Для борьбы с морскими целями, помимо торпедоносцев, штурмовиков и бомбардировщиков активно использовались американские истребители Р-40 "Киттихаук", выступавшие в роли истребителей - бомбардировщиков.
Вообще - то применение Р-40 в этом качестве нельзя назвать оригинальным. Ведь ещё летом 1943 года в качестве истребителей - бомбардировщиков применялись "Харрикейны", И-153 и И-16. Так, "Харрикейны" авиагруппы Северного оборонительного района летом 1943-го нанесли ряд ударов по мелким плавсредствам противника в Варангер - фьорде. Однако только в 1944 году и только на Северном флоте использование истребителей - бомбардировщиков "Киттихаук", входивших в состав 27-го и 78-го ИАП, приняло широкомасштабный характер.
P-40 на Северном флоте
Модератор: Модераторы форумов
P-40 на Северном флоте
Из книги Р. И. Ларинцев, А. Н. Заболотский - "Киттихауки" против Кригсмарине. 1944 год. - "Авиамастер", № 1, 2002 г.
Последний раз редактировалось iznaroda 30 июн 2011 12:38, всего редактировалось 2 раза.
Re: P-40 на Северном флоте
Интересные замечания о Р-40 от пользователя mgolovanov с Авиафорума:
Но тут как я понимаю разговор идет о поставках самолетов "Tomahawk" и "Kittyhawk" вообще, а не только для нужд ВВС Северного флота.P-40 поставлялись американской армии. Ни англичанам, ни кому еще они не поставлялись.
Англичанам и прочим членам Содружества Curtiss поставлял самолеты Model 81 (аналоги P-40B и P-40C) под названием Tomahawk и самолеты Model 87 (аналоги P-40D...P-40N) под названием Kittyhawk. Из них некоторые англичане переправили в СССР - либо из Англии, либо прямо из Штатов по указанию английских военпредов:
Итого:
24 Tomahawk IIA (аналог P-40B)
49 Tomahawk IIB (аналог P-40C)
170 Kittyhawk III (аналог P-40M)
130 Kittyhawk IV (аналог P-40N)
100 Kittyhawk II (аналог P-40E)
последняя партия Е выглядит как "возьми Боже что нам негоже"
То есть "Curtiss" делал самолет, версия которого для американской армии называлась P-40B, а версия для англичан называлась Tomahawk IIA. Они отличались мелочами - пулеметами там, прицелами, еще какими-то вещами, к которым у американцев и у англичан были разные требования, а в СССР попадали самолеты, сделанные по английским требованиям и соответственно обзывавшиеся в сопроводительной документации. Поэтому мне пока неизвестен ни один советский документ времен войны, в котором упоминались бы P-40 или на худой конец П-40, но известны документы, в которых упоминаются "Томагаук" и "Киттихаук" - именно в таком написании.
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: P-40 на Северном флоте
Из новой книги
"Хроника борьбы Северного Флота на коммуникациях противника".
Книга Первая - Конвои Хаммерфест - Киркенес 1944 год
Авторы: И.Борисенко, А Скобач
"Хроника борьбы Северного Флота на коммуникациях противника".
Книга Первая - Конвои Хаммерфест - Киркенес 1944 год
Авторы: И.Борисенко, А Скобач
Произошли изменения и в составе ВВС СФ. И если количество "Бостонов", Яков, Илов и "Аэрокобр" практически не изменилось, то число "Киттихауков" возросло существенно. На 1 марта их стало уже 119 штук, из которых исправными были 83. Таким образом, число этих самолетов, начиная с января, возросло более чем в пять раз! К чести командования ВВС СФ оно сумело очень грамотно распорядиться этим "подарком". С одной стороны, новые "Киттихауки" позволили существенно улучшить ситуацию с истребительным прикрытием ударных машин, что в свою очередь, позволило увеличить состав ударных групп. Но главное было не это. Принимая во внимание тот факт, что "Киттихауки" имели большую дальность полета и могли нести солидную бомбовую нагрузку (до 450 кг на трех узлах подвески), командование ВВС СФ, единственное среди всех воюющих флотов, приняло решение использовать эти самолеты в качестве истребителей-бомбардировщиков. И, как показало дальнейшее будущее, это решение было абсолютно правильным. "Киттихауки" подошли для своей новой роли как нельзя лучше, и по итогам 1944 года именно эти машины стали самыми эффективными противокорабельными самолетами ВВС СФ.
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: P-40 на Северном флоте
Интересная статья (Опубликовано в журнале "Авиамастер", № 1, 2002 г.) - цитата из нее давалась выше.
Re: P-40 на Северном флоте
Интересное фото заходящего на посадку на аэродром Ваенга-1 Киттихока Р-40М с акульей пастью на капоте. http://blockhaus.ru/forum/index.php?sho ... t&p=279293
Re: P-40 на Северном флоте
А это наши так разрисовывали, или нет?hellcat писал(а):Интересное фото заходящего на посадку на аэродром Ваенга-1 Киттихока Р-40М с акульей пастью на капоте.
Re: P-40 на Северном флоте
Этого мы никогда не узнаем. Ведь нет даже фото этого самолёта в нормальном качестве, чтобы сравнить рисунок пасти с известными "иностранными".
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: P-40 на Северном флоте
Альберт, сегодня наконец-то нашел (не мог вспомнить - где видел) еще одну фотку P-40 из ВВС СФ с пастью (правда другой). Она была опубликована в статье Р.И.Ларинцева и А.Н.Заболотского - "Киттихауки" против Кригсмарине. 1944 год. ("Авиамастер", № 1, 2002 г.), которая упоминалась выше.
- Вложения
-
- Подготовка к боевому вылету "Киттихаука" из 78-го ИАП.
- P-40 iz 78 IAP.jpg (12.7 КБ) 22930 просмотров
Re: P-40 на Северном флоте
Сергей, спасибо! Мне кажется, что авторы ошибаются насчёт ВВС СФ. У меня это фото подписано как 154 иап, ноябрь 1942 г., Лен. фронт. Не помню откуда инфа. Насчёт ноябрь 42-го незнаю, так как Р-40М на фото однозначно-плоские патрубки плюс длинный хвост. Не скажу, когда Мки начали к нам поставлять в части, не силён в этом. Ландшафт на заднем плане равнинный, постройки (избы)-всё это однозначно не в пользу СФ; для Ваенги, например, картина совершенно не свойственная.
Re: P-40 на Северном флоте
Если сравнить стиль нанесения пасти, то видна разница между этими самолётами-заходящим на посадку и стоящим на земле. Даже если предположить, что пасти не были нарисованы у нас по типу "ихних", а "прибыли" уже нанесёнными на капоты этих машин, то появление в одной части двух разных по стилю рисунков считаю маловероятным. Были тут сомнения-а Ваенга ли это? Для наглядности собрал в один файл эту фотку с Хоком и две других, с "пешкой" и СБ. Одинаковые очертания сопки на заднем плане снимают последние сомнения.
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: P-40 на Северном флоте
Ну на счет Севера я с летящим "зубастым" Р-40 не сомневался.
А вот по поводу пасти на другой фотке (которая у тебя идет как 154-й ИАП) получается интересно - практически идентичные пасти нарисованы (на "Палитре крыла") на P-40N на самолетах других полков Ленфронта - 191-го и 196-го - ТЫК
Понятно, что "Палитра" - не истина в последней инстанции, но тем не менее она частично подтверждает, что Р-40 из статьи "Киттихауки" против Кригсмарине" вероятнее всего всё-таки с Ленфронта, а не с Севера.
А вот по поводу пасти на другой фотке (которая у тебя идет как 154-й ИАП) получается интересно - практически идентичные пасти нарисованы (на "Палитре крыла") на P-40N на самолетах других полков Ленфронта - 191-го и 196-го - ТЫК
Понятно, что "Палитра" - не истина в последней инстанции, но тем не менее она частично подтверждает, что Р-40 из статьи "Киттихауки" против Кригсмарине" вероятнее всего всё-таки с Ленфронта, а не с Севера.
Re: P-40 на Северном флоте
Оба боковика рисованы с этого самолёта, бортовой 93, на киле 28 или 29. По фото не определить, М или N модификация, не виден фонарь кабины пилота. Источники относят его к лен. фронту, видимо, у них были основания. Где то было фото Хока, захваченного финнами, там бортовой вроде по написанию такой же был, как и на этом. А модификация там вроде М.
Re: P-40 на Северном флоте
Подскажите, а какая разница между бортовым номером и номером на киле? Точнее зачем два номера?hellcat писал(а):Оба боковика рисованы с этого самолёта, бортовой 93, на киле 28 или 29.
Re: P-40 на Северном флоте
Вообще, бортовой номер-это номер боевой единицы в подразделении, в данном случае, это номер на фюзеляже (тактический номер). В наших ИАП обычно номер самолёта в полку. Там много нюансов, например на самолёты Ла номер на фюзеляж наносился на заводе при покраске (во второй половине войны) и являлся последними цифрами заводского номера. На американских машинах заводской номер самолёта обычно наносился жёлтой краской на киле-для камуфлированных машин, и чёрной на некрашенных. У нас в полках очень часто целиком или частично закрашивался. По этому номеру машина регистрировалась в тех. части подразделения.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость