ВВС СФ - атака немецкого конвоя 16.05.1944 года
Добавлено: 09 июн 2011 18:36
Из книги М.Э.Морозова "Морская торпедоносная авиация"
Взято с сайта "Цусимские форумы"Следующий морской бой с участием торпедоносцев пришелся на вечер 16 мая. Предыстория его такова: Конвой Rp-119-Ki (Репе-фьорд – Киркенес) вышел из порта в час ночи по среднеевропейскому времени. В 07.50 единственный входивший в его состав транспорт был отпущен в порт Хоннингсвог, и с этого момента караван превратился в отряд боевых кораблей, которым все-таки следовало достигнуть Киркинеса. Там они должны были влиться в состав охранения формируемого «западного» каравана. В 17.40, когда суда уже достигли района м. Маккаур они попали в поле зрения нашей воздушной разведки. Групповая цель традиционно идентифицировалась как конвой, а на роль единственного транспорта «назначалась» шедшая в центре ордера канонерская лодка «К 1». Наступление периода полярного дня в северных широтах позволяло действовать без существенных ограничений и в ночное время, так что вскоре немцам пришлось испытать на себе силу наших воздушных ударов.
На этот раз штаб ВВС СФ проявил еще большую, чем обычно оригинальность, не став детально планировать удары и плановую таблицу. Возможно, это было вызвано малым размером «конвоя», возможно – желанием дать проявить себя штабам соединений. Последние получили задачи в самых общих чертах, в частности штаб 5-й мтад «Нанести по конвою низкими торпедоносцами два удара: первый до подхода его к порту Вардё и второй в районе Кибергнес. Удар торпедоносцев обеспечить истребителями «Аэркобра» 255-го иап и «Киттихаук» 27-го иап». Чуть более конкретные задачи были поставлены перед командирами 6-й иад и свежесформированной 14-й смешанной авиадивизии (туда вошли 46-й шап, 20 и 95-й иап) – им следовало сформировать три группы для удара по каравану у мыса Кибергнес. Какими бы благими намереньями не руководствовались в штабе ВВС СФ, они совершили серьезную ошибку – 5-я мтад не могла самостоятельно обеспечить выход в атаку своих торпедоносцев, которые при отсутствии взаимодействующих групп просто обрекались на залп с дальней дистанции. Именно так и получилось на практике. Своевременно обнаружив группу А-20, немецкие суда поставили плотную огневую завесу, что заставило наших пилотов стрелять с расстояния 2000 м. Правда, сброс торпед осуществили только два из четырех «Бостонов», пилотировавшихся лейтенантом Сушитским и мл. лейтенантом Рыбчинским. Ведущий группы капитан Гусев и мл. лейтенант Николаев не смогли сбросить три подвешенные под их машинами торпеды из-за того, что техники забыли вставить пиропатроны. Немцы выполнили маневр уклонения, в результате чего ближайшая из торпед прошла на удалении 150 м. «Беззубость» самолета ведущего не стала поводом для того, чтобы противник отказался от ее обстрела - на А-20 вышел из строя мотор. Лететь на одном моторе «Бостон» мог, но не с двумя подвешенными торпедами. Сбросить их он не мог. Самолету пришлось приводниться в 50 милях севернее мыса Цып-Наволок. Возвращавшийся после наблюдения за конвоем самолет-разведчик, обнаружил шлюпку с экипажем Гусева, доложил на базу, но торпедные катера нашли ее только спустя 30 часов. За это время у раненого воздушного стрелка успел помутиться рассудок. Штурман тоже получил ранение в бою, и только Гусев остался невредимым. Для него это «купание» стало вторым.
По-видимому, в связи с неудачей первого вылета второй в район мыса Кибергнес не производился. Там за всех отработали штурмовики и истребители-бомбардировщики. Впервые за всю историю боевых действий на Севере им удалось добиться прямых бомбовых попаданий в движущиеся вражеские корабли! В значительной мере это объяснялось использованием нового для здешнего театра метода атаки – топмачтового бомбометания. Три ФАБ-100, сброшенных топмачтовым методом с Ил-2 стали причиной гибели охотника «Uj 1210». По одному попаданию получили тральщик «М 35» и сторожевой корабль «V 6108», от пулеметного обстрела пострадал охотник «Uj 1212». Ответным огнем были сбиты два Ил-2, два Р-40 и один Р-39 – по одному самолету за каждую бомбу, попавшую во вражеские корабли. Новый метод бомбометания оказался заметно более эффективным, но сопряженным с большими потерями. В любом случае это было более разумным разменом чем тот, который приходилось осуществлять торпедоносцам – платить за случайные успехи регулярными потерями.