В апреле 1941 г. на базе 2-го и 43-го истребительных полков 36-ой авиадивизии Киевского Особого
военного округа начали формироваться 254-й и 255-й ИАП. Большинство командиров эскадрилий и командиров звеньев составляли выходцы из 36-й АД и частично - прибывшие из частей округа, а рядовые летчики - выпускники 1940 г. и "строптивые" и слабые пилоты 2-го и 43-го полков.
255-й истребительный авиаполк был сформирован 7 мая 1941 г. и вошел в состав 36-й АД, которую с весны 1941 г. планировалось
перевести в систему ПВО Киева. Командиром полка был назначен майор Якушин К.Е., военкомом - старший политрук Чаплян Ф.Ф., штурманом полка - капитан Панин П.А. (в дальнейшем Панин стал командиром полка).
В ночь с 21 на 22 июня 1941 года в Киеве своевременно получили "предупредительную" директиву Тимошенко и Жукова,
в связи с чем войска ПВО успели осуществить ряд мероприятий по приведению частей в боевую готовность. С рассветом 22 июня было поднято по одной эскадрилье 2-го и 43-го ИАП для несения боевого дежурства, а когда зенитчики открыли огонь, с аэродрома Бородянка вылетели шесть И-16 из 255-го ИАП и пять И-153 из 2-го ИАП.
На Юго-Западном фронте 255-й ИАП участвовал в боях с фашистскими захватчиками до 23 августа 1941 г. Боевая деятельность полка в этот период в разных источниках оценивается по разному. По сведениям, изложенным в книге Иванова П.Н. "Крылья над морем", на ЮЗФ летчики полка совершили 815 боевых вылетов, провели 54 воздушных боя, в которых сбили 16 самолетов и 2 аэростата наблюдения противника. Кроме того, полк произвел свыше 60 вылетов на штурмовку техники и живой силы противника. По краткой истории полка, написанной в декабре 1941 года - "За время пребывания на фронте полк боевых заслуг не имел". А по отчету 36-ой ИАД за пять месяцев войны следует, что полк совершил 156 самолетовылетов, в том числе: на прикрытие промышленных объектов - 150, на разведку – 3, на штурмовку – 3. Проведено 9 воздушных боев, в которых сбит 1 Ме-109 и потеряно в 2 самолета И-16.
В сентябре 1941 года командование и управление полка и часть технического состава прибыли в Ростов в 11-й ЗАП на формирование (согласно Приказа № 013 по 11-му ЗАП 255-й ИАП числится сформированным с 29 сентября 1941 года), а в декабре 1941 года полк был направлен во 2-ой ЗАП в г. Сейма, где продолжилось его комплектование и обучение летчиков. Полк формировался из летчиков гражданской авиации, в основном аэроклубовских инструкторов – опытных летчиков с большим налетом, но без боевого опыта, которые переучивались на истребителей. Так же было несколько летчиков, имевших боевой опыт (Панин П.А., Товстый В.Г., Рассадкин П.А. и Самарков Ф.Е.). Личный состав осваивал новую материальную часть - самолеты ЛаГГ-3.
В апреле-мае 1942 года пилоты полка дважды летали в район Вышнего Волочка — перегоняли самолеты на Волховский фронт.
Обратно возвращались на Ли-2.
В мае 1942 года, получив матчасть в Горьком, 255-й ИАП (двухэскадрильного состава) перелетел по маршруту
Ярославль–Кашин–Тихвин-Ленинград и влился в ударную авиагруппу Ставки Верховного Главнокомандования (УАГ СВГК), которая обороняла Ленинград и его пригородные районы. Базировались на аэродромах Левашово, Комендантском аэродроме и Парголово. Полк поднимали по тревоге в ожидании налетов на Ленинград (звеном, шестеркой, восьмеркой или парой звеньев). Воздушных боев не было. Несколько вылетов было сделано на сопровождение штурмовиков.
За 2 месяца в состве УАГ СВГК полк выполнил 376 боевых вылетов.
2 (7) июля 1942 г. 255-й истребительный авиаполк в составе УАГ СВГК (переименованной 19 июля 1942 г. в Особую морскую
авиагруппу), перебазировался на аэродром Ваенга и вошел в состав ВВС Северного Флота.
В состав Особой морской авиационной группы (командующий генерал-майор авиации Петрухин Н.Т.) входили 13-й, 20-й, 121-й (с августа
1942 г.) и 255-й ИАП, 28-й, 29-й и
221-й БАП и 35-й МТАП. Большинство из этих полков уже имели боевой опыт.
На вооружении 255-го ИАП были ЛаГГ-3 с пушкой 20-мм и двумя пулеметами 12,7-мм. Самолеты были оборудованы только тремя
топливными баками, поэтому для
полетов над морем для увеличения дальности и времени полета приходилось использовать еще подвесные. Камуфляж был
трехцветный - сочетание
темно-зеленого, черного и темно-оранжевого. Бортовые номера и коки винтов - белые. Верхушка киля была белая, но не у всех.
Звездочки рисовали на гарготе за
кабиной.
Первые победы летчиков 255-го ИАП на Севере:
- 7.07.1942 года Воинов И.И. сбил Ме-109;
- 18.07.1942 года Чиликов Г.Н. сбил Ю-88;
- 18.07.1942 года Филиппов С.Д. сбил Ю-88.
В октябре 1942 г. летчики 255-го ИАП начали осваивать Як-1, и с 4 ноября до апреля 1943 г. вели боевую работу на обоих типах самолетов (Як и ЛаГГ) одновременно.
В январе 1943 г. полк вошел в состав 5-ой МТАБ СФ (в дальнейшем - 5-я МТАД СФ) и основной его задачей стало прикрытие ударных самолетов, действовавших на морских коммуникациях немцев.
Когда в начале ноября 1942 года 20-й ИАП пошел на переформирование, в 255-й ИАП перевели летчиков Бурматова, Простакова, Бойко и Горбачева (еще, вероятно, Бойченко М.И. - прим. sk16rus). 20-й ИАП оставил
свои "Яки", но всего несколько штук. После ЛаГГ-3, в 1943 году, 255-й ИАП перевооружили истребителями Bell Р-39 "Аэрокобра" (подробнее с информацией об использовании этих самолетов в 255-ом ИАП в 1943 году можно ознакомиться на странице "Аэрокобры"). Тогда уже полк стал трехэскадрильного состава. Две эскадрильи на "Кобрах", а в третьей
были "Яки" и
"Киттихауки", переданные из 20-го ИАП и 2-го ГИАП. Пилоты третьей эскадрильи, командиром которой был назначен Бойко,
летали в основном на
штурмовки и бомбометание.
Гибель командира полка Панина П.А. 26 августа 1943 года в 12.50 был обнаружен конвой противника, включавший
четыре транспорта, два миноносца, восемь сторожевиков, пять тральщиков и шесть
сторожевых катеров. Над караваном барражировали 10 истребителей. Не смотря на то, что наше командование не имело на тот
момент сил, необходимых для
атаки подобного соединения, оно не отказалось от очередной попытки достичь успеха. В воздух были подняты три А-20 и четверка
штурмовиков Ил-2. Воздушное
сопровождение осуществляли восемь "Аэрокобр" и столько же "Яков". В 17.03 в район цели прибыли
торпедоносцы, ведомые капитаном
Островским. Сразу после атаки (во время которой огнем зенитной артиллерии противника были сбиты три Ил-2 46-го ШАП ВВС СФ.) группа легла на обратный курс. Между истребителями завязался ожесточенный воздушный бой.
Немцам не удалось прорваться к
торпедоносцам, но выполнение боевой задачи истребителям досталось дорогой ценой - в бою были сбиты и погибли: командир 255-го ИАП майор
Панин П.А. (посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза), закрывший своим самолетом от огня противника один из торпедоносцев, младший
лейтенант Сосновский и младший лейтенант Борисов А.А. (при этом 255-й ИАП заявил о 8-и сбитых самолетах противника).
Гибель командира полка Чертова Н.Г. 17 марта 1944 года разведка обнаружила немецкий конвой N110, состоявших
из 4 транспортов и 20 кораблей эскорта. С воздуха его прикрывали истребители Ме-109. Командование решило нанести
комбинированный удар по транспортам группами низких и высотных торпедоносцев. Первую атаку провели 4 торпедоносца из 9-го
ГМТАП в сопровождении 8 истребителей из 255-го ИАП. Два А-20 были сбиты немецкими истребителями еще на подлете, а два
торпедоносца пали жертвой немецкой зенитной артиллерии. Истребители также понесли потери - погибли командир 255-го ИАП майор
Чертов H.Г. (возглавлявший группу прикрытия) и младший лейтенант Цибезов Н. В последующем вылете,
организованном для атаки конвоя N110, погиб заместитель командира 255-го ИАП начальник ВСС Герой Советского Союза капитан
Адонкин B.C.
После гибели Чертова Н.Г. на должность командира полка 22 апреля 1944 года был назначен капитан Тульский А.Е.,
который и командовал полком до конца войны (скан странички о прохождении службы А.Е.Тульским тут).
31.03.1944 года 255-й ИАП ВВС СФ был награжден Орденом Красного Знамени.
В 1944 году 255-й ИАКП ВВС СФ первым в авиации ВМФ СССР получил истребители Р-47 "Тандерболт". Первый
P-47D-22-RE в 255-ом ИАП был
получен 29 октября 1944 г., когда Командование морской авиации решило перепроверить результаты летных испытаний P-47,
проводившихся ранее в ЛИИ. А так
как собственной испытательной базы авиация ВМФ СССР не имела, поэтому решили, что испытывать "Тандерболт" будут
опытные фронтовые летчики
из 255-го ИАКП.
Испытательные полеты проводились с 29 октября по 5 ноября 1944 г. Одновременно исследовалась возможность базирования
"Тандерболтов" на
заполярных аэродромах. Результаты испытаний в целом оказались благоприятными.
Ниже приведена выдержка из "Протокола по испытаниям самолета P-47D-22-RE "Тандерболт".
"От командующего ВВС СФ генерал-лейтенанта авиации Преображенского № 08489 от 13 ноября 1944 г.
Рапорт Командующему ВВС ВМФ СССР Маршалу Жаворонкову
Докладываю, что по результатам испытания самолета P-47D-22-RE "Тандерболт" серийной постройки мною принято
решение о вооружении одной
эскадрильи 255-го ИАКП 14 самолетами "Тандерболт".
Эскадрилья будет выполнять следующие задачи:
1. дальнее сопровождение бомбардировщиков
2. горизонтальное и маловысотное бомбометание из расчета бомбовой нагрузки до 1000 кг на один самолет
3. атака кораблей охранения конвоев"
Маршал Жаворонков поставил на документе резолюцию:
"Одобряю. Перевооружить полк. Выделить 50
самолетов".
255-й ИАКП стал единственным полком в авиации ВМФ, полностью вооруженным "Тандерболтами" (еще была разведэскадрилья на Балтике).
С января 1943 года и до конца войны, находясь в составе 5 Минно-торпедной Киркенесской Краснознамённой дивизии ВВС СФ, летчики 255-го ИАКП произвели 3386 боевых вылетов с налётом 4022 ч., провели 114 воздушных боёв, в результате которых
сбили 153 самолёта противника. Из них: 3Ю-88, 23 Ме-110, 88 Ме-109, 32 ФВ-190, 2ФВ-189, 4 Хе-115, 1БВ-138.
Всего же, за время боевых действий на Севере с 7.07.42 г. по 1.11.44 г., летчиками 255-го ИАКП ВВС СФ было сбито 175 самолетов и 2 аэростата противника, предположительно сбито еще 37 самолетов (не получены подтверждения), проведено 130 штурмовок. Последний боевой вылет был совершен - 29.10.44 г. (ЦВМА ф.1485 оп.016531 д.1 "Журнал учета боевой работы")
255-й ИАКП ВВС СФ был расформирован 12.03.1960 года вместе с 91-ой ИАД (бывшая 6-я ИАД ВВС СФ времен ВОВ) и входившими в ее состав, помимо 255-го, 78-м и 95-м ИАП, в ходе осуществления решения Н.С.Хрущева о ликвидации ИА ВМФ.
"В июле 1940 года на
станции Сейма, что в Горьковской области, на базе Отдельной резервной авиационной эскадрильи был сформирован 166 резервный ИАП,
командиром которого стал майор Семёнов. На основании директивы Генштаба Красной армии от 30 июня 1941 года 166 РИАП
переформирован во 2 ЗАП (запасной авиаполк). В 1941 году во 2 ЗАП подготовлено и отправлено на фронт 23 маршевых авиаполка. Из
них вновь сформированных – 5, столько же полков было переучено на ЛаГГ-3. Доукомплектовано 13 авиаполков. За период с
28.06.41 по 31.12.42 личным составом 2 ЗАП освоены самолёты ЛаГГ-3 и Ла-5. Полностью сформировано и отправлено на фронт 7
истребительных авиаполков. Переучены на самолётах ЛаГГ-3 и Ла-5, доукомплектованы лётным и техническим составом и матчастью
64 истребительных авиаполка и три отдельных эскадрильи. Подготовлено 359 лётчиков, 5332 человека инженерно-технического состава. Для пополнения частей перегнано 927 боевых самолётов.
Выпуск полков 2 зап:
В 1941 году <…>
В 1942 году <…> март - <…> 255 ИАП - все на ЛаГГ-3 <…>"
Источник информации: www.airforce.ru