Взято с сайта airforce.ru.
17 января 1940 года в местечке Кайрало (бывшая территория Финляндии) был сформирован 145 иап. Первым командиром полка был назначен майор Штоф В.Н. Основой для формирования новой авиационной части стал личный состав первой и второй эскадрильи 138 иап (на истребителях И-15бис), первой эскадрильи 20 иап (И-16), а так же летчики 48 иап и 80 иап (без матчасти). На этом, согласно приказа ВВС 9 Армии №6 от 3.01.1940 г., закончилось формирование 145-го истребительного авиационного полка, после чего 24 марта 1940 года он перебазировался на место постоянного дислоцирования – аэродром Шонгуй Мурманской области, войдя в состав 27 авиабригады ВВС 14 Армии.
Важно отметить, что большинство летчиков сформированного полка к тому моменту имели опыт воздушных боёв с японцами в районе озера Хасан, реки Халкин-Гол и в республиканской Испании. Кроме того до 13 марта 1940 года, полк в составе 3-х эскадрилий участвовал в войне против белофиннов, выполнив 1125 боевых вылетов, провел 4 воздушных боя, в которых советские лётчики сбили 5 самолетов противника. Поэтому, когда 22 июня 1941 года в 4-00 по телеграфу было объявлено о начале военных действий со стороны фашистской Германии, никакого смятения или замешательства среди офицеров полка не было. Уже на четвертый день Великой Отечественной войны лётчики провели первый воздушный бой, в результате которого была одержана победа над противником, а 4 августа капитан Зайцев на истребителе ЛаГГ-3 в 35-и минутной схватке смог сбить Ме-110 немецкого аса, награжденного орденом Железного Креста, капитана Шашке.
Кроме побед были и невосполнимые потери. Так, 10 июня 1941 года, три И-16 под сильным зенитным огнем артиллерии противника штурмовали колонну автотранспорта, следующую к линии фронта. Самолёт командира звена лейтенанта Алексея Небольсина был подбит и лётчик направил горящую машину в автоколонну врага. 27 июня 1941 года, во время боя 15-ти И-16 с численно превосходящими силами противника, погиб смертью героя, совершив воздушный таран, лейтенант Мисяков. 9 сентября 1942 года в бою между 11-ю нашими истребителями и 17-ю самолётами противника, совершил воздушный таран командир звена лейтенант Кривошеев Е.А.
За мужество и героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года гвардии лейтенанту Кривошееву Ефиму Автомовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Министра обороны СССР №219 от 18 октября 1972 года он навечно зачислен в списки первой эскадрильи полка.
Участвуя в боевых действиях на Мурманском, Кондалакшинском и Кестенгском направлениях 145 полк в первые три месяца войны, в тяжелых условиях полярного дня и численного превосходства врага, сумел устоять под натиском противника. За высокую эффективность в боевой работе, проявленную отвагу, стойкость и мужество, а также героизм личного состава, приказом Народного Комиссара Обороны СССР №102 от 4 апреля 1942 года 145 иап был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиаполк. 20 июня того же года полку было вручено гвардейское знамя.
За четыре года войны гвардейцы совершили 9941 боевых вылетов, уничтожив 247 самолётов врага. Все это время главным оружием лётчиков 19 гиап были такие истребители как И-16 (56 ед.), МиГ-3 (3 ед.), ЛаГГ-3 (40 ед.), «Харрикейн» (13 ед.), «Киттихаук» (25 ед.) и «Аэрокобра» (92 ед.). Аэрокобра стала для полка на несколько лет основным типом, с ней связано много теплых воспоминаний и побед. Примечательно, что первым лётчиком гвардейского полка, выполнившем полет на «Аэрокобре I», стал будущий дважды Герой Советского Союза маршал авиации и командующий ВВС СССР, а на тот момент командир 1-й эскадрильи, капитан Павел Кутахов.
Полк вел напряженные и жестокие воздушные бои, после которых самолёты возвращались с серьезными повреждениями. И вот тут отдельных слов достойны инженеры, техники и младшие авиаспециалисты полка. Несмотря на отсутствие учебной базы и тяжелейшие климатические условия Заполярья, они смогли не только освоить новую авиатехнику, но и обеспечить для своих лётчиков её практически 100% исправность. Особую трудность вызывало отсутствие технического описания на иностранные самолёты, так что при работе с ними приходилось полагаться исключительно на здравый смысл и армейскую смекалку. Порой лётчики совершали вынужденные посадки, не дотянув до аэродрома, и тогда техники эвакуировали поврежденную технику, работая у переднего края обороны наших войск. Всего ИТС полка эвакуировал 19 самолётов, провел 7050 самолёто-ремонтов и 2300 моторо-ремонтов.
Подводя итоги участия полка в Великой Отечественной войне надо сказать, что победа дорого досталась гвардейцам – погибло 64 человека личного состава полка, из них 62 лётчика и 2 техника. Звания Героя Советского Союза были удостоены 8 офицеров, четверо из которых пали в боях.