sk16rus

Пользовательский поиск Google.

 
  Мой дед
- 29.X.1942 [ролик]
 
  ВВС СФ
 
  255-й ИАП
 
 
 

Филиппов Сергей Дмитриевич

дополнительно

Выписка из акта о убытии 255-го ИАП на фронт из 2-го ЗАБр
Интересное фото
Письма сослуживцев
Воздушные победы
Заметка в газете "Правда"
Кто сбил моего деда?
Место захоронения
Разговор с Рассадкиным
Оставшиеся вопросы
 

Выписка из акта о убытии 255-го ИАП на фронт из 2-го ЗАБр

"Филиппов С.Д., старший сержант, командир звена. Общий налет на всех типах самолетов - 1882 часа. Боевых вылетов нет."

Источник информации: сведения от Алексея Пекарш - ЦАМО, ф.2-го ЗАБр, оп.1, д.50 ("Акты на убывающие маршевые полки")

 

Интересное фото

Фото с сайта www.airforce.ru автор Андрей Зинчук. Летчики греются у костра.
255 иап, март 1942 г.Эта фотография выложена на страничке "Саваслейка" с надписью "Летчики греются у костра. 255 ИАП, март 1942 г. " И у меня есть основания полагать, что летчик справа - это мой дед, хотя, может быть, я и ошибаюсь.

 

Из письма командира Филипповой В.С.

(Орфография всех писем сохранена полностью)

"10.12.42 г.
<…> Мы Сергея знаем с сентября м-ца 1941 г., а некоторые больше <…> Сергей погиб точно 29.10.42, извините, что я ошибся написав 28.10.42 г. Он погиб в неравной схватке с врагом 2 против 5 в воздушном бою. Погиб примерно в 15:00. С парашютом он не выбросился, а упал вместе с самолетом. Тело его сгорело полностью. Спасти тело не удалось, так-как было далеко и к моменту прихода к месту гибели уже все погорело." (подпись неразборчива)

Источник информации: Семейный архив

Из писем Владимира Михайловича Выцеха Филипповой В.С.

"10.12.42
<…> У меня было два друга - Георгий Чиликов (вы его знаете) и Сергей. Георгий погиб раньше. Вместе с Сергеем мы хоронили Георгия, Сережа над гробом говорил хорошие правдивые и жгучие слова. На следующий день наши ребята отомстили за смерть Георгия. Георгия мы похоронили 29 октября (примечание: скорее всего в письме описка - не октября, а сентября), а ровно через месяц погиб наш Сергей. В тот день была хорошая летная погода. Рано утром Сережа полетел на тренировку с одним молодым летчиком, он учил его бить врага. Я не летчик, по своей службе я их слышу на далеком расстоянии. И я слышал, как Сергей командовал своему ученику. Это прошло благополучно. После этого полета я видел Сергея. Был перерыв в боевой работе. <…> Вдруг тревога. Сергей быстро побежал к самолету. Вырулил и нормально взлетел. Разыгрался бой. Фрицев было больше, но наши дрались хорошо. Прошло время, пора и возвращаться. Вернулись все. Томительное ожидание, Сергея нет. В журнале краткая запись "не вернулся с задания" - человека нет. Сергея зажали Мессера и он погиб. Здесь, на севере, Сергей и Георгий первые принесли победу, а теперь их с нами нет. <…> "

"19.7.43
<…> Вчера, 18 июля, исполнилась еще одна дата, а по времени целый год. И эту дату не забыли те кто могут помнить о друзьях и об их боевых делах. Год тому назад после одного вылета не вернулся Сергей. Все были встревожены. Мы наблюдали за боем и видали несколько горящих самолетов, среди которых были немецкие. Вот сел Чиликов, который сбил одного фрица. А Сергея все нет - время вышло.
Неверилось что так могло получиться. Вдруг по телефону сообщили, что Сергей жив и скоро приедет к нам. Поздно в столовой я встретил обоих Чиликова и Сергея которые в этот день сбили по одному бомбардировщику. Это была наша победа, а жизнь и возвращение Сергея общая радость. Сергей был возбужден, лицо у него немного обгорело, ему пришлось прыгать из горящего самолета. <…> "

Источник информации:Семейный архив

 

Воздушные победы

Согласно "Журнала сбитых самолетов противника летчиками 255 ИАП" (ЦАМО РФ, ф.255 ИАП, оп.621171, д.3) на личный счет мл.л-та Филиппова С.Д. занесен один сбитый бомбардировщик Ю-88 18.07.1942 и, кроме того, один предположительно сбитый истребитель Ме-109 10.08.42 г. (примечание: "предположительно" - это обычно по докладу пилота, когда не было подтверждения других летчиков или наземных служб).

Источник информации: сведения от Михаила Быкова

 
Согласно имеющихся сведений о потерях Люфтваффе:
18.07.42 г. эскадра KG30 потеряла два самолета:
- Erpr.St./KG 30 Ju 88 A-4, 2106, Rosta, F, 100, Shoot down, Lt. Martin Lange (F) MIA, Obgfr. Kuno Langle (B) MIA, Uffz. Richard Steinle (Bf) MIA, Obgfr. Hans Gebert (Bs) MIA
- Erpr.St./KG 30 Ju 88 A-4, 142090, 4D+GA, Rosta, F, 100, Missing, Ofw. Ernst Schwartz (F) MIA, Uffz. PAUL Buschmann (B) MIA, Obgfr. Wilhelm Lehner (Bf) MIA, Uffz. Hans Arzinsky (Bs) MIA
10.08.42 г. потерь истребителей в районе Мурманска не было. Но есть данные о двух Bf-109 F-2 из JG5, разбившихся в этот день в Норвегии:
- 2./JG 5 Bf 109 F-2, 12743, Herdla, F, 50, Landing accident, None personal injury
- 12./JG 5 Bf 109 F-2, 8311, Lade, H, 30, Landing accident, None personal injury

Источник информации: www.luftwaffe.no

 
Теперь сопоставим данные о записанных моему деду сбитых самолетах с данными о потерях Люфтваффе.
 
Сбитие дедом 18.07.1942 г. Ю-88 подтверждается данными о потерях Люфтваффе в этот день, да и район потерь немцами бомбардировщиков из Erpr.St./KG 30 совпадает с районом воздушного боя, в котором участвовал мой дед. К тому же, 255-й ИАП заявил в этот день о двух сбитых самолетах: старшина Чиликов – 1 Ю-88, старший сержант Филиппов – 1 Ю-88 (об этом упоминается и в письме деда и письмах Выцеха В.М.).
Но при этом следует учесть и тот факт, что в этот же день 2 ГКАП ВВС СФ (действовавший в этом же районе по отражению этого же налета) так же заявил о пяти сбитых самолетах (четырех Ю-88 и одном Ме-109): капитан Орлов – 1 Ю-88, лейтенант Поляков - 1 Ю-88, старший сержант Климов - 1 Ю-88, старший сержант Бокий - 1 Ю-88, сержант Голодников – 1 Ме-109. Итого получается, что ВВС СФ в этот день было заявлено шесть сбитых бомбардировщиков и один истребитель, хотя немецкая сторона официально подтверждает только два потерянных бомбардировщика.
Таким образом, оба реально сбитых в этот день Ю-88, по идее, следует записать как групповую победу шести пилотов 2-го ГКАП и 255-го ИАП ВВС СФ (кстати, по некоторым данным, Ю-88, записанный деду, так и числится - как сбитый в группе).

В воздушном бою 10 августа 1942 года, кроме Филиппова С.Д., еще один "предположительно сбитый" Ме-109Ф был записан капитану Крылову из 20-го ИАП. По немецким данным в этот день в Норвегии разбились два Ме-109Ф, но так они принадлежали 2./JG5 и 12./JG5, не воевавшим на Мурманском направлении, то "предположительно сбитые" 10.08.1942 г. истребители так и остаются не подтвержденными.

Более подробно воздушных боях в вышеуказанные дни 18.07.1942 г. и 10.08.1942 г. (а так же о некоторых других), в которых принимал участие мой дед и другие летчики 255-го ИАП ВВС СФ, можно прочитать на странице "Боевая работа".

 

Газета "Правда"

В одном из писем моего деда я нашел такие строчки: "А фамилии могут быть и не их, вот к примеру 21 или 23 июля в "Правде" помянули и наши с тобой. Можешь поинтересоваться, только там чин мой снизили еще на один, но ты не смущайся. Это я."
Я нашел эту газету ("Правда" № 202 (8973) от 21 июля 1942 года). В ней опубликована заметка "Североморцы сбили 9 вражеских самолетов", в которой говорится:

"СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. 20 июля. (По телеграфу). Фашистская авиация пыталась бомбить одну нашу базу. 12 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 18 истребителей шли на большой высоте. Навстречу им поднялись истребители-гвардейцы Северного Флота. Они смело врезались в строй вражеской группы, поливая самолеты свинцовым огнем.
Налетчики не выдержали столь стремительного натиска. Сбросив бомбы куда попало, они обратились в бегство.
Но североморцы продолжали преследование, сбивая один бомбардировщик за другим. По одному бомбардировщику "Ю-88" сбили капитан Орлов, лейтенант Попянов, старший сержант Климов, старший сержант Вотин, сержанты Филиппов и Чипиков. Одного "Мессершмитта" сбил старший сержант Голотинов. Кроме того, два бомбардировщика сбили зенитчики.
Таким образом, североморцы сбили в этом бою 8 бомбардировщиков и 1 истребитель.
С нашей стороны потерь нет."

 

Кто сбил моего деда 29 октября 1942 года?

По имеющимся сведениям, 29.10.42 пилотами JG5 "Eismeer" было заявлено о пяти победах:

- Ltn. Berger 8./JG 5 LaGG-3 Ј 37 Ost 3079: at 2.500 m. 13.42
- Fw. Heinrich Bartels 8./JG 5 LaGG-3 Ј 37 Ost 3078: at 2.500 m. 13.45
- Fw. Heinrich Bartels 8./JG 5 LaGG-3 Ј 36 Ost 3921: at 2.500 m. 13.55
- Ofw. Herzog 8./JG 5 LaGG-3 Ј 37 Ost 3079: at 1.500 m. 13.55
- Fw. Heinrich Bartels 8./JG 5 LaGG-3 Ј 36 Ost 3925: at 3.000 m. 13.56

Источник информации:www.zg48voss.narod.ru

По данным ВВС в этот день на этом участке было потеряно 2 самолета (оба из 255-го ИАП). Первый - самолет ведущего - был подбит сразу и вышел из боя. Второй - самолет моего деда - был сбит около 15:00 (по описаниям очевидцев). Так как высота боя к этому времени была около 1200-1500 м, то наиболее вероятно, что моего деда сбил Ofw. Herzog (четвертая строчка в списке).
Примечание: Heinrich Bartels погиб 23.12.44 г. в бою с американскими истебителями P-47, Berger пропал безвести (погиб) в бою с советскими истербителями там же на Севере 8.05.44 г. Судьба Herzog'а пока мне неизвестна.
 

Место захоронения

Исходя из имеющихся у меня сведений, наиболее возможным представляется вариант, что самолет Филиппова С.Д. упал и сгорел. А останки деда, или что наиболее вероятно - какие-то его несгоревшие вещи (в памяти семьи из тех времен есть фраза, что "только ручка от пистолета осталась") были захоронены около аэродрома Ваенга-2 (косвенно это место захоронения подтверждается тем, что в "Журнале захоронений" Мурманской области напротив фамилии Филиппова С.Д. в том месте, где у других записан номер могилы, стоит пометка "Ваенга-2").
Хотя в одном из документов, присланных из ЦАМО в 2011 году, указано, что Филиппов С.Д. "похоронен - Ваенга 1-я Мурманской области". Эти данные, согласно архивных сведений, взяты из книги учета потерь личного состава 255-го ИАП за 1942-1948 гг. (основание - оп.621171, д.4, л.2, об.3).
И уже потом, в конце 60-х годов прошлого века, имя Филиппова С.Д. было внесено в списки захоронения на воинском кладбище в Североморске, и увековечено на одной из плит, расположенных на центральной Стеле (в дальнейшем, в 2015 году, имя деда было перенесено со Стелы на воинском кладбище в Североморске на воинское кладбище в Мурманске - см. "Память")

 

Разговор с Рассадкиным П.А.

В апреле 2007 года мне посчастливилось связаться по телефону с бывшим летчиком 255-го ИАКП ВВС СФ Героем Советского Союза Рассадкиным Петром Алексеевичем и поговорить с ним о моем деде - Филиппове С.Д. Запись этого разговора можно прочитать здесь.
 

 

 

Когда в мае 2008 года готовилась эта страничка, это была вся информация про деда, которая у меня была. При этом оставалось несколько важных вопросов, на которые я хотел найти ответ:
- Место призыва моего деда и где он проходил службу с момента призыва до начала службы в 255 ИАП ВВС СФ;
- Воинское звание, так как было три варианта: ст.с-нт, старшина или мл.л-т. (я склонялся к последнему - младший лейтенант, указанному во всех официальных справках, выписанных в 1942, 1945 и 1987 годах. Очень возможно, что офицерское звание было присвоено Филиппову (документы пришли в полк) в день гибели или чуть позже. Тогда это объясняет, почему в некоторых материалах указано звание старшина, а в справке из полка, отправленной в декабре 1942 года - уже младший лейтенант);
- Награды (если были);
- Место гибели и падения самолета.

И вот теперь я могу предложить Вашему вниманию еще одну страничку, которая появилась благодаря ответам из ЦВМА, и которая проливает свет на большинство из вышеуказанных вопросов.


Текст на странице обновлен 17.06.2015 г.

наверх
Сайт создан
1 сентября 2004 г.
© Красильников С.Ю., 2004—2017
При использовании изложенных здесь сведений ссылка на этот сайт обязательна.
 
Яндекс.Метрика Rambler's Top100