Слава
защитникам
Советского Заполярья!
 

Пользовательский поиск Google.

 
  Мой дед
- 29.X.1942 [ролик]
 
  ВВС СФ
 
  255-й ИАП
 
 
 

ВВС Северного флота

в годы Великой Отечественной войны

 
По состоянию на 22.06.1941 г. ВВС Северного флота состояли всего из четырех частей: 72-го САП, 118-го РАП, 49-ой ОАЭ и 24-го звена связи и насчитывали сто шестнадцать боевых самолетов.
118-й МРАП (сформированый в 1939 г. на базе 45-й ближнеразведывательной морской эскадрильи) участвовал в Зимней войне против Финляндии, и к началу войны имел на вооружении самолеты МБР-2 (37 штук) и ГСТ (7 штук).
49-я отдельная авиаэскадрилья располагала десятью самолетами МБР-2, а 24-е звено связи - двумя самолетами МБР-2.
72-й САП СФ к началу войны включал 4 истребительные и одну бомбардировочную эскадрильи и имел на вооружении 49 истребителей Поликарпова (в том числе 28 самолетов И-15бис, 17 самолетов И-153 и 4 самолета И-16) и 11 бомбардировщики СБ-2.
Минно-торпедной и штурмовой авиации на Севере не было.
В июле 1941-го в 72-ой САП от промышленности было подано 6 самолетов Пе-2, на которых была сформирована 5-я эскадрилья полка.
Тогда же в июле, на Север прибыло 10 самолетов МиГ-3 от промышленности и 22 И-16 из других частей ВВС ВМФ, а в августе еще 10 И-153 из ВВС ЧФ.
Осенью 1941 года с КБФ прибыли три торпедоносца ДБ-3ф, а через полгода поступило еще 6 таких же самолетов из 4-го МТАП ТОФ. Из них в 72-ом САП (к тому времени ставшему уже 2-ым Гв.САП) в марте 1942 года была сформирована эскадрилья торпедоносцев, которая стала 6-й (весной 1942 года 4-я и 5-я эскадрильи были объединены в одну, но при этом была развернута еще одна истребительная эскадрилья).
В сентябре 1941 года с Балтики в 118-й РАП прибыла эскадрилья самолетов Че2 (МДР-6).
А в октябре 1941 года был сформирован 78-ой ИАП, основу которого составили опытные пилоты 72-го САП. Командиром полка назначили Б.Ф.Сафонова.
В январе 1942 года 72-й авиационный Краснознаменный полк был переименован во 2-ой гвардейский смешанный Краснознаменный авиационный полк.
А в марте 1942 года были произведены значительные организационные изменения в авиации Северного флота.
Во 2-й Гв.САП передавался личный состав 78-го полка со всей авиационной техникой. Командиром 2-го гвардейского смешанного авиационного Краснознаменного полка был назначен Герой Советского Союза майор Б.Ф.Сафонов.
Бывшая Сафоновская эскадрилья из 2-го полка, имевшая на вооружении самолеты И-16, перешла в 78-й полк, командиром которого был назначен капитан И.К.Туманов, а эскадрильи возглавили старшие лейтенанты В.С.Адонкин и П.Г.Сгибнев.
На основании Приказа Наркома ВМФ № 0214 от 11.03.1942 г. был сформировали 27-ой ИАП (на базе двух эскадрилий 2-го ГСАП), а Армейские ВВС передали флоту 95-й авиаполк (приказ № 0060 от 5.03.1942 г.), вооруженный самолетами Пе-3 (с февраля 1943 года полк действовал в оперативном подчинении 5-й МТАБ СФ).
Взлетает Пе-3 95-го ИАП ВВС СФ
С начала июля до конца октября 1942 года в составе североморской авиации действовала Особая морская авиагруппа, в которую входили 13-й, 20-й, 121-й и 255-й ИАП, 28-й, 29-й БАП, а также 35-й МТАП (на самолетах Ил-4), который был сформирован весной 1942 года.
В октябре 1942 года из состава 2-го гвардейского Краснознаменного смешанного авиаполка имени Б.Ф. Сафонова были выведены минно-торпедная и бомбардировочная эскадрильи. Они вошли в состав вновь формируемого 24-го минно-торпедного полка, который возглавил подполковник Н.Н. Ведменко. 3-я эскадрилья формировалась из экипажей 118-го разведывательного полка и 35-го минно-торпедного полка. К ноябрю 1942 года формирование 24-го МТАП завершилось (одновременно 35-й МТАП был выведен из состава ВВС Северного флота).
24-й МТАП получил несколько ленд-лизовских самолетов типа "Хемпден", которыми укомплектовали 2-ю и 3-ю эскадрильи полка (в первой эскадрилье были советские ДБ-ЗФ). Создание этого авиаполка позволило уже в 1942 г. увеличить количество вылетов с целью нарушения морских сообщений противника.
После этого переформирования во 2-ом гвардейском полку имени Б.Ф. Сафонова остались только истребительные эскадрильи и Приказом Наркома ВМФ он был переименован во 2-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк имени Б.Ф. Сафонова.
Аэрокобры 2-го ГвИАП ВВС СФ 23 октября 1942 года, в связи с расформированием ОМАГ, в состав ВВС СФ были включены 29-й БАП и 255-й ИАП, и отведены на переформирование 35-й МТАП, 13-й ИАП, 28-й БАП и 20-й ИАП (который передал свои самолеты и небольшую часть летного состава в 255-й ИАП). 121-й ИАП, расформированный этим же приказом, 6 ноября 1942 года был вновь воссоздан и включен в состав ВВС СФ (но 4.06.1943 года 121-й ИАП был опять расформирован, а вместо него создана 3-я АЭ 29-го БАП).
В ноябре 1942 года с Каспийской флотилии на Север прибыл 22-й разведывательный авиаполк.
12 февраля 1943 года 118-й МРАП переформирован в РАП: 1-я и 2-я АЭ на самолетах МБР, 3-я на истребителях, 4-я (бывшая 28-я ОРАЭ) на двухмоторных колесных самолетах.
В начале 1943 года были сформированы две бригады: 6-я истребительная авиабригада, состоявшая из 2-го, 27-го, 78-го и 20-го (вернувшегося в Заполярье, и вошедшего в состав ВВС СФ 26 июня 1943 года, после переформирования, на самолетах Як-1) истребительных авиаполков, и 5-я минно-торпедная авиационная бригада, в которую вошли 24-й МТАП, 29-й БАП и 255-й ИАП (а позже 36-й МТАП). Управление 5-ой МТАБ было сформировано на основе штаба расформированной ОМАГ.
В июле 1943 года эти бригады были переименованы в дивизии.
Аэрокобры 255-го ИАП ВВС СФ Всего, к середине лета 1943 г., ВВС Северного флота имели в своем составе более 600 самолетов, в том числе более 90 штурмовиков, более 30 бомбардировщика, и около 70 торпедоносцев. На вооружении ударной авиации были самолеты МБР-2, СБ, ГСТ, Че-2, Пе-2, Пе-3, Ил-2, Ил-4, а так же "Хемпден" и "Бостон".
03.12.1943 выходит Приказ о формировании Управления ВВС Беломорской флотилии. Одновременно формируется 44-й САП (состоящий из одной ИАЭ и двух БАЭ).
В начале 1944 года из авиации дальнего действия на Северный флот дополнительно были выделены 6 Ил-4 и 2 С-47.
29-й БАП из 5-ой МТАД в апреле 1944 года был включен в состав 13-й АДБП ЧФ и начал перебазирование с Севера на Черное море.
В мае 1944 года 20-й ИАП из 6-ой ИАД был передан в сформированную в это время 14-ю САД (приказ о формировании управления 14-ой САД был подписан 28.04.1944 г.), в которую так же вошли 95-й ИАП и 46-й ШАП, прибывший на Север в марте 1943 г.
В июне 1944 года с Черного моря прибыл 36-й МТАП, который вошел в состав 5-ой МТАД.
На 1 октября 1944 г. в ВВС СФ было уже 750 самолетов, часть которых составляли машины отечественного производства и частично самолеты, поступившие от союзников.
К окончанию войны основной состав военно-воздушных сил Северного флота включал в себя: 5-ю МТАД СФ (в составе: 9-го Гв.МТАП СФ, 255-го ИАП СФ, 36-го МТАП СФ), 6-ю ИАД СФ (в составе: 2-го Гв.ИАП СФ, 27-го ИАП СФ, 78-го ИАП СФ), 14-ю САД СФ (в составе: 20-го ИАП СФ, 95-го ИАП СФ, 46-го ШАП СФ), 22-ой и 118-й МРАП СФ.
Помимо них так же имелись: 3-й учебный авиаполк, 3-я авиагруппа (в составе: 53-го, 54-го САП, 20-й ОАЭ, 16-го ТрАО), 44-й САП, 26-я отдельная морская дальнеразведывательная эскадрилья (сформирована 12.04.1945), 29-я арт АЭ, 30-я бук АЭ ПВО, 10-я САЭ и 24-е отдельное авиазвено.

Примечание: Так же в составе ВВС СФ в годы войны были созданы, но потом расформированы: 11-я учебная АЭ (03.04.1942-25.12.1943), 21-я ОИАЭ (19.12.1943-15.04.1944), 18-е корректировочное авиазвено (24.06.1943-09.11.1943) и 34-е санитарное авиазвено (22.06.1941-28.12.1943)

Всего ВВС Северного флота за время войны совершили более 57 тысяч самолето-вылетов с налетом более 88 тысяч часов.
Было потоплено и повреждено 178 различных кораблей и судов и уничтожено 1045 самолетов противника (из них 933 - в воздушных боях).
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм два авиаполка были преобразованы в гвардейские, три авиадивизии и 10 авиаполков стали Краснознаменными, более 4 тысяч воинов-авиаторов награждены правительственными наградами, 53 летчикам присвоено высокое звание Героя Советского Союза, а Б.Ф.Сафонов удостоен этого звания дважды.
 

Гвардейские соединения и части ВВС СФ:
- 2-й гвардейский Краснознаменный авиаполк (бывший 72-й авиационный Краснознаменный полк) - командир капитан И. К. Туманов (18 января 1942 г.). 15 июня 1942 г. полку было присвоено имя Б. Ф. Сафонова. В дальнейшем полк получил название: 2-й гвардейский истребительный авиационный Печенгский Краснознаменный полк имени Б. Ф. Сафонова.
- 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк (бывший 24-й минно-торпедный авиаполк) - командир майор Ф. В. Костькин (31 мая 1943 г.); в дальнейшем назывался: 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк.

Краснознаменные авиационные соединения и части ВВС СФ:
- 72-й авиационный полк - командир подполковник Г. П. Губанов (16 сентября 1941 г.).
- 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк - командир подполковник Б. П. Сыромятников (31 марта 1944 г.).
- 255-й истребительный авиационный полк - командир майор Н. Г. Чертов (31 марта 1944 г.).
- 46-й штурмовой авиационный полк - командир подполковник М. П. Михайлов (22 июля 1944 г.).
- 36-й минно-торпедный авиационный полк - командир подполковник А. Я. Ефремов (22 июля 1944 г.).
- 118-й морской разведывательный авиационный полк - командир подполковник С. К. Литвинов (31 октября 1944 г.).
- 78-й истребительный авиационный полк - командир подполковник В. И. Бабернов (31 октября 1944 г.).
- 5-я минно-торпедная авиационная дивизия - командир генерал-майор Н. М. Кидалинский (31 октября 1944 г.).
- 14-я смешанная авиационная дивизия - командир полковник А. В. Жатьков (31 октября 1944 г.).
- 6-я истребительная авиационная Печенгская дивизия - командир генерал-майор Н. Т. Петрухин (3 ноября 1944 г.).
- 46-й штурмовой авиационный Печенгский полк (вторично) - командир майор Г. В. Павлов (3 ноября 1944 г.).
- 27-й истребительный авиационный полк - командир майор A. Я. Дижевский (3 ноября 1944 г.).
- 20-й истребительный авиационный Киркенесский полк - командир подполковник Д. А. Петров (6 марта 1945 г.).
- 95-й авиационный полк - командир майор И. А. Ольбек (8 июля 1945 г.).

Авиационные соединения и части ВВС СФ, удостоенные почетных наименований:
   Печенгских (приказ Верховного Главнокомандующего № 0354 от 31 октября 1944 г.):
- 6-я истребительная авиационная дивизия.
- 2-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк имени Б. Ф. Сафонова.
- 46-й Краснознаменный штурмовой авиационный полк.

   Киркенесских (приказ Верховного Главнокомандующего № 0369 от 14 ноября 1944 г.):
- 5-я Краснознаменная минно-торпедная авиационная дивизия.
- 9-й гвардейский Краснознаменный минно-торпедный авиационный полк.
- 20-й Краснознаменный истребительный авиационный полк.
- 118-й Краснознаменный морской разведывательный авиационный полк.

 
© Красильников С.Ю., 2008
 
"Крылья над морем" - Иванов П.Н. - Воениздат, Москва 1973
"Вместе с флотом" - Головко А.Г.
Сведения от М.Морозова
- сайт "Авиаторы второй мировой"
- сайт "Восточный фронт"
- сайт "174-го гвардейского Краснознаменного Печенгского ИАП"
Перечень № 17 "Органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Северного флота и Беломорской военной флотилии, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг."
 
 
 

Немецкая аэрофотосъемка

аэродромов ВВС Северного флота в 1942 году

На представленных снимках аэродромы, обозначенные как Warlamovo-I (Варламово-1) и Warlamovo-II (Варламово-2), являются аэродромами Ваенга 1 и 2 соответственно. Аэродром Warlamovo-III (Варламово-3) - это, вероятнее всего, аэродром Челнопушка.
 
Немецкая аэрофотосъемка аэродрома Варламово-3 (Челнопушка) 11 мая 1942 года     Немецкая аэрофотосъемка аэродрома Ваенга-1 2 сентября 1942 года     Немецкая аэрофотосъемка аэродрома Ваенга-2 5 сентября 1942 года
 
Фотографии взяты с сайта www.kolamap.ru.
 


Текст на странице обновлен 25.05.2012 г.

обсудить на форуме

наверх
Сайт создан
1 сентября 2004 г.
© Красильников С.Ю., 2004—2016
При использовании изложенных здесь сведений ссылка на этот сайт обязательна.
 
Яндекс.Метрика Rambler's Top100