sk16rus

- Главная
- Форум
 
  МОЙ ДЕД
Краткая биография
  ПОИСКИ
- Информация
- Дополнительно
- ЦВМА
- Место гибели
- Аэроклуб
- 160-й РезАП
- Фото, письма
- Память
- 29.X.1942 [ролик]
 
  ВВС СФ
- ВВС СФ
- Герои Сов. Союза
- Асы ВВС СФ
- Список частей
- Список аэродромов
- Статьи
- Фотоальбом
- 46-ой ШАП ВВС СФ
 
  255-й ИАП
- 255-й ИАП
- Личный состав
- Боевая работа
- Победы
- Потери
- "Аэрокобры"
 
Ваенга-2  [1] [2] [3]
 
Книги
 
Ссылки

160-й РезАП ВВС РККА

краткие сведения

До войны
Из мемуаров Еремина Б.Н. "Воздушные бойцы"
Сведения от Ю.Шутова
Выписки из справки ЦАМО
 
До войны 160-й резервный авиационный полк входил в состав ВВС Одесского военного округа. Перед началом войны полк базировался в Кировограде, Канатово. К 22 июня 1941 года имел на вооружении самолеты СБ, И-16, И-153 (всего 73, из них 38 неисправных).
 
Дислокация частей ВВС на 22.06.1941 г.
 
Фрагмент on-line карты дислокации частей ВВС на 22 июня 1941 года
 
 
 
Выдержки из мемуаров Еремина Б.Н. "Воздушные бойцы":
 
1941 год я встретил на Украине в Одесском военном округе. Служба моя проходила в 160-м резервном авиационном полку, который базировался в ту пору неподалеку от Кировограда.
 
Наш 160-й резервный авиаполк было трудно назвать полком. Полк представлял собой весьма солидное и пестрое хозяйство, в котором было несколько истребительных и бомбардировочных эскадрилий. Штатный летный состав эскадрилий совершенствовал свою подготовку по существовавшим программам, но одновременно занимался обучением руководящего летного состава аэроклубов и некоторых летчиков из строевых частей, которые в нашем полку переучивались летать на истребителе И-16. В полку была солидная учебная база, в каждой эскадрилье находились хорошо подготовленные летчики-инструкторы, которые и проводили обучение. Обучающиеся же аэроклубовские и строевые летчики составляли так называемый переменный состав полка. Таким образом, 160-й авиаполк, хотя и был официально резервным полком, фактически добавочно имел функции мощной учебной базы, через которую накануне войны прошло немало известных впоследствии летчиков.
В силу этой учебной специфики мы раньше, чем летчики многих других авиационных полков, получили сведения о том, что в наши строевые летные части стали поступать новые отечественные истребители МиГ-1, Як-1 и ЛаГГ-3, и не без основания ожидали, что в скором времени эти новые машины поступят и к нам и мы начнем на них переучивание переменного состава полка. Штатный состав нашего полка был силен в летной подготовке, мы с нетерпением ожидали новые машины, уважая в то же время и нашего трудягу "Ишачка" И-16. <…> Впрочем, в последний предвоенный год все мы в полку много летали, вели учебные воздушные бои, учились метко стрелять. <…> Кроме того, мы получали большой налет на учебных самолетах А. С. Яковлева УТ-1 и УТ-2 - неприхотливых, легких и надежных.
 
Как я уже говорил, мы переучивали руководящий летный состав аэроклубов. В те годы работа аэроклубов была поставлена основательно, тысячи энтузиастов авиации получили в аэроклубах хорошую профессиональную подготовку. В нашем полку командный состав аэроклубов быстро и уверенно осваивал И-16. Прошедшие такую подготовку летчики получали квалификацию летчиков-инструкторов.
 
Весной сорок первого года интенсивность полетов повысилась
 
Воскресенье, 22 июня.
 
В тот день мы убрали с аэродрома все учебные самолеты на полевые площадки. Занимались маскировкой. Наш мирный аэродром преобразился: исчезло все лишнее, машины и постройки перекрашивались в защитный цвет. В первый день войны наш аэродром немцев почему-то не интересовал: бомбардировщики противника я видел, но они все время шли стороной.
 
В первый же день из состава истребительных эскадрилий полка на аэродроме была выделена дежурная группа для перехвата вражеских самолетов, которые шли на восток. На ночь мы устраивались тут же, около самолетов, в маленьких шалашиках. Пожалуй, во всем полку только мы - небольшая группа летчиков-истребителей, выделенных для перехвата и прикрытия, - находились в ожидании определенного дела. Положение остальных было не столь ясным.
 
Вскоре пришло известие, что наш авиаполк перебазируется в Ростов-на-Дону для переучивания на новой материальной части. В Одесском военном округе из нашего полка остается лишь группа истребителей во главе с капитаном Николаем Барановым. <…> Полковое командование было занято хлопотами, связанными с перебазированием полка, а наш полк, как я упоминал, был весьма пестрым и громоздким хозяйством. Довоенные полки вообще были большие, а в нашем 160-м резервном полку, если брать только самолетный парк вместе с учебно-тренировочными машинами, то их набралось бы около сотни.
 
Личный состав полка погрузился в эшелон и отбыл в тыл.
 
 
 
Сведения о Шутове Николае Михайловиче, служившем в 160-ом РезАП в 1940-1941 гг., предоставленные его сыном Юрием Шутовым:
 
С октября 1940 года по май 1941 года Шутов Николай Михайлович в звании старшего лейтенанта служил командиром звена 160-го РезАП. По состоянию на октябрь 1940 года командиром 6-й авиаэскадрильи 160-го РезАП (куда входило звено Н.М.Шутова) был майор Мищенко. Вышестоящими начальниками, утверждавшими результат аттестации, были: полковник Егоров, капитан Ежов, ст. политрук Фурсов, ст. лейтенант Зайка, командир 160-го РезАП – майор Сульдин.
 
С мая 1941 года по август 1941 года Шутов Н.М. – помощник командира авиаэскадрильи 160-го РезАП по летной подготовке.
 
Кроме вышеперечисленных лиц, в 160-ом РезАП с Шутовым Н.М. служили будущие ГСС Шаронов М.Ф. (позднее он воевал с Шутовым Н.М.в 796-ом ИАП); Дранищев Е.П. (в августе 1942 года воевал с Шутовым Н.М. в 437-ом ИАП под Сталинградом), Гуреев, Белов, техники Алиев, Егоров, инженер – Арцибашев (нтересно, что ни одна фамилия не совпадает с фамилиями, перечисленными в книге Еремина Б.Н. "Воздушные бойцы").
 
Сразу после начала войны 160-й РезАП был эвакуирован в Ростов-на-Дону.
В августе 1941 г. Шутов Н.М. был назначен командиром эскадрильи 11-го ЗАП СКВО (Ростов-на-Дону).
Затем в сентябре убыл в 25-й ЗАП в г. Аджи-Кабул (Азербайджан) для переучивания на МИГ-3. Кроме того, по воспоминаниям, там же все ждали поступления самолетов по ленд-лизу, но самолеты стали поступать намного позже. Вероятно, основная сложность в тот период была в отсутствии самолетов, с чем и были связаны перемещения летчиков по разным ЗАПам.
 
05.10.1941 г. Шутов Н.М. Приказом СКВО назначен командиром эскадрильи 796-го ИАП ВВС 52-ой армии (Волховский фронт).
Но - по воспоминаниям - только в январе 1942 года во 2-ом ЗАП, где формировался 796-й ИАП (а так же, в числе прочих, 255-й ИАП - прим.sk16rus), переучился на ЛАГГ-3. Далее только 17 марта 1942 года 796-й ИАП прибыл на Волховский фронт, а уже 21 марта 1942 года, после гибели командира полка Рындина В.И., Шутов Н.М. был назначен ВрИД командира 796-го ИАП и служил в этой должности до переформирования полка в июле 1942 г.
 
 
 
Выдержки из Справки ЦАМО, полученной в конце 2011 года, касающиеся 160-го РезАП:
 
Сообщаем, что 160 резервный авиационный полк 10 июля 1941 г. переформирован в 11 запасной истребительный авиационный полк.
...
В приказе 11 запасному авиационному полку № 09-а от 15 сентября 1941 года значится:"Личный состав 11 РАП, оставшийся после формирования 11 ЗАП, перевести в переменный состав полка, обратив на укомплектование формируемых частей..."
...
В приказе по 11 запасному авиационному полку № 013 от 29 сентября 1941 года значится:"С сего числа считать сформированным 255 истребительный авиационный полк, согласно прилагаемого штатно-должностного списка."
 
 


Текст на странице обновлен 29.05.2012 г.

Сайт создан
1 сентября 2004 г.
© Красильников С.Ю., 2004—2022
При использовании изложенных здесь сведений ссылка на этот сайт обязательна.
Яндекс.Метрика