Женщины-летчики в Заполярье

Модератор: Модераторы форумов

ValAngler
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 дек 2017 18:53

Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение ValAngler »

Просматривал документы 415 ИАП и неожиданно наткнулся на фамилию Добромыслова, сначала думал, что это тех. или адм.состав. Зашел на Память народа и был немало удивлен - в рядах 415-го , а затем 760-го ИАП была женщина, реальный боевой летчик-истребитель! На Памяти все, конечно, найдут информацию. Как я понял, она, скорее всего, непосредственно в боевых действиях по освобождению Заполярья в октябре не участвовала, как и практически весь 760-й полк, за редким исключением.
Но до этого, в Карелии, был, как минимум. 51 боевой вылет и засчитан один сбитый Curtis.
Далее, Ксения Ефремовна, как видно, вышла замуж и сменила фамилию на Лурье. В штате 760-го полка я нашел только летчика мл. лейтенанта (или сержанта?) Лурье Арнольда Марковича, который, очевидно, и стал мужем Ксении Ефремовны. Лурье Арнольд Маркович после войны стал известным детским писателем. https://www.bvvaul.ru/profiles/2560.php Но это уже второй неожиданный поворот в истории. Возможно в детских книжках писателя Маркоши что-то есть о военном периоде его жизни.
Выписка из журнала боевых действий на летчика лейтенанта Добромыслову Ксенью Ефремовну количестве боевых вылетов на выплату денежного вознаграждения согласно приказа НКО № 294 от 8 октября 1943 г. за 30 и 50 боевых вылетов:
00000626_1.jpg
00000627_1.jpg
00000628_1.jpg
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение sk16rus »

Класс!
Только вот жаль, что тут ни Добромысловой ни Лурье - нет... :(
А значит воздушная победа как бы не подтверждается...
Но штурмовок довольно много!
Изображение
ValAngler
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 дек 2017 18:53

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение ValAngler »

sk16rus писал(а):Класс!
Только вот жаль, что тут ни Добромысловой ни Лурье - нет... :(
А значит воздушная победа как бы не подтверждается...
Но штурмовок довольно много!
Да, на этом сайте их нет. Но, сайт постоянно пополняется, как я вижу. То есть он еще далек о завершения.
Надо по финским потерям смотреть, иначе-то никак.
А.М.Лурье, возможно, не очень активно участвовал в боевых действиях. Не утверждаю, но отсутствие боевых наград говорит об этом. Надо пристальнее посмотреть его боевой путь, наверняка в его книгах что-то есть.
Если верить Википедии, то он всю войну до января 1944 прослужил на Дальнем востоке, а в действующей армии с июня 1944.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение sk16rus »

ValAngler писал(а):Да, на этом сайте их нет.
Может Михаилу Юрьевичу написать?
Думаю, он сможет довольно точно ответить на этот вопрос.

upd
Написал
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение sk16rus »

Спасибо Михаилу Юрьевичу Быкову за оперативный ответ!
Привожу его почти полностью с разрешения автора
Привет!
В составе 415 иап воевало две летчицы, но я ими детально не занимался, поскольку сбитых у них нет (у Добромысловой не сбитый Кертисс, а максимум подбитый).

Вот данные, которые я попутно собрал еще во время работы в ЦАМО, но дальше по ним ничего не копал:

ДОБРОМЫСЛОВА Ксения Ефремовна,
мл.л-т, летчик старший 415 иап
1 Орден Отечественной войны 2-й ст, Приказ 7 ВА № 031 от 2.7.44

ЗЕНКОВА Аполлинария Ивановна,
мл.л-т, летчик 415 иап
1 Орден Отечественной войны 2-й ст, Приказ 7 ВА № 035 от 12.7.44

22.6.44 10.20-11.07 2 ЛаГГ-3 летчики мл.л-т Добромыслова с ведомым мл.л-том Константиновым вылетели на прикрытие Ил-2. В р-не Никкулицы во время штурмовки автотранспорта с севера подошли 4 "Кертисс-36" и пытались атаковать штурмовиков сзади-снизу. Мл.л-т Добромыслова, имея преимущество в высоте, атакой сверху-сзади под ракурсом 1/4 с Д = 100-50 м атаковала "Кертисса", который с резким разворотом и дымом развернулся и ушел на север, остальные в бой не вступали. Наши истребители продолжали выполнять задачу по прикрытию.

22.6.44 15.46-16.09 4 Ла-5, ведя разведку и штурмовку транспорта по дороге Никкулица-Мегозеро-Усланка, в р-не ю.-в. 5-8 км Мегозеро встретили 8 "Кертисс-36". Ст.л-т Шмелев с ведомым мл.л-том Зенковой атаковали четверку, которая была ниже. В процессе боя ст.л-т Шмелев с Д = 50-70 м на Н = 50 м сбил один с-т противника, который загорелся и с левым креном врезался в лес юго-вост. д. Мегозеро 10-15 км. Падение с-та наблюдала ведомый мл.л-т Зенкова.
P.S. Есть еще одна запись по Зенковой, но она (запись) боевых действий не касается, и я её опущу.
Изображение
ValAngler
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 дек 2017 18:53

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение ValAngler »

Супер! По А.И. Зенковой хоть какая-то информация есть и фотографии - https://iremember.ru/memoirs/letchiki-i ... -ivanovna/
Зенкова.jpg
Зенкова Апполинария Ивановна с однополчанами, 1944-й год.jpg
Зенкова с мужем И.Т.Сторожко 1949.jpg
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

Нарыл таки. На обороте фотки карандашом надпись: летчицы слева направо Антипова А.Г. Минаева П.А. Добромыслова К.Е. Само фото в ряду фотографий обозначено как: летчицы Карельского фронта.
Вложения
девушки из 415 иап.jpg
ValAngler
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 дек 2017 18:53

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение ValAngler »

На обороте фотки карандашом надпись: летчицы слева направо Антипова А.Г. Минаева П.А. Добромыслова К.Е. Само фото в ряду фотографий обозначено как: летчицы Карельского фронта.
Спасибо!!
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

В отношении летчиц на фото из Памяти народа удалось выудить что:
Антипова Анна Гавриловна. мл.л-т летчик 773 иап. (на вооружении Р-39 "Аэрокобра") медаль "За оборону Советского Заполярья"
Минаева Полина Александровна мл.л-т старший летчик 716 нбап (на вооружении По-2) орден Красной Звезды (ещё будучи старшиной, вылеты на бомбардировку в светлое время, полёты вдоль линии фронта по связи), медаль "За оборону Советского Заполярья"
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение sk16rus »

Ух ты, сколько их!!!
Может тогда переименовать тему в "Женщины летчики-истребители в Заполярье" ? :roll:
Изображение
ValAngler
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 дек 2017 18:53

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение ValAngler »

sk16rus писал(а):Ух ты, сколько их!!!
Может тогда переименовать тему в "Женщины летчики-истребители в Заполярье" ? :roll:
Точно! Только лучше, мне кажется, Женщины-летчики в Заполярье. Были не только истребители.
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

Лобко Евдокия Яковлевна. 1918 г.р. мл.л-т. летчик (командир самолёта - так в карточке захоронения) апатитского 235 авиаотряда ГВФ, гидроаэродром базирование в пос. Тик-Губа (ж/д станция Апатиты), на вооружении Ш-2, МП-1бис. С начала войны 235 авиаотряд входил в состав Карело-Финской особой авиагруппы ГВФ, а уже в ноябре 1941 г был сформирован 5 отдельный авиаполк ГВФ, и бывший апатитский 235 авиаотряд стал в нём 3-ей эскадрильей.
Дуся Лобко погибла 3 июля 1941 г. при налёте фашистской авиации на гидроаэродром базирования в пос. Тик-Губа, попыталась манёврами по водной поверхности залива (губы) увести гидросамолёт из под обстрела, но одна из очередей с Ме-110 ( ?) всё таки настигла самолёт и девушку. Похоронена на кладбище в районе Старых Апатитов.
Вложения
Евдокия Лобко.jpg
Последний раз редактировалось 7,62mm 18 апр 2020 19:46, всего редактировалось 2 раза.
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение igor »

Немцы в тот день атаковали станцию Аппатиты (8 Ю-87). Заявлено, что был эффективно обстрелян какой-то непонятный объект на гидроаэродроме Африканда. Возможно, как раз самолет Лобко. Неясно кто обстреливал: либо сами штуки, либо истребители сопровождения. Опять же неясно, Ме-110 (если так - то самолеты из штаба ZG 76, приснопамятный Шашке), либо Ме-109.
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

Про Ме-110, это конечно не факт. Взято из рассказа о событиях, а там вполне себе возможен вымысел .Так, что и сами штуки могли идя по курсу отстреляться, хотя идти на бомбёжку цели в тылу без истребительного сопровождения, это навряд ли. Наверняка были истребители. А вообще что это за сообщение? Сводка люфтваффе?
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

Амосова Анна Николаевна 1920 г.р. красноармеец (?) пилот апатитского 235 авиаотряда ГВФ (3 эскадрилья 5 оап ГВФ 7ВА) на вооружении Ш-2; МП-1бис, и др.(?), базирование пос. Тик-Губа (ст. Апатиты), в дальнейшем в звании гвардии старшины командир экипажа легкого бомбардировщика По-2 в 46 гвардейском Таманском авиаполку ночных бомбардировщиков ("ночные ведьмы"). В начале войны выполняла специальные задания командования. Так, как они были связаны с заброской через линию фронта и эвакуацией обратно грузов и лиц, в том числе и по линии НКВД, то по понятным причинам существовавшей секретности о работе авиаотряда (3 эскадрильи) до сих пор мало сведений. Тем не менее, например, всё же известны обстоятельства, как были осуществлены А.Амосовой поиски пропавшего в июле 1941 г. самолёта с фельдъегерем связи СФ. который вёз в Ленинград документы особой важности. Сбитый самолёт с телами пилота П.К. Овчинникова и фельдъегеря Лоскутова ею были обнаружены у станции Магнетиты.
Анна Амосова проходила службу в 3 эскадрилье 5 отдельного авиаполка ГВФ до июня 1943 г., затем была переведена в один из запасных полков в центральную часть СССР для переучивания на По-2, а оттуда, по спецнабору, уже попала в знаменитый авиаполк "Ночных ведьм", в котором в звании гвардии старшины и с орденом Красной Звезды закончила войну, после войны летала некоторое время в эскадрилье связи (?), но всё же последовала демобилизация.
Стоит добавить, что во время службы в Заполярье, Анна Николаевна пережила и личную драму, в июле 42-го при выполнении задания над Белым морем погиб её муж (гражданский?) лейтенант Виктор Державцев, летчик той же самой 3 эскадрильи 5 оап ГВФ. Обстоятельства гибели до сих пор остаются неизвестны. Потом один за другим умерли двое их детей (близнецы?).
Анна Амосова и Евдокия Лобко (см.выше) были подругами , что называется - не разлей вода, еще со времени учебы в Батайской авиашколе ГВФ. Погибла Евдокия на глазах у лучшей подруги Анны. С каким чувством воевала с гитлеровцами потом Аня, по сути еще 21 летняя девушка, думаю обьяснять никому не надо. О её боевом пути в 46 гвардейском Таманском нбап есть воспоминания однополчан http://tamanskipolk46.narod.ru/p167aa1.html http://tamanskipolk46.narod.ru/p237aa1.html
Похоронена в г. Саратове
Вложения
Анна Николаевна Амосова.jpg
Амосова Анна Николаевна.jpg
Последний раз редактировалось 7,62mm 19 апр 2020 10:50, всего редактировалось 1 раз.
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

Люканова ( в некоторых источниках, как Луканова) Анна Васильевна ( в замужестве - Нарбут). год.рожд. неизв.( судя по воспоминаниям, если и старше Е. Лобко и А.Амосовой, то не намного, если не сверстница) красноармеец, пилот апатитского 235 авиаотряда ГВФ, в дальнейшем 3 эскадрильи Карело-Финской особой авиагруппы, 5 отдельного авиаполка ГВФ, пилот-диспетчер 52 отдельного авиаполка ГВФ. вооружение Ш-2, МП-1бис, По-2 и др. награждена медалью "За оборону Советского Заполярья". С первых дней войны выполняла специальные задания командования по доставке и эвакуации людей и грузов в находящиеся в рейдах партизанские отряды. При перегоне из Ленинграда на Север двух гидросамолётов Ш-2 в районе ст. Кириши были атакованы истребителями противника. Не смотря на предпринятые нашими пилотами манёврами, Ме-109 в результате нескольких атак всё же сбили оба самолёта. Благодаря мастерству пилотирования Люканова и пилот второго самолёта Колесников сумели посадить горящие машины, что называется на верхушки деревьев, и остаться живы. Жив остался и авиатехник Дроздецкий, который летел в самолёте Анны Люкановой. Видя, что экипажи невредимы немецкие летчики продолжили их расстреливать с воздуха, но всё обошлось. Несколько дней авиаторы блуждали по лесам, пока не вышли на нашу воинскую часть. Аня продолжала выполнять довольно рискованные и опасные поручения. Однажды совершила вылет в окруженный немцами медсанбат, и под огнём вывезла из него нескольких раненых солдат. Были и задания черезвычайной важности, например по заброске в тыл противника трёх наших разведчиков, этнических норвежцев, которых она практически спасла от устроенной немцами в месте высадки разведчиков засады, сумев взлететь прямо из под вражеского носа. https://tass.ru/arktika-segodnya/4365336
Во время войны вышла замуж за летчика того же 52 отдельного авиаполка ГВФ Георгия Нарбута. Воевала в составе полка до самой Победы. Похоронена в г. Санкт-Петербург (Ленинград).
P.S. От себя добавлю. Мне вот не понятно, и что за все эти умопомрачительные для мужиков то боевые перипетии, а не только для нежного создания, что, у командования не нашлось ордена или боевой медали для девчонки?
Вложения
Анна Луканова(Нарбут).jpg
А.Луканова (Нарбут) в самолете По-2.jpg
Последний раз редактировалось 7,62mm 20 апр 2020 07:47, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение sk16rus »

7,62mm писал(а):P.S. От себя добавлю. Мне вот не понятно, и что за все эти умопомрачительные для мужиков то боевые перипетии, а не только для нежного создания, что, у командования не нашлось ордена или боевой медали для девчонки?
Тоже как-то немного в шоке... :?
Изображение
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

7,62mm писал(а): 16 апр 2020 20:30 Лобко Евдокия Яковлевна. 1918 г.р. мл.л-т. летчик (командир самолёта - так в карточке захоронения) апатитского 235 авиаотряда ГВФ, гидроаэродром базирование в пос. Тик-Губа (ж/д станция Апатиты), на вооружении Ш-2, МП-1бис. С начала войны 235 авиаотряд входил в состав Карело-Финской особой авиагруппы ГВФ, а уже в ноябре 1941 г был сформирован 5 отдельный авиаполк ГВФ, и бывший апатитский 235 авиаотряд стал в нём 3-ей эскадрильей.
Дуся Лобко погибла 3 июля 1941 г. при налёте фашистской авиации на гидроаэродром базирования в пос. Тик-Губа, попыталась манёврами по водной поверхности залива (губы) увести гидросамолёт из под обстрела, но одна из очередей с Ме-110 ( ?) всё таки настигла самолёт и девушку. Похоронена на кладбище в районе Старых Апатитов.
в одной из соцсетей встретил фото из фондов Кировского краеведческого музея приписываемое Евдокии Лобко в форме курсанта авиашколы (Батайской?)в более крупном формате.
Евдокия Лобко в форме.jpg
Вложения
Знак  ЦИК ВСФК  СССР "Готов к труду и обороне" 1 ст. ( обр. 1936 г. эмаль по серебру) по престижности равнялся гос.награде и носился в их ряду на левой стороне груди.
Знак ЦИК ВСФК СССР "Готов к труду и обороне" 1 ст. ( обр. 1936 г. эмаль по серебру) по престижности равнялся гос.награде и носился в их ряду на левой стороне груди.
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

Клавдия Семёновна Головня (Уразова) 1911 г.р. майор . В 1933 г. закончила Качинскую военную авиационную школу по специальности летчик-истребитель. Очень скудные сведения о периоде её службы в авиации Карельского фронта. В своей автобиографии (см.ниже) она этот период прописала вскользь - штурман авиаполка. Скорее всего это с связано с должностями её мужа Головни Михаила Михайловича - в начальный период ВОВ командира 147 иап, 1 сад, командующий ВВС 26А, 258 иад Карельского фронта. Судя по сведениям в Памяти народа её период службы в авиации 7 Воздушной армии следует связывать с авиационным подразделением, о котором в сети также довольно скудно и противоречиво прописано - 9 отдельный смешанный учебно-тренировочный авиационный полк упоминаемый в источниках в разной аббревиатуре осутап, сутап, утсап и т.д., Место его базирования пока не известно. Можно считать, что боевая работа Клавдии Семёновны началась весной 42-го в авиации 7 ВА Карельского фронта.
Уже на фронтах Центральной части страны с осени 1943 го, куда был переведён по службе её муж, она, после полученной контузии (где, и при каких обстоятельствах неизвестно), служила в эскадрилье связи 10 гв. иак.
Награждена Знак Почёта; орденами Красной Звезды (дважды); Отечественной Войны II ст.; медалью За Боевые Заслуги; За Победу над Германией.
https://trojza.blogspot.com/2014/02/blog-post.html
Вложения
Головня Уразова 2.jpg
Головня Уразова 1.jpg
Уразова-Головня 3.jpg
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

Перепеча (в замужестве - Толстякова) Валентина Ивановна, 04.01.1920 г.р., выпускница аэроклуба г. Орджоникидзе, сержант, шеф-пилот Управления 258 иад (впоследствии - сад), была прикомандирована к 19 гв.иап. существует информация о периоде службы в 14 оаэс (отдельная авиаэскадрилья связи) при штабе 14 армии Карельского фронта. Мечтала стать лётчиком-истребителем, и почти стала, но ...во второй половине августа 1943 г. в приказном порядке переведена в легендарный гвардейский 46 авиаполк легких ночных бомбардировщиков ("Ночные ведьмы"). Награждена Орденом Отечественной войны 1 ст.; медалью "За отвагу"
В самом начале войны участвовала в морских десантных операциях в тыл противника, проводимых Северным флотом.
Из воспоминаний Валентины Ивановны:
— Ну что, Перепеча,— сказал начальник отдела кадров,— зима бушует. Десантники в тыл врага на лыжах пойдут. А что с тобой делать? Ты ведь южанка, лыжи только на картинках видела.
— Но я еще и пилот. Я хочу летать.
— Пилот... А что — это выход. Как раз в Кандалакше собирают тех, кто имеет летное образование. Давай-ка позвоним.
Начальник отдела кадров снял трубку, долго названивал. Наконец дозвонился и получил подтверждение: в Кандалакше собираются юноши и девушки, умеющие летать. И я поехала.
Как-то разом позади остались опасные походы, работа в операционной с тяжелоранеными. От участия в морском десанте сохранились только тельняшка, китель и фуражка с морской “капустой”. Вот в этом одеянии, с короткой “под мальчика” прической я и прибыла на аэродром.
Собралось там около 150 ребят. И среди них одна девчонка — я. Удостоверение пилота запаса, выданное мне по окончании аэроклуба в Орджоникидзе, давало мне право надеяться. И мечта моя сбылась. Я стала летчиком.
Парней вскоре распределили по летным училищам — доучиваться. А меня сразу назначили шеф-пилотом командира 258-й смешанной авиационной дивизии, воевавшей в составе Карельского фронта.
По прибытии на место была зачислена в штат 19-го гвардейского истребительного авиационного полка, которым командовал опытный летчик-истребитель полковник Рефшнейдер....
Меня назначили на место погибшего капитана Руденко. Он сел вынужденно на озеро, и фашисты прямо с воздуха расстреляли его. История грустная, но тем не менее я с радостью приступила к работе. Мой старенький, изношенный ПО-2 стал мне верным другом на целых полтора года. То, что мне доверили самолет, для меня было счастьем. И хотя скоростенка у него была черепашья, каких-то 100—120 километров в час, а против ветра и того меньше, все же это был самолет. И я летала.
Летать приходилось по всему Карельскому фронту: от Апатит до Ваенги и Грязного на Севере. Иной раз по нескольку дней скитались по чужим гостиницам (если гостиницей можно назвать землянку для прилетающих) и домой возвращалась через неделю, а то и две.....
Однажды в районе нашего аэродрома состоялся жестокий воздушный бой. Один из наших летчиков со снижением ушел на озеро. Я тут же заняла место в кабине своего самолета, запустила мотор и рванулась за ним. Я знала, была уверена, что он ранен, что ему нужна помощь. Перескочив через сопку, я вышла на озеро и увидела стоящий на льду самолет. Неподалеку от машины лежал летчик. Снизившись до бреющего, я обратила внимание на то, что фонарь кабины был пробит автоматной очередью. Села на озеро, подбежала к летчику. Шлем на затылке был весь изрешечен. Летчик был мертв. В горячке боя летчик думал о том, чтобы сохранить технику. Я вернулась и доложила обо всем командиру дивизии. Он послал туда людей. Они вывезли тело летчика...
С передовой сообщили, что неподалеку упал сбитый нашими немецкий бомбардировщик. Самолет падал аккуратно, и если по курсу оказалась приличная поляна, то экипаж наверняка жив.
“Дедушка” (комдив 258 сад п-к Шанин А.Г. - прим. моя) вызвал меня на КП и, не глядя в глаза, хмуро произнес:

— Полетите на поиски самолета. Вас будет охранять звено лейтенанта Дмитрюка. Самолет надо во что бы то ни стало найти!

Я произнесла “Есть!”, повернулась налево-кругом и направилась к самолету. Мой названный братишка Григорий Дмитрюк в окружении своих соколов тоже спешил к самолетам.
Летала я не меньше часа, пока отыскала “Фокке-Вульф-190”. А когда вернулась, услышала в адрес своего преданного тихохода такое... Скорость моего самолета едва достигала 100 км/ч. К тому же, высматривая местность, я летала не по прямой, а “змейкой”. У истребителей же скорость в три с лишним раза выше. И они, кружась надо мной, буквально топтались на месте.
Но задание было выполнено. Мне удалось-таки отыскать фашистский бомбовоз, сообщить его координаты, и вскоре с передовой сообщили, что экипаж взят в плен.
А потом мне приказали отыскать выпрыгнувшего из сбитого самолета немецкого летчика. Это уже было посложнее. “Фокке-Вульф” машина крупная. А тут человек. Он в любую расщелину спрячется, под любым деревом укроется.
Долго мне пришлось “пилить”. Летала буквально над верхушками деревьев, по едва приметным признакам пыталась определить направление его движения. И все-таки я его нашла!
Фашиста взяли....
Однажды в красивый зимний день везла я штурмана дивизии. Настроение было прекрасное. Север — удивительный край. При всей сложности климата он не давил, наоборот, вызывал жажду деятельности. А может быть, это все шло от молодости? Во всяком случае, хотелось петь, любить, обнять весь белый свет.
И в этот момент я обнаруживаю три быстро увеличивающиеся точки — истребители! Что делать? Они же меня расстреляют, как в тире.
Внизу показалось озеро. Снижаюсь. В двух-трех метрах от поверхности льда выравниваю и приземляюсь. А в это время надо мной уже завязался бой. Совершенно случайно над озером проходили наши штурмовики. Они и вступили в бой с немецкими истребителями. Воздушные стрелки обрушили огонь своих пулеметов на фашистских стервятников, и те ретировались за сопку.
Я благополучно взлетела и повезла штурмана дальше. А ситуация была точно такая же, как у моего предшественника, капитана Руденко. Не окажись штурмовиков, расстреляли бы меня с воздуха....
К лету 1943 года был собран “киттихаук”. Я готовилась к тренировочным полетам. Мысленно уже видела себя истребителем.
И вдруг — новость: в дивизию пришел приказ Верховного Главнокомандующего о пополнении 46-го женского полка ночных бомбардировщиков. Полк нес большие потери. Поэтому приказ был разослан по всем полкам. И меня направили на юг, к Бершанской....
Демобилизовалась по состоянию здоровья в октябре 1945 г. Закончила(заочно) институт физической культуры им. Лесгафта. Жила и работала в г. Советск (Тильзит), г.Калининград ( Кёнигсберг) и области. Военное лихолетье, лётные нагрузки постоянно о себе напоминали. Умерла в 1996 г., похоронена в г. Калиниград.
Вложения
перепеча в.и. 2.jpeg
перепеча в.и..jpg
перепеча в.и..jpg (4.92 КБ) 2830 просмотров
перепеча толстякова валентина ив..jpg
Последний раз редактировалось 7,62mm 25 сен 2022 08:47, всего редактировалось 1 раз.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей