Атака конвоя 17.03.1944 года

Полки, летчики, события

Модератор: Модераторы форумов

Ответить
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Атака конвоя 17.03.1944 года

Сообщение sk16rus »

На "Цусимских форумах" проходило обсуждение атаки Северным флотом немецкого конвоя Rp.110.Ki. Того самого, при налетах на который погибли командир 255-го ИАП ВВС СФ Чертов Н.Г. и заместитель командира 255-го ИАП ВВС СФ начальник ВСС Герой Советского Союза Адонкин В.С.
Ниже приводятся основные моменты. Взято отсюда
[автор "igor"]

Rp.110.Ki вышел из Лаа-фьорда в 22.00брлн 16.3.44.

Конвой обнаружен раведчиком А-20 в 7.11мск. у Конгс-фьорда. Состав определен как 3 ТР, 2 ТЩ, 4 ММ, 8 СКР и 2 СКА.
М-105 получила р/гр от самолета и вышла к берегу в р-не Маккаур. В 11.00 услышала шум винтов, в 11.05 увидела дым. В 11.30 она явно видела сам конвой - 3 ТР, 5 СКР, 5 ТЩ, 3 катера. Впереди по курсу летел Не.115. Также в 11.00 над конвоем появился очередно самолет-разведчик, который доложил о 4 ТР м 21 корабле охранения.

В 11.46 М-105 выстрелила 2 торпеды по концевому ТР 6000 т и чз 42 сек услышала сильный взрыв. В 12.08 ТР потонул кормой, а рядом с ним 2 СКР и 2 катера собирали людей. В 12.24 началось преследование, в ходе которого враги сбросили на лодку 172 ГБ, но она ушла невредимая и в 21.26 отправилась на базу.
Но этьо так думали подводники. А на самом деле V.5914 в 9.54 увидел 2 торпедных следа. Одна торпеда прошла под кормой SEVRE - видимо, глубина хода была неверной/торпеда неисправной. Не повезло малютке. ОПЛ 1219 был выслан на предполагаемое место ПЛ на левый борт, но никого не смог обнаружить. Охраняющий конвой "лет. башмак" кинул для острастки несколько "пугательных бомб" (не знаю, что это - спец. боеприпас или название бесцельно сброшенной обычной бомбы). Остальные взрывы "ГБ" - ну, все уже догадались, что это были сов. авиабомбы.

Потому что в 12.27 начался налет первой группы: 12 Р-40 (27 ИАП, ведущий — майор Дижевский) под прикрытием 6 Р-39 (2 ГИАП). Они атаковали конвой у м. Маккаур. Над конвоем при этом патрулировали два Me-109 и один Хе-115. Сов. самолеты с пикирования сбросили на врага 24 ФАБ-100, был подожжен ТР 8000 т. Me-109, не приняв боя, ушли в облака.
Немцы зафиксировали атаку 11 самолетов, бомбы упали между судами, после чего самолеты улетели на СВ и там якобы были атакованы нем. самолетами. ЗА стреляла мало в силу того, что налет был проведен с большой высоты, со стороны солнца. Потерь, заявок на сбитые - нет.

Вторая атака должна была быть комбинированной - сначала штурмовики подавляют огонь ЗА, тут же атакуют торпедоносцы. Они в 12.58 обнаружили конвой, но ведущий т-в не стал ждать штурмовиков, которые замешкались, атаковал, и это привело к трагедии. 2 бостона были сбиты в атаке, 2 после - истребителями. Еще немцы сбили 2 из 8 прикрывавших бостонов Р-39 из 255 ИАП. Сообщалось, что немцев было до 14 Ме-109. Погибли ведущий торпедоносцев кап. Марков и комполка-255 майор Чертов.
Штурмовики (7 Ил-2 из 46 ШАП, ведущий — кап. Синицын, под прикрытием 8 Як-7 из 20 ИАП и 6 Р-40 из 27 ИАП)атаковали только через 2 мин, в 13.00, сбросив с высоты 1300 м 34 ФАБ-100, 2 ФАБ-250, 17 РОФС, 20 PC и обстреляв конвой ППО. В бою с истребителями врага сов. летчики заявили 9 Ме-109 ценой двух своих (тип не уточняется). Так же в результат этой сдвоенной атаки записываются повр. ТР и потопленный СКР 800 т.
С т.з. немцев их атаковали 15 бомбардировщиков с истребителями + отдельно 5 "бостонов" с торпедами. Немцы пишут, что массированным огнем ПВО строй атакующих был разрушен и они атаковали разрозненно с помощью ППО. Все "бостоны" пишут на истребителей кроме одного, прорвавшегося дальше других и сбитого огнем V.5912 при участии М.306. Еще немцы отметили Ил-2, подлетевший к К.3 аж на 100 м и немедленно сбитый ею (м.б., один из Р-40?)
в бою также участвовала батарея Хавнингсберг, выстрелявшая 420 2-см снарядов.
Потери: ОПЛ 1208 1 убитый, 3 раненых; М.306 и 364 по 3 раненых, КНУТЕ НЕЛСОН - 1 тяжелораненый. Все - жертвы ППО. Повреждений нет.

Четвертый удар был нанесен 4 Ил-2 (46 ШАП, ведущий — кап. Скопинцев) под прикрытием 7 Як-9 (20 ИАП) и 6 Р-40 (27 ИАП). Они 17.20 атаковали конвой в районе м. Эккерей; был потоплен СКР 800 т. На отходе самолеты были атакованы 6 Me-109 и 2 ФВ-190. В воздушном бою были сбиты все Me-109 и 1 Р-40 (горевшим сел на аэродром Пумманки, сгорел, летчик получил ожоги).
По немецки эта атака называлась первой волной третьего налета, состоявшей из 15 самолетов. Точным огнем зениток немцы расстроили ряды атакующих, которые сбросили бомбы как попало. NH.06 (интересно, откуда он взялся? в ордере не было) сбил Ил-2 при участии М.364. Потерь нет.

Пятый удар - опять комбинированный - наносили вместе 5 Ил-4 (9 ГМТАП, ведущий— майор Волошин, сначала их было 6, но один вернулся), 8 Р-40 (27 ИАП), 8 Р-39 (255 ИАП) и 8 Р-39 (2 ГИАП), в районе м. Эккерей. Над конвоем было 9 Ме-109 и 6 ФВ-190.
Сначала Р-40 с пикирования сбросили 16 ФАБ-100, но не попали.
В 17.30 Ил-4 с высоты 2800 м сбросили 5 торпед 45-36-АВА - потопив ТР 6000 т. Истребители немцев атаковали наши самолеты на отходе и сбили Р-39, на которой погиб ГСС капитан Адонкин.
Немцы посчитали это второй волной третьего налета. Похоже даже, что они Р-40 записали в предыдущую атаку, ибо теперь "видели" только 8 "СБ-2" с 2 истребителями. Зафиксирован сброс 5 парашютных торпед, упавших между конвоем и внешним охранением. Что-то пишут про торпеды, но голова не соображает, ну их. Ни в кого не попали - вот итог. Только на ОПЛ 1206 три, на КЛ два раненых от ППО.

При подведении итогов сов. сторона посчитала, что за 6 налетов она утопила 2 ТР и 2 СКР, повредив 2 ТР. Также считались сбитыми 15 нем. самолетов. Сов. потери - 4 А-20, 3 Як-9, 3 Р-39 и 1 Р-40. Израсходовано было 10 торпед, 2 ФАБ-250, 74 ФАБ-100, 20 PC (82-мм, 17 РОФС (132-мм) и 17 345 снарядов и патронов.

У немцев была своя арифметика. Они считали сбитыми 3 самолета кораблями и 32 истребителями точно, 1 вероятно. Потери - 2 Bf.109, конечно же, от сломанных моторов, ведь все знают - большевики не умеют сбивать немецкие самолеты. <...> Для отражения первого налета использовалось 12 истребителей, в последующем из-за выпадения 2 вышеупомянутых, по 10. <...> А конвой дошел в Киркенес в 18.00 без потерь, вот так.
Последний раз редактировалось sk16rus 07 май 2011 05:52, всего редактировалось 2 раза.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Сообщение sk16rus »

Оттуда же фрагмент из книги:
[автор "Botik Petra Velikogo" (Морозов М.Э.)]

Две неудачи подряд заставили штаб ВВС СФ более тщательно подойти к планированию и осуществлению следующей операции. Она пришлась на 17 марта и стала первым в этом году воздушно-морским сражением продолжавшимся большую часть светового дня.
Идущий в восточном направлении конвой был обнаружен разведывательным «Бостоном» в районе Конгс-фьорда в 07.11. Погода (облачность 3-5 баллов, высота нижней кромки 1000 м, видимость до 25 км) вполне благоприятствовала массированному применению авиации, тем более что немецким суда предстояло преодолеть самую опасную часть маршрута в течение дня. Первое нападение на караван последовало уже в 11.46, когда подлодка «М-105» безуспешно выпустила по кораблям внешней линии охранения две торпеды. Тем временем первая волна советских самолетов уже сближалась с целью. На этот раз командование решило разнообразить замысел тем, что кроме традиционной связки «обеспечивающие штурмовики + низкие торпедоносцы» впервые создало третью группу в составе 12 истребителей-бомбардировщиков «Киттихаук» 27-го иап. В соответствии с замыслом эта группа наносила удар на полчаса раньше основной, чем, как казалось, решалось сразу две задачи – расстройство ордера ПВО и выманивание перехватчиков, у которых к моменту прибытия торпедоносцев уже не оставалось бы топлива. Значительный запас светлого времени позволял организовать по конвою и повторные удары, но их планирование собирались осуществить исходя из результатов первых налетов.
Первоначально складывалось впечатление, что все пройдет удачно. В 12.27 «Киттихауки», каждый из которых нес по две ФАБ-100, нанесли удар по судам каравана с пикирования. По немецким данным он оказался совершенно безрезультатным, хотя пилоты Р-40 утверждали, что им удалось поджечь один из транспортов. Последнее обстоятельство указывает, что вместо удара по кораблям охранения летчики предпочли отстреляться по, казалось бы, более уязвимым пароходам. Два находившихся над судами «мессершмитта» от боя уклонились. Что истребителям-бомбардировщикам действительно удалось, так это поднять в воздух перехватчики. Правда, при постановке задачи им предписывалось выходить на цель демонстративно, не соблюдая скрытности, после сбрасывания бомб вступить в воздушный бой и измотать противника. Ведущий же группы истребителей этого не понял, и действовал прямо противоположно. На цель группа выходила с соблюдением скрытности на малой высоте вне видимости с берега. Фактически она сыграла для самолетов люфтваффе роль будильника, позволив им приготовиться к отражению главного налета.
Когда торпедоносцы обнаружили конвой в районе Перс-фьорд, над ним находилось уже 14-16 Bf-109, которые явно не выказывали желания немедленно уйти на посадку. Второй неприятностью являлось отсутствие штурмовиков. Последнее не являлось случайным. Дело в том, то штаб ВВС специально планировал маршрут А-20 с огибанием Варде, таким образом, чтобы в районе цели самолеты появились бы внезапно. Ведущий торпедоносцев же капитан Марков проложил курс по прямой и появился над конвоем на несколько минут раньше, чем это предусматривалось плановой таблицей. За первой ошибкой последовала вторая – вместо того, чтобы дождаться штурмовиков он не придумал ничего лучше, чем немедленно ринуться в атаку, предварительно скомандовав восьми «кобрам» ударной группы выйти вперед. В этот момент группа была внезапно атакована сзади сверху из-за облаков истребителями противника. Первыми же пушечно-пулеметными очередями оказались сбиты два Р-39, включая машину командира 255-го иап майора Чертова, и два «Бостона». Еще по одному торпедоносцу сбили тральщик «М 306» и сторожевик «V 5912», что привело к полному уничтожению ударной группы. Не ясно удалось ли торпедоносцам вообще сбросить торпеды, поскольку в немецких материалах о них ничего не говорится.
В 13.00 через две минуты после начала атаки торпедоносцев в бой вступила семерка штурмовиков в сопровождении 14 истребителей. Они немедленно включились в воздушную свалку над конвоем, в которой оказались потеряны два Як-9. В горячке боя часть штурмовиков сбросила бомбы на транспорта (по докладу один из них водоизмещением в 10000 т получил повреждения), часть - на корабли охранения. Потери имелись лишь на двух тральщиках, потерявших пять человек ранеными от пулеметного обстрела.
Серьезные потери, понесенные в ходе первого удара, заставили генерала Андреева серьезно задуматься при разработке плана последующих действий. Штабные работники проявили немало фантазии, решив поменять торпедоносцы и штурмовики ролями. Последним отводилась роль главной ударной силы, в то время как первые должны были нанести удар высотными торпедами с целью дезорганизовать походный ордер. Эту же задачу имели восемь Р-40 в варианте пикирующих бомбардировщиков. Место нанесения удара планировалось у Экере (Варангер-фьорд), время – спустя четыре с половиной часа после первого.
Увы, в полках не сумели оценить всего этого творчества. Задачи доводились до частей по телефону в сжатом виде, в связи с чем, как и в предыдущий раз, конкретные исполнители не до конца поняли, чего от них ожидают сверху. Конкретно это выразилось в том, что прибыв в район цели ведущий торпедоносцев командир 1-й эскадрильи 9-го гмтап майор Волошин, по привычке пропустил штурмовики вперед. Последние смогли добиться только нескольких пулевых пробоин в борту тральщика «М 273». Спустя восемь минут атаковали «Киттихауки». Их бомбы упали вокруг судов конвоя и не имели даже видимого эффекта. Наконец в 17.30 в атаку вышли высотные «ильюшины». С аэродрома их стартовало шесть, но на одном из самолетов сорвало люльку парашюта торпеды и ему пришлось возвратиться назад. Остальные действовали недружно. Только два торпедоносца сбросили торпеды по курсу конвоя, а три других с опозданием в тот момент, когда курсовой угол цели вырос до 20 градусов. Хотя пилоты доложили о потоплении 6000-тонного транспорта, реального результата залп не имел. К этому следует добавить, что и штурмовики и торпедоносцы подверглись длительному преследованию вражеских истребителей, сбивших «як» и «кобру». Погиб помощник командира 255-го иап Герой Советского Союза капитан Адонкин. Еще один подбитый «Киттихаук» приземлился на Рыбачьем, где и сгорел. Его пилот получил ожоги. Общие потери дня составили одиннадцать самолетов, девять из которых были сбиты в воздушных боях. Группа III/JG5, являвшаяся оппонентами наших летчиков в течение дня, потеряла один Bf-109.
Таким образом, после серии боев с нулевым результатом 17 марта наша авиация потерпела серьезное поражение. Для 9-го гмтап оно было особенно чувствительным, поскольку четыре погибших экипажа составляли, по меньшей мере, треть от числа подготовленных к боевым действиям экипажей «Бостонов». Причин тому несколько. Во-первых, совершенно очевидно, что командование ВВС СФ чересчур централизовало боевое управление, что не позволяло командованию полков правильно формулировать полученные задачи перед вылетающими экипажами.
Во-вторых, состав групп по-прежнему оставался весьма немногочисленным. Например, для нанесения поражения судам во втором ударе выделялось всего четыре Ил-2, чего вряд ли хватило бы для потопления даже одного транспорта. Такой ограниченный состав не позволял разбить группу на две подгруппы, которые могли бы осуществить одновременную атаку цели с двух направлений.
В-третьих, ведущие групп за редким исключением продемонстрировали неумение и нежелание руководить группами, а, попав в сложную обстановку, принимать правильные решения. Плановая таблица регулярно не выдерживалась.
В-четвертых, индивидуальное мастерство авиаторов, особенно подготовленных на скорую руку к действиям в качестве пикирующих бомбардировщиков летчиков 27-го иап, оставляло желать много лучшего. Пологое пикирование, которое практиковалась и пилотами Ил-2 и Р-40, не обеспечивало точности бомбометания, особенно с высот 800 м и более. Еще меньшие шансы на попадание имели торпеды, сброшенные с дистанции 2500-3000 м. В результате получалось, что единственным средством воздействия оказывался пушечно-пулеметный огонь, от которого противник только и нес урон.
В-пятых, главной причиной наших потерь в сражении 17 марта стали истребители противника, что стало следствием отказа от внезапности нанесения ударов, выделения демонстративных и блокирующих истребительных групп. Решив, что господство в воздухе над Баренцевым морем перешло к советской авиации, командование ВВС СФ не учло, что противник все еще в состоянии быстро массировать свои воздушные силы над нужным объектом, и не упустит шанса наказать нас за допущенные ошибки.
Изображение
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей