sk16rus

- Главная
- Форум
 
  МОЙ ДЕД
Краткая биография
  ПОИСКИ
- Информация
- Дополнительно
- ЦВМА
- Место гибели
- Аэроклуб
- 160-й РезАП
- Фото, письма
- Память
- 29.X.1942 [ролик]
 
  ВВС СФ
- ВВС СФ
- Герои Сов. Союза
- Асы ВВС СФ
- Список частей
- Список аэродромов
- Статьи
- Фотоальбом
- 46-ой ШАП ВВС СФ
 
  255-й ИАП
- 255-й ИАП
- Личный состав
- Боевая работа
- Победы
- Потери
- "Аэрокобры"
 
Ваенга-2  [1] [2] [3]
 
Книги
 
Ссылки
ВНИМАНИЕ! 25 августа 2019 года
МЕСТО ПАДЕНИЯ САМОЛЕТА МОЕГО ДЕДА НАЙДЕНО!
По ряду причин текст на этой страничке пока остается таким, каким он был до этой даты.

Место боя и гибели Филиппова С.Д.

факты и размышления

 
Гора "Вычымуайвенч" 2012 год. Фотография предоставлена Константином Титаренко (фотошоп мой).
Гора "Вычымуайвенч" 2012 год.
Фотография предоставлена Константином Титаренко.
 
У меня есть следующие сведения, дающие некоторое представления о месте и обстоятельствах последнего боя Филиппова С.Д., исходя из которых можно попробовать определить место гибели моего деда и место падения его самолета:
 
1. Заместитель командира первой эскадрильи 255-го ИАП ВВС СФ старшина (звание младший лейтенант было присвоено посмертно) Филиппов С.Д. был сбит в воздушном бою 29 октября 1942 года около 15:00;
 
2. По мнению Ю.В.Рыбина, заводской номер самолета ЛаГГ-3 (б/н 19), на котором мой дед совершил свой последний боевой вылет, с большей долей вероятности был № 312126100. По информации от Андрея Копыткова, номер самолета был 31212719 (а № 312126100 принадлежал самолету командира первой АЭ Юзова, погибшего на следующий день);
 
3. Согласно выписке из "Акта расследования причин лётных боевых потерь в частях ВВС ВМФ" (ЦВМА, Ф.12, оп.1, д. 1133, л.л. 35-36), бой проходил юго-восточнее аэродрома Ваенга. Во время боя противник оттянул наши самолеты в район высоты 310,0 (гор. Вычилвайвег (?) - по предположению Ю.В.Рыбина). При попытке выйти из боя глубокой спиралью до бреющего полета пара - старшина Филиппов и его ведомый лейтенант Самарков, были атакованы 5 Ме-109. В результате ЛаГГ-3 старшины С.Д.Филиппова был сбит, а летчик погиб.
 
4. Из письма сослуживца деда известно, что "С парашютом он не выбросился, а упал вместе с самолетом. Тело его сгорело полностью. Спасти тело не удалось, так-как было далеко и к моменту прихода к месту гибели уже все погорело."
 
5. На современных картах Мурманской области высоты 310,0 и(или) горы "Вычилвайвег" нет. Но есть похожая по названию гора "Вычымуайвенч" с высотой - 312, которая и является (судя по военным картам) той самой высотой 310. Она находится приблизительно в 25-и км к юго-востоку от Ваенги-2.
 
Современная карта с районом вероятного места боя и гибели Филиппова С.Д., на карте выделена высота 312 (гора Вычымуайвенч).  Фрагмент полетной карты штурмана 46-го ШАП ВВС СФ 1941-го года с районом вероятного места боя и гибели Филиппова С.Д., на карте выделена высота 310 - гора Вычимвайвенч (кружочком обозначен район аэродрома Ваенга-2).
 
В самом начале своих поисков я считал, что самолет деда упал где-то "в районе высоты 310 - восточнее Мурманска", как написано в официальных документах. Но теперь я думаю, что делая попытку выйти из боя, Филиппов С.Д. наверняка старался держать курс в сторону аэродрома, и самолет упал ближе к Ваенге (причем Филиппов С.Д. мог держать курс и на аэродром "Ваенга-1", так как он находился ближе к месту боя и был более пригоден для аварийной посадки – можно было садиться хоть поперек). Это косвенно подтверждается словами из письма сослуживца: "...к моменту прихода к месту гибели...". То есть, к месту падения самолета шли пешком, но дошли, когда уже все сгорело. Из этого можно сделать предположение, что самолет упал километрах в десяти-пятнадцати (думаю, не более) к юго-востоку от аэродромов.
 
Хотя, все это только предположения и догадки. И сказать что-то конкретное можно будет только тогда, когда кто-то найдет и идентифицирует остатки обгоревшего "Лажка" (как называл его мой дед)... Если его вообще когда-нибудь найдут...
 
 
Фрагменты карт взяты с сайта www.kolamap.ru.

Тема о поисках

Тема об обнаружении

 


Текст на странице обновлен 25.08.2019 г.

Сайт создан
1 сентября 2004 г.
© Красильников С.Ю., 2004—2022
При использовании изложенных здесь сведений ссылка на этот сайт обязательна.
Яндекс.Метрика