Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Все о 72-ом САП (2-ом ГвИАП) ВВС СФ, потерях, победах, летчиках и т.д.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
iznaroda
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 24 май 2011 19:37

Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение iznaroda »

Из цикла статей "Самолеты советских истребительных авиаполков" на проекте Warspot.ru.

"2-й Гвардейский истребительный авиационный полк Военно- Морского флота"
И-16 тип 24 из состава 4-й эскадрильи 72-го САП на начало войны. Надпись «За СССР!» была нанесена 24 июня 1941 г.<br />Рисунок М.Ю.Быкова
И-16 тип 24 из состава 4-й эскадрильи 72-го САП на начало войны. Надпись «За СССР!» была нанесена 24 июня 1941 г.
Рисунок М.Ю.Быкова
Р-40Е «Киттихаук» из состава 2-го ГвИАП ВВС СФ, 1942 г. <br />Рисунок М.Ю.Быкова
Р-40Е «Киттихаук» из состава 2-го ГвИАП ВВС СФ, 1942 г.
Рисунок М.Ю.Быкова
P-39М «Аэрокобра» из состава 2-го ГвИАП ВВС СФ, май-июнь 1943 г. <br />Рисунок М.Ю.Быкова
P-39М «Аэрокобра» из состава 2-го ГвИАП ВВС СФ, май-июнь 1943 г.
Рисунок М.Ю.Быкова
Аватара пользователя
Wehrmacht
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 22:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение Wehrmacht »

Я думаю, будет хорошо, если выкладывать здесь рисунки профилей самолётов, и подтверждать их архивными фотографиями… ну, либо за неимением последних – другими источниками информации…
iznaroda писал(а):
"2-й Гвардейский истребительный авиационный полк Военно- Морского флота"

Изображение
И-16 тип 24 из состава 4-й эскадрильи 72-го САП на начало войны. Надпись «За СССР!» была нанесена 24 июня 1941 г.
Рисунок М.Ю.Быкова

Самолёт лейтенанта С. Сурженко из 4-й аэ 72-го САП ВВС СФ, бортномер 13 (в некоторых источниках встречается его звание «сержант»… хотя вполне возможно, что он начинал службу сержантом после лётной школы, и впоследствии дослужился до лейтенанта).
Нет сведений, подтверждающих наличие или отсутствие надписей на другом борту самолёта…

В действительности, не известно когда точно была нанесена надпись – 24 июня или несколько позже (что более вероятно)… Известно, что 24 июня 1941 г. якобы нанёс надписи «Смерть фашизму!» и «За ВКП(б)!» на свой самолёт командир 4-й эскадрильи 72-го САП ВВС СФ ст. лейтенант Б.Ф. Сафонов – после того, как сбил свой первый «Юнкерс» Ju-88 («Краснофлотец» №149 от 26 июня 1941 г.)… А уже после него – данному «заразительному» примеру последовали некоторые другие лётчики его эскадрильи…
Правда, справедливости ради надо отметить, что вышеозначенная надпись («За СССР!») уже присутствует на довольно известной фотографии данного самолёта, снятой на аэродроме Ваенга-1 и датированной первыми неделями ВОВ (см. фото ниже)…

И-16 тип 24 ст. лейтенанта А.А. Коваленко из 4-й аэ 72-го САП ВВС СФ, бортномер 11:
Художник: Serge JAMOIS.
Художник: Serge JAMOIS.
За кабиной виден установленный фотокинопулемёт. Кроме надписи «За Сталина!», данный самолёт имел на другом борту ещё надпись «За Коммунизм!» («Краснофлотец» №235 от 20 сентября 1941 г.)…

Фото:
Ю.В. Рыбин «Размышления об И-16 Бориса Сафонова» («АвиаМастер» №5/2003).
Ю.В. Рыбин «Размышления об И-16 Бориса Сафонова» («АвиаМастер» №5/2003).
Данные самолёты имели заводские №№24Р219-3 и 24Р219-4 (достоверно не известно, какой из них – какой). Изначально имели стандартную окраску ВВС РККА, в которой они поступили с завода-изготовителя.
Впоследствии, приблизительно после 10 июля 1941 г., вероятно при первом же полевом ремонте – они были перекрашены под стандарт ВВС СФ, были изменены бортномера и закрашены агитационные надписи…
Последний раз редактировалось Wehrmacht 25 июл 2014 19:30, всего редактировалось 3 раза.
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 22:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение Wehrmacht »

Вышеупомянутые И-16 тип 24 (№№24Р219-3 и 24Р219-4) из 4-й аэ 72-го САП ВВС СФ, но уже в новой окраске по стандарту ВВС СФ и с новыми бортномерами 52 и 56:
Ю.В. Рыбин «Размышления об И-16 Бориса Сафонова» («АвиаМастер» №5/2003).
Ю.В. Рыбин «Размышления об И-16 Бориса Сафонова» («АвиаМастер» №5/2003).
Фото:
Ю.В. Рыбин «Размышления об И-16 Бориса Сафонова» («АвиаМастер» №5/2003).
Ю.В. Рыбин «Размышления об И-16 Бориса Сафонова» («АвиаМастер» №5/2003).
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 22:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение Wehrmacht »

Самолёт ст. лейтенанта А.А. Коваленко, с бортномером 11 и надписями «За Сталина!» и «За Коммунизм!», долгое время считался самолётом командира 4-й аэ 72-го САП ВВС СФ ст. лейтенанта Б.Ф. Сафонова, так как именно возле него стоит советский ас на широко известных фотографиях военного фотокорреспондента Евгения Халдея, снятых 06 июля 1941 г. на аэродроме Ваенга-1:
Safonov_I16-24_11-0.jpg
Safonov_I16-24_11-1.jpg
Safonov_I16-24_11-2.jpg
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 22:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение Wehrmacht »

И-16 тип 24 командира 4-й аэ 72-го САП ВВС СФ ст. лейтенанта Б.Ф. Сафонова, бортномер 10 (вероятно):
Художник: Александр КАЗАКОВ.
Художник: Александр КАЗАКОВ.
На данном самолёте (заводской №24Р218-100) Б.Ф. Сафонов летал до 10 июля 1941 г. Затем пересел на И-16 тип 28…
Предположительно на нём будущий дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов сбил свой первый самолёт – «Юнкерс» Ju-88 (W.Nr.8173, из 6./KG30) над губой Большая Волоковая…

К сожалению, его фотографии данного периода если и были, то не сохранились… Также достоверно не известно, какой тактический номер нёс на своём борту данный самолёт…
Вышеприведённый рисунок воспроизведён согласно имеющимся фотографиям 2-х других И-16 тип 24 из 1-й партии боевой техники 4-й эскадрильи, находящихся в строю на тот момент – согласно их камуфляжной окраске (ещё заводской – под общий стандарт ВВС РККА), а также согласно надписям, имевшимся на его бортах – указанных в статье №149 газеты Северного флота «Краснофлотец» от 26 июня 1941 г…

Впоследствии, данный И-16 также вероятно был перекрашен под стандарт ВВС СФ с изменением бортномера и закрашиванием агитационных надписей…
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 22:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение Wehrmacht »

И-16 тип 28 командира 4-й аэ 72-го САП ВВС СФ капитана Б.Ф. Сафонова, бортномер 51:
Художник: Валерий ТИМЧЕНКО.
Художник: Валерий ТИМЧЕНКО.
На этом самолёте (заводской №2821З95) Б.Ф. Сафонов летал с 10 июля по 03 октября 1941 г…
Из 145 боевых вылетов, произведённых им за этот период – 109 были выполнены именно на нём. В этот период Борис Сафонов участвовал в 27 воздушных боях и записал на свой счёт 13 сбитых самолётов противника…

Фото:
Ю.В. Рыбин «Размышления об И-16 Бориса Сафонова» («АвиаМастер» №5/2003).
Ю.В. Рыбин «Размышления об И-16 Бориса Сафонова» («АвиаМастер» №5/2003).
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 22:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение Wehrmacht »

И-153 из 3-й аэ 72-го САП ВВС СФ, бортномер 6; лето 1941 г.:
Художник: Валерий ТИМЧЕНКО.
Художник: Валерий ТИМЧЕНКО.
Фото:
Ю.В. Рыбин «О Сафонове не по мемуарам» («Мир Авиации» №1/1995).
Ю.В. Рыбин «О Сафонове не по мемуарам» («Мир Авиации» №1/1995).
I153_6big.jpg
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 22:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение Wehrmacht »

УСБ (учебно-тренировочная модификация бомбардировщика СБ) из 5-й аэ 72-го САП ВВС СФ, бортномер 6; осень-зима 1941 г.:
Художник: Валерий ТИМЧЕНКО.
Художник: Валерий ТИМЧЕНКО.
Фото:
Александр МАРДАНОВ «Защищая русский Север» («АвиаМастер» №5/2001).
Александр МАРДАНОВ «Защищая русский Север» («АвиаМастер» №5/2001).
Последний раз редактировалось Wehrmacht 25 июл 2014 19:00, всего редактировалось 1 раз.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2347
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение sk16rus »

Нет слов!
Спасибо!
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 22:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение Wehrmacht »

Я вот только честно говоря, теряюсь в догадках – как iznaroda смог втиснуть в сообщения рисунки 1475×570?! :)
У меня стоят ограничения 1024×768 и 256 КБ… Ох, и намучался же я!.. Практически все рисунки пришлось уменьшать: только подгонишь под 1024×768… вигвам – теперь в 256 КБ всё равно не умещаются!.. Опять начинается свистопляска в Фотошопе – гоняешь их туды-сюды, пока и туда не влезут… особо мельчить тоже не хочется – тогда не рассмотришь ничего… О_о… :roll:
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2347
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение sk16rus »

Wehrmacht писал(а):Я вот только честно говоря, теряюсь в догадках – как iznaroda смог втиснуть в сообщения рисунки 1475×570?! :)
Иногда такое бывает, когда пользователь втыкает большой рисунок с помощью фотохостинга, я его сам потом перезаливаю в его же сообщение как вложение (чтобы не потерять, если картинка интересная - ну не доверяю я бесплатным хостингам).
Хотя тут картинок заливают не так много, поэтому можно ограничения чуток увеличить...
Сделал пока размер не более 1600х1200 и вес 512 кБ
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 22:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение Wehrmacht »

sk16rus писал(а):
Сделал пока размер не более 1600х1200 и вес 512 кБ
Тогда ещё одна небольшая просьба, Сергей: увеличить кол-во вложений в посте… А то хотел написать всё одним постом, так опять же вигвам – «Число вложений не должно превышать 3!»… Тяжко влезать в это «прокрустово ложе»… 8)
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2347
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение sk16rus »

Пусть будет 10
Изображение
mexanik
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 13 янв 2012 23:00

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение mexanik »

Самолет Б.Ф. Сафонова в экспозиции нового здания Центрального Военно-морского музея в Санкт-Петербурге.


Фото автора 21.08.1914г.
Вложения
P1020236.JPG
Аватара пользователя
Wehrmacht
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 22:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение Wehrmacht »

mexanik писал(а):Самолет Б.Ф. Сафонова в экспозиции нового здания Центрального Военно-морского музея в Санкт-Петербурге.

Фото автора 21.08.1914г. (21.08.2014 г. – так наверное будет более правильно?) :wink:
Изображение
И-16 тип 28 (заводской №2821З95), на котором Б.Ф. Сафонов летал с 10 июля по 03 октября 1941 г., и который позднее потерпел аварию 24 января 1943 г. уже в составе 27-го ИАП ВВС СФ…
При крушении, крылья самолёта были практически полностью разбиты, вследствие чего при восстановлении на него были установлены крылья от И-16 тип 17 (судя по их серийным номерам), что привело впоследствии к ошибке – в музейных документах он числился(тся) как И-16 тип 17…

В исследованиях Юрия Рыбина, упомянутых мною в другой теме форума:
Wehrmacht писал(а):... проект «Советские асы 1936-1953 гг.»… Так вот, там в разделе о Б.Ф. Сафонове – имеются очень интересные его (Юрия Рыбина) статьи, посвящённые исследованиям сафоновских самолётов: «Размышления об И-16 Бориса Сафонова» («АвиаМастер» №5/2003), а также предыстория данной статьи – «Самолёты Бориса Сафонова» («АвиаМастер» №3/1997), с рецензионной заметкой Сергея Труфанова «Как выглядел сафоновский "ишак"?» («АвиаМастер» №8/2002)…
Доказывается, что действительный облик данной машины не соответствовал тому, который мы можем наблюдать на сегодняшний день в музее…
14 победных звёздочек на левом борту (раньше оба борта этого музейного самолёта украшали ещё и различные надписи), а также советская звезда на киле – вероятно, были дорисованы уже работниками музея гораздо позже…
Изображение
mexanik
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 13 янв 2012 23:00

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение mexanik »

Сначала не хотел помещать эту фотографию на форум, поскольку сделал снимок крайне неудачно, впопыхах, за что извиняюсь. Но, все же, решил показать, что читают на таблице не столь "подкованные", как Виталий, в знании этой темы посетители ЦВММ.
Без моих комментариев.
Вложения
У самолета Б.Ф.Сафонова в ЦВММ Санкт-Петербург
У самолета Б.Ф.Сафонова в ЦВММ Санкт-Петербург
Аватара пользователя
Wehrmacht
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 22:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение Wehrmacht »

Откровенно говоря, Игорь, работники музея даже в этой табличке много ляпов наделали…
Достаточно прочесть о 2-м САП в июле-октябре 1941 г. (который тогда ещё не имел этот номер), и о двигателе М-63 на И-16 тип 17 (тип 17 имел двигатель М-25В)… :)

Кстати, если о двигателе М-63 (заводской №632926 – как написано на табличке): то это тоже не «родной» двигатель от самолёта Сафонова (хоть и соответствующий типу самолёта)…
Данный двигатель установили на самолёт при его восстановлении в 30-х Авиационных мастерских ВВС СФ для отправки в музей Москвы («родной» восстановлению не подлежал)…

И кстати Рыбин приводит совсем другой его номер: №632707 (согласно приказанию Главного инженера ВВС СФ о «ложной» сборке двигателя для отправляемого в Москву самолёта Сафонова… «ложная» сборка – в том смысле, что двигатель естественно был не рабочий)…
Почему такое разночтение в номерах двигателей?.. Думаю, это так и останется тайной работников музея… :roll:

Хотя возможно в одном они и правы, когда писАли, что при восстановлении данного самолёта использованы «элементы конструкций от модификаций типов 10 и 24»: очень даже вероятно, что среди его деталей найдётся куча и от других типов «ишачка» – самолёт собрали буквально за неделю практически из осколков, поэтому думаю что в таком режиме спешки – ставили на него просто-напросто то, что было на тот момент под рукой…

И ещё кстати об «Авиационном заводе №39, г.Москва», на котором якобы выпущен Сафоновский И-16: Сергей в этих вопросах больше специалист – я так думаю, что он поможет нам разобраться в этом вопросе?..
Заводской №2821З95:
28 – тип самолёта: «И-16 тип 28»;
21 – завод: «Завод №21»;
З (в данном случае буква, а не цифра!) – серия (или заводская партия?): «З» (И-16 не различались по сериям, только по типу модификации… значит это всё же литера заводской партии, или что-то типа того?);
95 – номер в серии: 95-я машина в заводской партии «З»?..

Получается, что это опять какая-то несостыковка с заводами №21 в Горьком (Н.Новгороде) и №39 в Москве?..
{Я так думаю: работники музея вероятно в своё время приняли букву «З» в номере – за цифру «3» (три), после которой идёт первая цифра номера машины в заводской партии (цифра «9»), а т.к. завод с таким номером (№39) действительно существовал – отсюда и появился этот пресловутый «Авиационный завод №39» в музейной табличке}

Ну, а насчёт того, что приходится читать посетителям музея – я думаю, что на этот счёт не стОит волноваться… т.к. любой посетитель, мало-мальски разбирающийся в технике времён ВОВ и модификациях советских истребителях той поры – поймёт, что музейные работники вероятно где-то, мягко говоря – ошибаются…
Ибо он будет видеть перед собой И-16 явно оборудованный винтом изменяемого шага (это легко отличить по его внешнему виду – по коку винта), т.е. «ишачок» как минимум типа 18 (24, 27, 28, 29), а крыльевые пушки ШВАК сокращают этот выбор вообще только до 27 и 28 типа… 8)
В то время как И-16 тип 17 имел винт фиксированного шага, а соответственно и кок совсем другой формы…
mexanik писал(а):... не столь "подкованные", как Виталий...
Да, Игорь, Вы совершенно правильно взяли мою «подкованность» в кавычки… Ибо кто-то может знать что-либо чуть больше других, зато что-то другое – уже чуть меньше… А в вопросах Великой Отечественной войны в Заполярье – я думаю, целой жизни не хватит, чтобы изучить все её нюансы… :wink:
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2347
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение sk16rus »

Wehrmacht писал(а):Сафоновский И-16: Сергей в этих вопросах больше специалист – я так думаю, что он поможет нам разобраться в этом вопросе?..
Я надеюсь, это не про меня? :shock:
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 22:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение Wehrmacht »

Зря надеешься, Сергей, именно про тебя… :wink:
Я ведь у тебя научился считывать информацию с заводских номеров:
sk16rus писал(а):... номер самолета, на котором погиб мой дед, с большой долей вероятности известен – 312126100 – (31–тип самолета, 21–завод, 26–серия, 100–номер в серии)...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2347
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Матчасть 72-ого САП -> 2-ого ГвИАП ВВС СФ

Сообщение sk16rus »

Wehrmacht писал(а):Зря надеешься...
Ну вот...
Если уж на то пошло, я эту информацию специально записал в ЖЖ, чтобы не забыть... :lol:
А вообще, я думаю, если в Сети покопаться - можно накопать много чего про Сафоновский Ишак...
Изображение
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей