Слава
защитникам
Советского Заполярья!
 

Пользовательский поиск Google.

 
  Мой дед
- 29.X.1942 [ролик]
 
  ВВС СФ
 
  255-й ИАП
 
 
 

"Аэрокобры" в 255-ом ИАП

(1943 год)

 
 
Аэрокобра P-39M-1 командира звена 255 ИАП ст.л-та П.А. Рассадкина. Аэродром Ваенга-1, зима 1943-44 гг. (из коллекции Г. Петрова).
 

В феврале 1943 года полк начал перевооружение на "Кобры", продолжая выполнять боевые вылеты на "Яках" и "ЛаГГах". На 1.02.43 г. в его составе было 7 Як-1, 4 ЛаГГ-3, 8 "Аэрокобр" (1 Mk.I, 1 P-39D-1, 6 P-39D-2) и 1 У-2.
К апрелю новый истребитель хорошо освоили, и 4.04.43 г. совершили на нем первый боевой вылет (на сопровождение Пе-2). А 29 апреля состоялось "боевое крещение": 6 "Кобр" (ведущий – командир полка майор П.А. Панин) вылетели на сопровождение торпедоносцев. При атаке конвоя "Кобры" связали боем 6 Me-110 прикрытия, и сбили два из них.1 Других побед в апреле не было, потери составили 1 Як-1 (в аварии).

Поставки "Аэрокобр" через северные порты после февраля прекратились, и пришлось повременить со списанием "Яков" и "ЛаГГов". Тем более, что в мае боевые действия особой интенсивностью не отличались: было сбито 2 Me-110, и первая "Кобра" стала жертвой "мессеров" (P-39D-2, пилот мл. л-т В.К. Беренда погиб).
С 1 июня в 255-й ИАП началась передача "Аэрокобр" из 2 гв.ИАП, и, как отмечено в "Материалах по обобщению боевого опыта 255 ИАП", "…к июлю полк полностью перешел на м/ч самолета P-39 "Аэрокобра" с радиостанцией SCR-274N, которая по стабильности, мощности, дальности значительно лучше, чем РСИ-4, и нет шумов (такие станции были на ЛаГГ-3 и Як-1)"2 Боевые вылеты на "Яках" и "ЛаГГах" прекратили, хотя они оставались в полку до осени.
Боевой состав на 1.07.43 г. включал уже 20 "Аэрокобр" (5 Mk.I, 1 P-39D-1, 5 P-39D-2, 4 P-39M, 5 P-39N), 4 ЛаГГ-3, 3 Як-1 и 1 У-2. Три P-39M – №№ 181 (24884), 221 (24924) и 239 (24942) были получены из 2 гв. ИАП, а P-39M №236 (24939, бортовой "02") – из ремонта. Последний, впрочем, требовался большинству воевавших во 2 гв.ИАП машин.

Разнообразие моделей "Кобр", нежелательное в иных случаях, для "конвойного" полка обернулось благом. При сопровождении бомбардировщиков, высотных и "низких" торпедоносцев3 наряд истребителей разделялся на 2-3 равных части с эшелонированием по высоте. Группа непосредственного прикрытия шла рядом с "подопечными", отсекая прорвавшихся к ним "мессеров". Группа боя следовала с превышением, и должна была связать боем основную часть вражеских истребителей. При подходе к цели группа боя выходила вперед, расчищая ударным самолетам дорогу к конвою.
При сопровождении "низких" торпедоносцев выделялась и вторая группа боя, ходившая еще на 200-300 м выше свободными галсами на повышенной скорости, просматривая круговую сферу, чтобы первой обнаружить самолеты противника, и первой вступить с ними в бой.
"Высотные" P-39M и N были отобраны лучшими летчиками, и их, как правило, включали в группы боя. А "Кобры" Mk.I и P-39D-2, доставшиеся менее опытным пилотам, но имевшие лучшие ЛТХ на малых высотах, вполне успешно справлялись с непосредственным прикрытием.
По инициативе майора Панина вместо "фирменных" баков на 75 галлонов (284 л) на подфюзеляжное крепление стали подвешивать отечественные ПЛГБ-350, вмещавшие до 330 л бензина. Вес такой подвески превышал стандартную на 38 кг, но испытания показали ее безопасность и надежность. Длительность полета при этом возрастала вдвое, до 2.5 часов, а тактический радиус – до 350 км. В вылете 29.04.43 г. появление "Кобр" вне зоны их действия было неожиданным для Me-110, и позволило легко связать их боем. Торпедоносцы без потерь атаковали конвой и вернулись на базу. Вскоре ПЛГБ-350 стали применять и летчики 2 гв.ИАП.
За июнь было потеряно 2 "Кобры" и 1 Як-1. По документам полка, в 4 воздушных боях (3, 8, 19 и 23 июня) пилотами "Аэрокобр" было сбито 10 Me-109, 3 Me-110, 4 FW-190 и 1 FW-189.4

В июле наиболее успешным был бой 22.07.43 г., когда девять "Кобр" под командованием майора Панина сопровождали 5 "Бостонов". До цели шли в 50 км от берега на бреющем, в режиме радиомолчания. Радары их не засекли, и над немецким конвоем не оказалось самолетов прикрытия. Торпедоносцы неожиданным ударом потопили 2 корабля. На обратном пути их перехватили 6 Me-109, но группа боя отразила атаку, при этом ее ведущий ст. л-т П.А. Рассадкин (на P-39M) сбил "мессера". При повторной атаке группа непосредственного прикрытия сбила еще 2 Me-109.5
А следующий день принес большие потери: в одном вылете огнем ЗА были сражены сразу три "Аэрокобры", погибло 2 летчика. Еще одна P-39 была сбита ранее, 17 июля.
На 1.08.43 г. в боевом составе числились 16 "Аэрокобр", 4 Як-1, 1 учебный "Киттихаук" и 1 У-2. Потери опять составили 4 "Кобры": одну – 23-го, и сразу три – в ожесточенной групповой схватке над конвоем 26 августа. В этом бою погиб и командир 255 ИАП майор П.А. Панин – прикрыл от "мессершмитта" атакующий торпедоносец, и был сбит вместо него… В числе потерь – P-39M №181 и №221.
На 1.09.43 г. в 255 ИАП осталось 12 "Аэрокобр", 6 "Киттихауков", 1 УТИ-4 и 1 У-2. Новые P-39 не поступали, но в полку появились оригинальные "гибриды": на 4 оставшиеся "Аэрокобры" Mk.1 вместо отработавших ресурс E-4 установили высотные моторы E-18 от P-39M! Такие же двигатели получили и 2 P-39D-2.6 А на прибывшей из ремонта четвертой P-39M (№ 239) оказался …мотор E-19 от P-39N! На пилотажные свойства "эмки" новый "движок", почти аналогичный "родному", особого влияния наверняка не оказал. А вот как повели себя в воздухе Mk.1 и P-39D-2 с высотными двигателями, весьма интересно! Но история (в виде архивных документов и мемуаров) об этом, к сожалению, умалчивает…
В конце сентября прибыло пополнение - 8 новеньких P-39N, а на обе оставшихся P-39M (236 и 239) установили новые моторы E-19.
На 1.10.43 г. боевой состав включал уже 18 "Аэрокобр", 11 отремонтированных "Киттихауков" (бывшие машины 2 гв.ИАП), 1 И-16, 1 УТИ-4 и 1 У-2.
"Эмка" № 239 была одной из двух "Кобр", потерянных в сентябрьских боях. А последняя P-39M, №236 (бортовой "02"), успешно воевала до лета 1944 года. На ней несколько месяцев летал командир звена ст. л-т Рассадкин. 12 06.44 г. она была разбита в аварии молодым пилотом.

За 1943-й, первый год боев на "Аэрокобрах", летчики 255 ИАП сбили 97 самолетов противника7 (45 Me-109, 19 Me-110, 27 FW-190, 3 He-115, 2 Ju-88 и 1 FW-189). Боевые потери составили 16 "Кобр" и 12 пилотов, и 6 самолетов других типов (2 пилота), небоевые – 2 ЛаГГ-3, 1 Як-1 и 1 И-15бис.

За успехи в боях 1943 года трем летчикам полка было присвоено звание ГСС: 22.01.44 г. командирам полка майору П.А. Панину (посмертно, за 12 сбитых лично), капитану В.С. Адонкину (за 13 сбитых к июлю 1943 г.), и 31.05. 44 г. замкомэска майору П.А. Рассадкину (за 12 сбитых лично к 1.01.44 г.).

 
1 - Засчитаны мл. л-ту Борисову и ст. сержанту Беренде (ЦВМА ф.1485 оп.016531 д.1 стр.22). Но немецкие источники эти победы не подтверждают.
2 - ЦВМА ф. 75 д. 33170, стр. 16.
3 - "Низкие" торпедоносцы – самолеты с торпедами 45-36АН для сброса с высоты до 30 м, высотные – с торпедами 45-36АВ-А (либо английскими), снабженными парашютом.
4 - По материалам М.Н.Супруна, представленным на сайте www.arcticwar.pomorsu.ru подтверждены 2 Me-109 и 2 Me-110.
5 - По материалам М.Н.Супруна, представленным на сайте www.arcticwar.pomorsu.ru ни одна победа не подтверждается.
6 - Поставки запасных двигателей были нерегулярными, моторы E-4 и E-6 прекратили выпускать осенью 1942 года, и рассчитывать на их подвоз не приходилось. Поэтому использовали то, что было под руками на данный момент.
7 - ЦВМА ф. 1985 оп.016531 д.1 "Журнал учета боевой работы", стр. 77. Там же приведены общие боевые потери с 7.07.42 г. (т.е. с начала боевых действий на СФ) по 1.01.44 г.: 40 самолетов и 27 летчиков. Общее количество побед за период составило 118 (60 Me-109, 23 Me-110, 27 FW-190, 3 He-115, 3 Ju-88 и 2 FW-189).
 
 
Источники информации: В.Роман "Аэрокобры над Кубанью" глава "В авиации ВМФ", (сокращенный текст предоставлен автором)


Текст на странице обновлен 2.05.2008 г.

наверх
Сайт создан
1 сентября 2004 г.
© Красильников С.Ю., 2004—2016
При использовании изложенных здесь сведений ссылка на этот сайт обязательна.
 
Яндекс.Метрика Rambler's Top100