Александр Марданов » 15 дек 2017 00:24
Насчёт старшего лейтенант Антонюк Максима Кондратьевича имеется противоречивая информация. Опять же в оперативной сводке 1-й САД (ЦАМО, ф.363‚ оп.6208‚ д.32) №20 к 13:00 2.07.41 г. отмечено: «3) 147 ИАП с аэродрома Мурмаши и Шонгуй совершил 8 самолето-вылетов И-153 (3 по войскам и 5 на перехват в район станции Кола, Мурмаши). 1 И-153 летчик Антонюк – не вернулся с задания по войскам противника. 1 И-153 сбит в воздушном бою в районе Мурмаши, Кола – летчик Буданов. 5) 145 ИАП с аэродрома Шонгуй 15 самолето-вылетов И-16, из них 3 И-16 по войскам и 12 самолето-вылетов на отражение ВВС противника в районе Шонгуй. В 2:30-2:40 12 Ю-88 и Ме-110 произвели бомбардирование с пикирования аэродрома Шонгуй». Таким образом, в оперативной сводке четко разделены 3 И-153, действовавшие по войскам противника, при этом не вернулся с задания по войскам противника старший лейтенант Антонюк. Вторая группа 5 И-153 вылетала на перехват в район станции Кола, Мурмаши и здесь в воздушном бою был сбит 1 И-153 лейтенанта Буданова Ивана Афанасьевича. 12 И-16 145 ИАП вылетали на отражение ВВС противника в районе Шонгуй, но никаких встреч с самолетами противника не отмечено. Из этой оперсводки складывается следующая картина: Ю-88 и Ме-110 совершили неожиданный налет на аэродром Шонгуй, при этом И-16 скорее всего, вылетели уже после налета или во время бомбардировки. С аэродрома Мурмаши в это же время на перехват в район станции Кола, Мурмаши вылетели 5 И-153, которые вели воздушный бой, в котором был сбит И-153 лейтенанта Буданова. По данным Э.Момбека во время боевого вылета в 02:00 (по московскому времени) на бомбардировку аэродрома Niwa пилот «Мессершмитта-110» лейтенант Шлоссштайн заявил об одном «предположительно сбитом И-153», больше никаких заявок со стороны немецких истребителей в этот день не известно. Вывод можно сделать однозначный: в воздушном бою в районе Мурмаши в 2:30-2:40 лейтенантом Шлоссштайн был сбит И-153 лейтенанта Буданова. Это произошло либо по пути к аэродрому Шонгуй, либо при возвращении уже после бомбардировки. Аэродром Мурмаши находится на пути к Шонгую всего в 15 километрах.
Остаётся загадкой, почему старшего лейтенанта Антонюк подали в списках потерь личного состава (в ОБД Мемориал есть этот список) как погибшего в воздушном бою в районе аэродрома Шонгуй 2.7.41. Можно предположить, что по той причине, что нашли его в районе Шонгуя 2 июля и посчитали сбитым в воздушном бою.
Между тем ещё в одном весьма точном документе, который составил инженер 147 ИАП, «Журнал потерь самолетов 20 ГИАП (147 ИАП)» (ЦАМО, фонд 20 ГИАП, оп.126659, д.1) 2 июля 1941 записан только один И-153 №6346, сбитый в воздушном бою в районе Мурмаши, лётчик погиб, то есть лейтенант Буданов (что следует из оперсводки). Больше потерь И-153 2 июля не было. 1 июля 1941 года в этом же «Журнале потерь самолетов 20 ГИАП (147 ИАП)» записан также только один И-153 №7008 (мотор М-62 №1246), который не вернулся с боевого задания в районе Титовки, о лётчике ничего не сказано. Это полностью соответствует записи в оперативной сводке 1-й САД №19 к 1:00 2.07.41 г: «147 ИАП с аэродромов Шонгуй, Мурмаши, Ура-губа 25 самолето-вылетов. 14:00 6 И-153 штурмовой налет и бомбометание по автоколонне по дороге Кааккури до озера Родьи-ярви и от Петсамо до высоты 367,0. В районе цели обстреляны сильным огнём ЗА и ЗП. 1 И-153 не вернулся на аэродром. По докладу командира эскадрильи – вынужденная посада восточнее Водопада». Вот только фамилию летчика в этой оперсводке за 1 июля не указали, зато в следующей оперсводке №20 к 13:00 2.07.41 г. исправили это и дописали, что 1 И-153 летчик Антонюк – не вернулся с задания по войскам противника, но это сведения были за вылет в район Петсамо-Титовки 1 июля. По-моему, по другому все эти сведения невозможно свести вместе и объяснить, почему 1 июля и 2 июля в оперсводке и журнале потерь самолетов были отмечены потерянными только по одному И-153, а в оперсводке к 13:00 2 июля отметили двух погибших лётчиков Антонюк и Буданова.