СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Модератор: Модераторы форумов
Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Самолёт этот был потерян во время Советско-финляндской войны, в самом её конце, 9 марта 1940 г. Первые фотки его обломков были выложены на форуме Блокгауз Константином Титаренко в 2010 г.
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=245410
Потом, когда стали доступны фотографии из финского архива, один из участников форума задал вопрос по паре фото сбитого СБ, лежащего на берегу озера в окружении финских солдат. В ответ Андрей Копытков разместил там же пост с историей этого самолёта.
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=287184
Перепощу сюда: "Догадывался, что фотографии этого СБ финны должны были сделать. Так оно и случилось. На фотографиях вынужденная посадка СБ в марте 1940 года. Первый раз сам побывал на этом самолете в 1986 году. В этой же теме на 8 странице в сообщениях 146 и далее следует обсуждение этой же машины. Не в таком уж и удаленном месте она находится, чтобы до нее трудно было добраться и осмотреть. Озеро, которое видно на старых фотографиях, с 60-х годов называется Самолетным, и расположено в районе 149 километра по автодороге Мурманск - КПП «Лотта». Наверное, все кто хоть когда-нибудь приезжал на рыбалку или отдыхать на базу «147-ой км» слышали об этом озере. Народу там побывало очень много. То, что не вывезли в начале 80-х годов североморцы в музей в Сафоново, растащили на сувениры и на груз для постановки сетей. Еще в книге Владилена Бондаренко «Самолеты возвращаются на базу», вышедшей в 1989 году в Мурманском книжном издательстве есть очерк, посвященный этому самолету. Номер СБ – 11/114. Самолет 1-й ЭДБ ВВС 14-ой армии, совершивший посадку на лед озера 9 марта 1940 года с целью спасти экипаж, выпрыгнувший из другого, подбитого СБ. Не рассчитал немного с посадкой Дмитрий Данилович Валентик, проскочил все озеро и врезался в лес. Самолет разбил, но все остались живы, избежали плена, а через несколько дней оба экипажа прибыли в Колу. За проявленное мужество и отвагу комэску капитану Валентику в мае 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза. О Дмитрии Валентике можно прочитать в книге В. Сорокожердьева «Они сражались в Заполярье: Герои Советского Союза 1939 – 1945». Второй самолет СБ, сбитый финскими солдатами и упавший неподалеку от 11/114, мы тоже обследовали и нашли его заводской номер 14/114. В тот день был потерян еще один самолет СБ заводской номер 6/126. Его следов пока не обнаружили. 9 марта 2010 года на остатках центроплана отмечали 70-летие с момента удачной посадки Валентика. А хвостовое оперение, один мотор и винты с этого самолета были установлены на СБ, который сейчас в экспозиции музея Морской авиации в поселке Сафоново."
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=245410
Потом, когда стали доступны фотографии из финского архива, один из участников форума задал вопрос по паре фото сбитого СБ, лежащего на берегу озера в окружении финских солдат. В ответ Андрей Копытков разместил там же пост с историей этого самолёта.
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=287184
Перепощу сюда: "Догадывался, что фотографии этого СБ финны должны были сделать. Так оно и случилось. На фотографиях вынужденная посадка СБ в марте 1940 года. Первый раз сам побывал на этом самолете в 1986 году. В этой же теме на 8 странице в сообщениях 146 и далее следует обсуждение этой же машины. Не в таком уж и удаленном месте она находится, чтобы до нее трудно было добраться и осмотреть. Озеро, которое видно на старых фотографиях, с 60-х годов называется Самолетным, и расположено в районе 149 километра по автодороге Мурманск - КПП «Лотта». Наверное, все кто хоть когда-нибудь приезжал на рыбалку или отдыхать на базу «147-ой км» слышали об этом озере. Народу там побывало очень много. То, что не вывезли в начале 80-х годов североморцы в музей в Сафоново, растащили на сувениры и на груз для постановки сетей. Еще в книге Владилена Бондаренко «Самолеты возвращаются на базу», вышедшей в 1989 году в Мурманском книжном издательстве есть очерк, посвященный этому самолету. Номер СБ – 11/114. Самолет 1-й ЭДБ ВВС 14-ой армии, совершивший посадку на лед озера 9 марта 1940 года с целью спасти экипаж, выпрыгнувший из другого, подбитого СБ. Не рассчитал немного с посадкой Дмитрий Данилович Валентик, проскочил все озеро и врезался в лес. Самолет разбил, но все остались живы, избежали плена, а через несколько дней оба экипажа прибыли в Колу. За проявленное мужество и отвагу комэску капитану Валентику в мае 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза. О Дмитрии Валентике можно прочитать в книге В. Сорокожердьева «Они сражались в Заполярье: Герои Советского Союза 1939 – 1945». Второй самолет СБ, сбитый финскими солдатами и упавший неподалеку от 11/114, мы тоже обследовали и нашли его заводской номер 14/114. В тот день был потерян еще один самолет СБ заводской номер 6/126. Его следов пока не обнаружили. 9 марта 2010 года на остатках центроплана отмечали 70-летие с момента удачной посадки Валентика. А хвостовое оперение, один мотор и винты с этого самолета были установлены на СБ, который сейчас в экспозиции музея Морской авиации в поселке Сафоново."
Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Далее Андрей разместил современные фотки того места. Чёрно-белая 1986г., цветная 2006г. Заодно и фото с номером второго самолёта СБ 14/114, на помощь экипажу которого и садил на лёд озера свой самолёт Дмитрий Данилович Валентик.
Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Далее разбирался с финскими фотками, кто снят с самолётом, когда примерно это было...
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=413496
Рядом находились лагеря финнов из отряда А.Пенаннена (Er.Os.P)-Атслем, Куккес. Удалось установить, что снимки были сделаны финнами в 42-43гг, солдаты рядом с хвостовым оперением СБ-Ilmari Grоnlund, Mikael Kalliopuska.

http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=413496
Рядом находились лагеря финнов из отряда А.Пенаннена (Er.Os.P)-Атслем, Куккес. Удалось установить, что снимки были сделаны финнами в 42-43гг, солдаты рядом с хвостовым оперением СБ-Ilmari Grоnlund, Mikael Kalliopuska.


Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Возникли некоторые спорные моменты при обсуждении принадлежности самолёта. На хвостовом оперении видны ЭБО характерные для 35 сбап, который никогда на севере не был. Потом уже был найден документ, из которого следовало, что 1 аэ (эскадрилья) 35 сбап 7 сентября 1939г. в полном составе с самолётами под командованием комэска к-на Валентика убыла под Мурманск.
Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Ну я эти документы и выкладывал...hellcat писал(а):Возникли некоторые спорные моменты при обсуждении принадлежности самолёта. На хвостовом оперении видны ЭБО характерные для 35 сбап, который никогда на севере не был. Потом уже был найден документ, из которого следовало, что 1 аэ (эскадрилья) 35 сбап 7 сентября 1939г. в полном составе с самолётами под командованием комэска к-на Валентика убыла под Мурманск.
Эх жаль фото майора Синева пятном каким-то закрыто...
Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Да, я помню. Вчера в спешке не упомянул, звиняйтеМишаТ писал(а): я эти документы и выкладывал...

Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
На http://sa-kuva.fi/neo?tem=webneofin сканы с хорошим разрешением. Зная, где на киле наносился заводской номер, попытался его разглядеть. Номер я нашёл, но, не зная что это 11/114, прочесть почти невозможно.
Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Не нашёл на SA-kuva следующие фотки этого самолёта. Кто найдёт и поделится ссылкой на картинки, буду благодарен.
Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Да не я без претензий, просто подумал что-то новенькое есть...hellcat писал(а):Да, я помню. Вчера в спешке не упомянул, звиняйтеМишаТ писал(а): я эти документы и выкладывал...
Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
hellcat писал(а):На http://sa-kuva.fi/neo?tem=webneofin сканы с хорошим разрешением. Зная, где на киле наносился заводской номер, попытался его разглядеть. Номер я нашёл, но, не зная что это 11/114, прочесть почти невозможно.
Да жаль плохо видно...
Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Новенького ничего, вот фотки прошлогодние 11/114.МишаТ писал(а):просто подумал что-то новенькое есть...
Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
А это 14/114, лежит в полукилометре от первого. На второй фотке подвижное сиденье штурмана, на последней-основная стойка шасси.
Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Круто!!!
Эх жаль финики 14/114 не отфотали, может и у него тактический номер бы знали как выглядел...
Эх жаль финики 14/114 не отфотали, может и у него тактический номер бы знали как выглядел...
Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Да, можно бы было цветные профили нарисовать. Самолёты на лыжах, во всяком случае 11/114. Логично предположить, что и второй тоже.МишаТ писал(а):Круто!!!
Эх жаль финики 14/114 не отфотали, может и у него тактический номер бы знали как выглядел...
Финны, вероятно не в курсе были про второй самолёт. В противном случае они бы не преминули сфоткаться рядом с обломками. Полкилометра для них не расстояние. Думаю, на самолёт Валентика они наткнулись случайно, он же совсем рядом с Лоттой, а события 40 года были им неизвестны.
Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Михаил, может возьмётесь нарисовать цветной профиль СБ Валентика? Информации вроде достаточно для этого. Да и сюда, в тему, небольшую его картинку можно разместить. Для наглядности. Думаю, многие спасибо скажут. 
Взялся бы сам, но, честно говоря не умею.

Взялся бы сам, но, честно говоря не умею.
Re: СБ №11/114 Валентик Д.Д.
В экспозиции музея Военно-воздушных сил Северного флота
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя