![]() |
|
МОЙ ДЕД
ПОИСКИ
- 29.X.1942 [ролик]
ВВС СФ
255-й ИАП
|
ВНИМАНИЕ! 25 августа 2019 года
МЕСТО ПАДЕНИЯ САМОЛЕТА МОЕГО ДЕДА НАЙДЕНО! По ряду причин текст на этой страничке пока остается таким, каким он был до этой даты. Место боя и гибели Филиппова С.Д.факты и размышленияУ меня есть следующие сведения, дающие некоторое представления о месте и обстоятельствах последнего боя Филиппова С.Д., исходя из которых можно попробовать определить место гибели моего деда и место падения его самолета:
1. Заместитель командира первой эскадрильи 255-го ИАП ВВС СФ старшина (звание младший лейтенант было присвоено посмертно) Филиппов С.Д. был сбит в воздушном бою 29 октября 1942 года около 15:00;
2. По мнению Ю.В.Рыбина, заводской номер самолета ЛаГГ-3 (б/н 19), на котором мой дед совершил свой последний боевой вылет, с большей долей вероятности был № 312126100. По информации от Андрея Копыткова, номер самолета был 31212719 (а № 312126100 принадлежал самолету командира первой АЭ Юзова, погибшего на следующий день);
3. Согласно выписке из "Акта расследования причин лётных боевых потерь в частях ВВС ВМФ" (ЦВМА, Ф.12, оп.1, д. 1133, л.л. 35-36), бой проходил юго-восточнее аэродрома Ваенга. Во время боя противник оттянул наши самолеты в район высоты 310,0 (гор. Вычилвайвег (?) - по предположению Ю.В.Рыбина). При попытке выйти из боя глубокой спиралью до бреющего полета пара - старшина Филиппов и его ведомый лейтенант Самарков, были атакованы 5 Ме-109. В результате ЛаГГ-3 старшины С.Д.Филиппова был сбит, а летчик погиб.
4. Из письма сослуживца деда известно, что "С парашютом он не выбросился, а упал вместе с самолетом. Тело его сгорело полностью. Спасти тело не удалось, так-как было далеко и к моменту прихода к месту гибели уже все погорело."
5. На современных картах Мурманской области высоты 310,0 и(или) горы "Вычилвайвег" нет. Но есть похожая по названию гора "Вычымуайвенч" с высотой - 312, которая и является (судя по военным картам) той самой высотой 310. Она находится приблизительно в 25-и км к юго-востоку от Ваенги-2.
В самом начале своих поисков я считал, что самолет деда упал где-то "в районе высоты 310 - восточнее Мурманска", как написано в официальных документах. Но теперь я думаю, что делая попытку выйти из боя, Филиппов С.Д. наверняка старался держать курс в сторону аэродрома, и самолет упал ближе к Ваенге (причем Филиппов С.Д. мог держать курс и на аэродром "Ваенга-1", так как он находился ближе к месту боя и был более пригоден для аварийной посадки – можно было садиться хоть поперек). Это косвенно подтверждается словами из письма сослуживца: "...к моменту прихода к месту гибели...". То есть, к месту падения самолета шли пешком, но дошли, когда уже все сгорело. Из этого можно сделать предположение, что самолет упал километрах в десяти-пятнадцати (думаю, не более) к юго-востоку от аэродромов.
Хотя, все это только предположения и догадки. И сказать что-то конкретное можно будет только тогда, когда кто-то найдет и идентифицирует остатки обгоревшего "Лажка" (как называл его мой дед)... Если его вообще когда-нибудь найдут...
Фрагменты карт взяты с сайта
|
Сайт создан 1 сентября 2004 г.
|
© Красильников С.Ю., 2004—2022
При использовании изложенных здесь сведений ссылка на этот сайт обязательна.
|