ВВС СФ - атака немецкого конвоя 16.05.1944 года

Полки, летчики, события

ВВС СФ - атака немецкого конвоя 16.05.1944 года

Сообщение dublik » 09 июн 2011 19:36

Из книги М.Э.Морозова "Морская торпедоносная авиация"
Следующий морской бой с участием торпедоносцев пришелся на вечер 16 мая. Предыстория его такова: Конвой Rp-119-Ki (Репе-фьорд – Киркенес) вышел из порта в час ночи по среднеевропейскому времени. В 07.50 единственный входивший в его состав транспорт был отпущен в порт Хоннингсвог, и с этого момента караван превратился в отряд боевых кораблей, которым все-таки следовало достигнуть Киркинеса. Там они должны были влиться в состав охранения формируемого «западного» каравана. В 17.40, когда суда уже достигли района м. Маккаур они попали в поле зрения нашей воздушной разведки. Групповая цель традиционно идентифицировалась как конвой, а на роль единственного транспорта «назначалась» шедшая в центре ордера канонерская лодка «К 1». Наступление периода полярного дня в северных широтах позволяло действовать без существенных ограничений и в ночное время, так что вскоре немцам пришлось испытать на себе силу наших воздушных ударов.
На этот раз штаб ВВС СФ проявил еще большую, чем обычно оригинальность, не став детально планировать удары и плановую таблицу. Возможно, это было вызвано малым размером «конвоя», возможно – желанием дать проявить себя штабам соединений. Последние получили задачи в самых общих чертах, в частности штаб 5-й мтад «Нанести по конвою низкими торпедоносцами два удара: первый до подхода его к порту Вардё и второй в районе Кибергнес. Удар торпедоносцев обеспечить истребителями «Аэркобра» 255-го иап и «Киттихаук» 27-го иап». Чуть более конкретные задачи были поставлены перед командирами 6-й иад и свежесформированной 14-й смешанной авиадивизии (туда вошли 46-й шап, 20 и 95-й иап) – им следовало сформировать три группы для удара по каравану у мыса Кибергнес. Какими бы благими намереньями не руководствовались в штабе ВВС СФ, они совершили серьезную ошибку – 5-я мтад не могла самостоятельно обеспечить выход в атаку своих торпедоносцев, которые при отсутствии взаимодействующих групп просто обрекались на залп с дальней дистанции. Именно так и получилось на практике. Своевременно обнаружив группу А-20, немецкие суда поставили плотную огневую завесу, что заставило наших пилотов стрелять с расстояния 2000 м. Правда, сброс торпед осуществили только два из четырех «Бостонов», пилотировавшихся лейтенантом Сушитским и мл. лейтенантом Рыбчинским. Ведущий группы капитан Гусев и мл. лейтенант Николаев не смогли сбросить три подвешенные под их машинами торпеды из-за того, что техники забыли вставить пиропатроны. Немцы выполнили маневр уклонения, в результате чего ближайшая из торпед прошла на удалении 150 м. «Беззубость» самолета ведущего не стала поводом для того, чтобы противник отказался от ее обстрела - на А-20 вышел из строя мотор. Лететь на одном моторе «Бостон» мог, но не с двумя подвешенными торпедами. Сбросить их он не мог. Самолету пришлось приводниться в 50 милях севернее мыса Цып-Наволок. Возвращавшийся после наблюдения за конвоем самолет-разведчик, обнаружил шлюпку с экипажем Гусева, доложил на базу, но торпедные катера нашли ее только спустя 30 часов. За это время у раненого воздушного стрелка успел помутиться рассудок. Штурман тоже получил ранение в бою, и только Гусев остался невредимым. Для него это «купание» стало вторым.
По-видимому, в связи с неудачей первого вылета второй в район мыса Кибергнес не производился. Там за всех отработали штурмовики и истребители-бомбардировщики. Впервые за всю историю боевых действий на Севере им удалось добиться прямых бомбовых попаданий в движущиеся вражеские корабли! В значительной мере это объяснялось использованием нового для здешнего театра метода атаки – топмачтового бомбометания. Три ФАБ-100, сброшенных топмачтовым методом с Ил-2 стали причиной гибели охотника «Uj 1210». По одному попаданию получили тральщик «М 35» и сторожевой корабль «V 6108», от пулеметного обстрела пострадал охотник «Uj 1212». Ответным огнем были сбиты два Ил-2, два Р-40 и один Р-39 – по одному самолету за каждую бомбу, попавшую во вражеские корабли. Новый метод бомбометания оказался заметно более эффективным, но сопряженным с большими потерями. В любом случае это было более разумным разменом чем тот, который приходилось осуществлять торпедоносцам – платить за случайные успехи регулярными потерями.


Взято с сайта "Цусимские форумы"
dublik
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 24 май 2011 20:36

Re: ВВС СФ - атака немецкого конвоя 16.05.1944 года

Сообщение dublik » 09 июн 2011 19:51

Взято с сайта "Цусимские форумы"
Хронология:
Конвой вышел из Реппефьорда в 1.45 16.5.44.
В 17.40мск наш самолет-разведчик обнаружил конвой. Состав записан как ТР, 3 СКР, 2 СКА, ТЩ. Над конвоем - 2 Ме-109 и 1 Ме-110.
"Бостоны" Гусева вылетели в 19.10 под прикрытием 10 "Аэрокобр" из 255 ИАП и 6 Р-40 из 27 ИАП. Атаковали в 19.45 в районе Перс-фьорда.
На отходе наши истребители вели безрезультатный бой с 2 Ме-109. Попаданий не зафиксировано.

В 20.06 с Пумманки вылетели 4 Ил-2 (46 ШАП, ведущий лейтенант Калмыков), четыре Р-40 (78 ИАП) и четыре Як-9 (20 ИАП) и в 20.32 в районе Варде с пикирования атаковала конвой, сбросив на него 16 ФАБ-100; прямых попаданий бомб в корабли не отмечено. В районе цели шесть немецких самолетов Ме-109 пытались атаковать наши штурмовики, но были отогнаны нашими истребителями прикрытия, причем один Ме-109 был сбит.

Третья группа (шесть Р-40 из 78 ИАП, ведущий — ст. лейтенант Батраков) атаковала конвой в 22.37 топ-мачтовым методом, потопив по докладам СКР 600 т. В бою погиб парторг полка лейт. Антонов - якобы именно он и потопил врага.

Четвертая группа - шесть Р-40 из 78 ИАП, ведущий лейтенант Сахаров, наносила удар практически одновременно с третьей, в 22.38 и претендовала на потопленный СКА.

Пятая группа - шесть Ил-2 (46 ШАП, ведущий — ст. лейтенант Белашов), шесть Р-40 (78 ИАП) и шесть «Аэрокобра» (20 ИАП) наносила удар почти сразу за двумя предыдущими, в 22.43, с пикирования (30 ФАБ-100 и 11 PC 82-мм). Одна бомба попала в СКР и повредила его. Огнем зениток были сбиты два Ил-2; самолеты и экипажи погибли.

Шестая группа (четыре Ил-2 из 46 ШАП, ведущий — кап. Скопинцев, под прикрытием шести «Аэрокобр» из 255 ИАП) атаковали уже в 22.45. Был как будто поврежден транспорт, зенитки сбили Р-39, летчик погиб. На отходе истребители вели бой с 6 Ме-109 и один вроде бы сбили.

Последняя группа из четырех Ил-2 (46 ШАП, ведущий — лейт. Калмыков) под прикрытием четырех Р-40 (27 ИАП) и шести Як-9 (20 ИАП) нанесла удар в 22.50, сбросив 12 ФАБ-100, которыми как будто повредили СКР и СКА. Истребители прикрытия вели бой с 10 Ме-109 и сбили 3 самолета.

Потери советских ВВС включали еще 1 "Спитфайр", который послали фиксировать результаты. Он пропал.
Таким образом, общий итог с т.з. советской стороны был такой: потоплены СКР и СКА, значительно повреждены ТР, СКА и 2 СКР, сбито 6 вражеских самолетов.
Реально - потоплен 1 ОПЛ, поврежден второй и еще 1 СКР.
dublik
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 24 май 2011 20:36

Re: ВВС СФ - атака немецкого конвоя 16.05.1944 года

Сообщение sk16rus » 09 июн 2011 20:27

В боях над конвоем летчики североморцы сбили самолет BV-138 (6J+CL) из 3./SAG130, экипаж которого был подобран кораблями охранения.
Кроме этого, вроде бы, в бою над конвоем был подбит Bf-109G-6 командира III/JG5 майора Генриха Эрлера, который сел на вынужденную в Петсамо.
И еще одна потеря немцев в этот день, относящаяся к этому конвою - Bf-109 G2 из 9./JG5, разбившийся на аэродроме Свартнес.

Наши потери в боях над конвоем составили: 2 Ил-2, 2 Р-40, 1 А-20 "Бостон", 1 Р-39, 1 "Спитфайр".
Немцы, при этом, претендуют аж на 22 победы: 5 Ил-2, 2 Р-40, 2 А-20 "Бостон", 12 P-39, 1 "Спитфайр".

- Uffz. Heinrich-Friedrich Wiegand - 9./JG5 - Airacobra
- Ofw. Rudolf Linz - 8./JG5 - Il-2
- Ofw. Rudolf Linz - 8./JG5 - Il-2
- Oblt. Franz Dörr - 7./JG5 - Il-2
- Fhj.Fw. Helmut Neumann - 7./JG5 - Airacobra
- Oblt. Franz Dörr - 7./JG5 - Airacobra
- Oblt. Franz Dörr - 7./JG5 - Airacobra
- Ltn. Werner Gayko - 7./JG5 - Spitfire
- Fhj.Fw. Helmut Neumann - 7./JG5 - Airacobra
- Oblt. Franz Dörr - 7./JG5 - Boston III
- Oblt. Franz Dörr - 7./JG5 - Boston III
- Ofw. Rudolf Linz - 8./JG5 - Curtiss P-40
- Maj. Heinrich Erhler - Stab III/JG5 - Airacobra
- Oblt. Franz Dörr - 7./JG5 - Il-2
- Ofw. Rudolf Linz - 8./JG5 - Curtiss P-40
- Maj. Heinrich Erhler - Stab III/JG5 - Airacobra
- Ofw. Ernst Schulze - 8./JG5 - Airacobra
- Oblt. Franz Dörr - 7./JG5 - Airacobra
- Oblt. Franz Dörr - 7./JG5 - Airacobra
- Maj. Heinrich Erhler - Stab III/JG5 - Airacobra
- Ofw. Rudolf Linz - 8./JG5 - Airacobra
- Maj. Heinrich Erhler - Stab III/JG5 - Il-2

По имеющимся у меня сведениям, на сбитой "Аэрокобре" P-39 погиб командир звена 3-ей эскадрильи 255-го ИАП ВВС СФ л-нт Российчук Иван Игнатьевич.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань


Вернуться в ВВС Северного флота



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2