СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков Б.А)
Модератор: Модераторы форумов
Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков Б.А)
В конце лета 2003 года мой товарищ Олег Шрамко, собирая вместе с женой грибы в лесу, наткнулся на обломки самолёта. На большой площади лежали куски конструкции самолёта и двигателей. Там же валялась и ФАБ-100. Было это в нескольких километрах юго-восточнее посёлка Корзуново (бывший аэродром Луостари), в лесу за стрельбищем, на высоком западном берегу реки Малая Печенга. Олег взял с собой карбюратор от двигателя, на котором была видна надпись: СССР завод 33 К-100А.Позже, когда я увидел его, стало ясно, что это деталь от двигателя М-103, которые устанавливались на бомбардировщиках СБ. В июне 2004 мы вместе отправились к месту падения самолёта. Обследовав саму воронку и разлёт обломков, стало возможным более менее точно установить картину происшедшего. Самолёт под небольшим углом столкнулся с землёй, воронка в месте соприкосновения с земной поверхностью была неглубокой, с полметра и вытянутой в длину. Буквально рядом с ней проходила рыбацкая тропа и тягачная дорога. Коленвалы двигателей с остатками блоков цилиндров отлетели метров на сто, а то и больше. На некотором удалении лежали трубчатые конструкции центроплана, кусок приборной доски пилота, выхлопные трубы двигателей и куски обшивки, окрашенные в зелёный цвет. На одном был виден фрагмент красной звезды.Практически сразу подтвердилась версия, что перед нами место катастрофы самолёта СБ, причём самолёт ранний, имел лобовые радиаторы системы охлаждения-были найдены жалюзи радиаторов. Останков экипажа мы тогда не обнаружили. Скажу сразу, не нашли мы их и потом. Само место было изрядно подчищено, обломков валялось очень мало, стало ясно, что эту "мелочь" оставили металлисты, собиравшие цветмет на сдачу. Тогда мы ещё не знали, где на деталях двигателей искать номера, а номер самолёта на оставшихся частях конструкции не нашли. В следующий раз побывали там только осенью 2008 года, на этот раз удалось найти номер одного из двигателей 913-1035 и это была удача!Примерно тогда я зарегистрировался на форуме поискового сайта "Тризна" http://trizna.ru/forum/viewforum.php?f= ... c6223f14fd Форум этот нам очень помог в будущем, и не один раз. Написал известному питерскому поисковику Илье Прокофьеву, вот его ответ: "Приветствую! Можно не только номер самолета установить! Уж придётся вам еще раз идти на это место! Там экипаж ПОГИБ! Самолет СБ № 2/67 с моторами М-103 №/№ 913-1118 , 913-1035 из состава 137 СБАП 1 САД не вернулся с боевого задания из района Луостари 26 июня 1941 года. Экипаж: летчик лейтенант Кедун И.К., штурман лейтенант Моргунов Г.С., стрелок-радист младший сержант Марков Б.А... С уважением, Илья." Здесь повезло ещё раз, т.к. практически сразу по номеру мотора был установлен экипаж самолёта! Ведь далеко не часто так бывает, некоторые самолёты, даже имея номера обоих двигателей, до сих пор неидентифицированы...
Потом продублировал тему на форуме "Блокгауз" в разделе "Боевая авиация за Полярным кругом". http://blockhaus.ru/forum/index.php?sho ... t&p=273531
И вот тут повезло в третий раз! Буквально через месяц на форуме написала письмо Евгения Иванченко из Красноярска, она искала информацию о своём дальнем родственнике, лётчике 137 сбап, лейтенанте Кедуне Иване Кирилловиче, погибшем над Луостари 26.06.1941.г. Завязалась переписка. Евгения-уникальный человек, я восхищён её энергией и настойчивостью в поиске воевавших и погибших родственников, стремлением установить истину. От неё мы много узнали о Иване Кирилловиче, увидели его на старых семейных фотографиях... Спасибо ей за это! Всю найденную на данный момент информацию о лётчике она оформила в рассказ, ознакомиться с которым можно здесь http://forum.vgd.ru/1594/54158/
Вот такая вышла грустная (останки экипажа до сих пор не найдены) и в то же время удивительная история, длившаяся несколько лет.
Но поиск не закончен...
Потом продублировал тему на форуме "Блокгауз" в разделе "Боевая авиация за Полярным кругом". http://blockhaus.ru/forum/index.php?sho ... t&p=273531
И вот тут повезло в третий раз! Буквально через месяц на форуме написала письмо Евгения Иванченко из Красноярска, она искала информацию о своём дальнем родственнике, лётчике 137 сбап, лейтенанте Кедуне Иване Кирилловиче, погибшем над Луостари 26.06.1941.г. Завязалась переписка. Евгения-уникальный человек, я восхищён её энергией и настойчивостью в поиске воевавших и погибших родственников, стремлением установить истину. От неё мы много узнали о Иване Кирилловиче, увидели его на старых семейных фотографиях... Спасибо ей за это! Всю найденную на данный момент информацию о лётчике она оформила в рассказ, ознакомиться с которым можно здесь http://forum.vgd.ru/1594/54158/
Вот такая вышла грустная (останки экипажа до сих пор не найдены) и в то же время удивительная история, длившаяся несколько лет.
Но поиск не закончен...
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Альберт, спасибо за интересное повествование!
Мы с Евгенией как раз недавно разговаривали о возможности создания такой темы в этом форуме. Вот её тема об Иване Кирилловиче и вопросах, на которые она хочет узнать ответ - "КЕДУН Иван Кириллович, командир звена 137 СБАП"
Я, все-таки, склоняюсь к мысли, что члены экипажа погибли сразу, и их тела были обнаружены и похоронены немцами около самолета. Как вариант можно предположить, что кто-то всё-таки выжил при катастрофе, но умер от полученных ран немного позже и был похоронен около аэродрома как неизвестный.
Мы с Евгенией как раз недавно разговаривали о возможности создания такой темы в этом форуме. Вот её тема об Иване Кирилловиче и вопросах, на которые она хочет узнать ответ - "КЕДУН Иван Кириллович, командир звена 137 СБАП"
Я, все-таки, склоняюсь к мысли, что члены экипажа погибли сразу, и их тела были обнаружены и похоронены немцами около самолета. Как вариант можно предположить, что кто-то всё-таки выжил при катастрофе, но умер от полученных ран немного позже и был похоронен около аэродрома как неизвестный.
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Сергей, приветствую! Я тоже склоняюсь к мысли, что экипаж погиб при катастрофе самолёта и сейчас их останки лежат где то рядом...
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Экипаж, похоже, не успел применить оружие по цели. Про ФАБ я писал выше, не помню только, оперение было на ней или нет, фото не делал. Здесь хорошо видно смятое оперение (стабилизатор) от бомбы. На второй фотке сопловой аппарат РС, реактивного снаряда. Выходит, СБ был вооружён и реактивными орудиями (РО)!
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Уважаемые господа! Простите, что вклиниваюсь в вашу беседу , но у меня вопрос:
а рядом с Луостари есть какие-то захоронения наших летчиков/других военнослужащих, сделанные немцами-финнами?
а рядом с Луостари есть какие-то захоронения наших летчиков/других военнослужащих, сделанные немцами-финнами?
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Я о таковых ничего не знаю. Наверняка они прикапывали наших военнослужащих рядом с местом гибели, но чтобы какие то отдельные захоронения устраивать, кажется, такого не было. Своих то транспортабельных они в Печенге на кладбище хоронили.Zhe-ka писал(а):Уважаемые господа! Простите, что вклиниваюсь в вашу беседу , но у меня вопрос:
а рядом с Луостари есть какие-то захоронения наших летчиков/других военнослужащих, сделанные немцами-финнами?
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Альберт, калибр какой?hellcat писал(а):Выходит, СБ был вооружён и реактивными орудиями (РО)!
Уж не из этих ли он был?
В 1938 г был испытан СБ с десятью реактивными орудиями РО-132, которые представляли собой пусковые установки для стрельбы реактивными снарядами РС-132 (калибра 132 мм), установленными под отъемными частями крыла самолета. Пусковые установки успешно прошли государственные и войсковые испытания и были рекомендованы для принятие на вооружение бомбардировочной авиации. Однако это мощное оружие, предназначенное главным образом для поражения наземных целей, практически не использовалось в предвоенные годы для тренировки летного состава. Только шесть самолетов СБ зимой 1939-1940 гг были оснащены пусковыми установками РО-132 и прошли практическое применение во время советско-финской войны.
Отсюда
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
На двух последних как раз похож на крупный (132) калибр.
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Может и 132, так не сказать точно, рядом нет линейки масштабной.sk16rus писал(а):На двух последних как раз похож на крупный (132) калибр.
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Появились некоторые дополнения. По мнению авиаисторика Юрия Валентиновича Рыбина, экипаж лейтенанта Кедуна был потерян не 26 июня, а ещё 25 в 16:55. Вот приведённые им факты, говорящие в пользу этого:
"В оперсводке штаба 14-й армии № 06 составленной к 07:00 25.06.41г. сообщается, что 9 СБ во главе с командиром эскадрильи Котовым перебазировались с АЭ Африканда на АЭ Ваенга. (ЦАМО, Ф.363, оп.6208, д.27, л.30). Отсюда следует, что экипаж ст.л-нта Кедуна И.К. уже ранним утром 25.06.1941г. находился на аэродроме Ваенга.
В следующей оперсводке штаба 14-й Армии № 07 составленной к 18:00 25.06.41г. говорится о том, что в период с 09:45 до 13:45 7 СБ наносили бомбардировочный удар по Луостари и Петсамо. Над Луостари были атакованы истребителями противника один из СБ получил повреждения. Самолет требует замены плоскостей. Отсюда следует, что группа под командованием капитана Котова начала действовать с аэродрома Ваенга уже утром 25-го июня, т.е. в 09:45.
В оперсводке штаба 14-й армии № 08 составленной к 06:00 26.06.1941г. находим такую запись – экипажи 1 САД с 13:00 25.06. до 02:00 наносили штурмовые и бомбардировочные удары по Луостари и Петсамо. Потери 1 СБ и 1 И-16.
И, наконец, в оперсводке штаба ВВС 14 Армии № 8 составленной к 03:00 26.06.1941г. говорится о том, что в 16:55 (25.06.) звено СБ с АЭ Ваенга бомбардировало АЭ Луостари. Экипаж лейтенанта Кедун сбит над аэродромом Луостари. (ЦАМО, ф.6208, д.32, л.16-17).
В двух разных источниках – в первом случае в оперсовдках штаба 14-й армии говорится о потере 1 СБ 25.06.41г, а в другом – в оперсводке штаба ВВС 14 А приводятся более точные и непротиворечивые сведения о том, что в 16:55 25-го июня был сбит 1 СБ с экипажем лейтенанта Кедун.
Отсюда можно сделать вполне определенный вывод, что экипаж лейтенанта Кедун погиб 25-го июня 1941г."
"В оперсводке штаба 14-й армии № 06 составленной к 07:00 25.06.41г. сообщается, что 9 СБ во главе с командиром эскадрильи Котовым перебазировались с АЭ Африканда на АЭ Ваенга. (ЦАМО, Ф.363, оп.6208, д.27, л.30). Отсюда следует, что экипаж ст.л-нта Кедуна И.К. уже ранним утром 25.06.1941г. находился на аэродроме Ваенга.
В следующей оперсводке штаба 14-й Армии № 07 составленной к 18:00 25.06.41г. говорится о том, что в период с 09:45 до 13:45 7 СБ наносили бомбардировочный удар по Луостари и Петсамо. Над Луостари были атакованы истребителями противника один из СБ получил повреждения. Самолет требует замены плоскостей. Отсюда следует, что группа под командованием капитана Котова начала действовать с аэродрома Ваенга уже утром 25-го июня, т.е. в 09:45.
В оперсводке штаба 14-й армии № 08 составленной к 06:00 26.06.1941г. находим такую запись – экипажи 1 САД с 13:00 25.06. до 02:00 наносили штурмовые и бомбардировочные удары по Луостари и Петсамо. Потери 1 СБ и 1 И-16.
И, наконец, в оперсводке штаба ВВС 14 Армии № 8 составленной к 03:00 26.06.1941г. говорится о том, что в 16:55 (25.06.) звено СБ с АЭ Ваенга бомбардировало АЭ Луостари. Экипаж лейтенанта Кедун сбит над аэродромом Луостари. (ЦАМО, ф.6208, д.32, л.16-17).
В двух разных источниках – в первом случае в оперсовдках штаба 14-й армии говорится о потере 1 СБ 25.06.41г, а в другом – в оперсводке штаба ВВС 14 А приводятся более точные и непротиворечивые сведения о том, что в 16:55 25-го июня был сбит 1 СБ с экипажем лейтенанта Кедун.
Отсюда можно сделать вполне определенный вывод, что экипаж лейтенанта Кедун погиб 25-го июня 1941г."
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Так она и не противоречит вышеприведённым данным. Там все потери ВВС Северного фронта от Ленинграда до Мурманска за 26 июня на 20:00. Также отмечено, что потери за 25 июня уточняются.sk16rus писал(а):А вот эту сводку ты учитываешь? ТЫК
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Сначала я так не думал.hellcat писал(а):Так она и не противоречит вышеприведённым данным.
Но сейчас покумекал - ведь сводка ВВС Северного фронта формировалась на основе сводок Армий...
Получается, что информация из Сводки № 8 ВВС 14 Армии (на 03:00 26.06.41) о гибели экипажа СБ вошла в сводку № 8 ВВС Северного фронта, но без уточнения времени события. Поэтому из Оперативной сводки № 8 ВВС Северного фронта и создалось впечатление, что СБ был сбит ЗА 26-го, а не 25-го июня.
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Наверное, так оно и происходило.sk16rus писал(а): информация из Сводки № 8 ВВС 14 Армии (на 03:00 26.06.41) о гибели экипажа СБ вошла в сводку № 8 ВВС Северного фронта, но без уточнения времени события. Поэтому из Оперативной сводки № 8 ВВС Северного фронта и создалось впечатление, что СБ был сбит ЗА 26-го, а не 25-го июня.
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Ghost Gray писал(а):В ЦАМО в фонде 114-го ГвБАП (с августа 43-го преемника 137-го БАП)
по 41-му году есть такие документы:
Перемещение и назначение л/с с переходом на новый штат (1.4.41-22.6.41, 95 листов)
Боевые распоряжения и приказания 1-й САД (22.6.41-31.12.41, 71 лист)
Наградные листы на л/с (1.6.41-31.12.41, 160 листов)
Боевые донесения штаба (22.6.41-10.8.41, 19 листов)
Сведения о потерях мат.части и л/с (1.7.41-31.12.41, 246 листов)
Донесения о сбитых самолетах противника (22.6.41-31.12.41, 12 листов)
Перемещение и назначение л/с на новый штат (1.9.41-1.11.41, 39 листов)
Наградные листы 608-го БАП (15.11.41-31.12.41, 10 листов)
Итоги боевой работы по аэрофоторазведке полка (22.6.41-22.8.41, 10 листов)
Итоги боевой подготовки по летний период 41г. (20.5.41, 25 листов)
Если интересует что-то конкретное, то могу посмотреть, когда поеду в Подольск, ориентировочно планирую в конце мая.
Сообщение
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Интересует то практически всё, особенно "Сведения о потерях мат.части и л/с " за 41г. но там объём 246 листов. Даже язык не повернётся просить о такой услуге.
Примечание по теме-правильно фамилия лётчика произносится с ударением на первом слоге-КЕдун. Сам произносил по другому до недавнего времени. Спасибо Евгении, поправила.
Примечание по теме-правильно фамилия лётчика произносится с ударением на первом слоге-КЕдун. Сам произносил по другому до недавнего времени. Спасибо Евгении, поправила.
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Место падения самолёта на Викимапии, ссылка: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=69.36 ... 1257237/ru
Re: СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков
Начали приходить ответы из военкоматов, куда я делала запросы на тему поиска сведений о призыве
и данных о родственниках двух других членов экипажа, Моргунова и Маркова.
По Моргунову из документов с ОБД не совсем понятно, откуда он родом: то ли из Бугуруслана (Оренбургская обл.), то ли из Куйбышева (Самара):
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9053168 и http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=50046180
А здесь: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56692808 даже адрес указан, правда, непонятно, в каком городе... Видимо, все тот же Бугуруслан.
На современной карте ул. Старорусская не смогла найти. Вероятно, если такая и существовала, то была переименована.
Первым ответил военкомат Бугуруслана. Утверждают, что сведений в архивных документах о Моргунове Г.С. у них нет. Жду ответа из Самары.
По Маркову хочу отдельно сказать. Хотя даже не про самого него, а про областной нижегородский военкомат. Из двадцати двух военкоматов,
куда я когда-либо по поисковым вопросам обращалась, особо хочется отметить именно этот военкомат.
Пальцев одной руки за глаза хватит, чтобы перечислить военкоматы,
которые также добросовестно относятся к теме погибших. Здесь же подробно все расписали и перенаправили мой запрос в ОВК Ивановской области,
так они еще и сами провели анализ имеющихся у них в распоряжении данных и выяснили,
что в КП Ивановской обл. есть сведения о мл. сержанте Маркове Борисе Александровиче,
где указано что службу он проходил в 187 БАП и погиб 2 августа 1941 г. Они сделали вывод, что 187 БАП - ошибочное написание 137 БАП,
также и с датой гибели. В общем-то трудно не согласиться. Особенно зная, что у того же Ивана Кирилловича в Приказе об исключении из списков
тоже указана ошибочная дата: 2.07.1941 http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9057769
Более того, мне кажется, я даже знаю, откуда взялась дата 2 августа у Маркова.
У меня хранится справка, выданная командиром в/ч 36776 Тамаре Григорьевне Кедун, где говорится о том, что ее муж, лейтенант Кедун погиб 25 июня 1941 г.
при выполнении боевого задания. Извещение о гибели было выслано 2 августа 1941 г. Из этой справки следуют 2 важных вывода:
1. вероятно, что в тот же день, 2 августа было также выслано извещение родственникам Бориса Маркова.
2. еще раз подтвердились сведения о том, что экипаж погиб именно 25 июня, а не 26.06, не 2.07 и уж тем более не в августе.
и данных о родственниках двух других членов экипажа, Моргунова и Маркова.
По Моргунову из документов с ОБД не совсем понятно, откуда он родом: то ли из Бугуруслана (Оренбургская обл.), то ли из Куйбышева (Самара):
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9053168 и http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=50046180
А здесь: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56692808 даже адрес указан, правда, непонятно, в каком городе... Видимо, все тот же Бугуруслан.
На современной карте ул. Старорусская не смогла найти. Вероятно, если такая и существовала, то была переименована.
Первым ответил военкомат Бугуруслана. Утверждают, что сведений в архивных документах о Моргунове Г.С. у них нет. Жду ответа из Самары.
По Маркову хочу отдельно сказать. Хотя даже не про самого него, а про областной нижегородский военкомат. Из двадцати двух военкоматов,
куда я когда-либо по поисковым вопросам обращалась, особо хочется отметить именно этот военкомат.
Пальцев одной руки за глаза хватит, чтобы перечислить военкоматы,
которые также добросовестно относятся к теме погибших. Здесь же подробно все расписали и перенаправили мой запрос в ОВК Ивановской области,
так они еще и сами провели анализ имеющихся у них в распоряжении данных и выяснили,
что в КП Ивановской обл. есть сведения о мл. сержанте Маркове Борисе Александровиче,
где указано что службу он проходил в 187 БАП и погиб 2 августа 1941 г. Они сделали вывод, что 187 БАП - ошибочное написание 137 БАП,
также и с датой гибели. В общем-то трудно не согласиться. Особенно зная, что у того же Ивана Кирилловича в Приказе об исключении из списков
тоже указана ошибочная дата: 2.07.1941 http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9057769
Более того, мне кажется, я даже знаю, откуда взялась дата 2 августа у Маркова.
У меня хранится справка, выданная командиром в/ч 36776 Тамаре Григорьевне Кедун, где говорится о том, что ее муж, лейтенант Кедун погиб 25 июня 1941 г.
при выполнении боевого задания. Извещение о гибели было выслано 2 августа 1941 г. Из этой справки следуют 2 важных вывода:
1. вероятно, что в тот же день, 2 августа было также выслано извещение родственникам Бориса Маркова.
2. еще раз подтвердились сведения о том, что экипаж погиб именно 25 июня, а не 26.06, не 2.07 и уж тем более не в августе.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 19 гостей