20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Все о 147-ом ИАП (20-ом ГвИАП), потерях, летчиках и т.д.

Модератор: Тунгус

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).

20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение Тунгус » 25 янв 2018 15:13

Изучая дневник 20 ГИАП (ЦАМО ф. 22014 оп. 208403 д. 35), обнаружил интересную запись об одном таране:

29.05.1942 "В 23:14 вылетали 10 "Томогаук" сопровождали 5 бомбардировщиков ПЕ-2 для действий по аэродрому Керкенес. Над целью подверглись сильному огню ЗА. На обратном пути отсекали пытавшихся перейти в атаку 3 Ме109 и 2 Ме110. Самолеты противника преследовали нашу группу до озера Алла-Акко-Явр. В этом районе отстал от группы самолет Петелина и подвергся атаке превосходящих по количеству самолетов противника. Издали наблюдалось, что Петелин на горящем самолете таранил одного Ме109 и оба самолета упали в озеро. Летчик старшина Петелин очевидно погиб." (орфография оригинала)

В других документах полка, подтверждающих потерю, факт тарана нигде не фигурирует. Указано: 29.05.1942 года не вернулся с боевого задания. Р-н Киркинес.

Интересно, что говорит противник о потере Ме-109 в этот день?
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 181
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение Тунгус » 25 янв 2018 16:48

Посмотрел еще в Журнале сбитых самолетов противника: 30 мая 1942 года Старшина Петелин на самолете Киттихаук в в/бою в районе оз. Алла-Акка-Явр сбил один Ме-109ф.
О таране опять ни слова.
Дата указана на день позже, но такие нестыковки очень часто встречаются в делах полка. В журнале безвозратных потерь 20 ГИАП дата гибели исправлена с 30 на 29 мая 1942 года
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 181
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение sk16rus » 25 янв 2018 22:49

Виктор, из того, что я в свое время сохранил из Интернета (на ближайшие к 29.05.1042 г. дни), вряд ли что подходит...

Безымянный.png
Потери Luftwaffe 28-31.05.1942
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1963
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение hellcat » 26 янв 2018 10:23

У немцев нет упоминаний о вечернем бое. Во всяком случае, я не нашёл. Есть о утреннем вылете из Киркенеса по тревоге в направлении Рыбачьего на отражение налёта Пе-2. Побед не заявляли, потерь тоже не было. Днём они сбили три флотские Чайки и Харрикейн у З.Лицы.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 825
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение igor » 26 янв 2018 11:05

29.5.42
- вылет 4 Bf.109 из II./JG 5 с 22.16 до 23.51 на отсечку к Кольскому заливу. Бой с 12 харрикейнами. В 22.51 и 22.52 2 харрикейна сбито около устья Колы. В 23.15 сбит еще 1 харрикейн (место не указано).
- вылет 2 Bf.109 из II./JG 5 в 23.00-23.33 по тревоге с Киркенеса. В 23.20 контакт с 4 СБ-2 и 4 харрикейнами ЮВ Наутси, при этом сбит 1 харрикейн.
igor
 
Сообщения: 687
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение Тунгус » 26 янв 2018 12:17

Да уж... Нестыковочка. По месту и времени наиболее близко подходит:
igor писал(а):- вылет 2 Bf.109 из II./JG 5 в 23.00-23.33 по тревоге с Киркенеса. В 23.20 контакт с 4 СБ-2 и 4 харрикейнами ЮВ Наутси, при этом сбит 1 харрикейн.

Озеро Алла-Аккаярви можно сказать, что находится ЮВ Наутси примерно в 40 км, но тут полное расхождение с типами и колличеством самолетов. Интересно, удалось выяснить чей это харрикейен?

Так как в доках 20 ГИАП есть две даты: 29 и 30 мая, может быть ошибочно именно 29-е? Но в таблице, которую предоставил Сергей, потерь Ме-109 нет...
Последний раз редактировалось Тунгус 26 янв 2018 12:33, всего редактировалось 1 раз.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 181
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение Тунгус » 26 янв 2018 12:22

А у каких полков на это время были "пешки"? 114 ГБАП?
Может в их документах что есть про этот вылет?
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 181
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение igor » 26 янв 2018 12:41

Тунгус писал(а):Озеро Алла-Аккаярви можно сказать, что находится ЮВ Наутси примерно в 40 км, но тут полное расхождение с типами и колличеством самолетов. Интересно, удалось выяснить чей это харрикейен?

Расхождения по количеству и типам - это не критично. Путаница у немцев постоянна. Бывало, путали даже Ил-2 и ДБ-3! Так что СБ-2 на самом деле могли быть Пе-2, тем более, что ягеры их и не догнали. А харрикейны с Р-40 вообще часто путали. Так же и число. Сколько раз встречаются расхождения во все стороны? Да почти всегда. Редкость, когда совпадает число вылетевших и замеченных.
igor
 
Сообщения: 687
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение Тунгус » 26 янв 2018 12:49

igor писал(а):Расхождения по количеству и типам - это не критично. Путаница у немцев постоянна. Бывало, путали даже Ил-2 и ДБ-3! Так что СБ-2 на самом деле могли быть Пе-2, тем более, что ягеры их и не догнали. А харрикейны с Р-40 вообще часто путали. Так же и число. Сколько раз встречаются расхождения во все стороны? Да почти всегда. Редкость, когда совпадает число вылетевших и замеченных.

То есть может оказаться, что это одно событие? И можно предположить, что харрикейн, это Р-40 Петелина? Но у немцев потеря Ме 109 не указана...
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 181
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение igor » 26 янв 2018 13:10

Если сходится место и время, то это она. Потеря Ме.109 не указана потому, что ее и не было.
Кстати, 30.5.42 в качестве другой даты скорее всего будет правильнее. В 23.14 они вылетели, а бой и потеря случились после 00.00, т.е. 30.5.42. Я так понимаю, точного времени "тарана" нет? Чтобы точно привязать его к немецкому времени 23.20. По нашему это будет 00.20.
igor
 
Сообщения: 687
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение Тунгус » 26 янв 2018 13:41

Я как то упустил, что вылет был под полночь, и дата могла смениться. Вполне вероятно, что именно поэтому в документах полка фигурируют две даты: 29 и 30 мая.
Точного времени в/боя нет(что был таран, это не факт), но можно примерно расчитать. Вылет в 23:14. До Киркенеса по прямой чуть больше 100 км. Самолеты сопроводили "пешки", те отбомбились, легли на обратный курс, тут-то противник и сел им на хвост до озера, где и погиб Петелин. Это по прямой около 80 км. Таким образом, вполне вероятно, что по нашему это и было в районе 0:20.

А известно имя летчика, который заявил сбитый Харрикейн?
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 181
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение igor » 26 янв 2018 13:44

Fw. Alfred Brunner
igor
 
Сообщения: 687
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение Тунгус » 26 янв 2018 14:18

Нет, это другой случай. Посмотрел, что у меня ещё есть по нашим потерям на 29 мая 1942 г. В этот день у моряков была потеря Харрикейна Юго-Восточнее Наутси. Летчик сержант Лопатин К.К. погиб... Но что самое интересное, погиб при таране самолёта противника.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 181
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение igor » 26 янв 2018 20:18

Мда, почитал сейчас 2 том Момбеека, там иная картина, нежели после просмотра его же таблиц из 4 тома.
Написано, что Брюннер сбил харрикейн, стартовав с Петсамо (это и есть Лопатин?). А Петелина сбил лейт. Видовитц из штабного звена II группы, взлетавший на перехват с Киркенеса.
Весь вопрос, получается, во времени потерь. Во сколько сбит Петелин, во сколько Лопатин? Спрошу у А. Марданова.
igor
 
Сообщения: 687
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение Тунгус » 26 янв 2018 21:02

igor писал(а):Написано, что Брюннер сбил харрикейн, стартовав с Петсамо (это и есть Лопатин?)

Выходит так.
igor писал(а):Весь вопрос, получается, во времени потерь. Во сколько сбит Петелин, во сколько Лопатин? Спрошу у А. Марданова.

По Петелину он ответил:
20 ГИАП 23:20 29.05.42 - 00:47 30.05.42 десять Р-40 сопровождали бомбардировщиков на аэродром Киркинес. Три Р-40 в районе цели вели в/бой с 2-мя Ме-110 и 3-мя Ме-109. В результате сбит Ме110 в р-не оз. Чуонняур и один Ме-109 в районе оз. Алла-Аккаярви.
Один Р-40 старшина Петелин не вернулся с боевого задания - сбит, упал в районе Алла-Аккаярви.
Из оперсводки ВВС 14 А.
Про таран Петелина ни слова, но зато появляется еще один сбитый самолет противника. В документах полка заявлена только одна победа. Над Ме-109, которого сбил Петелин.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 181
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение hellcat » 27 янв 2018 00:57

Тунгус писал(а): сбит Ме110 в р-не оз. Чуонняур и один Ме-109 в районе оз. Алла-Аккаярви.

Это озеро Шуонияур, на старых картах Шуонн-яур, немного южнее аэродрома Сальмиярви. По всему видно, от объекта бомбардировки в районе Киркенеса уходили на юг, над озером Куэтсъярви (Колосйоки-Никель), а/э Сальмиярви, оз.Шуонн-яур, оз.Ала-Аккаярви и до р.Лотта. Далее, с поворотом налево, по Туломе видимо возвращались домой в район Мурмаши.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 825
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение Александр Марданов » 27 янв 2018 02:05

Да, это был обычный маршрут подхода и отхода бомбардировщиков в обход района линии фронта и постов наблюдения противника.

Сержант Лопатин был сбит в воздушном бою во время вылета 12 «Харрикейнов» 78-го ИАП в 22:25 28.05.42 г. в район озера Нялъявр для отсечения истребителей противника от бомбардировщиков СБ 137-го КББП. То есть на исходе дня 28 мая. Сержанту Лопатину засчитали воздушный таран, но таран не подтверждается данными противника.

Насчёт старшины Петелина основные сведения есть в оперсводке ВВС 14-й армии. 5 Пе-2 608-го ББАП вылетели с аэродрома Кица в 23:05 на бомбардировку аэродрома Хебуктен, их сопровождали 10 Р-40 20-го ГИАП, взлетевшие с аэродрома Мурмаши в 23:20. Пе-2 отбомбились по аэродрому Хебуктен в 24:00 29 мая (по норвежскому времени в 23:00) с горизонтального полёта с высоты 3800 метров. Истребители пр-ка (по докладу наших экипажей три Ме-109 и два Ме-110) появились уже после бомбардировки цели, то есть после 00:00 30.5.42. По первоначальным докладам наши истребители сбили одного Ме-110 (не подтверждается немецкими данными). Позже в оперсводке дописали, что сбит 1 Ме-109. По данным оперсводки один Р-40 старшина Петелин не вернулся с боевого задания - сбит, упал в районе озера Алла-Аккаярви. Посадка Р-40 20-го ГИАП записана в 00:47. Таким образом старшина Петелин погиб между 00:00 и 00:47 30.5.42 (по норвежскому времени 23:00-23:47 29.5.42). Потерь Ме-109 не было 29 и 30 мая, поэтому засчитанный таран старшине Петелину не подтверждается. По данным Момбека в 20 километрах восточнее Наутси фельдфебель Бруннер (вылет по московскому времени в 00:20 30.5.42) сбил «Харрикейн», получается им был сбит Р-40 старшины Петелина.

Флотские «Харрикейны» 2-го ГКАП и 78-го ИАП вылетели на отсечку истребителей пр-ка в 23:35. В 23:50 29 мая 6 «Харрикейнов» 2-го ГКАП в районе Цып-Наволока на высоте 2000 метров заметили 4 Ме-109 и вступили в воздушный бой, в котором наших потерь не было. Тем не менее по данным Момбека после этого воздушного боя в р-не полуострова Рыбачий пилотам 6-го отряда (вылет по московскому времени в 23:15 29.5.42) были засчитаны 4 сбитых «Харрикейна»: Эрлеру – 2 ; Дебриху и Фентену − по одному.
Александр Марданов
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 19 сен 2016 23:27

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение igor » 27 янв 2018 08:29

См. выше, Александр!
У Момбеека в 4 томе одно, а во втором совсем другое. Там он приписывает Петелина Видовитцу, а Брюннера пишет стартовавшим с Петсамо.
igor
 
Сообщения: 687
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение Александр Марданов » 27 янв 2018 17:37

Здесь возникает путаница в датах и времени гибели с-та Лопатина и ст-ны Петелина, а также заявках на победы немецких пилотов из-за того, что вылеты на бомбардировки совершались в конце дня 28 и 29 мая.

У Момбека 28 мая никакого противоречия нет, так как при описании 28 мая в томе 2 и в таблице в томе 4 сбитый Видовицем Р-40 записан 28 мая в 21:37, кроме того в 21:38 Дёрру и Кланте записаны два сбитых Харрикейна. Это были воздушные бои при вылете на бомбардировку аэродрома Луостари в 22:00 (по московскому времени) 28 мая группы 6 СБ 137-го КББП в сопровождении 7 «Аэрокобр» и 5 «Киттихауков» 19-го ГИАП. Одновременно в 22:25 28.05.42 12 «Харрикейнов» 78-го ИАП вылетели на отсечку в р-н оз.Нялъявр, в воздушном бою был сбит один «Харрикейн» сержанта Лопатина. Данный воздушный бой 28 мая в 21:40 (по норвежскому времени) присутствует в журнале БД 5 Воздушного флота на стр.21.

Момбек в томе 2 при описании 29 мая ошибочно занес сбитый Р-40 на счет Петелина, при этом в таблице в т.4 29 мая никаких побед у Видовица нет (а есть 28 мая).
Александр Марданов
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 19 сен 2016 23:27

Re: 20 ГИАП - Старшина Петелин. Воздушный таран?

Сообщение Александр Марданов » 28 янв 2018 01:43

Извините, не правильно написал, должно быть вот так: Момбек в томе 2 при описании 29 мая ошибочно занес сбитый Р-40 Петелина на счет Видовица, при этом в таблице в томе 4 29 мая никаких побед у Видовица нет (а есть 28 мая).
Александр Марданов
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 19 сен 2016 23:27

След.

Вернуться в 147-ой ИАП -> 20-й ГвИАП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


cron