АДД в Заполярье

Все о 36-ой АДДД, её полках, потерях, летчиках и т.д.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Дивизии, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Дивизии будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Дивизии, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Привет всем!
Буквально вчера обнаружил любопытную схему на обратной стороне конверта в одной из папок с письмами, предоставленными мне историком Сергиенко Анатолием Михайловичем для ознакомления. Правда, на просьбу как-то ее прокомментировать , ученый особой конкретики вспомнить не сумел. Объяснил лишь то, что кто-то при личной встрече объяснял ему «ситуацию» наглядно.
Схему смотите здесь: http://yadi.sk/d/EQ08kDq11EZlo
Я знаю, что 36-я ад ДД привлекалась Верховной Ставкой для обеспечения прохождения морских караванов в Мурманск (это даже в мемуарах Голованова упоминается). Кстати на вопрос Сергиенко при личной беседе с Головановым, почему для этой цели выбрали именно 36-ю ад ДД, маршал ответил просто, дескать, она была расположена к северу ближе всего (Под Рыбинском). И так:
1. С 20.05.42 г. по 20.06.42 г. в период полярного дня – оперативная группа из 20 Ил-4 из 42-го и 455-го ап ДД с размещением на аэродроме Ваенга-1;
2. С 9.09.42 г. по 10.10.42 г в период полярной ночи – оперативная группа из 25 Ил-4 из тех же полков с размещением на аэродроме Ваенга-2;
3. С 10.11.43 г. по 12.04.44 г. оперативная группа из 25 Ил-4 из 42-го и 108-го ап с базированием на аэродроме Ваенга-1.
Схема относится к третьему периоду, т.к. указывается на схеме место катастрофы Ил-4 ГСС Лапса Анатолия Александровича с его экипажем. В «официальной истории» 36-ой ад ДД этот эпизод описывается так: «29 октября 1943 г оперативную группу постигло большое несчастье. При посадке с боевого задания самолет Ил-4 108 АП, пилотируемый мл. лейтенантом Куликовым, потерпел катастрофу в следствии сильного обледенения самолета. И на пробеге врезался в самолет Лапса, стоявшего на стоянке в готовности к выруливанию на взлет. В результате экипаж в составе капитана Лапса, штурмана ст. л-та Акимова, стрелка-радиста Рощина и воздушного стрелка Шагалина (Шаталина по http://obd-memorial.ru/) погиб».
В этот период Ваенга-1 была неблагосклонной и к другому ГСС – Платонову Константину Петровичу. 8 апреля Герой выполнял так называемый «вывоз» молодого и не опытного мл. лейтенанта Куликова Николая. Взлетев, Ил-4 вошел неожиданно в штопор и врезался в гору. Оба погибли.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2347
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение sk16rus »

Ladygin-24 писал(а):1. С 20.05.42 г. по 20.06.42 г. в период полярного дня – оперативная группа из 20 Ил-4 из 42-го и 455-го ап ДД с размещением на аэродроме Ваенга-1;
2. С 9.09.42 г. по 10.10.42 г в период полярной ночи – оперативная группа из 25 Ил-4 из тех же полков с размещением на аэродроме Ваенга-2;
3. С 10.11.43 г. по 12.04.44 г. оперативная группа из 25 Ил-4 из 42-го и 108-го ап с базированием на аэродроме Ваенга-1.
Интересно... А вот ТУТ написано, что 36-я АДДД была на Севере только "в мае-июне и в период с 15.09. - 15.10.42 г.". Про 1943 и 1944 годы ничего нет... (хотя на полноту сведений сайт уважаемого Василия Харина вроде тоже не претендует...
Изображение
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Привет всем!
Господин Харин молодец! Большую работу проделал, однако пока на «лаврах почивает». Осторожно могу лишь посоветовать ему, воспользоваться моими данными хотя бы в качестве творческого «раздражителя». Сдается мне, чтобы состоялось какое либо почетное присвоение типа «Смоленский (-ая), Будапештский (-ая)» и т.д., тем более при награждении соединения орденом, а так же после войны полки, дивизии, корпуса обязывались «сочинять» типа отчетов о боевом пути соединения. Они – эти «сочинения» - осели в архивах. Но вот к счастью моему такие отчеты о соединениях 8-го ак ДД, были собраны ученым Сергиенко. Он мне и дал с ними ознакомиться. И тема заполярного периода 36 ад ДД и 48 ад ДД для него актуальна до сих пор, он собирается выпустить на данную тему книгу или большой раздел в книге, посвященной истории этого 8-го ак ДД. Кстати следует заметить, что он служил именно в этом корпусе на Дальнем Востоке в 60-е годы. Поэтому и проявляет столь «бурный» интерес к данной теме.
Кроме того он дал мне рукописные воспоминания командиров 42, 108 ап ДД : Бабенко А.Д, Бирюкова С.К. и Родионова И.В. и письма «рядовых» участников этого периода. Так, что источники мои более чем достоверные.
А я могу лишь указать ряд ссылок. Вот на ГСС Прокудина, бюст которого украшает аллею славы в Старом Осколе, он из наших мест. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1382
Там же находим следующее подтверждение: http://militera.lib.ru/research/tkachev/01.html, а именно в главах этого исследования «ОПЕРГРУППА «СЕВЕР-3», «ВИЖУ «ТИРПИЦА»! СБРОС!..»
Если кто захочет, то на всех 6-и ГСС, кто участвовал в тех событиях, Интернет предоставит Вам соответствующую информацию.
А вот про участие 48 ад ДД можно найти в мемуарах Купцова Н.С. «Воздушные рабочие войны» -http://militera.lib.ru/memo/russian/kuptsov/index.html. Но базировались они не под Мурманском.
Про книгу Купцова историк узнал недавно, с моей подачи. Тогда Анатолий Михайлович воскликнул: - «Ну, молодец, Коля!» . Он с ним вел переписку и был лично знаком. А вот выдержки из его писем я выложил по адресу: http://www.a2m.ru/forums/viewtopic.php? ... 2&start=15 начиная с поста от 30.09.12.
Кстати, спасибо за "вставку" картинки, но такой опции я не наблюдаю.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2347
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение sk16rus »

Ladygin-24 писал(а):Кстати, спасибо за "вставку" картинки, но такой опции я не наблюдаю.
Порядок вставки картинки в сообщение
Изображение
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Привет всем!
С Новым годом, господа и товарищи!
Возможно, это не приветствуется на данном форуме, извините и направьте в должное русло, я приму с благодарностью и с пониманием. Но как автор, в продолжение данной темы, я могу сослаться на самого себя : http://wlad-ladygin.livejournal.com/ на записи 11 и 12. Я наконец-то получил отклик от внука участника тех далеких событий, тем более, что его дед был в составе оперативной группы «Север-3». Правда, парень не располагает объемом информации, но кое-что я все же «надыбал», с чем и делюсь.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2347
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение sk16rus »

Поздравляю (с "кое что надыбал")!
Ибо это самое главное при таких вот поисках!
Ну и с Наступающим!
Изображение
igor
Сообщения: 848
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение igor »

Если заглянуть в Хронику, то например в мае 1942 самолеты АДД прибыли 23-го числа на аэродром в Ягодник, в числе 20 ДБ-3Ф и 2 ПС-84. Только 25 мая 4 и 1 перелетели дальше, на Ваенгу, остальные не смогли из-за плохой погоды - задержались на сутки. Из-за этого запланированный на 26 мая одновременный налет на аэродромы Банак, Луостари и Хебуктен перенесли на 27-е. Все равно тогда участвовали только самолеты ВВС 14 армии и СФ, а АДД первый вылет (на Банак, для этого их и придавали) совершили после полудны 28 мая. Бомбили аэродром, сообщили о больших успехах, потеряли подбитым один самолет (сел юж. Кильдина, экипаж цел). Второй вылет в тот день вечером сорвался из-за встреченной по дороге облачности.
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Прекрасно! Это очень важные уточнения. То, что на Ваенгу летели с посадкой в Ягодниках - это упоминается в воспоминаниях ветеранов. Конечно, в «частных письмах» таких подробностей не найти, «старики» точные даты напрочь забыли. Хотелось бы по подробнее о «Хронике». Я об этом ничего не знаю, а знать очень хочу.
igor
Сообщения: 848
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение igor »

"ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ТЕАТРЕ", 8 выпусков по полгода, издавались МО СССР с 1945 по 1949 г.
То издание вряд ли можно найти, но его переиздавали под ред. Платонова в 90-е годы. Хотя не все выпуски, до конца 1943 г., что ли?
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Если Вы «черпаете» данные, значит, как я понимаю, эти выпуски у Вас имеются?
igor
Сообщения: 848
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение igor »

Ну да. Те, оригинальные.
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Меня интересуют события, даты которые указанные в первом посте. Сканы сделать возможно?
Понимаю, что на взаимной основе.
igor
Сообщения: 848
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение igor »

29.10.43 36 дивизия вероятно еще не прибыла на СФ, а 8.4.44 может быть, уже отбыла. Ни в одном случае никаких упоминаний нет.
За подробностями вообще надо в архив. В Хронике все очень кратко + случаются досадные ошибки. Она хороша для кратких обзоров по событиям, не для подробной истории.
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Спасибо! Но мне не хотелось бы исключать Ваш ресурс в этом деле, коль такой источник обнаружился. Иногда просто нужна зацепка, факт известен, а привязать его ко времени не можешь. Вот разрозненные события периода «Севера-3» нам известны и по письмам, которые по мере разбора я намерен выкладывать в сеть, и по источникам, которые я раннее указал, а вот что касается двух предыдущих периодов, по существу имеются только факт, что такое было. И все. А Вы такие подробности имеете! Надеюсь на плодотворное сотрудничество. И обратите внимание, пожалуйста, речь идет не о 36-ой дивизии, а только об оперативной группе ее, и якобы приданной командованию СМФ.
igor
Сообщения: 848
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение igor »

Вы спрашивайте, если что. Сканы не обещаю, а вот отвечу запросто.
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Ну, вот и договорились, это вполне устраивает. Если не трудно по первым двум оперативным группам, сколько реально «записей» и в каких именно выпусках данного издания?
igor
Сообщения: 848
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение igor »

Первый раз - 2 выпуск Хроники (1-я половина 1942 г.)
25 мая: Четыре ДБ-Зф 36-й авиационной дивизии и один ПС-84 перелетели из Архангельска (с аэродрома Ягодник) в Ваенгу, где в 20.53 произвели посадку; остальные самолеты 36 авиационной дивизии из-за плохих метеорологических условий из Архангельска не вылетали.
26 мая: 16 ДБ-Зф 36 авиадивизии и один ПС-84 перелетели из Архангельска в Ваенгу.
27 мая: В 20.17 шесть ДБ-Зф с высоты 3000 м бомбардировали аэродром Лаксельвен (Банак); наблюдался разрыв бомб на летном поле; самолеты были обстреляны зенитной артиллерией. Один ДБ-Зф сделал вынужденную посадку в районе мыса Черный. В 22.30 8 ДБ-Зф, летавшие на бомбовый удар по Лаксельвен (Банак), из-за низ-кой облачности вернулись с бомбами.
28 мая: B 16.30 ДБ-Зф в сопровождении 2 ПЕ-3 внезапно из-за облаков, с высоты 1800 м бомбардировали аэродром Банак; наблюдался пожар большого здания; были уничтожены бомбами в одном конце аэродрома шесть самолетов, в другом конце аэродрома 30 самолетов были подожжены РРАБами. Наши самолеты встретили сильный огонь зенитной артиллерии. 1 ДБ-Зф с подбитым мотором при возвращении сел в 20 км южнее острова Кильдин; экипаж остался невредимым. В 17.45 6 ДБ-3 вылетали вновь для бомбового удара по аэродрому Банак, но из-за низкой облачности в районе Танафьорда, возвратились на свой аэродром с бомбами.
29 мая: 7 ДБ-Зф наносили бомбовый удар по аэродрому Банак с высоты 1800 м, наблюдался пожар здания и бараков. 8 ДБ-Зф из-за плохой погоды до цели не долетели и производили посадку на свой аэродром с бомбами.
31 мая: С 23.33 30 мая до 4.09 31 мая 5 ДБ-Зф наносили бомбовый удар по аэродрому Лаксельвен (Банак). С 2.15 до 2.35 2 ДБ-Зф 36 авиационной дивизии наносили одиночные бомбовые удары по вражеским транспортам в Куль-фьорде и в Порсангер-фьорде; наблюдались прямые попадания в транспорты в Куль-фьорде; 2 транспорта загорелись. Оставшиеся бомбы 1 ДБ-Зф сбросил на аэродром Банак; бомбы упали в местах стоянок самолетов. С 2.37 до 2.48 3 ДБ-Зф бомбардировали аэродром Банак; бомбы упали в районах стоянок самолетов; разрывов бомб не наблюдали. Наши самолеты были атакованы 5 Me-109 и 2 Ме-110. Был сбит один Me-109. В районе аэродрома Банак самолеты были встречены интенсивным огнем вражеской зенитной артиллерии.
1 июня: С 23.40 31 мая до 5.33 1 июня и с 1.15 до 7.25 6 ДБ-Зф вылетали для производства бомбового удара по Тромсе, но из-за плохих метеорологических условий задания не выполнили.
2 июня: С 19.55 1 июня до 1.45 2 июня 1 ДБ-Зф произвел разведку Тромсе; на аэродроме было обнаружено до 30 самолетов. Сброшенными бомбами был вызван пожар в районе ангаров. /это мог быть самолет 2 ГКАП, Хроника не уточняет/
В 3.28 4 ДБ-Зф вылетали на производство бомбоудара по Тромсе; 1 ДБ-Зф из-за неисправности мотора возвратился. 3 ДБ-Зф ввиду облачности на Тромсе сбросили бомбы по Гаммерфесту; результаты были сфотографированы.
4 июня что-то вроде подведения итогов: перечислены потери, в т.ч. "...Сели вне аэродрома на нашей территории и были повреждены 4 ДБ-Зф 36 авиационной дивизии. 5 ДБ-Зф 36 авиационной дивизии исчерпали все моторесурсы и требовали немедленной замены моторов; 5 ДБ-Зф имели моторесурсов всего по 15 часов... В связи с круглосуточным днем на Севере самолетам ДБ-Зф действовать было трудно.
Дальше до конца июня попадаются еще вылеты ДБ-3 на Тромсё и Банак, но сдается мне это самолеты из 2 ГКАП и ОМАГ (Хроника не уточняет). Если надо по реальным результатам налетов пробежаться, пишите. Про второй заезд позже.
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Грандиозно! Я смотрел тетради Сергиенко, он, чтобы как-то вынести свои записи из архива, а записи досконально тогда проверялись (не дай бог, какую тайну из архива «несмышленый» ученый вынесет невзначай!) на всякие хитрости пускался, так зашифрует, что потом голову сам ломал, расшифровывая себя. Одним словом Вы молодец! И «Если надо по реальным результатам налетов пробежаться, пишите». – Пишу, надо! Но не спеша, понимаю, что время для каждого дорого. А подумаю, как эквивалентно Вам ответить.
igor
Сообщения: 848
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: АДД в Заполярье

Сообщение igor »

Второй заезд самолетов АДД в Хронике освещен хуже. Как я понимаю, прибытие их было связано с проходом каравана PQ-18, который у англичан было некому прикрывать из больших кораблей - пытались компенсировать авиацией. Точное время прибытия неизвестно, когда прошла первая операция можно только предположить, что вот эта:
17 сентября: В течение ночи с 16 на 17-е 2 ИЛ-4 вылетали на разведку и бомбили аэродром Лаксельвен. 1 ИЛ-4 из-за плохой погоды задания не выполнил; второй бомбардировал аэродром Наутси и наблюдал на нем большой пожар. 3 ИЛ-4 вылетали бомбить аэродром Кемиярви, но эту цель бомбардировали только два самолета; на аэродроме возник пожар; третий самолет сбросил бомбы на запасную цель — железнодорожную станцию Куолоярви и наблюдал разрыв бомб в районе цели. 5 ИЛ-4 бомбардировали аэродром Алакуртти, где также возникли пожары.
20 сентября: В ночь с 19 на 20-е 10 ДБ-ЗФ вылетали бомбить вражеские аэродромы Рованиеми и Алакуртти, но до Рованиеми дошли только 6 самолетов, которые сбросили бомбы по цели и вызвали там пожары и взрывы. Остальные 4 ДБ-ЗФ из-за неисправности материальной части до Рованиеми не дошли и бомбили Алакуртти, где тоже возникли пожары. 1 ДБ-ЗФ с задания не вернулся. /разнобой в названии самолета не мой, так в Хронике. Возможно, что ДБ-3Ф это самолеты ВВС СФ/
21 сентября: В течение ночи самолеты 36-й авиадивизии ИЛ-4 трижды бомбардировали аэродром Алакуртти, сбросив с высоты 4200 — 6000 м 3 бомбы ФАБ-250, 191 ФАБ-100, 46 АО-25, 46 АО-15, 240 АО-2,5 и 360 ЗАБ-2,5. На аэродроме были отмечены 20 пожаров и 10 сильных взрывов; 2 ИЛ-4 не вернулись на свою базу.
22 сентября: Ночью было произведено 10 самолето-вылетов ДБ-ЗФ, из них 7 на бомбардировку аэродрома Лаксельвен. По аэродрому было сброшено 66 ФАБ-100, 2 ФАБ-50, 6 ЗАБ-100 и 12 САБ-15; было отмечено 6 пожаров и 2 сильных взрыва. 2 ДБ-ЗФ бомбили аэродром Луостари, сбросив 20 бомб ФАБ-100, Был отмечен один взрыв. 7 ДБ-ЗФ с аэродрома Африканда бомбили аэродром Рованиеми, сбросив 1 ФАБ-500, 2 ФАБ-250, 50 ФАБ-100, 14 АО-25 и 47 АО-10; было отмечено 6 пожаров и 2 взрыва. С того же аэродрома 2 ДБ-ЗФ произвели налет на Кемиярви, сбросив 3 ФАБ-250 и 16 ФАБ-100.
23 сентября: Ночью 5 ИЛ-4 бомбардировали аэродром Лаксельвен в окна облаков по расчету времени с высоты 2000—3500 м, сбросив 34 бомбы ФАБ-100, 1 РРАБ-3 и 3 ЗАБ-100; результаты не наблюдались.
5 ИЛ-4 и 6 Р-5 произвели налет на аэродром Луостари и с высоты 1300—3000 м сбросили 2 ФАБ-50, 46 ФАБ-100, 22 ФАБ-50, 20 АО-25, 1 РРАБ-3, 1 ЗАБ-100 и 2 САБ-50; наблюдались разрывы на летном поле.
1 ИЛ-4 и 4 Р-5 бомбардировали аэродром Хебуктен, сбросив 8 ФАБ-100 и 8 ФАБ-50; результатов не наблюдали. 3 ИЛ-4, вылетавшие бомбить аэродромы, сбросили бомбы на Вадсе и Якобсельвен, где наблюдались пожары.
25 сентября: В 2.02 1 ДБ-ЗФ бомбил аэродром Алакуртти, сбросив на него 8 бомб ФАБ-100 и 1 РРАБ-3; наблюдались два пожара.
27 сентября: В 19.40 9 ДБ-ЗФ вылетали бомбить аэродром Лаксельвен и с высоты 3500 м сбросили по нему 3 ЗАБ-100, 56 ФАБ-100, 20 ЗАБ-10, 160 АО-10, 6 ЗАБ-15, 120 ЗАБ-2,5 и 120 АО-2,5; наблюдались 9 пожаров и 3 взрыва.
28 сентября: Ночью 9 ИЛ-4 бомбили аэродром Лаксельвен, сбросив с высоты 3000-4000 м 56 бомб ФАБ-100, 2 САБ-100, 165 АО-10, 30 ЗАБ-100 и 240 ЗАБ-2,5; наблюдались 10 пожаров и 2 взрыва. 12 ИЛ-4 бомбардировали аэродром Хебуктен, сбросив с высоты 3000-4000 м 94 бомбы ФАБ-100, 50 ЗАБ-100, 120 АО-10, 372 АО-2,5 и 3 САБ-15; наблюдался пожар и 3 взрыва. 2 ИЛ-4 сбросили на аэродром Луостари 12 бомб ФАБ-100 и 20 ЗАБ-100; на аэродроме возник пожар. 13 ИЛ-4 с аэродрома Африканда бомбардировали с высоты 3300-5700 м аэродром Алакуртти, сбросив 95 бомб ФАБ-100, 15 ЗАБ-50, 350 ЗАБ-2,5, 60 АО-15, 120 АО-2,5 и 120 АО-10 и 2 АО-25; наблюдались 14 пожаров и 1 большой взрыв.
29 сентября: 6 ДБ-ЗФ с высоты 2000-3000 м сбросили на аэродром Луостари 40 бомб ФАБ-100, 5 РРАБ-3 и 4 САБ-15; наблюдались разрывы на летном поле и 3 пожара. 2 ДБ-ЗФ с высоты 2700-3000 м бомбардировали аэродром Хебуктен, сбросив 12 бомб ФАБ-100, 2 РРАБ-3, 1 САБ-15 и 1 САБ-25; наблюдались 1 взрыв, 3 пожара и разрывы бомб в черте аэродрома. С 20.05 до 21.24 1 ДБ-ЗФ вылетал бомбить селение Паркино и сбросил на него с высоты 2800 м 6 бомб ФАБ-100 и 1 РРАБ-3; бомбы легли в районе поселка. С 19.55 до 21.10 1 ДБ-ЗФ с высоты 3000 м бомбардировал разъезд №8 (46 км восточнее Алакуртти), сбросив 8 ФАБ-100; разрывы бомб наблюдались на железной дороге. С 23.00 до 24.00 1 ДБ-ЗФ производил разведку погоды и бомбардировал с высоты 2300 м аэродром Кемиярви; бомбы разорвались на аэродроме.
1 октября: 4 ИЛ-4 с аэродрома Африканда бомбардировали в окна облаков по расчету времени аэродром Рованиеми, сбросив 28 бомб ФАБ-100, 8 ЗАБ-50, 15 АО-25, 120 АО-2,5 и 25 АО-10; результатов не наблюдали.
На 1 октября в распоряжении ВВС СФ имелось из состава 36-й авиадивизии в Ваенге 1-й — 7 ИЛ-4, неисправных 5; Ваенге 2-й — 6 ИЛ-4, исправных 5; Африканде — 14 ИЛ-4, неисправных 8.
5 октября: С аэродрома Ваенга 10 ИЛ-4 произвели 32 самолето-вылета, из них: 5 - на бомбардировку аэродрома Хебуктен, где было сброшено 32 бомбы ФАБ-100, 4 РРАБ-3, 15 АО-15, 320 ЗАБ-25, 4 САБ-15 и 4 САБ-3; в результате возникло 18 пожаров; 4 - по аэродрому Лаксельвен, на который сбросили 28 бомб ФАБ-100, 3 РРАБ-3, 17 АО-15, 1 САБ-15; 2 САБ-3, 108 ЗАБ-2,5, 120 АО-2,5; наблюдались 3 пожара и 3 взрыва; 22 самолето-вылета на Киркенес, где было сброшено 160 ФАБ-100, 1 САБ-100, 44 ЗАБ-50, 5 РРАБ-3, 14 АО-25, 17 АО-15, 10 ЗАБ-10, 7, САБ-3, 126 ЗАБ-2,5 и 120 АО-2,5; возникло 11 пожаров, из них 3 больших; 1 самолет сбросил по аэродрому Луостари 10 ФАБ-100 и одну САБ-3; разрывы бомб наблюдались на летном поле. С аэродрома Африканда 9 ИЛ-4 произвели 10 самолето-вылетов для бомбардировки неприятельских аэродромов, из них 5 по аэродрому Кемиярви, где сбросили 34 бомбы ФАБ-100, 5 ЗАБ-50, 4 РРАБ-3, 40 АО-10, 140 АО-25, 120 ЗАБ-2,5 и 144 ЗАБ-1; в результате возникло 5 пожаров; 2 самолето-вылета произвели по аэродрому Рованиеми, где сбросили 14 бомб ФАБ-100, 2 РРАБ-3, 14 АО-20 и 120 ЗАБ-2,5; наблюдались 2 пожара и 1 взрыв; 1 самолето-вылет — по аэродрому Кеми, где сброшено 7 бомб ФАБ-100 и 3 ЗАБ-50; возникло 2 пожара и были слышны 2 больших взрыва; один — по аэродрому Алакуртти, где было сброшено 8 бомб ФАБ-100, 1 РРАБ-3 и 120 ЗАБ-1; наблюдался пожар на восточной окраине аэродрома. Бомбы сбрасывались с высот 2500—3500 м. В районах целей наши самолеты были обстрялены огнем зенитной артиллерии противника.
7 октября: В ночь с 6 на 7-е самолеты 36-й авиадивизии наносили бомбовые удары по аэродромам и другим объектам противника: 6 ДБ-ЗФ бомбили аэродром Кеми, сбросив с высоты 3000—4200 м 44 бомбы ФАБ-100, 22 ЗАБ-50 и 5 РРАБ-3; наблюдались разрывы бомб на окраинах летного поля и на аэродроме; вызвано было 5 пожаров и 3 сильных взрыва. 2 ДБ-ЗФ бомбили аэродром Кемиярви, где с высоты 2900—3500 м сбросили 14 бомб ФАБ-100, 4 ЗАБ-50 и 2 РРАБ-3; наблюдались разрывы и 3 пожара на окраине аэродрома. 1 ДБ-ЗФ сбросил 10 бомб ФАБ-100 на город Кеми; наблюдались два пожара. 1 ДБ-ЗФ бомбил железнодорожную станцию Куолаярви, сбросив на нее 7 бомб ФАБ-100 и 1 РРАБ-3; наблюдался сильный взрыв на площади станции. Во всех случаях налеты самолетов безрезультатно отражались зенитной артиллерией противника.
10 октября: В ночь с 9 на 10-е 7 ИЛ-4 бомбили аэродром Хебуктен, сбросив с высоты 3000—3500 м 40 бомб ФАБ-100, 32 ЗАБ-50, 15 АО-10, 10 ЗАБ-10 и 2 САБ-3; возникло 8 пожаров и 2 взрыва. 1 ИЛ-4 сбросил на Киркенес с высоты 3500 м восемь бомб ФАБ-100, две ЗАБ-50 и две САБ-3; возник пожар. 8 ИЛ-4 бомбили аэродром Кемиярви и с высоты 2900—4500 м сбросили по нему 60 бомб ФАБ-100, 14 ЗАБ-50 и 5 РРАБ-3; возникло 10 больших пожаров, один из них сопровождался периодическими взрывами. 1 ИЛ-4 сбросил с высоты 4100 м 6 бомб ФАБ-100, 2 ЗАБ-50, 2 РРАБ-3 на аэродром Алакуртти; разрывы бомб наблюдались в южной части аэродрома. 1 ИЛ-4 бомбардировал город Кеми, так как аэродром был закрыт облаками; самолет сбросил с высоты 4100 м 6 бомб ФАБ-100, 4 ЗАБ-50 и 2 РРАБ-3 и наблюдал 2 больших взрыва на северной окраине города. 1 ИЛ-4 сбросил 8 бомб ФАБ-100 и 2 ЗАБ-50 на железнодорожную станцию Куолоярви, где возник пожар и 1 взрыв.
11 октября: С 18.38 до 22.36 10 ДБ-ЗФ наносили бомбовые удары по вражеским аэродромам. 3 ДБ-ЗФ бомбардировали Луостари и с высоты 2800—3100 м сбросили 20 бомб ФАБ-100, 8 ЗАБ-50, 12 АО-25 и 4 САБ-3; на аэродроме возник пожар. 6 ДБ-Зф бомбили Хебуктен и с высоты 3000—3500 м сбросили 35 ФАБ-100, 13 ЗАБ-50, 34 АО-15, 240 ЗАБ-2,5 и 11 САБ-3; возникли 3 пожара и взрыв. 1 ДБ-ЗФ повторно вылетал бомбить Хебуктен, но вследствие закрытия цели облаками сбросил бомбы на город Киркенес, где наблюдались пожар и взрыв.
Это все по второй операции.
Данные противной стороны позже.
Ladygin-24
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 13 дек 2012 16:50

Re: АДД в Заполярье

Сообщение Ladygin-24 »

Класс! Благодарю, Сергиенко будет весьма доволен. А я тем более.
Буду "медленно и верно переваривать". Надо заметить, что штурман Прокудин обмолвился, что с групп Север-1 и 2 осталось на момент формирования оперативной группы Север-3 всего два экипажа, остальным, как он выразился -"светлая память". Вот будет задача, всех их "собрать".
Еще раз спасибо. Хотя понимаю, что этого мало.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей