Трагическая гибель летчиков-североморцев на территории Татарской АССР в 1944 году.

Полки, летчики, события

Модератор: Модераторы форумов

Ответить
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2287
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Трагическая гибель летчиков-североморцев на территории Татарской АССР в 1944 году.

Сообщение sk16rus »

Что-то опять всплыл этот вопрос.
В своё время я писал по этому поводу небольшую заметку на Дзене. А сейчас подумал, что пусть и тут будет.

Трагическая гибель летчиков-североморцев на территории Татарской АССР в 1944 году.

11 февраля 1944 года при перегоне группы самолетов по трассе Аляска-Сибирь-фронт из Свердловска в Казань, на территории Татарской АССР в Арском, Высокогорском, Нурлатском (ныне Зеленодольском) и Верхнеуслонском районах потерпели катастрофу 13 самолетов производства США (один Бостон А-20 и двенадцать Аэрокобр Р-39).

Погибли 16 летчиков...

Среди них, кроме летчиков 9-го ПАП (Ковалев Б.А., Екимов А.И., Ткебучава А.Д., Крюков П.И., Фомичев С.Н., Дорофеев А.С., Пашков А.Я., Лобинцев Д.Я., Кольцов В.Д., Беляев К.М., Ермаков М.А.) и 102-го ГвИАП (Шпигун Д.А.), были и летчики-североморцы из состава 2-го ГвИАП ВВС СФ (Лопатин И.К., Булка А.И., Горишный В.А.) и 118-го ОРАП ВВС СФ (Грудаков И.С.).

ЦВМА, Фонд 787, Опись 2, Дело 137
ЦВМА, Фонд 787, Опись 2, Дело 137
Фотографии погибших Североморцев
Фотографии погибших Североморцев

Причиной потери самолетов и гибели такого количества летчиков стал ошибочный метеопрогноз, выданный на маршрут. Погода на трассе оказалась штормовой - морось, сильный туман, мокрый снег и густая облачность, которые обусловили почти нулевую видимость. Летчики, многие из которых не были обучены слепым полетам, вынуждены были лететь на бреющем полете. На многих самолетах отказали радиокомпасы.

Но погибла не вся группа...

Благополучно смогли вернуться на аэродром Кольцово (Свердловск) командир группы гв. капитан Сухомлин, а также летчики Владимир Смирнов и лейтенант Геннадий Иванов. Совершили вынужденные посадки в районе Арска летчики Виктор Корнев и Василий Кириченко. Летчики гв. Капитан Абышев и гв. Лейтенант Романов произвели вынужденную посадку на запасном аэродроме Янаул. Вместе с ними благополучно совершил вынужденную посадку экипаж-лидер «Пе-3» Военно-морского авиационного училища: капитан Акулин, лейтенант Савосин и сержант Черкасов.

Такой оказалась цена фатального метеопрогноза по вине начальника метеостанции. Узнав об этом, он застрелился.

Начальник отдела перелетов УрВО полковник Коробко, виновный в выпуске самолетов на трассу, был разжалован до звания рядового и отправлен на фронт в штрафбат (к концу войны был восстановлен в звании).

На сегодняшний день на найденных могилах 10 погибших летчиков установлены памятники.

Фотографии мест захоронения погибших 11.02.1944 г. в ТАССР летчиков (из открытых источников).
Фотографии мест захоронения погибших 11.02.1944 г. в ТАССР летчиков (из открытых источников).

Места падения 5 самолетов остаются неизвестными и не найдены могилы 6 летчиков:
  • у деревни Кадышево Высокогорского района - лейтенант Беляев Константин Михайлович, 1917 года рождения (командир звена 9-го ПАП).
  • у деревни Большие Ачасыры Нурлатского (ныне Зеленодольского) района - гвардии младший лейтенант Грудаков Иван Степанович, 1917 года рождения (командир звена 118-го ОРАП) .
  • в Казани, в районе водной станции - старший лейтенант Ковалев Борис Александрович, 1918 года рождения (и.д. командира эскадрильи 9-го ПАП) .
  • учтен погибшим у деревни Козыли - лейтенант Кольцов Владимир Дмитриевич, 1920 года рождения (летчик 9-го ПАП) .
  • Неизвестны, даже приблизительно, места гибели гвардии младшего лейтенанта Булки Андрея Ивановича и гвардии младшего лейтенанта Горишного Василия Алексеевича (летчики 2-го ГвИАП ВВС СФ).
Просим всех, кому известны хоть какие-то сведения о возможных местах захоронения вышеуказанных летчиков и/или военных самолетах, упавших в годы войны около этих населенных пунктов, написать в Объединение «Отечество» Республики Татарстан на адрес mipc@mail.ru или позвонить в Казань на номер 88435550255.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2287
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Трагическая гибель летчиков-североморцев на территории Татарской АССР в 1944 году.

Сообщение sk16rus »

Рассказывает один из тех лейтенантов, летчик девятого полка дивизии «воздушных извозчиков», ныне полковник в отставке Смирнов Владимир Алексеевич. Он перегонял «аэрокобры» из Красноярска на фронт и счастливо избежал смерти, когда мглистым февральским утром под Казанью за малым исключением разбилась вся его эскадрилья. Столь крупной единовременной катастрофы трасса не знала.

— Вообще о перегонке самолета по этой супертрассе долгое время было мало что известно. Ничего не писали о погибших. Где их могилы? Даже участниками войны еще недавно не считали вас, военных летчиков. А ведь тоже жертвовали жизнью...

— Да, я слышал много таких историй, могу рассказать только о том, что сам видел. Этого мне вовек не забыть. Число хорошо помню — 11 февраля 1944 года. Вылетели из Свердловска тремя звеньями: одиннадцать «Кобр» и ведущий — бомбардировщик «Бостон» — командир майор Якимов. Небо было ясное, чистое, но на подлете к Казани мощная облачность прижимает нас к земле. Видимость почти ноль. Я иду за бомбардировщиком, буквально в двух-трех метрах, даже вижу майора. Глянул по привычке на прибор авиагоризонта и обомлел — правый крен 40 градусов. Пятьдесят! Заваливаюсь! Выправляю влево и вдруг вижу землю — метрах буквально в 10–15. И в тот момент — справа сноп огня, взрыв! Это Якимов с тремя членами экипажа...

И еще одну страшную картину довелось тут же увидеть, перелетая Волгу. Смотрю, справа наша «Кобра» — на бреющем полете. Это был зам. командира эскадрильи Борис Ковалев. И — зацепляется за столб, вмерзший в Волгу. Все! В общем, кроме экипажа «Бостона», остальные разбивались поодиночке. Капитан Пашков, командир эскадрильи, Миша Ермаков, мой лучший друг, долетевший почти до Чебоксар. Дима Лобинцев, при аварийной посадке принявший смерть от ручки управления после удара о землю. Старший лейтенант Костя Беляев, лейтенант Владимир Кольцов, старший лейтенант Кириченко.

Из 14 вылетевших вернулись на базу двое — Геннадий Иванов и я. Виктора Корнева, выпрыгнувшего с парашютом, отправили в госпиталь — перебило ноги. Еще летела с нами эскадрилья морских летчиков. Вернулись трое.

Печатается в сокращении из статьи Валентина Прохорова в газете «Правда».

От редакции: Владимир Алексеевич не знал, что старший лейтенант Василий Кириченко при падении самолета выжил, после лечения в Арске продолжил службу в авиации. А вот лейтенант Михаил Ермаков, погибший под Чебоксарами, числится похороненным и в с.Чепчуги Высокогорского района. Поиск продолжается...
Отсюда
Изображение
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость