P-40M № 1872 из состава 118-го РАП ВВС СФ (Овчинников П.И.)

Форум памяти В.А.Бондаренко посвящен найденным в Заполярье самолетам.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
Ответить
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

P-40M № 1872 из состава 118-го РАП ВВС СФ (Овчинников П.И.)

Сообщение sk16rus »

Галина Быстрова прислала статью из газеты "Заполярный вестник. Газета нашего города" от 1 декабря 2017 года № 47 (400) о летчике 3-ей эскадрильи 118-го РАП ВВС СФ Петре Ивановиче Овчинникове, самолет которого "Киттихаук" был найден поисковиками из "Петсамо" в 2011 году в районе Луостари.

Стал частью нашей северной земли и частью нашей памяти

О месте гибели и захоронения Петра Ивановича Овчинникова, пропавшего без вести летчика 118-го разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота (118 РАП ВВС СФ) до сих пор строились разные предположения, например, на одном из интернетресурсов, где собираются материалы об авиации на Севере в годы Великой Отечественной войны, указывалось, что он сбит и похоронен в районе норвежского Киркенеса. И только кропотливая работа поисковиков из отряда «Петсамо», по-прежнему сочетающих полевые работы и архивный поиск, дала точные результаты.

Сбит в районе Луостари

Юрий Павлович Бидненко рассказывает: «Овчинников из 118 разведавиа полка ВВС СФ пропал без вести во время воздушной разведки по побережью Норвегии 15.10.1944 года. Место падения самолета найдено поисковиками «Петсамо» в 2011 году в районе нынешнего посёлка Луостари. Сразу было понятно: погиб лётчик из морской авиации – при обследовании места нахождения упавшего самолёта обнаружили пуговицы с якорями, фрагменты парашюта. Стало ясно: летчик погиб в самолёте. Нашли заводской номер самолета и через городскую администрацию – тогда главой администрации был Цыпилёв И.П. - обратились с запросом в Гатчинский Центральный военно-морской архив Министерства обороны Российской Федерации за информацией, проливающей свет на судьбу нам неизвестного героя».
Ответ пришёл в 2012 году.
Из архивной справки от 18 июня 2012 № 3972, подписанной ВРИО заведующего архивохранилищем Г. Борисенковой, поисковики узнали имя летчика: младший лейтенант Овчинников Петр Иванович, 1923 г.р., уроженец с. Буренино Ташлинского района, Чкаловской области, член ВЛКСМ с 1939 года. Призван в 1941 г. Павлодарским РВК.

Два года обучения лётному делу

В карточке ф.1 Овчинникова Петра Ивановича записано:
-в графе «семейное положение» - «холост»,
-в графе «родители» - «отец» - Овчинников Иван Тихоновоич, 1988 г.р.», «мать» - Овчинникова Прасковья Тимофеевна, 1890 г.р.»,
-в графе «адреса родственников» - «Казахская АССР, г. Павлодар, ул. Чернышевского, д. 92».
И далее указаны этапы боевого пути, но нет сведений о службе в 1941 и первом полугодии 1942 года. Из этого понятно, в Гатчинский архив сведения поступили только о боевом пути П.И. Овчинникова в лётных войсках ВМФ.
Видимо, он, как и многие другие молодые летчики, был отобран в лётную школу по личным качествам. В то время летчики были, как сегодня у нас космонавты, – смотрели готовность к нагрузкам, достаточность образования, способность учиться и желание защищать Отечество. Хочется обратить внимание читателей, что профессиональной подготовкой летчиков занимались непосредственно в тяжелейшие годы войны – в 1942-1943 гг., имея в виду стратегические цели перехода из обороны в наступление. Овчинников девять месяцев проходит обучение в школе летчиков первоначального обучения ВВС ВМФ, затем год и один месяц – в Высшем Морском авиационном училище имени Сталина. Практически два года обретения профмастерства, которое очень поможет в успешном выполнении боевых заданий по прибытию в боевую часть.
В августе 1944 года он получает направление в 118-й РАП ВВС СФ в 3 эскадрилью. Он летчик-разведчик, вылеты делает на американском самолёте «Киттихаук» (тип мотора «Аллисон»).

АРХИВНАЯ СПРАВКА:

Овчинников Петр Иванович проходил службу
-с 22 октября 1942 г. по июль 1943 г. – во 2 школе летчиков первоначального обучения ВВС ВМФ;
-с июля 1943 г. по август 1944 г. в Высшем Морском авиационном училище им. Сталина;
-с 09 августа 1944 г. в должности летчика самолета «Киттихаук» (тип мотора «Аллисон») в 3 эскадрилье 118 разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота.
15 октября 1944 г. летчик младший лейтенант Овчинников П.И. находился на боевом задании в разведке прифронтовых дорог Лиинахамари - Киркенес.
Приказом начальника Управления офицерского состава ВМФ СССР от 28 ноября 1944 г. № 0301 летчик 3 эскадрильи 118 разведывательного полка Овчинников Петр Иванович исключен из списков ВВС ВМФ с 15 октября 1944 г., как не вернувшийся с боевого задания.
Основание: ф.787, оп.2, д.139, л.363; ф.1987,оп.016535, д.8, л.191; послужная карта офицера, карточка ф.1.

Не пропал, а погиб в бою!

Таким образом, только через 68 лет стало понятно, что пропавший без вести летчик младший лейтенант Петр Иванович Овчинников погиб во время воздушной разведки при выполнении боевого задания в районе Луостари 15 октября 1944 года. О чём поисковики сообщили в архив: ещё одним пропавшим без вести на фронтах Великой Отечественной стало меньше, судьба героя засветилась, привлекла к себе внимание – напомнила о жертвах на алтарь Победы.

Подготовка к наступлению


3-я эскадрилья 118-го РАП стационарно базировалась в Ваенге, но совсем под носом у врага, в нескольких минутах лёта к Лиинахамари располагался оперативный аэродром в Пумманках- на северо-западе полуострова Средний.
С 9 августа по 15 октября Петр Иванович Овчинников сделал 48 разведвылетов. Их плотность объяснялась как подготовкой наступления, так и необходимостью для командования иметь достоверную разведывательную информацию во время самого 10-го Сталинского удара, который решено было нанести, так как о выходе из войны заявила Финляндия, и на театре военных действий на Севере начались подвижки.
Как пишет Виктор Федоров, полковник КГБ в запасе (7 глава «Разведывательный отдел в системе штаба Северного флота»), «7 сентября 1944 года разведка Северного флота установила, что гитлеровское командование начало отвод войск с кандалакшского и других направлений в Северную Норвегию. Одновременно противник укреплял позиции в районе Петсамо – Киркенес. По указанию начальника штаба СФ воздушная разведка велась постоянно, и командование имело достоверную обстановку на приморском участке фронта и вражеских коммуникациях вдоль побережья Норвегии. Весь сентябрь на участке Варангер-фьорд – мыс Берлевог авиаразведка осуществлялась 6 раз в сутки, на остальных – 3 раза».
Нужны были новые достоверные информационные материалы с фотосхемами и фотоснимками для частей и соединений СФ при подготовке операции и непосредственно во время самой операции в момент высадки десанта на побережье противника в Маттивуоно и в п. Лиинахамари, а также при прорыве оборонительной полосы на перешейке Средний.
Перед операциями по их захвату на основе фоторазведки и донесений были составлены описания портов Лиинахамари и Киркенес. Командиры кораблей и отрядов ТКА были детально проконсультированы по огневым средствам, путям движения и объектам в Лиинахамари, по минной обороне и боно-сетевым заграждениям, по расположению огневых точек, объектов, сухопутных частей и подходов к ним.


14 вылетов с оперативного аэродрома в Пумманках

В октябре 1944 года 118-йразведавиаполк принял активное участие в Петсамо-Киркенесской операции. Во время наступления мл. лейтенант Овчинников на воздушную разведку вылетал с оперативного аэродрома в Пумманках ежедневно. Пригодились два года учёбы, мастерство. Самолёты-разведчики даже при господстве наших в небе Заполярья в это время, становились объектом серьёзной охоты врага: было понятно, что следом за ними прилетят штурмовики.
Из наградного листа мы узнаём, что Овчинников совершил с полуострова Средний 14 боевых вылетов. Этот факт отражён в представлении на орден Красного Знамени, скан которого опубликован на сайте «Подвиг народа». В объективе его фотоаппарата в эти дни - территория от Титовки до Киркенеса, по дорогам которой пробивались на север Норвегии части 20-йгорной армии гитлеровцев. По его разведданным, работали штурмовики и бомбардировщики, уничтожая технику и живую силу врага.

Представление на награждение летчика Овчинникова Петра Ивановича

В должности летчика с мая 1944 года. За этот период (Овчинников П.И.) совершил 48 боевых вылетов на дальнюю и ближнюю разведку военно-морских баз, портов, коммуникаций и дорог противника в Норвегии и Северной Финляндии. Разведывательные задания выполняет с полным объемом требуемых данных и точным местом нахождения обнаруженных транспортов, действия и состояния противника. При нанесении бомбово-штурмового удара по конвоям противника тов. Овчинников ведет в районе удара наблюдение за ударом и фотографирование результатов удара, а также доразведку удара. На оперативном аэродроме Пумманки совершил 14 боевых вылетов, из которых:
10.10.44 г. произвёл разведку бонного заграждения в порту Лиинахамари. Разведкой определил и дал точное месторасположение бонных заграждений.
11.10.44 г.вылетел на разведку дороги Титовка-Петсамо, где обнаружил до 30 автомашин и 25 повозок противника. По его данным ударная авиация нанесла успешный бомбо-штурмовой удар.
12.10.44 г. вылетел на разведку дороги Петсамо-Яр-фиорд, где обнаружил большое скопление войск противника, до 300 автомашин и повозок. По данным ударная авиация нанесла 4 успешных бомбо-штурмовых удара.
13.10.44 г. по заданию Командующего ВВС СФ установил связь с десантной группой и определил направление войск противника.
14.10. 44 г. вылетел на разведку сектора № 1, где обнаружил 5 МО, 3 СКР и самоходную баржу.
За совершенные 46 боевых вылетов на ближнюю и дальнюю разведку и проявленные при этом мужество и отвагу – достоин Правительственной награды ордена КРАСНОЕ ЗНАМЯ.
Начальник 2 отд. развед. отдела штаба ВВС СФ майор Сердюков
достоин Правительственной награды ордена КРАСНОЕ ЗНАМЯ
пом. командира 14 САД ВВС СФ майор Маркевич
За совершенные 46 боевых вылетов на ближнюю и дальнюю разведку и проявленные при этом мужество и отвагу – достоин Правительственной награды. Ходатайствую о награждении орденом КРАСНОЕ ЗНАМЯ.
ИД командующего ВВС Северного ФлотаГвардии генерал-майор Преображенский
14.10.44 г.
18 октября 1944 года приказ № 80 командующим СФ Головко адмиралом, начальником штаба СФ контр-адмиралом Платоновым, председателем военного совета СФ вице-адмиралом Николаевым подписан.
Номер фонда ист. информации 787
Номер описи ист. информации 2
Номер дела ист. информации 159

По датам видно, что гвардии генерал-майор Преображенский подписывает приказ о награждении 14 октября, 15 октября Овчинников не возвращается с задания, 18 октября приказ подписан командующим СФ Головко.

Последняя его разведка

15 октября 1944 года, в день последнего вылета самолёта-разведчика, немецкие войска, откатываясь с Муста-Тунтури, из Печенги, с Малого и БольшогоКариквайвишь, разбившись на два рукава, стремились к границе с Норвегией по дорогам на норвежский Тарнет и финский Колосйоки, далее в Киркенес. Стратегически важным был мост через Печенгу у нынешнего н.п. 19 км., поэтому разведку Овчинников, взлетев с оперативного аэродрома в Пумманках, по всей видимости, начинал с него. Здесь и был сбит.
Знал ли Петр Иванович Овчинников, улетавший на боевое задание, о представлении к награде? Скорей всего знал, но орден свой он никогда не увидел. Получилось, что награждён он был посмертно.

Торжественное погребение летчика-офицера в 2017 году

Останки его искали долго, и только в октябре 2016 года работавшие на месте падения самолёта Альберт Нечипорук и Сергей Нестеренко нашли раздробленные фрагменты косточек лётчика. Произошло это впритык по времени к 72-й годовщинеПетсамо-Киркенесской операции, поэтому поисковики решили погребение отложить на следующий год, чтобы подготовиться и произвести похороны с воинскими почестями в торжественной обстановке. Да и надежда грела найти родственников Петра Ивановича.
«В октябре 2017 года в Долине Славыпредано земле всего 87 воинов, три из них именных. И один из трёх – наш Овчинников», - говорит заместитель командира отряда «Петсамо» Ю.П. Бидненко.

Поиски родственников Овчинникова продолжаются

А вот родных Петра Ивановича пока не нашли. Ю.П. Бидненко написал письма в Оренбургскую область, где Овчинников родился, и в Казахстан, откуда он призывался. Из Казахстана ответа пока нет. Из города Оренбурга пришло сообщение о переезде семьи Овчинниковых накануне войны в Казахстан. Кроме этого, военком сообщил о решении внести орденоносца летчика Овчинникова Петра Ивановича как уроженца области в книгу Памяти.
Пока неясно, узнали ли о его подвигах и награде мама и отец? Получили ли они сообщение, что он пропал без вести? Мы этого ещё не знаем. Сегодня нет у нас и его фотографии.
Возможно, прямой род Овчинниковых в земной жизни пресёкся, не дождались Иван Тихоновоич и Прасковья Тимофеевна своего сыночка и кровинушку с фронта… Не было у него жены, значит, и детей.
Но мы теперь, благодаря поисковикам отряда «Петсамо»,точно знаем, что 21-однолетний Петр Овчинников, сгорев 14 октября 1944 года в своем самолете, стал частью нашей северной земли, значит, и частью нашей памяти.

Галина Быстрова
Фото Оксаны Погорецкой, Юрия Бидненко, Марии Погадаевой
IMG_8863-2.jpg
IMG_8862-2.jpg
00001276-2.jpg
00001277-2.jpg
dsc0745_750_auto_5_80.jpeg
фото-Погорецкой-Оксаны.jpg
Пуговицы-Овчинникова.jpg
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: P-40 из состава 118-го РАП ВВС СФ (Овчинников П.И.)

Сообщение hellcat »

11 октября 2010 года я шёл от места падения одного Р-40Е (до сих пор неидентифицирован) к расположенным в километре от него обломкам Ме 109Г-6 (тоже неизвестный), и примерно на полпути, обходя болото, под сопкой наткнулся на ещё один разбитый Р-40М, который позднее идентифицировали как №1872 Овчинникова Петра. Это в нескольких километрах южнее Луостари. В момент столкновения с землёй самолёт шёл курсом на северо-восток.
Вложения
P1020718.jpg
P1020836.jpg
P1020899.jpg
P1020738.jpg
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: P-40 из состава 118-го РАП ВВС СФ (Овчинников П.И.)

Сообщение hellcat »

...
Вложения
Безымянный.jpg
P1020868.jpg
P1020749.jpg
P1020712.jpg
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: P-40 из состава 118-го РАП ВВС СФ (Овчинников П.И.)

Сообщение hellcat »

В конце февраля 2012 года наиболее сохранившиеся части были вывезены с места падения самолёта. Они пойдут в дело при реставрации других машин этого типа.
Вложения
DSC00435.jpg
Экспедиция-2012-017.jpg
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: P-40 из состава 118-го РАП ВВС СФ (Овчинников П.И.)

Сообщение sk16rus »

hellcat писал(а):...который позднее идентифицировали как №1872 Овчинникова Петра. .
Альберт, спасибо!
Номера самолета в статье не было.
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: P-40M № 1872 из состава 118-го РАП ВВС СФ (Овчинников П.

Сообщение hellcat »

Сергей, это номер его самолёта, по которому и определили.
Вложения
P7120324.jpg
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: P-40M № 1872 из состава 118-го РАП ВВС СФ (Овчинников П.

Сообщение hellcat »

Ещё несколько фото с места падения.
Вложения
Яма, выбитая самолётом.
Яма, выбитая самолётом.
Разлёт обломков.
Разлёт обломков.
Крыло.
Крыло.
Мотор..
Мотор..
Мотор.
Мотор.
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: P-40M № 1872 из состава 118-го РАП ВВС СФ (Овчинников П.

Сообщение hellcat »

Опознавательный знак "звезда" с тонкой чёрной обводкой, нанесены в шести позициях-сверху и снизу на плоскостях и по бокам фюзеляжа.
Мелкая надпись на задней кромке правого крыла:
P-40M
....
# 1872-R

На фото видно первые две цифры номера 18, нанесённые красной краской на обшивке самолёта.
Вложения
P1020865.jpg
P1020888.jpg
Фрагменты ОЗ.
Фрагменты ОЗ.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей