-ом резервном авиаполку Одесского ВО.
Все оказалось удивительно просто - в ответе ЦВМА в Книгу Памяти РТ в 2001 году была дана урезанная информация, а на запрос нашего районного военкомата сотрудники архива дали более полные и развернутые сведения.
Страничка по этому ответу готовится и в скором времени будет выложена на сайте.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Сообщение sk16rus »

Страничка, подготовленная по ответу из ЦВМА готова!
Вот она!
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Филиппов С.Д. в начале войны

Сообщение sk16rus »

Получен еще один ответ из ЦВМА на наш запрос по поводу довоенной биографии деда.
Ознакомиться с ним можно на той же странице - ЦВМА.
Этот ответ более подробно дает сведения о работе и прохождении службы, а так же подтверждает семейные предания о том, что Филиппов С.Д. погиб в свой день рождения, так как в этом ответе указана дата рождения деда - 16 октября 1913 года (по старому стилю).
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Филиппов С.Д. в начале войны

Сообщение sk16rus »

Мы пару месяцев назад разослали запросы в ЦВМА и ЦАМО.
Один ответ из ЦВМА пришел еще в августе (о нем я писал выше).
А сегодня я получил ответ на один из запросов в ЦАМО (как будет возможность, я его обязательно отсканирую и выложу на сайте).
Вкратце - там дается информация о службе деда в 160-м РеЗАП... Но есть и чуть-чуть про 255-й ИАП.
И вот что интересно - там есть такая фраза из Книги учета потерь личного состава 255 истребительного авиаполка за 1942-1948 г.г.: "29 октября 1942 года во время выхода из боя был сбит самолетом "МЕ-109", похоронен - Ваенга 1-я Мурманской области."
Что это?
Значит ли это, что дед был похоронен у аэродрома Ваенга-1, а не у Ваенги-2, как мы до сих пор полагали?
Или тут возможно какое-то толкование или простая описка?
Изображение
юлия
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 26 июн 2008 20:48
Откуда: Североморск

Re: Филиппов С.Д. в начале войны

Сообщение юлия »

Сергей, я думаю, что это мало что значит. Многие из тех, кто по ответу на наш запрос в архив (мы высылали запрос о подтверждении захоронения на Ваенге-2) , числится похороненными на Ваенге-2, есть и в поименных списках захоронения городского (военного) кладбища Североморска (т.е. Ваенга-1). Кстати, я тебе по-моему уже говорила, что и твой дед есть в этих списках. У него в графе "Номер могилы, место захоронения на кладбище" стоит: "не изв."

Ведь я до сих пор не уверена, что могилы на нашем кладбище, Ваенга-2, настоящие, а не просто плиты. Вполне возможно, что останки были перезахоронены на Ваенге-1, чтобы так сказать все вместе. И это еще в лучшем случае. А то могли и побыстрому: накидать плит, не заморачиваясь на перезахоронение.
Конечно, чтобы это проверить, надо серьезно делать что-то типа эксгумации и т.п. Но, мне кажется, это не так уж и важно. Важно, что люди служили на Ваенге-2, погибли здесь и похоронены были здесь. Здесь - их память тоже. А что делали после войны с останками - пусть будет на совести тех, кто это делал.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Филиппов С.Д. в начале войны

Сообщение sk16rus »

Спасибо.
Ты права.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Филиппов С.Д. в начале войны

Сообщение sk16rus »

sk16rus писал(а):Вкратце - там дается информация о службе деда в 160-м РеЗАП...
Добавил инфу по 160-му РезАП на страничку "160-й РезАП ВВС РККА".
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Филиппов С.Д. в начале войны

Сообщение sk16rus »

Я в шоке! :shock:

Искал в Интернете по просьбе отца информацию по Казанскому Аэроклубу в начале войны и наткнулся на такую перепечатку (декабрь 2009 года) к юбилею Казанского Аэроклуба на каком-то форуме (прошу обратить внимание на текст, выделенный жирным):
ДАТА В КАЛЕНДАРЕ
"ПРИТЯЖЕНИЕ НЕБА"

Шла Гражданская война. Россия находилась в кольце фронтов, переживая блокаду, ужасающую разруху и нищету, голод и холод. Но вопреки всем напастям начинала пробиваться новая жизнь. Она пробивалась, набирая силы, из толщи народной в виде массового энтузиазма при восстановлении затопленных шахт, потухших домен, возрождении замерших фабрик и заводов.

Энтузиазм этот проявлялся и в массовой тяге молодежи к аэрофлоту. Надо сказать, что молодая советская республика к началу 1921 года насчитывала 720 самолетов, из которых только десятая часть была более или менее годной к полетам. Идея создания Красного Воздушного Флота нашла всенародную поддержку. В 1923 году в стране создается Общество друзей воздушного флота (ОДВФ). "Трудовой народ, строй воздушный флот!" - под таким лозунгом активисты разворачивали пропаганду. Только за первый год после образования ОДВФ в его ряды вступили полтора миллиона человек.

В апреле 1923 года в Казани тоже создается Общество друзей воздушного флота. Состоявшийся в начале 1931 года IX съезд комсомола выдвинул призыв: "Комсомолец, на самолет!" Он нашел массовый отклик у молодежи Татарии. Повсеместно стали создаваться кружки авиамоделистов, планерные станции. Весной 1933 года областной совет Татосоавиахима принял решение об организации в Казани республиканского аэроклуба.

Денег на покупку самолета не было. Чтобы их собрать, устраивали аэромассовки, показательные парашютные прыжки, совершали агитполеты. Успех первой аэромассовки превзошел все ожидания, о чем с восторгом писала газета "Красная Татария". Вскоре благодаря добровольным пожертвованиям средств трудовых коллективов многих предприятий нашей республики аэроклуб закупил новые самолеты "Пионер", "Большевик", "Медикосантруд", "Жактовец", планеры и парашюты.

Появились первые пилоты, подготовленные в Казанском аэроклубе. Ими стали А.Кривушин, М.Емельянов, Т.Губайдуллин, Н.Елисеев, С.Яруллина, З.Тукаев, Ф.Богданов, М.Гиззатов, Ш.Мухаметзянов. Только за первые полтора года работы

аэроклуба было подготовлено 47 пилотов, 200 планеристов, 116 авиамоделистов. Они совершили полеты в 100 сел и городов республики, подняли в воздух в порядке поощрения 500 передовиков производства.

Аэроклуб вносил свой вклад в решение хозяйственных задач. В период полевых и уборочных работ он осуществлял переброску запасных частей к тракторам и комбайнам в районы, отдаленные от водных и железнодорожных путей.

Руководил аэроклубом бывший краском Алексей Никифорович Павлов. С именем этого энергичного человека связано становление и развитие аэроклуба.

К началу Великой Отечественной войны Казанский аэроклуб представлял собою мощную организацию с филиалами в Казани, Чистополе, Зеленодольске. Они выпустили 135 пилотов, которые были направлены в Чкаловскую и Ульяновскую авиашколы для дальнейшего повышения летного мастерства.

В начале зимы 1942 года из прифронтовых районов в Татарию были переведены первый и второй ленинградские, первый Московский и Боровичевский аэроклубы. Их объединили под общим командованием Татарского областного совета Осоавиахима, председателем которого назначили Билала Мингазовича Бикеева. Весной того же года в училища страны из Казанского аэроклуба для совершенствования летного мастерства были направлены 400 пилотов и в действующую армию более 600 специалистов по авиатехнике.

Тогда же было получено распоряжение о передаче аэроклубом 80 процентов самолетов в маршевые полки. Лучшие самолеты были отданы на фронт, а другая их часть отправлена в г.Энгельс, где по инициативе прославленной Марины Расковой формировались три женских авиаполка: истребителей, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков.

А затем поступил приказ направить летно-технический и командный состав в третью авиабригаду, находившуюся в Саратове. В числе первых уехали А.Кармин - начальник объединенных Казанского и Московского аэроклубов, А.Кузьмин - начальник Боровичевского аэроклуба, В.Бадаев - начальник учебной части Казанского аэроклуба, С.Филиппов - командир эскадрильи, летчики-инструкторы А.Борисов, Н.Варфоломеев, Н.Гашев, В.Петров, Л.Соколов, У.Шинкарук, штурман Г.Белов, техники В.Колпаков, В.Крашенинников и другие.

Добровольно ушли на фронт Вера Мелашвили, Елена Милютина, Вера Степанова, комиссаром женского истребительного полка была назначена одна из первых летчиц Татарии Вера Тихомирова.

В аэроклубе ушедших на фронт мужчин заменили женщины. Именно они составили костяк инструкторского состава. До конца войны на фронт уходили хорошо обученные ими летчики. Командиром авиаотряда была Клавдия Николаевна Бадаева. Ей помогали летчики-инструкторы В.Ремнева, М.Малышкина, А.Григорьева, З.Кузьмина, А.Гудина.

Как воевали аэроклубовцы - рассказ особый. Скажем только, что более полутора десятков их стали Героями Советского Союза, десять совершили воздушные и огненные тараны. В числе Героев - летчик-истребитель Фарид Фаткуллин и все члены его эскадрильи, Михаил Девятаев, Шамиль Абдрашитов, Борис Михайлов, Анатолий Калашников, Кузьма Новоселов, Мисбах Халиуллин, Василий Яницкий, Александр Кармин, дважды Герой Советского Союза Николай Столяров и другие.

Ощутимый вклад в победу внесли земляки - летчики авиации дальнего действия. В первые месяцы войны бомбили Берлин и другие немецкие города Гали Бурхан, Иван Петров, Габдулхан Галиуллин, Сергей Соколов, Сергей Чулков, Михаил Симонов.

В послевоенные годы Казанский аэроклуб достиг впечатляющих спортивных высот. Победы на чемпионатах мира, СССР и Российской Федерации стали обычным явлением.

Сегодня аэроклуб, отмечающий свое славное 70-летие, возглавляет летчик высшего класса Р.Халимуллин. В его команде дружно трудятся заместитель начальника по летной работе В.Ларин, И.Мухаметзянов, М.Бизенков - командиры отряда, командиры звеньев, техники и инженеры Ф.Рахманкулов, М.Живулин, И.Закиев, Р.Гашиков, П.Кузьмин, В.Самошкин, Д.Камартдинов, В.Ханафеев и другие.

Поздравляем всех выпускников аэроклуба с 70-летием его образования и приглашаем в Куркачи 16 августа на торжества по этому случаю.

Мингаз ТИМИРОВ.
Зам. председателя Республиканского комитета
ветеранов войны и военной службы,
бывший командир авиаэскадрильи Казанского аэроклуба.

Анатолий ИВАНОВ.
Главный редактор Книги Памяти РТ.
http://gazetart.su/articles/165_24981/51586/
Я специально выделил в статье жирным шрифтом фрагменты, чтобы зафиксировать хронологию:
...В начале зимы 1942 года... А затем поступил приказ... В числе первых уехали......С.Филиппов - командир эскадрильи, летчики-инструкторы А.Борисов...

Я что-то не понял, как Филиппов С. мог уехать на фронт в начале зимы 1942 года (тем более - в третью авиабригаду в Саратове), если из архивных документов известно, что он:
Призванный Бауманским РВК г. Казани,
- с 15 апреля 1941 г. по 5 октября 1941 г. проходил службу пилотом 160-го резервного авиационного полка ВВС Красной Армии;
- с 5 октября 1941 г. по 25 июня 1942 г. - командир звена 255-го истребительного авиационного полка ВВС Красной Армии (место дислокации - г. Тихвин Ленинградской области);
- с 25 июня 1942 г. по 29 октября 1942 г. - заместитель командира 1-ой авиационной эскадрильи 255-го истребительного авиационного полка особой оперативной морской авиационной группы ВВС Северного флота место дислокации - Ваенга Мурманской области (приказ командующего СФ № 0378 от 21.07.1942 г.).

Отсюда
Да и про Борисова А.А. не совсем верно, так как:
" Младший лейтенант Борисов Анатолий Андреевич, 1914 года рождения, уроженец г. Казани, призван Бакинским ГВК, с 15 апреля 1941 года по 29 сентября 1941 г. проходил службу инструктором-летчиком 11 запасного авиаполка ВВС Закавказского ВО Красной Армии; с 29 сентября 1941 г. по 28 июля 1942 г. - пилот 255 истребительного авиационного полка ВВС Красной Армии; с 28 июля 1942 г. по 26 августа 1943 г. - командир звена 2-ой авиаэскадрильи 255 истребительного авиаполка особой оперативной морской группы ВВС Северного флота (с 30 октября 1942 г. полк входил в состав 5-ой бомбардировочной авиабригады СФ).
26 августа 1943 г. сбит в воздушном бою в районе Сюльте-Фиорд. Самолет упал в море, летчик погиб.

Отсюда
К сожалению, Мингаз Тимиров, чья подпись стоит под этой статьей, скончался лет пять назад (как мне сказали по телефону), а до Книги памяти РТ я пока не дозвонился.
Изображение
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость