Летчики Заполярья в "Бессмертном полку"

Памятники, мемориалы, музей, интернет-проекты и т.п.

Модератор: Модераторы форумов

Ответить
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2348
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Летчики Заполярья в "Бессмертном полку"

Сообщение sk16rus »

Думаю, стоит открыть такую тему.
Начну с ссылки, присланной мне Василием Силантьевым.

Анисимов Леонид Петрович - летчик 255-го ИАП ВВС СФ
без подписи 4.jpg
Родился в Ростове на Дону, с детства болел небом. Для него абсолютно нормально было вскочить в четыре часа утра, к началу полетов и слинять на местный аэродром. Посмотреть, помочь на уровне подай-принеси. В школу его оттуда загоняли буквально пинками. Едва возраст позволил, поступил в Авиашколу и в 1940-м попал в Морскую авиацию. Основное базирование полка было в Мурманской области, г. Североморск, пос. Ваенга. Хотя война конечно, помотала изрядно, полк постоянно перебрасывали. Войну таким образом, прошел от первого, до последнего дня, да и после войны, остался служить в части, до 1952 года, пока его не перевели в Москву. В 1980-м умер от череды тяжелейших инфарктов подряд. Похоронен, с воинскими почестями, на Ваганьковском кладбище. Мне тогда был всего 1 год. До сих пор жалею, что знаю его только по теплым рассказам семьи и друзей, и верите ли. ни от одного человека, не слышал о нем, ни одного плохого слова. Исключительно теплые и хвалебные отзывы. Золотой и очень легкий был человек, жаль что не удалось с ним пообщаться лично, то есть осознанно.
Дополнительно:
- об этом же летчике

- Анисимов Леонид Петрович - страничка на этом сайте
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2348
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Летчики Заполярья в "Бессмертном полку"

Сообщение sk16rus »

Харламов Михаил Иванович - летчик 255-го ИАКП ВВС СФ.
Командир 1-ой авиаэскадрильи 255 истр. Авиаполка 5 МТАД ВВС СФ. Родился в 1915г. Член ВКП/б/ с 1942г. Награжден 7.07.43г. двумя орденами "Красное Знамя" и орденом "Александр Невский"
Захаров Николай Федотович - техник по спецоборудованию 255-го ИАП ВВС СФ.
ЗахаровНФ.jpg
ЗахаровНФ.jpg (16.17 КБ) 13480 просмотров
Захаров Николай Федотович. Сеарший техник по спец оборудованию. Участие на фронтах Великой Отечественной войны с22.06.1941 по9.05.1945. На северном фронте с 22.06.1941 по 15.04.1942 в должности техника по приборам. На северном фронте с 15.04.1945 по 9.05.1945 в должности техника по спецоборудованию . 3 иАЭ. 255 ИАП.
Конев Иван Павлович - летчик 255-го ИАП ВВС СФ
konev_1.jpg
Мой отец родился в селе Быстриха Новосибирской области. В 16 лет переехал в город Прокопьевск. С 18 лет состоял в Прокопеьвском аэроклубе, был летчиком - инструктором. Был призван в ряды вооруженных сил в 1939 или 40 году, точнее сказаить не могу. Служил в военно - воздушных силах Северного флота СССР, там его и застала война. Получил звание лейтенанта, служил на должности заместителя командира экадрильи 255 полка Северного флота. Летал на английском истребителе "Аэрокобра". В 1943 г., был назначен командиром второй эскадрильи этого же полка.
В 1944 году 26 мая отец возвращался с выполненного задания на Мурманскую базу, попал под обстрел немецкой зенитной артиллерии, был подбит и совсем немного не дотянув до аэродрома упал в воду. Тело не нашли.
В нашем городе именем отца названа улица.
Я ношу фамилию матери, Агнии Федосеевны Гиренко, летчика-инструктора Прокопьевского клуба. Мама всю жизнь готовила летчиков, в начале для фронта, затем для защиты нашего мирного неба. С отцом, в официальном браке она не состояла, не успели зарегистрироваться войны. Это не играет для меня ни какой роли. Мой отец - летчик! Мой отце - герой"
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2348
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Летчики Заполярья в "Бессмертном полку"

Сообщение sk16rus »

Ксендзов Андрей Яковлевич - бортмеханик 118-го РАП ВВС СФ
Ксендзов Андрей Яковлевич родился в Смоленской обл., Починковском р-не, Хмарском с/с, д. Барановка 5 июля 1914 года.
Отец Ксендзов Яков Егорович, 1883 г.р., мать Ольга Трифоновна. Брат Иван Яковлевич, 1911 г.р., лейтенант КА, командир роты 674 стр. полка 150 стр. дивизии, был убит 21февраля 1940 г. в бою у д. Коуккуниеми (ныне Ленинградская обл. Приозерский р-н), при штурме линии Маннергейма.
Андрей Яковлевич окончил механический дорожно-строительный техникум в г. Рославль, курсы судовождения Совторфлота во Владивостоке.
Был призван Починковским райвоенкоматом осенью 1936 г. на военно-морскую службу. И Приказом приемной комиссии Кразнознаменного Балтийского флота № 50 от 18 ноября 1936 г. был зачислен на действительную службу и назначен в школу 105-й Авиабригады ВВС КБФ для обучения специальности авиамоториста.
Приказом командующего СФ по личному составу № 1 от 28 ноября 1939 г. авиатехник 118-го авиаполка старшина Ксендзов А.Я. был допущен к исполнению должности мл. авиационного техника 3-й эскадрильи того же полка.
118-й авиаполк ВВС СФ был сформирован в бухте Грязная с 1 октября 1939 г. в составе 3-х эскадрилий. На формирование полка было передано 20 самолетов с личным составом из 115-го авиаполка ВВС КБФ. (Российский Государственный Архив Военно-Морского флота).
С 1 января 1941 г. по 29 ноября 1941 г. проходил службу в должности механика ботрового в 118 морском ближнее-разведывательном авиационном полку ВВС СФ, который в период с 22 июня 1941 г. входил в состав действующей армии. (Центр. Военно-Морской архив).
Женат, жена Надежда Федоровна, 1916 г.р., сын Портос, 1936 г.р.
Член партии.
29.06.1941год. После взлета с аэродрома Грязная самолет был атакован звеном «МС - 109», самолет загорелся и упал в районе губа средняя (Кольский) на сушу. Весь экипаж погиб.
Экипаж: капитан Бойко Владимир Иванович, капитан Алленов Федор Дмитриевич, мл.л-нт Колесников Николай Кузьмич, мл.л-нтАверичев Петр Ильич., ст.сержант Ксендзов А.Я., мл.сержант Кузьменчук Василий Емельянович - сбиты 3 МЕ-109, экипаж похоронен в войну у самолета.
Подвиг этого экипажа описан в книге В.А. Бондаренко "Самолеты возвращаются на базу".
Костькин Филипп Васильевич - командир 24-го МТАП ВВС СФ
Родился в 1910г., с. Темерево Московской губернии – погиб 20.09.1943), морской летчик. Окончил курсы старшего начсостава Военно-воздушных сил ВМФ (1942). С 1938 – командир звена, воен. комиссар 5-й эскадрильи 2-го полка 63-й авиац. бригады ВВС ЧФ; с 1941г. – командир 4-й эскадрильи, зам. ком. 2-го авиац. п., в 1942г. – командир 49-го авиационного полка ВВС ТОФ; в марте– сентябре 1943г. – командир 24-го минно-торпедного авиационного полка ВВС СФ. Погиб при выполнении боевого задания. К декабрю 1942г. совершил 48 боевых вылетов. Награжден 2 орденами Красного Знамени.
Ушаков Феофан Степанович - офицер по разведке 27-го ИАП
Мой дедушка Феофан Степанович Ушаков родился 5 мая 1911 года в деревне Большой Двор Вилегодского района Архангельской области. Семья была большая, кроме дедушки еще 7 детей, все девочки. Деревня небольшая, в несколько дворов. В школу приходилось добираться пешком в соседнюю деревню, а это путь в 5 км.
О своей службе дедушка мне не рассказывал. Я многое узнала на сайте "Подвиг народа" http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome. Привожу выписку из картотеки: В Великой Отечественной войне участвует с 22 июня 1941 года. В частях ВВС Северного Флота начал работать с ноября 1937 года. В период войны с белофинами 1939-40 гг. летал на самолете "МБР-2" и произвел 40 успешных боевых вылетов на разведку объектов и коммуникаций противника. В 1940 году по болезни от летной работы был отставлен и назначен на штабную строевую работу, показав себя исполнительным и трудолюбимым, деловым офицером.
Работая офицером по разведке 27АП, тов. Ушаков оборудовал КП полка и эскадрильи, провел с летным составом свыше 200 часов занятий по изучению противника и систематически информировал об изменениях в обстановке на Мурманском направлении, в результате чего командование полка всегда имело ясность в обстановке, а летный состав хорошо знал характеристику сил и действий противника.
Неоднократно исполнял обязанности начальника штаба полка, лично руководил организацией, подготовкой и вылетами на штурмовые удары по аэродромам и автоколоннам противника, в результате хорошей организации и обеспечения, наши летчики с успехом выполняли задания и уничтожили 10 автомашин, до 200 солдат и офицеров и взорван склад боеприпасов. Вся боевая работа т. Ушакова проходила при частых налетах вражеской авиации. Но несмотря на бомбежки не щадя своих сил продолжал выполнение порученного задания.
В июне месяце 1943 года возглавлял и хорошо справился с перебазированием полка на оперативный аэродром, за что имеет благодарность. В результате организованного перебазирования полк в минимальный срок приступил к выполнению боевых заданий.
Как лучший офицер по разведке частей, переведен в штаб авиадивизий (6-ая Истребительная авиадивизия ВВС СФ), где принимал непосредственное участие в разработке операций по прикрытию конвоев союзников, самостоятельно разрабатывал боевую документацию. Умело проводит занятия с летным составом частей и с офицерами управления дивизии, в результате чего офицеры и летчики знают все изменения в обстановке на Мурманском направлении. С хорошей оценкой командования провел работу по обобщению материала в исторический журнал дивизии, откорректировал и пополнил ценными данными дела целей.
В результате честной и грамотной работы капитана УШАКОВА разведдеятельность и разведподготовка в частях авиадивизии на много улучшилась.
Награжден орденом Красной Звезды (30.04.1944), медалью "За боевые заслуги"(03.11.1944), орденом Отечественной войны II степени (06.04.1985) и др.
После войны преподавал в военном училище в г. Николаеве (Украина). Потом работал в Госбанке инкассатором в пос.Михнево Ступинского р-на МО. Вырастил 3-х сыновей. Заботился о своих внучках и внуках. Всегда следил за последними новостями. Любил рыбачить. Последние свои годы прожил в Николаеве. Умер в мае 1997 года.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2348
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Летчики Заполярья в "Бессмертном полку"

Сообщение sk16rus »

Коронаев Борис Ефремович - начальник связи 2-ой АЭ 9-го ГвМТАП
Мой дедушка, Коронаев Борис Ефремович, родился 1915г в г.Торжке, Тверской (Калинской) области. Он служил на Северном Флоте, в 9-ом гвардейском минно-торпедном Киркенесском Краснознамённом авиационном полку (9-й Гв. МТАП ВВС СФ) в должности начальника связи 2-й авиационной эскадрильи. Погиб 10.08.1943 в воздушном бою с истребителями противника при торпедировании транспортов противника над Баренцевым морем. Я очень горжусь своим дедушкой, который героически отдал свою жизнь за Родину, о любви к которой он писал в своих письмах к своей семье и маленькой дочке (моей маме). Его подвиг всегда был для меня примером.
Величкин Алексей Захарович - 2-я АЭ 9-го ГвМТАП ВВС СФ
Величкин Алексей Захарович родился 17.04.1915 в селе Косарево Новосильского уезда Тульской губернии в семье крестьян. В РККА с 1934 года. Место призыва Бийский ГВК, Алтайский край, г. Бийск. Воевал в 72 Авиационном полку ВВС СФ Губа ВАЕНГА. Первую боевую награду получил в сентябре 1941 года - Орден "Красного знамени", за 21 боевой вылет, за уничтожение склада беприпасов противника. Вторым Орденом "Красного знамени" был награждён за 38 бевых вылета после первого награждения, из них 10 ночью. Это были вылеты по разведке кораблей противника в Баренцовом море, бомбометание аэродромов, портов, баз и выполнение специальных заданий. 31 января 1943 года торпедным ударом потопил транспорт противника водоизмещением 6-8 тысяч тонн в районе порта ВАРДЭ. 26 сентября 1943 года был подписан приказ о награждении Алексея Захаровича, командира звена, Орденом "Отечественной войны 1 степени" за 92 боевых вылета, в том числе 26 ночных. На боевом счету гвардии капитан имел 2 потопленных транспорта и тральщик противника, из них один транспорт и один тральщик после награждения. 13 октября 1943 года мужественный и опытный лётчик-торпедоносец был сбит. В донесении о месте захоронения указано: упал в море.
Мы гордимся нашим дедом!
Бурин Виктор Иванович - стрелок-радист 118-го МРАП и 9-го ГвМТАП ВВС СФ.
Родился Виктор Иванович 4 марта 1926 года в селе Сосновка, Игнатовского района, Ивановской области в семье служащего.
В 1932 году поступил в школу, а в 1935 г в связи с переводом отца на новую работу семья переезжает на станцию Майне того же района Ивановской области, где Виктор продолжает учебу. Сообщение о войне для него, как и для многих других было неожиданным. Он не сразу осознал, что произошло что-то страшное. (в 1941 г он закончил 7 классов).
15 ноября 1943 года Виктор Бурин призван в ряды Советской Армии из 10 класса Майнским райвоенкоматом. С ноября 1943 г. по июнь 1944 г. находится в Военно-морском авиационном училище им. Ливаневского, по окончании которого направлен в распоряжение командующего ВВС СФ. Участвовал в боях в составе 118 разведывательного и 9-ого Гвардейского Краснознаменного минно-торпедного авиационного полка стрелком-радистом, присвоено звание гвардии сержант.
Экипаж Виктора совершает разведывательные полеты над акваторией под Мурманском в конце 1944 – начале 1945 года. О победе Виктор узнал, когда звено находилось на боевом дежурстве. Победа для Виктора Ивановича и его товарищей не означала окончания войны: экипаж продолжал жить в состоянии войны, продолжал барражировать над Баренцевым морем в поисках неприятельских подводных лодок, которые не признали капитуляции.
Спустя 3 месяца после войны экипаж выполнял последнее боевое задание. За успешное выполнение боевого задания экипаж был представлен к правительственной награде – орден Красного Знамени, который, к сожалению, не дошел до адресата, а вот медаль «За оборону Советского Заполярья» вручили 23 августа 1945 года.
Самая же дорогая награда – медаль «За победу над Германией», потому что она знаменует окончательный разгром врага, силу и мужество наших солдат.
В марте 1951 г. по постановлению Совета Министров СССР был демобилизован из рядов Советской Армии.
К этому времени родители переехали в г. Муром, здесь он закончил 10 класс в вечерней школе рабочей молодежи.
В 1952 году поступил в Казанский государственный педагогический институт на отделение немецкого языка факультета иностранных языков, который с отличием закончил в июне 1956 года. В период учебы в институте был членом бюро ДОСААФ, председателем учебной комиссии.
В августе 1956 г. назначен учителем немецкого языка Соболевской средней школы Челнинского района ТАССР.
С августа 1959 г. по август 1966 г. работал в 14 школе г. Мурома, в августе 1966 г. переведен в школу №18 учителем немецкого языка, а с 3 сентября 1979 г. – в школу №2 в прежней должности.
В 1986 году закончил педагогическую деятельность, ушел на заслуженный отдых, но связь со школой не потерял. Он часто бывал в школе по приглашению учащихся и учителей, насколько позволяло здоровье.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2348
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Летчики Заполярья в "Бессмертном полку"

Сообщение sk16rus »

Наумов Сергей Иванович - механик самолета в 255-ом ИАКП ВВС СФ
Наумов 1.jpg
Дата рождения 4 октября 1921
Дата смерти 14 февраля 1990
Место рождения Московская область Верейский район дер, Василисино
Год призыва 15 октября 1940
Место призыва город Москва
Часть пермское воен.морское авиац.техническое училище
Звание старшина

Боевой путь
3 авиационный истребительный полк ВВС черноморского флота ноябрь 1941
Моздокское военно-морское авиационное училище декабрь 1941 - март 1942
20 авиационный истребительный полк март 1942 - ноябрь 1942
225 авиационный краснознаменный истребительный полк ВВС северного флота ноябрь 1942-август 1945
зачислен на сверхсрочную 1 августа 1945
225 авиационный краснознаменный истребительный полк ВВС северного флота август 1945- январь 1948

Награды ветерана:
орден "Отечественной войны" 11 марта 1985 (890599)
медаль "За боевые заслуги" 01.08.1943 (335171)
медаль "За оборону Заполярья" 5 .12. 1944 (035712)
медаль "За победу над Германией" 10.03.46 (0016285)
медаль "20 лет победы в ВОВ" 31.10.1966 (3040851)
медаль "За доблестный труд" 01.04.1970
медаль "30 лет победы в ВОВ" 22.02.1979
медаль "40 лет победы в ВОВ" 15.04.1985
медаль "70 лет вооруженных сил СССР" 19.02.1988.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2348
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Летчики Заполярья в "Бессмертном полку"

Сообщение sk16rus »

Абрамов Павел Андреевич
Абрамов1.jpg
Дата рождения 12 февраля 1914
Дата смерти 14 июня 1986
Место рождения г.Баку Азербайджанская ССР
Часть 49207 ВВС СФ
Звание ст. инженер авиационного полка

В 1959г. по состоянию здоровья из рядов ВВС ВМФ переведен в запас в звании подполковник. В должности ст. инженер авиационного полка.

Участвовал в Польской компании с 1939г. в составе Белорусского военного округа.
Участвовал в Финской компании с 1939г по 1940г. в/ч 49207 ВВС СФ.
Участвовал в ВОВ с 06.1941г по 12.1943г. в/ч 49207 ВВС СФ.

Награды ветерана:
- Орден "Отечественной войны II степени "
- Орден "Боевого красного знамени"
- 2 Ордена "Красной звезды"
- медали:" За боевые заслуги". "За оборону Заполярья", "За победу над Германией", "30 лет Сов.Армии Флота", "40 Лет вооруженных сил ССР"
Примечание: интересно, что это за часть 49207? Похоже на 174-й ГвИАП им. Сафонова (он же 2-ой ГвИАП ВВС СФ)...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2348
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Летчики Заполярья в "Бессмертном полку"

Сообщение sk16rus »

Андреев Василий Николаевич - командир 1-ой АЭ 118 РАП ВВС СФ
Андреев Василий Николаевич 118 РАП ВВС СФ.jpg
Дата рождения 30 января 1908
Дата смерти 13 ноября 1978
Место рождения Смоленская область, Вяземского района, село Царево-Займище
Год призыва 20 декабря 1929
Место призыва г. Москва
Часть 1 Э 118 РАККП ВВС Северного Флота
Звание Майор

Боевой путь
118 разведывательный авиационный Киркенский Краснознаменный полк ВВС СФ, Сейсинская Краснознаменная АД ВВС 5-го Военно-Морского Флота (Тихоокеанский флот) , ПВО Черноморского флота

биография.pdf (43.5 MB)

Награды ветерана:
- орден "Красное Знамя"
- орден "орден Ленина"
- медаль "За Боевые Заслуги"
- медаль " За оборону Советского Заполярья"
- медаль " За победу над Германией в Великой Отечественной войны"
Изображение
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Летчики Заполярья в "Бессмертном полку"

Сообщение Тунгус »

Изображение
Небольсин Алексей Захарович
10 июля 1941 года звеном из трех самолетов И-16 ст. лейтенант Н. В. Пискарев, ст. лейтенант Н. И. Позднышев и лейтенант Алексей Небольсин штурмовали автоколонну противника в районе высоты 105,3 (в 4 км юго-западнее губы Большая Западная Лица). По донесениям летчиков, участвовавших в штурмовке, самолет Алексея был подбит и врезался в скопление вражеских автомашин.
22 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за проявленные мужество и героизм Алексей Захарович Небольсин посмертно награждён орденом Красного Знамени.
К моменту гибели Алексей Небольсин совершил 23 боевых вылета, участвовал в восьми воздушных боях, обил в группе с товарищами три самолета противника.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Летчики Заполярья в "Бессмертном полку"

Сообщение Тунгус »

Хлобыстов Алексей Степанович
Изображение
Хлобыстов Алексей Степанович
ГВАРДИИ КАПИТАН ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Дата рождения 23.02.1918
Дата смерти 13.12.1943


История солдата
Родился 23 февраля 1918 года в селе Захаровка (ныне село Елино Захаровского района Рязанской области) в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов неполной средней школы. В 1934 году, после смерти отца, переехал к сестре в Москву. Поступил учеником электромонтёра на Карачаровский механический завод, затем работал электриком на опытном заводе Всесоюзного НИИ металлургического машиностроения. Одновременно учился в Ухтомском аэроклубе. В Красной Армии с 1939 года. В 1941 году окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф.Мясникова. Служил в 20-м истребительном авиационном полку. На фронтах Великой Отечественной войны младший лейтенант А.С. Хлобыстов - с первого дня. Направлен в 153-й истребительный авиационный полк (5-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 23-й армии, Ленинградский фронт). Свой боевой счёт открыл 28 июня 1941 года, уничтожив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Осенью 1941 года в воздушном бою сбил свой четвёртый самолёт, но и сам был вынужден сесть на верхушки сосен. Месяц лежал в госпитале. На Ленинградском фронте выполнил 214 боевых вылетов, достоверно сбил 3 самолета лично. С января 1942 года воевал в составе 147-го истребительного авиационного полка (с апреля 1942 - 20-й гвардейский истребительный авиационный полк) на Карельском фронте. Член ВКП(б) с апреля 1942 года. Командир звена 20-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 14-й армии, Карельский фронт) гвардии лейтенант Хлобыстов Алексей Степанович совершил беспримерный подвиг в воздушном бою 8 апреля 1942 года в районе посёлка Рестикент Мурманской области. Тогда 6 советских истребителей отражали воздушный налёт 28-ми самолётов противника (в ходе боя к противнику прибыло подкрепление - ещё 8 истребителей). В этом бою А.С. Хлобыстов сбил 3 самолёта врага, один из которых - пулемётным огнем, а два других - таранными ударами (не имеющий аналогов подвиг). Несмотря на большие повреждения довёл израненный самолёт до аэродрома и произвёл благополучную посадку. К этому времени имел на боевом счету 266 боевых вылетов, в том числе 52 - в составе 20-го гвардейского авиаполка), провёл 16 воздушных боёв, сбил лично 4 и в группе - 6 самолётов врага. За этот подвиг на следующий день был представлен к званию Героя Советского Союза. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года гвардии лейтенанту Алексею Степановичу Хлобыстову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Ещё до присвоения звания Героя, в воздушном бою 14 мая 1942 года при отражении налёта немецкой авиации на Мурманск, гвардии лейтенант А.С. Хлобыстов тараном сбил бомбардировщик противника на горящем истребителе и покинул свой самолёт на парашюте. Был тяжело ранен. После выздоровления вернулся на фронт, в свой 20-й гвардейский истребительный авиаполк. Командир эскадрильи этого полка гвардии капитан Хлобыстов А.С. погиб в боевом разведывательном вылете 13 декабря 1943 года, в 20 километрах от нынешнего города Заозерск Мурманской области. К этому времени он совершил 335 боевых вылетов, сбил 7 самолётов противника лично и 24 в групповых боях. Много десятилетий считался пропавшим без вести. Награждён орденом Ленина (6.06.1942), двумя орденами Красного Знамени (22.07.1941, 3.06.1942), медалью. В 2009 году поисковиками было найдено место падения самолета Хлобыстова и останки Героя, по архивным документам уточнены обстоятельства гибели - над занятой врагом территорией самолет ведомого в воздухе столкнулся с самолетом Хлобыстова, летчики погибли. В 2013 году останки Героя с воинскими почестями похоронены на воинском кладбище посёлка Мурмаши Кольского района Мурманской области, рядом с могилами погибших в годы войны его однополчан. Именем Героя названы улицы в Мурманске и в Волгоградском районе Москвы, морское рыболовное судно, школа в посёлке Килп-Ярве Кольского района Мурманской области, пионерские дружины. На лице его имени в Москве и на территории НИИ в Москве, где работал Хлобыстов, сооружёны бюсты Героя. В цехе Карачаровского механического завода установлена мемориальная доска. Один из двух советских лётчиков (наряду с Н. В. Терёхиным), трижды совершивших воздушный таран, причем два тарана — в одном бою.

Впервые с врагом Хлобыстову пришлось встретиться уже на шестой день войны. Он патрулировал в прифронтовой зоне. Погода стояла ясная, солнечная, видимость, как говорили бывалые летчики, миллион на миллион. Вдруг, инстинктивно бросив взгляд вправо, там, где еще несколько секунд назад небо было абсолютно пустынным, он неожиданно увидел немного в стороне и ниже себя одинокий “юнкерс”. “Юнкерс” неторопливо и уверенно, шел над нашими позициями, высматривая, надо полагать, цель посолиднее и поуязвимее. Вылетая на разведку или патрулирование, Алексей, как военный летчик, сознавал, что может встретиться с врагом, более того, искал встречи. Но невесть откуда взявшийся “юнкерс” с выпущенными “куриными лапами” (у пикирующего бомбардировщика Ю-87 неубирающиеся шасси) вверг его в замешательство - он не думал, что столкнется с врагом именно так, один на один. Волнение вскоре прошло, а тренированный мозг профессионала уже оценил отличную позицию для атаки, в сознании, словно на классной доске, вспыхнули много раз слышанные слова инструктора: “Доворот, газ, сближение, прицел - очередь!” Он довернул, рванул сектор газа до упора, бросил машину вперед и вниз, и одновременно ударил длинной прицельной очередью. “Юнкерс” отчетливо вздрогнул, качнулся, задымил и тут же завалился в штопор. Видимо, Алексей наповал убил пилота.

Еще одна встреча А. Хлобыстова с фашистским любителем одиночной охоты. По странному совпадению это тоже был спокойно рыскающий над нашими войсками “юнкерс”. Хлобыстов решил посадить его на наш аэродром. Гитлеровец умело, но медленно (скорость ни в какое сравнение с советским “ястребком” не шла) уклонялся, а Алексей коротко постреливал для острастки. Вскоре немец понял, что находится под прицелом и может ожидать роковой очереди в любую секунду. Понял он и намерения советского летчика. Поразмышляв, видимо, что выбрать - смерть или плен, - он предпочел последнее и повел самолет на посадку. После этого случая советский летчик был удостоен ордена Красной Звезды! 8 апреля 1942 года Алексея Степановича принимали в члены ВКП (б). Во время собрания поступила команда на взлёт. Посты ВНОС обнаружили большую группу самолётов противника, шедших к Мурманску. На перехват была поднята шестёрка истребителей P-40 "Томахок-IIB" под командованием гвардии капитана Позднякова А.П. В районе посёлка Рестикент наши лётчики обнаружили 15 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 5 истребителей Me-110. Завязался упорный воздушный бой. В ходе боя самолёт гвардии лейтенанта Фатеева И.Д. был атакован "мессершмиттом". Ему на помощь пришли лётчики Бычков Е.М. и Семеньков В.Р. Спасаясь от их пулемётных очередей, немец отвернул в сторону и оказался перед Хлобыстовым. Времени на прицеливание не было. Не желая упускать гитлеровца невредимым, он левой плоскостью своего самолёта ударил по хвосту "мессершмитта". Тот, потеряв управление, врезался в сопку. Затем огнём из бортового оружия Хлобыстов сбил ещё один самолёт. Вскоре к немцам подошло подкрепление: 8 "мессершмиттов". В критический момент боя на таран пошёл капитан Поздняков и при этом погиб. Желая отомстить за своего командира, Хлобыстов сошёлся в лобовой атаке с двумя "мессершмиттами" и вторично применил таран, ударив одного из них левой плоскостью. На повреждённом, едва управляемом самолёте дотянул до своего аэродрома и благополучно произвёл посадку.

14 мая 1942 года гвардии старший лейтенант Хлобыстов вылетел в составе группы истребителей на отражение налёта вражеской авиации на Мурманск. В первые же минуты боя он был ранен в руку и ногу. Задымил и тут же вспыхнул мотор. Резким маневром Хлобыстов попытался сбить пламя, но безуспешно. Заметив, что самолёт капитана Соломонова В.Д. атакует Me-109, довернул свой самолёт, увеличил газ и таранным ударом уничтожил противника. От удара Хлобыстова выбросило из кабины через открытый фонарь. Теряя сознание, он успел раскрыть парашют.

После этой победы он долгое время провел в госпитале, там же узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза. К тому времени Алексей совершил 266 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, сбил 4 самолета лично и 6 в группе. После госпиталя его направили в Подмосковье - подлечиться и отдохнуть в санатории ВВС. После вручения в Кремле Золотой Звезды и Ордена Ленина, Хлобыстову предоставили небольшой отпуск для поездки домой. Вскоре он вернулся на фронт. 13 декабря 1943 года комэск 20-го гвардейского истребительного авиаполка капитан А.С. Хлобыстов, погиб, выполняя разведывательный полет над территорией ещё занятой противником.

Обстоятельства гибели

Погиб 13 декабря 1943 года на самолёте Р-40, вылетев на боевое задание в паре с ведомым Александром Калегаевым. По одной версии — погиб в воздушном бою. По другой, основанной на показаниях пленного немецкого пилота, командира 9-го отряда 5-й истребительной эскадры гауптмана Ганса Германа Шмидта, самолёты Хлобыстова и Калегаева случайно столкнулись в воздухе над немецкой территорией. Оба лётчика управляли американскими истребителями P-40 («Киттихоук»). Для Калегаева это был один из первых вылетов, возможно, столкновение произошло по его вине.

Самолёты Хлобыстова и Калегаева были найдены летом 2009 года по разные стороны современного Печенгского шоссе, как раз в том районе Петсамо, переименованного в Печенга - Титовка, в 20 километрах от нынешнего города Заозерск Мурманской области . Несколько лет ушло у поисковиков на сбор всех обломков самолётов и человеческих костей (причём возле самолёта Калегаева останков не было найдено вообще). Принадлежность машин определили по заводским номерам (у Хлобыстова — 1134).

На сбор всех фрагментов и работу с архивами у поисковиков из отряда «Икар» (Заозёрск, Мурманская область) ушло 4 года. 22 октября 2013 года останки А. С. Хлобыстова торжественно захоронили на воинском кладбище в Мурмашах, где похоронены многие его однополчане.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость