sk16rus

Пользовательский поиск Google.

 
  Мой дед
- 29.X.1942 [ролик]
 
  ВВС СФ
 
  255-й ИАП
 
 
 

Филиппов Сергей Дмитриевич

информация

Филиппов С.Д. 1935 годОн был лётчиком-истребителем и погиб в годы Великой Отечественной войны.
В сентябре 2004 года, я решил выложить имеющуюся у меня информацию про деда на одной из страничек созданного мной сайта. Сведений было мало - фактически, это был только ответ из ЦВМА в редакцию Книги Памяти РТ (см. ниже) и небольшой архив фотографий и писем деда и его однополчан.
Потом, 28 октября 2004 года, я написал коротенький рассказ "Платочек", в котором, на основе имеющихся сведений и писем, попробовал воссоздать картину последнего дня жизни деда. Написав этот рассказ, я понял, как мало я знаю про деда, и начал поиски.

Сначала, из документов, писем и воспоминаний, мне было известно только то, что до войны (начиная с середины 30-х годов), мой дед был начальником летной части Аэроклуба в г. Казани, где и познакомился с моей бабушкой Филипповой (Беловой) Валентиной Степановной. Что весной 1941 года он уехал в командировку в УССР, и там (в г.Кировограде) встретил начало войны (судя по письму, написанному домой 23 июня 1941 г.). Зимой 1941-42 г.г Филиппов С.Д. был в Казани - вероятно, приезжал в отпуск. А весной 1942 года он был в Москве, так как в семейном архиве есть фотография, где он снят на крыле самолета ЛаГГ-3 с надписью на обороте фотографии "20.04.42 Москва" (Примечание: из полученных позднее данных можно предположить, что фотография могла быть сделана во время получения самолетов ЛаГГ-3 летчиками 255 ИАП, закончившего переформирование во 2-ом ЗАП в марте-апреле 1942 года). Так же было известно о том, что погиб мой дед 29 октября 1942 года (в похоронке дата гибели была ошибочно указана 28.10.42 г., о чём в дальнейшем сообщается в письме одного из командиров). И что сестра Филиппова С.Д. говорила, что погиб он в свой день рождения.
 
Когда в 2001 году работники Книги Памяти Республики Татарстан проводили сбор информации о жителях Республики - участниках Великой Отечественной войны, они предоставили нам следующие сведения, полученные ими из ЦВМА:
 
"Младший лейтенант ФИЛИППОВ Сергей Дмитриевич, 1913 года рождения, уроженец д. Сухарево Дубенского р-на Тульской области, призванный (место призыва не указано) в апреле 1941 года, по 1 июня 1942 г. проходил службу в частях ВВС Северо-Западного, затем Ленинградского фронта; с 1 июня 1942 г. по 29 октября 1942 г. – командир звена, заместитель командира 1-ой авиаэскадрильи 255 истребительного авиаполка ВВС Северного флота. 29 октября 1942 г. сбит в воздушном бою в районе высоты 310 восточнее Мурманска. (Место захоронения - не указано).
Домашний адрес до призыва: г. Казань, ул. Чернышевского, д.35, кв.26, жена - БЕЛОВА Валентина Степановна."
 
(ЦВМА, алф. карт. ф.1; послужн. карта; личн. дело № 173045, ф.1985, оп.016531, д.2, л.2)
 
При этом следует заметить, что в самой Книге Памяти РТ дата рождения Филиппова С.Д. указана ошибочно (1911 г. вместо 1913 г.).
 

Поиск

 
В конце 2004 года, через один из военкоматов г. Казани, был направлен запрос в г. Кировоград (Украина) с целью уточнения места призыва Филиппова С.Д., но к сожалению, ответ из Кировоградского объединенного городского военного комиссариата МО Украины, был отрицательным:
 
" …Филиппов Сергей Дмитриевич в алфавитных книгах и списках призыва 1940-1941 г.г. не значится, а так же не значится по Книгам Памяти г. Кировограда и Кировоградского района… "

(письмо исх. № 1/5/3774 от 17.12.2004 г.)
 
 
 
В 2005 году на сайте "Eismeerfront", на страничке "Потери авиации Северного Флота в 1942 году" я нашел три упоминания о моем деде:

- 18.06.1942 - ЛаГГ-3 255 ИАП летчик Филиппов С.Д. сбит ЗА противника в р-не Полярного;
- 18.07.1942 - ЛаГГ-3 255 ИАП сбит ИА противника в районе Росты (летчик невредим);
- 29.10.1942 - ЛаГГ-3 255 ИАП ст.с-нт Филиппов С.Д. сбит ИА противника в районе АЭ Ваенга-2, погиб.

 
О первом случае (18.06.1942) нам не было известно ничего, так как ни в письмах, ни в воспоминаниях, о нем не говорилось. И скорее всего, эта запись на сайте "Eismeerfront" ошибочна, так как в июне 1942 года 255 ИАП находился под Ленинградом, и мой дед никак не мог быть сбит в районе Полярного.
Второй случай (18.07.1942) был известен из письма деда с описанием этого боя (прочитать можно здесь).
А вот в последнем пункте (29.10.1942) звание Филиппова С.Д. почему-то указано как старший сержант, хотя в похоронке и сведениях, предоставленных "Книгой Памяти РТ", написано младший лейтенант. В дальнейшем, в письме Рыбина Ю.В. (см. ниже), будет указан еще один вариант звания, которое было у Филиппова С.Д. на момент гибели - старшина.
 
 
 
А в конце 2006 года, благодаря содействию Константина Степанова и Андрея Дикова, мной были получены материалы, предоставленные Юрием Валентиновичем Рыбиным. Вот его письмо:

"В отношении гибели мл. л-та Филиппова С.Д., погибшего в воздушном бою 28.10.42, у меня имеется следующая информация:
По имеющимся сведениям Филиппов С.Д. погиб не 28-го октября, а 29-го и в звании старшина.

Выписка из "Акта расследования причин лётных боевых потерь в частях ВВС ВМФ"
При отражении налета в период 14:10 - 14:56 5 ЛаГГ-3 255-го ИАП в районе юго-восточнее АЭ Ваенга на Н=5000 м в течение 15-20 минут вели воздушной бой с 5 Ме-109. Во время боя противник оттянул наши самолеты в район выс. 310,0 (гор. Вычилвайвег (?), где высота боя снизилась до 1200-1500 м. При попытке выйти из боя глубокой спиралью до бреющего полета пара - старшина Филиппов и его ведомый лейтенант Самарков, были атакованы 5 Ме-109. В результате ЛаГГ-3 старшины С.Д.Филиппова был сбит, а летчик погиб. Причина потери: летчик неправильно произвел выход из боя - глубокой спиралью.
Филиппов Сергей Дмитриевич - зам.командира эскадрильи 255 ИАП с 28.07.42; закончил Тульский аэроклуб в 1933, Центральную школу инструкторов Осовиахима в 1934г.; общий налет 1960 час, из них на ЛаГГ-3 - 199 час; совершил 103 боевых вылета.
(ЦВМА, Ф.12, оп.1, д. 1133, л.л. 35-36)

Выписка из оперативной сводки штаба ВВС СФ 302 от 29.10.42 г.:
5 Ме-109Ф внезапно атаковали 5 ЛаГГ-3, которые патрулировали между аэродромом Ваенга и базами флота. С первой атаки был подбит самолет ведущего, который вышел из боя. Оставшиеся 4 ЛаГГ-3 приняли воздушный бой в результате, которого с боевого задания не вернулся летчик Филиппов.

Выписка из Хроники ВОВ Советского Союза на Северном морском театре. (Выпуск 3. Л.1946, стр.161) и оперативной сводки штаба ВВС 14А 482 от 29.10.42 (ЦАМО, Ф.ВВС 14А, оп.6268, д.38, л.465):
В этот день, 29.10.42г. в период с 14:10-14:56 16 Ю-87 в сопровождении 6 Ме-109 были отмечены на подступах к базам флота. В это же время 5 Ме-109 блокировали аэродром Ваенга, а 10 Ме-109 аэродромы истребителей базирования ВВС 14 Армии Мурмаши и Шонгуй. Вражеские бомбардировщики были перехвачены истребителями ВВС 14А. Ю-87 в р-не Урд-озера развернулись и нанесли удар по боевым порядкам наших войск на левом фланге линии фронта. Потерь со стороны противника не отмечено.

Нет точных данных в отношении заводского номера самолета ЛаГГ-3 на котором погиб С.Д.Филиппов, но имеющиеся у меня на этот момент документы дают мне основание предположить с большей долей вероятности, что заводской номер этого истребителя был - 312126100.

В июле 1942 С.Д.Филиппов был сбит не на Ладоге, а во время отражения налета на Росту - район Мурманска.
18.07.42 командир звена ст.сержант Филиппов С.Д. во время вылета по ВТ на отражение налета в составе 3 ЛаГГ-3 при атаке 3 Ю-88 на высоте 1000 м не заметил группу Ме-109, сопровождавшие Ю-88. Один Ме-109 сверху атаковал самолет ведущего. ЛаГГ-3 загорелся, ст.с-нт Филиппов выбросился с парашютом К этому времени он совершил 46 боевых вылетов, в воздушном бою участвовал впервые, на отражение налета вылетал в 10-й раз.
(ЦВМА, Ф.12, оп.1, д. 1133, л.л. 33-34).

Вот и все, что я могу сообщить по вопросу гибели С.Д.Филиппова."

дополнительно
наверх
Сайт создан
1 сентября 2004 г.
© Красильников С.Ю., 2004—2016
При использовании изложенных здесь сведений ссылка на этот сайт обязательна.
 
Яндекс.Метрика Rambler's Top100