Разное по найденным самолетам

Форум памяти В.А.Бондаренко посвящен найденным в Заполярье самолетам.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение hellcat »

sk16rus писал(а): А может еще циферки проставить и написать - кто где?
Можно и с циферками. :)
Вложения
Ил-2 в Норвегии.jpg
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение hellcat »

Перечитал ещё раз. Немного не в тему, т.к. это не ВОВ, а советско-финская. 80 сбап, самолёт СБ №8/221, перелёт Ягодник-Ухта, 17 декабря 39 года. Экипаж лётчика Каралкина. http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl ... 77472443/0
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение sk16rus »

Спасибо!
Очень интересно написано и довольно много очень хороших фото.
Тема на самом деле заслуживает внимания!
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение hellcat »

Да, работа произведена очень большая. Далеко не всем это под силу, к сожалению. Взято отсюда: http://forum.ww2.ru/index.php?showtopic=134034 Там они ещё двигатель от Пе-2 вывозили с побережья. Чтобы видеть фото, надо зарегиться.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение sk16rus »

Альберт, а по "вроде бы" самолету Корчиги из 255-го ИАП ВВС СФ между Западной Лицей и Титовкой ничего уточнить не удалось?
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение hellcat »

Сергей, пока тишина. Останков я там не нашёл, номеров тоже не видел. Это я от занимавшихся подъёмом обломков узнал, что ЛаГГ Корчиги. Они нашли номера и сравнили с архивными данными. Со временем прояснится.
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение 7,62mm »

По СМИ идёт информация, что под Ваенгой нашли обломки "Бостона".
https://www.aex.ru/news/2020/7/3/214261/
https://vmnews.ru/novosti/2020/07/03/po ... o-samoleta
https://severpost.ru/read/98077/
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение sk16rus »

7,62mm писал(а):По СМИ идёт информация, что под Ваенгой нашли обломки "Бостона".
https://www.aex.ru/news/2020/7/3/214261/
https://vmnews.ru/novosti/2020/07/03/po ... o-samoleta
https://severpost.ru/read/98077/
Да, спасибо, слышали.
Командир поискового отряда "Ваенга" Эдуард Миронов (эти ребята в прошлом году нашли самолет моего деда) писал о находке у себя на страничке в ВК - https://vk.com/id18622345?w=wall18622345_4914
Изображение
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение 7,62mm »

В Североморском районе обнаружены обломки двух самолётов времён Великой Отечественной войны
https://www.hibiny.com/news/archive/240927/
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение sk16rus »

7,62mm писал(а): 15 июн 2021 11:01
В Североморском районе обнаружены обломки двух самолётов времён Великой Отечественной войны
Будем ждать результат!
https://vk.com/club183858006?w=wall-183858006_528
Изображение
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение 7,62mm »

Сообщают, что найден И-153 с останками пилота из 2аэ 72 сап ВВС СФ, потеря от 25 октября 41-го. https://severpost.ru/read/120228/
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение sk16rus »

Сделал отдельную тему - viewtopic.php?f=24&t=1836
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение sk16rus »

Сообщения про СБ (экипаж Синёв И.В., Люгаев К.В., Казанцев А.И.) из 137-го БАП перенесены в тему viewtopic.php?f=56&t=1418
Изображение
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение 7,62mm »

Идёт информация о найденных в районе села Варзуга (Терский берег) обломках пропавшей 8 мая 43-го года при перебазировании с Ваенги на Ягодник пары Пе-3бис из особой авиагруппы 95 иап ВВС СФ. Вернее найдены обломки одного из двух истребителей. Не совсем понял, но останки первого, вроде как местные охотники находили значительно раньше, - в 1947 -ом, потом их в 80-х частью вывезли военные. Эти же найденные, я так понял, относятся ко второму пропавшему самолёту, местонахождение которого было указано так-же местными охотниками-рыболовами, но уже недавно ( в 2022 г.?). Ссылки на информацию в СМИ-ресурсах даю ниже. Фото скопипастил оттуда же.
https://www.mdregion.ru/o-kladoiskatels ... nikov.html
https://severpost.ru/read/151509/
https://www.hibiny.com/murmanskaya-obla ... t=356754#1
Вложения
обломки пе-3.jpg
обломки пе-3 2.jpg
po-sledam-okhotnikov_03.jpg
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение 7,62mm »

Прояснилась история с самолётами.
... 8 мая 1943 года при перелёте пропали без вести два самолёта Пе-3. Один из них разбился в районе Бабозера. Место его падения было обследовано инициативной группой проекта «Крылья Татарстана» в мае 2021 года.

Экипаж погибшего самолёта в составе лётчика, младшего лейтенанта Свириденко Ивана Ермолаевича, штурмана, младшего лейтенанта Лудцева Степана Федоровича, механика по радио, старшего техника-лейтенанта Бойцова Ивана Николаевича, и авиамеханика старшего, техника-лейтенанта Грудина Василия Александровича были изначально захоронены 5 июня 1958 года захоронены в поселке Краснощелье Ловозерского района Мурманской области, а 7 сентября 1967 года их торжественно перезахоронили в центральном поселке района Ловозеро, на берегу реки Вирма.

История же самолёта, который обследовали поисковики в этот раз, была следующей.

Первоначально место падения удалось найти охотникам из села Варзуга в мае 1947 года. Тогда было обнаружено тело одного погибшего члена экипажа, и перевезено в село Варзуга и похоронено на сельском погосте (Успенское кладбище). У погибшего были обнаружены орден Красной Звезды и документы на имя старшего авиамеханика 2-й АЭ, старшего техника-лейтенанта Ивана Михайловича Дробного. В 1982 году на сельском кладбище были захоронены останки ещё одного члена экипажа, тоже доставленного охотниками с этого же самолёта. Имя погибшего установить не удалось. После этого, в 1983 году на месте падения самолёта побывали военнослужащие ВВС Северного флота под руководством полковника Владилена Алексеевича Бондаренко (начальник отдела кадров ВВС СФ), который был идейным вдохновителем и создателем музея авиации ВВС СФ в поселке Сафоново Мурманской области. В октябре 1985 года на место падения самолёта военнослужащими Северного флота была предпринята ещё одна экспедиция с целью вывести для музея хорошо сохранившийся хвост самолета. При обследовании были обнаружены ещё разрозненные останки членов экипажа самолёта, и они так же были доставлены в село Варзугу, а в 1986 году были захоронены в уже существующую братскую могилу. Кроме этого, В.А. Бондаренко была проведена большая архивно-исследовательская работа, благодаря которой удалось установить имена членов экипажа погибшего самолёта и находящихся на его борту пассажиров. Так стало известно, что 8 мая 1943 года погибли:

лётчик 2 АЭ старшина (младший лейтенант с 18.04.43г.) Новиков Иван Никифорович, 1923 г.р.;
воздушный стрелок-бомбардир 2 АЭ, младший лейтенант Соколов Михаил Дмитриевич, 1917 г.р;
авиамеханик 2 АЭ, старший техник-лейтенант Бройтман Цезарь Петрович, 1915 г.р.;
старший авиамеханик 2 АЭ, старший техник-лейтенант Дробный Иван Михайлович, 1918 г.р.
Кроме этого на борту самолёта находился заместитель командира 2 АЭ по политчасти, капитан Стерин Григорий Абрамович 1915 г.р.
Это удалось выяснить В.А. Бондаренко при переписке с ветеранами 95-го ИАП и проведении архивно-исследовательской работы. Так как изначально, в соответствии с оперативной сводкой штаба ВВС СФ, капитан Г.А. Стерин значился пропавшим без вести в составе экипажа старшины Свириденко, который разбился у Бабозера.

В результате проведенной поисковой экспедиции на этом месте в июне 2022 года были обнаружены останки еще одного члена экипажа самолета, не найденного ранее. При погибшем были обнаружены личные вещи, истлевший партийный билет и медаль «За боевые заслуги», которой в мае 1942 года был награжден Цезарь Петрович Бройтман....
https://vk.com/@otechestvort-ekspediciy ... kuu-oblast
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение 7,62mm »

Как то так само собой получилось, что потекла из разных интернетовских источников информация по найденным экипажам двух "пешек" из ОМАГ 95 бап. Всплыли и публикации много-много ранее размещённые на различных ресурсах, ныне уже основательно подзабытые. На "Полярной почте" на днях тоже, наткнулся на упоминание захоронений и перезахоронений останков экипажей этих Пе-3бис в различные периоды, с некоторыми уточняющими деталями и фактами. Тема на "Полярной почте" в общем-то касалась судьбы братского захоронения в селе Ловозеро, где захоронены военнослужащие, останки которых находили в разное время и при различных обстоятельствах на бескрайних просторах центральной и восточной части Кольского полуострова. В основном это останки экипажей самолётов найденных оленеводами, геологами, охотниками и рыбаками. И что больше всего несправедливо, некоторые останки, я так понимаю, так и остались безвестными. Думаю, что не совершу проступка, если перекопирую меня заинтересовавший пост сюда целиком, без каких либо редактур.
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=68&t=4483
22 Февраль 2012 14:25

Тайна братской могилы

Осенью 1944 г. на Кольском полуострове началось наступление советских войск на немецкие позиции. Лучшие лётные экипажи ежедневно наносили бомбовые удары по коммуникациям врага. В любую погоду, днём и ночью вылетали они на боевые задания.

Получил боевое задание и экипаж бомбардировщика Б-3А «Бостон» 114 ГВ БАП (гвардейского бомбардировочного авиаполка): бомбить вражеский аэродром в Луостари. Отбомбившись, самолет возвращался на свою базу. Погода резко ухудшилась. К тому же заканчивалось горючее. В темноте самолёт потерял ориентир, улетел очень далеко от своего аэродрома и врезался в гору. Экипаж погиб. Это произошло 21 октября 1944 г. недалеко от Ильмы, на горе Карнасурт (воронья гряда в северной части Ловозерских тундр).
Самолет и останки трёх лётчиков были обнаружены жителем п. Ревда Кириллом Ивановичем Ивановым в начале лета 1945 г. Была установлена личность только одного лётчика — Анатолия Леонтьевича Базилевского. В карманах его гимнастёрки оказались удостоверение об окончании военной академии, конверт с адресом семьи, письмо с каракулями его сына. Документы сильно пострадали, и текст на них разобрать было трудно.
31 июля 1945 г. останки трёх лётчиков были перевезены в Ловозеро и захоронены на кладбище. Вместе с ними были захоронены тела двух летчиков, найденных в тундре оленеводами с. Воронье.
Летом 1959 г. останки найденных лётчиков были перезахоронены в братскую могилу. Здесь бригадой строителей «Ловозерстроя» был установлен обелиск. В 1967 г. у подножия обелиска появилась мемориальная доска с тремя фамилиями: гвардии капитан Виктор Васильевич Полтавцев, командир эскадрильи; гвардии подполковник Анатолий Леонтьевич Базилевский, штурман; гвардии лейтенант Константин Иосифович Бердникович, радист. Почтить память родных и близких на праздник Победы в 1967 г. приехали из разных мест родственники погибших, однополчане. Мать и сын Полтавцевы, Клавдия Павловна и Валентин Викторович, привезли землю с Мамаева кургана. Капсула с землёй была вложена в обелиск.
Более двадцати лет имена похороненных здесь бойцов были неизвестны. Установлению мемориальной доски на обелиске предшествовала большая поисковая работа. «Юные следопыты» из Ревдской средней школы со своей учительницей Ниной Михайловной Мухтаровой и «Красные следопыты» из Ловозерской школы-интерната под руководством педагогов Лидии Дмитриевны Антоновой и Ивана Захаровича Литовченко два года занимались поиском материалов о погибших лётчиках. Большую помощь ребятам в проведении поисковой работы оказывал работавший тогда корреспондентом газеты «Ловозерская правда» Станислав Наумович Дащинский. В ответ на его запросы стали приходить письма. Писали бывшие воины, однополчане и простые советские люди. Но фамилий погибших лётчиков они не знали или не помнили. И вот, наконец, оно! Долгожданное письмо из Курска от майора запаса И. Белугина! Он назвал точные фамилии трёх погибших. Первые два были его начальниками, а третий был его лучшим другом.
Бывший командир звена бомбардировщиков Александр Подругин в своём письме в редакцию газеты «Ловозерская правда сообщил о том, что в самолёте было всего три человека, и также назвал фамилии и имена всех членов экипажа. Только в 1970 г. следопытам удалось узнать фамилию четвертого летчика из экипажа, погибшего на горе Карна-сурт.
Члены специальной комиссии, прилетевшие на Карна-сурт из Мурманска летом 1945 г., высказали предположение о том, что экипаж самолёта должен состоять из четырёх человек, но почему-то обнаружено было только три лётчика. В связи с этим предположением в 1970 г. из Ловозера был направлен запрос в Архив Министерства Обороны СССР и вскоре получен ответ: «В списке безвозвратных потерь личного состава 114-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 21 октября 1944 г. значится также воздушный стрелок гвардии сержант Мишанов Николай Алексеевич».
Были ли найдены останки Мишанова? Имелось ли перезахоронение его в братскую могилу с. Ловозеро? Об этом я ничего не могу сказать, так как в Ловозерском отделе Мурманского областного краеведческого музея подлинные документы о количестве и времени перезахоронений советских воинов из отдаленных мест Ловозерского района в село Ловозеро отсутствуют. В музее имеется несколько писем родственников, сослуживцев и друзей погибших лётчиков, копии фотографий, ответы военных архивов на поисковые запросы, газетные публикации, собранные в 1960-х и 1970-х годах поисковиками.
В военном разделе экспозиции Ловозерского музея представлены фотографии четырёх погибших лётчиков и единственный экспонат, подтверждающий трагедию, случившуюся осенью 1944 г. на горе Карнасурт, — кусок расплавленного дюралюминия от сгоревшего самолёта Б-3А «Бостон», переданный нам в дар Ревдским музеем. На месте гибели экипажа самолёта Б-3А («Бостон») в 1981 г. по инициативе бывшего директора Ревдского музея Александра Борисовича Комарова был установлен памятный знак в виде обелиска. В 1963 г. из братской могилы с. Воронье были перевезены останки четырёх неизвестных воинов и захоронены в братской могиле села Ловозеро. Личности захороненных не были установлены. Таким образом, из села Воронье были доставлены останки шести неизвестных воинов.
В 1965 г. следопытами было установлено, что в 1944 г. недалеко от посёлка Ильма (Ильма-озеро в верховьях реки Сергейвань), оказывается, разбились два самолёта: первый — экипаж В. В. Полтавцева, а в экипаже второго — лётчики 114-го гвардейского полка. Фамилия одного члена экипажа была установлена: это лейтенант Андрей Николаевич Ромасевич.

В 1968 г. еще один погибший экипаж был доставлен из Краснощелья в с. Ловозеро и перезахоронен в братской могиле.
Летом 1958 г. рабочие колхоза «Краснощелье» во главе с бригадиром Петром Ивановичем Терентьевым ехали по тундре для работы в одну из экспедиций и обнаружили в районе Бабозера обломки военного самолёта и останки погибших лётчиков. Лётчик и штурман погибли под самолётом и сгорели. Останки стрелка и радиста были обнаружены в разных местах. В кабине стрелка-радиста удалось найти туристическую путёвку, выданную на имя Ивана Ермолаевича Свириденко, и комсомольский билет. Но имя и фамилию человека, которому принадлежал этот документ, прочитать было невозможно.
О своей находке колхозники сообщили в Мурманск. Специальная комиссия, вылетевшая на вертолёте в указанную точку, установила, что в районе озера Бабозера 8 мая 1943 г. погибли два истребителя ПЕ-3 из 95-го авиаполка Северного флота, один из которых был найден ещё в апреле 1947 г. у Мельничного ручья в районе того же озера жителями с. Варзуга Н. Рогозиным и П. Кривоноговым.
В этот день, 8 мая 1943 г., со своего основного аэродрома Ваенга-1 вылетели шесть истребителей для прикрытия конвоев, выходящих из Кольского залива в Северодвинский рейд, и взяли курс на запасной аэродром Ягодник. В полёте над тундрой возле Бабозера самолёты попали в густую облачность. Командир группы отдал распоряжение возвращаться назад. Но на полковой аэродром из шести самолётов вернулись только четыре. Два исчезли без следа. Скорее всего, истребители попали в густую облачность и, потеряв ведущие самолёты, полетели в другую сторону, что привело к их гибели.
5 июня 1958 г. останки лётчиков доставили в Краснощелье и похоронили в центре посёлка, поставив на могиле временный памятник. Позднее были установлены фамилии всех членов экипажа: младший лейтенант Иван Ермолаевич Свириденко, лётчик; младший лейтенант Степан Фёдорович Лудцев, штурман; старший техник лейтенант Иван Николаевич Бойцов; старший техник лейтенант Василий Александрович Грудин.

Летом 1972 г. список похороненных в братской могиле увеличился ещё на три человека. В Ловозеро из Поноя были привезены останки лётчиков, членов экипажа 13-го тяжело-бомбардировочного авиаполка Северного флота: старшего сержанта Пётра Васильевича Киселёва, командира экипажа; лейтенанта Семёна Григорьевича Ананьева, штурмана; сержанта Павла Ивановича Безгина, стрелка-оружейника.
Их самолёт разбился 18 сентября 1942 г. в 35 км от села Поной на Кузьминской земле. В то утро девять пикирующих бомбардировщиков морской авиации под командованием командира эскадрильи капитана Георгия Ивановича Кузина вылетели для выполнения очередного боевого задания — сопровождать караван судов в Белом море. Вскоре после взлёта самолётов погода испортилась. Два самолёта, скорее всего, отстали от остальных и заблудились. Попытка приземлиться закончилась трагически для обоих экипажей. Первый самолёт был обнаружен понойскими оленеводами: Григорием Семёновичем Филипповым, Иваном Гавриловичем Харлиным, Феофаном Климентьевичем и Алексеем Феофановичем Каневыми.
Один член экипажа, авиамеханик ст. техник лейтенант Владимир Самойлович Цеха, был спасён оленеводами. Остальные были похоронены на месте гибели.
Тела членов второго экипажа были найдены в 6-7 км от села Поной пастухом-оленеводом Пётром Фёдоровичем Филипповым. В составе экипажа были капитан Георгий Иванович Кузин, командир экипажа и командир 2-й авиаэскадрильи, в состав которой входили оба разбившихся самолёта; старший лейтенант Василий Григорьевич Родин, штурман; Алексей Иванович Лысенко, воентехник и старший политрук; Сергей Митрофанович Хоменок, комиссар эскадрильи. Останки этого экипажа были перезахоронены в братскую могилу посёлка Ревда 12 июля 1974 г.

Под обелиском были захоронены ещё несколько человек: краснофлотец Алексей Григорьевич Репников, умерший 11 декабря 1942 г. и похороненный на понойском кладбище; красноармеец Илья Григорьевич Спахов, служивший в воинской части на мысе Корабельный в Понойской губе и умерший от болезни 10 февраля 1945 г.; лётчик Северного военного округа Василий Семёнович Зубов, командир звена, 27 апреля 1945 г. не вернулся с боевого задания на свой аэродром, находящийся вблизи посёлка Поной. 30 апреля 1945 г. он был похоронен на кладбище в Поное.
В списке также были фамилии летчика Томашова, капитана Василия Ивановича Бараненкова, и младшего лейтенанта штурмана Николая Фёдоровича Зорина.
В братской могиле на ловозерском кладбище покоятся: красноармеец Николай Павлович Шапкин, умерший 7 сентября 1942 г., рядовой третьего оленетранспортного отряда Домбаев Жигтит Гармаевич, умерший от инсульта, и ещё 3-4 неизвестных человека.
Об этих людях мы не имеем никаких сведений. Тайна братской могилы пока что до конца не раскрыта.


© Г. А. Кулинченко, зав. Ловозерским отделом МОКМ
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Разное по найденным самолетам

Сообщение 7,62mm »

в статье написано, что в братской могиле в Ловозеро похоронен летчик ТомашОв, в карточке захоронения уточнено, что покоятся останки мл.лейтенанта ТомашЕва Алексея Ивановича с датой смерти 31.07.1942 г. По информации Памяти народа и Мемориала с подобными данными был летчик из 87 отдельной истребительной авиаэскадрильи ВВС Черноморского флота(но относилась к "внештатной" авиагруппе ВВС Азовской военной флотилии), которая в сентябре 42-го была расформирована, и направлена для пополнения других частей.
P.S. Добавлю. По документам на Памяти народа он был сбит зенитной артиллерией противника, и захоронен в с.Ловозеро всё так же оставаясь лётчиком 87 АЭ (ЧФ), которая мне не попадалась, как участница боевых действий на Севере. Каким образом Томашев попал к нам в Заполярье пока не известно. Может быть для усиления воздушного прикрытия караванов ( как раз таки период ударов по PQ-17) эту эскадрилью оперативно"выдёргивали" к нам на Север. Может ещё какая история нам пока неизвестная. Ведь перед перезахоронением в Ловозеро он был по информации в документах захоронений, и в могиле на северном склоне г. Карнасурт (вблизи п.Ильма) относящейся к Ловозерскому горному массиву, и в могиле с. Воронье (Вороненский погост).
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 11 гостей