Место базирования 255-го ИАП
Добавлено: 22 июн 2011 21:12
На форуме "ЕВВАУЛ" в теме "Морская авиация (ВВС) Северного флота" при обсуждении места съемки фотографии был поднят вопрос о месте базирования 255-го ИАП ВВС СФ. Эту тему затронул некий Владимир Елисеев. В своем сообщении он написал:
Следует начать с того, что согласно Перечня № 17 "Органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Северного флота и Беломорской военной флотилии, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны. (1941-1945 гг.)" 255-й ИАП входил в состав ВВС Северного флота с 25 июня 1942 года, а значит был полноправным авиаполком ВМФ.
По поводу самого базирования - по данным Ю.В.Рыбина потери 255-го ИАП с момента его появления на Севере если и происходили над аэродромом, то всегда над Ваенгой, и никогда - над Мурмашами или Шонгуем. Обычно, как я понимаю, авиаполки защищают свои аэродромы, а не находящиеся на десятки километров в стороне.
Следующим пунктом будет описание воздушного боя 18 июля 1942 года, где говорится, что Юнкерсы после бомбежки отходили от Ваенги на север в сторону Полярного и на северо-запад. А значит - за залив. Да и озер там много. А если так, то и пеший переход и катер должны быть по любому - хоть до Мурмашей, хоть до Ваенги...
Далее в доказательство своей версии В.Елисеев привел описание другого боя:
Зато есть такая фраза:
"Истребитель Самаркова был подбит и летчик переворотом ушел вниз, направившись на свой аэродром. Вскоре поврежденный мотор остановился и при посадке самолет потерпел аварию. "
Которую можно толковать и так, что Самарков от Мурмашей потянул на Ваенгу и разбился при посадке уже там... Тем более, что по данным Ю.В.Рыбина, потери 255-го ИАП в этот день были именно в районе Ваенги-1.
Таким образом, я просто еще раз убедился во мнении, что 255-й ИАП ВВС СФ (да и наверное большинство полков ОМАГ, если не все) базировался на аэродромах Ваенга. Думаю, даже не существенно, на каком именно - первом или втором. Кроме того, я узнал, что сначала был один аэродром Ваенга. А когда появился второй в районе Сафоново, их стали называть так: североморский был "большим" аэродромом (Ваенга-1), а сафоновский - "малым" (Ваенга-2)".
В общем, этот небольшой спор оказался для меня полезным, и позволил взглянуть на некоторые вещи совсем по другому.
Я сначала даже удивился, что в свое время не обратил должного внимания на этот момент в письме деда. Но потом начал размышлять и понял, что наверное В.Елисеев все таки не прав.Начнем с Особой морской авиагруппы, в которую входил 255-й ИАП. Она не входила в состав ВВС СФ, а придавалась им с июля по октябрь. В приказе указано место базирования - Ваенга. Но это место базирования штаба группы, а разместить на аэродроме Ваенга несколько полков этой группы нереально.
Всю войну самолеты сухопутных ВВС располагались на аэродромах Шонгуй (25 км южнее Мурманска) и Мурмаши (17 км юго-западнее Мурманска). На аэродроме Ваенга базировалась морская авиация СФ или прилетавшие сюда англичане.
На аэродроме Мурмаши базировались самолеты 14-й воздушной армии Карельского фронта и там же, вероятно, базировался 255-й ИАП. Этот вывод можно сделать по письму вашего деда, где он пишет, как добирался домой после боя, где его подбили 18 июля. Он пишет, что шли 20 км, а к вечеру прибыли домой на катере. Поселок Мурмаши находится на берегу Кольского залива, туда можно добраться на катере. А вот в Ваенгу, где аэродром, на катере - ну никак. Если бы нужно было на аэродром Ваенга, то идти до него от места падения в районе поселка Роста максимум километров 15.
Следует начать с того, что согласно Перечня № 17 "Органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Северного флота и Беломорской военной флотилии, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны. (1941-1945 гг.)" 255-й ИАП входил в состав ВВС Северного флота с 25 июня 1942 года, а значит был полноправным авиаполком ВМФ.
По поводу самого базирования - по данным Ю.В.Рыбина потери 255-го ИАП с момента его появления на Севере если и происходили над аэродромом, то всегда над Ваенгой, и никогда - над Мурмашами или Шонгуем. Обычно, как я понимаю, авиаполки защищают свои аэродромы, а не находящиеся на десятки километров в стороне.
Следующим пунктом будет описание воздушного боя 18 июля 1942 года, где говорится, что Юнкерсы после бомбежки отходили от Ваенги на север в сторону Полярного и на северо-запад. А значит - за залив. Да и озер там много. А если так, то и пеший переход и катер должны быть по любому - хоть до Мурмашей, хоть до Ваенги...
Далее в доказательство своей версии В.Елисеев привел описание другого боя:
Однако такого упоминания я там не нашел.... 21 августа 1942 года. Там прямо написано, что бой проходил над аэродромом Мурмаши и самолеты после боя садились на него.
Зато есть такая фраза:
"Истребитель Самаркова был подбит и летчик переворотом ушел вниз, направившись на свой аэродром. Вскоре поврежденный мотор остановился и при посадке самолет потерпел аварию. "
Которую можно толковать и так, что Самарков от Мурмашей потянул на Ваенгу и разбился при посадке уже там... Тем более, что по данным Ю.В.Рыбина, потери 255-го ИАП в этот день были именно в районе Ваенги-1.
Таким образом, я просто еще раз убедился во мнении, что 255-й ИАП ВВС СФ (да и наверное большинство полков ОМАГ, если не все) базировался на аэродромах Ваенга. Думаю, даже не существенно, на каком именно - первом или втором. Кроме того, я узнал, что сначала был один аэродром Ваенга. А когда появился второй в районе Сафоново, их стали называть так: североморский был "большим" аэродромом (Ваенга-1), а сафоновский - "малым" (Ваенга-2)".
В общем, этот небольшой спор оказался для меня полезным, и позволил взглянуть на некоторые вещи совсем по другому.