История 20 гвИАП

Все о 147-ом ИАП (20-ом ГвИАП), потерях, летчиках и т.д.

Модераторы: Тунгус, Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
Ответить
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

История 20 гвИАП

Сообщение МишаТ »

147-й Истребительный авиационный полк.

Документы: РГВА Ф. 34912, о. 1, д. 1676. Исторический формуляр 147го истребительного авиационного полка.

I. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЧАСТИ
«Командование полка и начальники служб прибыли с разных частей ВВС КА по вызову в отдел кадров ВВС К.А. и 1-го января 1940 г. были направлены на фронт в г. Мурманск».
По прибытию руководящего состава в Мурманск, ВВС 14 Армии 09.01.40 г. отдает приказ № 16 о формировании полка 5-ти эскадрильного состава.
Командир полка – м-р Артемьев Николай Сергеевич.
Комиссар полка – бат.к-р Матвеев Александр Андреевич.
Пом. командира полка – капитан Романов Борис Николаевич.
В состав полка вошли эскадрильи:
из какой части самолеты к/э аэродром
1-я аэ 5-го САП 15 И-153 м-р Галицин Георгий Михайлович Ваенга
2-я аэ 5-го САП 15 И-16 к-н Тряпичкин Сергей Алексеевич Ваенга
5-я аэ 26-го ИАП 14 И-15бис к-н Шевелев Павел Захарович Мурмаши
6-я аэ 9-го ШАП 11 И-15бис к-н Петров Александр Степанович Мурмаши
7-я аэ 38-го ИАП 14 И-15бис к-н Савченко Константин Яковлевич Мурмаши

13.01.40 г. полк перебазировался на аэр. Сальма-ярви и Луостари в р-н Петсамо.
23.01.40 г. 5-я аэ (к/э Шевелев) перелетела из Сальма-ярви в Мурмаши для перевооружения на И-153.
10.02.40 г. прибыл личный состав аэ из 18-го ИАП 2-й ОКА (Хабаровск), к/э ст.л-т Иошин Николай Михайлович. На вооружение получили 11 И-15бис из аэ Шевелева.
29.02.40 г. аэ Иошина вошла в состав полка с базированием на аэр. Нот-озеро, в этот же день изменена нумерация эскадрилий в составе полка:
№ аэ к/э тип самолетов
1 Галицин И-153
2 Тряпичкин И-16
3 Савченко И-15бис
4 Иошин И-15бис
5 Шевелев И-153
6 Петров И-15бис

После боевых действий полк вошёл в состав 27-й АБ, с базированием на аэр. Мурмаши.

06.04.40 г. из состава полка выбыли аэ:
3-я без матчасти в 55-й ИАП (Одесса).
6-я с 15 И-15бис в 9-й ШАП (Гривочки).

23.05.40 г. из состава полка выбыла 2-я аэ вместе с 15 И-16 в 145-й ИАП (Шонгуй), вместо неё прибыла 2-я аэ 145-го ИАП, 12 И-15бис, к/э Веклич Владимир Александрович.

01.06.40 г. комиссаром полка назначен бат.к-р Колесников Георгий Ефремович.

16.08.40 г. полк вошёл в состав 1-й САД, комдив п-к Судец.
Состав полка:
Управление – 4 И-153
1-я аэ – 15 И-153
2-я аэ – 13 И-15бис
3-я аэ – 17 И-153
4-я аэ – 16 И-15бис

16.09.40 г. командиром полка назначен п-к Головня Михаил Михайлович.

II. УЧАСТИЕ В ПОХОДАХ И БОЯХ

Базирование на 17.01.40 г.
аэ аэродром
1 Ваенга
2 Луостари
5 оз. Куот-ярви, 45 км. юго-западнее Петсамо
6 оз. Нот, 85 км. юго-западнее Мурманска
3 Мурмаши, 20 км. юго-западнее Мурманска
Штаб: Сальми-ярви – Луостари.
К концу боевых действий в полку имелось: 32 И-153, 18 И-16, 35 И-15бис, 93 летчика.

В период Советско-Финской войны произведено 2030 с/в, 1452 часа, в т.ч. 830 б/в 958 часов.
В т.ч.
разведка – 136 б/в
штурмовка – 269 б/в
прикрытие войск – 40 б/в
сопровождение бомбардировщиков – 68
другие полеты – 317
Все б/в производились на высоте ниже 1200 м.

Встреч в воздухе с противником не было: «..не имея воздушного противника…».
«За время боевых действий полк потерь не имел. Сбитых самолетов противником (вероятно имелось ввиду «противника» - С.А.) не имел».

IV. ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
100 человек были награждены орденами и медалями.

VII. НАГРАДЫ ЛИЧНОГО СОСТАВА ЧАСТИ
Всего указан 41 человек, у большинства фото.

Лист 11. Головня Михаил Михайлович. 1908 г.р. в мае 1936 г. награжден орденом Ленина.
С марта 1934 г. командир 6-й АЭ, с ноября 1936 г. командир 132-й ИАБ, в мае-декабре 1939 г. инспектор ВВС МВО, с января 1940 г. командир 146-го ИАП, с сентября 1940 г. командир 147-го ИАП.
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: История 20 гвИАП

Сообщение МишаТ »

Переходя к интересующему меня периоду, замечу что данные о БЧС полка на 22 - 25 июня 1941 года, в источниках довольно противоречивы, и видимо то учитывают, то не учитывают находящиеся в ремонте, а так же на различных курсах самолетов и летчиков.
На 1.01.1941 года в составе полка числилось 37 И-153 и 29 И-15бис.
На 1.04.1941 года в составе полка числилось 36 И-153 (из них 6 не испр) и 22 И-15бис (из них 3 не испр).
На 1.06.41г., в полку числилось 64 летчика, из которых 63 летали на боевых самолетах днем в средних метеоусловиях, из них 39 на высотах до 7000 метров, а 28 ночью, звеньями.
Далее в БЧС ВВС СФ 23, 24, 25, 26 июня а так же данные из отчетов 1-й САД и ВВС 14 Армии, видимо составлены задним числом, и самые точные данные зафиксированы по состоянию на 27 июня.
Из истории полка известно что 22 июня полк вступил в боевые действия в составе:
упр. ? *
1-я аэ – 13 боевых экипажей, командир ст.лейтенант Иошин Николай Михайлович.
2-я аэ – 11 боевых экипажей, командир ст.лейтенант Ткаченко Алексей Михайлович.
3-я аэ – 9 боевых экипажей, командир капитан Шевелев Павел Захарович.
4-я аэ – 10 боевых экипажей, командир ст.лейтенант Иванов Леонид Илларионович.
34 И-153 (из них 1 не испр) и 19 И-15бис (из них 1 не испр).
*-Вполне вероятно не учтены летчики и самолеты в составе управления полка.
Указано что в полку числятся 64 летчика, но на лицо только 43.

Однако судя по всему и эти данные не совсем точные, из документов на 27.06.41г., известно:
в составе полка числилось 32 И-153 (из них 7 не испр) и 18 И-15бис (из них 2 не испр), 3 УТИ-4, 3 У-2.
Из них 9 И-15бис(из них 1 не испр) находились в в Африканде.
Из неисправных самолетов 1 И-15бис и 4 И-153 были сданы на ремонт в 7 ПАМ. Кроме того еще 13 самолетов числились некомплектными (что сие подразумевает я честно говоря не знаю).
Летчиков 21, пилотов 39. Из них 4 отстранены по различным причинам от полетов.
В том числе боевых экипажей: на И-153 28, на И-15бис 9 в Шонгуе и 6 в Африканде.

упр. – 1 И-153, 3 У-2, 2 летчика. полковник Головня Михаил Михайлович(отсутствует зам.командира полка).
1-я аэ – 18 И-153, 1 УТИ-4, 7 летчиков, 10 пилотов, командир ст.лейтенант Иошин Николай Михайлович.
2-я аэ – 8 И-15бис, 1 УТИ-4, 4 летчика, 11 пилотов, командир ст.лейтенант Ткаченко Алексей Михайлович.
3-я аэ – 13 И-153, 5 летчиков, 11 пилотов, командир капитан Шевелев Павел Захарович.
4-я аэ – 10 И-15бис, 1 УТИ-4, 5 летчиков, 7 пилотов, командир ст.лейтенант Иванов Леонид Илларионович.

Да, потери к этому времени составили 4 И-153 и 1 И-15бис.
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: История 20 гвИАП

Сообщение МишаТ »

На 12.08.41г.
147-й ИАП продолжал оставаться в четырех эскадрильном составе, несмотря на то что в истории полка записано что 2-я эскадрилья после разгрома на аэродроме Ура-Губа якобы не восстанавливалась. Видимо реэнкарнировали 2-ю АЭ в связи с получением 14 МиГ-3 в первой декаде августа, в итоге к 10-2.08 полк имел следующий состав:
1-я АЭ – 11 И-153, 12 летчиков/пилотов, командир ст.лейтенант Ткаченко Алексей Михайлович. аэродром Мурмаши.
2-я АЭ – 10 МиГ-3 7 летчиков/пилотов, командир ст.лейтенант Иошин Николай Михайлович. аэродром Африканда. Кроме того к эскадрилье были прикомандированы командир 1-й АЭ ст.лейтенант А.М.Ткаченко, зам.командира 1-й АЭ ст.лейтенант М.Г.Борзенко, зам.командира 3-й АЭ ст.лейтенант Цаплин.
3-я АЭ – 7 И-153, 5 И-15бис, 13 летчиков/пилотов, командир ст.лейтенант Шмырин Михаил Григорьевич. На аэродромах Арктика и Мурмаши, звено И-15бис на аэродроме Аллакурти, причем его временно возглавляет зам.ком 1-й АЭ по политчасти ст.политрук Шимарев Константин Филлипович.
4-я АЭ – 4 МиГ-3, 3 И-16 5 летчиков/пилотов, командир капитан Шевелев Павел Захарович. МиГ-3 на аэродроме Шонгуй, И-16 на аэродроме Мурмаши. Кроме того к эскадрилье были прикомандированы командир полка полковник М.М.Головня летал на МиГ-3 и зам.командира полка по п/ч бат.комиссар Колесников, летал на И-16.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: История 20 гвИАП

Сообщение sk16rus »

Михаил, хочу спросить ради расширения кругозора - а какой был смысл тасовать командиров эскадрилий?
Вопрос из-за разницы между 27.06.1941 и 12.08.1941
Изображение
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: История 20 гвИАП

Сообщение МишаТ »

sk16rus писал(а):Михаил, хочу спросить ради расширения кругозора - а какой был смысл тасовать командиров эскадрилий?
Вопрос из-за разницы между 27.06.1941 и 12.08.1941
Затрудняюсь ответить, скорее всего реально сперва погиб командир 4-й АЭ, потом решили не восстанавливать 2-ю АЭ, потом пришли МиГ-3 - как там при этом двигали людей, исходя из каких надобностей - вряд ли уже поймем...
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: История 20 гвИАП

Сообщение МишаТ »

Командование полка оставалось прежним с 22 июня 1941 года:
полковник Головня Михаил Михайлович
Заместитель по п/ч бат.ком-р Колесников Георгий Ефремович

Список Л/С 1-й АЭ на 12.08.41г.:
ст.лейтенант Ткаченко Алексей Михайлович
Зам.комэска по п/ч ст.по-к Шимарев Константин Филиппович
Зам.комэска:
ст.л-т Фомин Ефим Абрамович
ст.л-т Борзенко Михаил Григорьевич
Ком.звена:
л-т Кузнецов Анатолий Иванович
л-т Чиженков Алексей Васильевич
мл.л-т Архаровский Владимир Матвеевич
мл.л-т Захаров Ефим Акимович
мл.л-т Иванов Василий Александрович
ст.л-т Зимов Константин Петрович (отказывается летать на б/з).
Пилот:
мл.л-т Маджаров Станислав Михайлович
мл.л-т Каштанов Петр Александрович, 1915г.р. В госпитале с воспалением уха.
мл.л-т Бардаш Петр Никитович
мл.л-т Бут Иван Яковлевич
Последний раз редактировалось МишаТ 18 май 2017 12:31, всего редактировалось 1 раз.
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: История 20 гвИАП

Сообщение МишаТ »

Список Л/С 2-й АЭ на 12.08.41г.:
ст.л-т Иошин Николай Михайлович
Зам.комэска по п/ч мл.по-к Алаторцев (не летчик).
Зам.комэска:
ст.л-т Дудник (погиб)
л-т Громов Георгий Васильевич
Адъютант Архаров А.В. (отстранен от полетов)
Ком.звена:
л-т Скляренко Николай Дмитриевич
л-т Зеленов Павел Тихонович
л-т Демьяненко
Пилот:
мл.л-т Пушкарев
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: История 20 гвИАП

Сообщение МишаТ »

3 АЭ ст.л-т Шмырин Михаил Григорьевич
Зам.комэска по п/ч ст.по-к Мерцалов Григорий Терентьевич
Зам.комэска:
ст.л-т Соломонов Владимирович Данилович
ст.л-т Цаплин Александр Иванович
Ком.звена:
л-т Королев Василий Иванович
мл.л-т Крупский Виктор Иосифович
л-т Берлов Петр Иванович
л-т Поздняков Алексей Павлович
л-т Концевой Адам Емельянович
л-т Пташкин Михаил Агапович
Пилот:
мл.л-т Иванов Павел Викторович
мл.л-т Жгун Александр Егорович
мл.л-т Селезнев Алексей Иванович
мл.л-т Кайков Петр Александрович
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: История 20 гвИАП

Сообщение МишаТ »

4 АЭ к-н Шевелев Павел Захарович
Зам.комэска по п/ч ст. по-к Гримов Павел Григорьевич
Зам.комэска:
л-т Кутахов Павел Степанович (прибыл из 7 ИАП)
Ком.звена:
л-т Дрожжин Василий Иванович (прибыл из 7 ИАП)
л-т Дмитриев Петр Григорьевич
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: История 20 гвИАП

Сообщение Тунгус »

МишаТ писал(а): Адъютант Архаров А.В. (отстранен от полетов)
Случайно не за аварию в апреле 1941?
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: История 20 гвИАП

Сообщение Тунгус »

МишаТ писал(а): зам.командира полка по п/ч бат.комиссар Колесников, летал на И-16.
То есть получается, что не все И-16 были переданы в 145? Один оставили?
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: История 20 гвИАП

Сообщение МишаТ »

Группа летного состава, которая переводится в 145-й ИАП:
Зам.комэска:
ст.л-т Олисов Александр Петрович
ст.л-т Семенов Евгений Михайлович
Ком.звена:
л-т Острицов Борис Степанович
л-т Зачик Павел Сергеевич
л-т Любушкин Василий Николаевич
л-т Никитин Анатолий Георгиевич
мл.л-т Дрягин Алексей Александрович
мл.л-т Венедиктов Алексей Сергеевич

Переведен в 137 ИАП:
мл.л-т Литвак Кузьма Васильевич

Больны, отправлены в госпиталь:
мл.л-т Кукуркин Петр Андреевич, 1918г.р.
мл.л-т Добрецкий Роман Григорьевич, 1915г.р.
л-т Черкашин Илья Афанасьевич, 1912г.р. - эвакуирован в Ленинград.

Ранен, отправлен в госпиталь в Ленинград:
л-т Филимонов Яков Иванович, 1915г.р.
Последний раз редактировалось МишаТ 18 май 2017 13:27, всего редактировалось 1 раз.
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: История 20 гвИАП

Сообщение МишаТ »

Тунгус писал(а):
МишаТ писал(а): Адъютант Архаров А.В. (отстранен от полетов)
Случайно не за аварию в апреле 1941?
Я не выписал причину, возможно из-за аварии здоровье стало хуже...
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: История 20 гвИАП

Сообщение МишаТ »

Тунгус писал(а):
МишаТ писал(а): зам.командира полка по п/ч бат.комиссар Колесников, летал на И-16.
То есть получается, что не все И-16 были переданы в 145? Один оставили?
Да нет, у них 3 И-16 появляются одновременно с 14 МиГ-3. Я думаю ишачки передали для тренировок перед вылетом на Мигах, это была обычная практика...
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: История 20 гвИАП

Сообщение МишаТ »

Забыл номер приказа выписать, но по моему 14-15 августа был назначен новый командир полка.
Им стал экс летчик инспектор по техники пилотирования 1-й САД капитан Дюжев Владимир Иванович, и одновременно назначили зам.командира полка им стал капитан Шевелев Павел Захарович.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей