Слава
защитникам Советского Заполярья! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
МОЙ ДЕД
ПОИСКИ
- 29.X.1942 [ролик]
ВВС СФ
255-й ИАП
|
Бойченко Михаил Ильич1918 г. - 1990 г.Из письма Александра Михайловича Бойченко:
Все факты, приведенные ниже, из рассказов отца, записей он не вел, но рассказы его были довольно точны, их записывали дважды для местного музея, а третий раз особенно дотошно его расспрашивал и записывал один местный краевед. Он написал об отце книгу в 70-х годах, но к печати книгу не пропустили, а материалы пропали.
Родился Бойченко Михаил Ильич 4 ноября 1918 года в селе Полтавка (сейчас Баштанка) Николаевской области, в крестьянской семье. Закончил семилетку и поступил в городе Николаев в ФЗО. Там же начал заниматься в аэроклубе, но вскоре бросил, так как не успевал. Получив профессию токаря пошел работать на завод "Дормашина". Один из друзей предложил пойти в аэроклуб - как раз был клич "Комсомольцы на самолет". Отец сказал, что он не комсомолец, но его взяли. Там им уже предоставили и график работы, чтобы можно было заниматься. Он закончил аэроклуб, и после призыва в армию его направили в Одесскую авиационную школу. Учился он неплохо, самостоятельно вылетел вторым по школе. По окончании авиашколы, двоих, его и еще одного курсанта оставили при авиашколе заканчивать школу высшего пилотажа, по окончании которой он был отправлен в боевую часть под Ковелем. Там же его и застало начало войны. С первого дня он принимал участие в воздушных боях. Вскорости матчасть была уничтожена бомбардировщиками и пришлось выходить из окружения от границы до самого Харькова. Попал на переформировку и его оставили в запасном полку инструктором. Он писал каждый день рапорт на фронт, три месяца. Однажды принеся рапорт, у командира полка был майор морской авиации. Он спросил хочет ли он на фронт и на каких типах самолетов он летал. Отец сказал,что хочет на фронт. А летал он уже на МИГ-3 и на ЯК-1. Так он попал, армейский летчик, в ОМАГ. Получив самолеты их бросили на Волховский фронт прикрывать выход ударной армии Власова, 15-километровый коридор. Там его сбили, он посадил самолет на поляну в лесу (потом ему сказали, что он не дотянул до трясины 4 метра). С Волховского фронта ОМАГ разделили - часть отправили под Сталинград, а часть на Север, где сложилась тяжелая обстановка с конвоями. На Севере Бойченко Михаил Ильич воевал в составе 2-го ГвИАП, 20-го, 27-го и 255-го ИАП ВВС СФ.
Там же на Севере он познакомился с медсестрой Надеждой Филимоновной Ходаченко, служившей на аэродроме Ваенга, с которой прожил потом всю жизнь. По сведениям М.Ю.Быкова, за годы войны на счет Бойченко М.И. записано 8 сбитых самолетов противника, из которых 6 лично, 1 в группе и 1 предположительно (за время службы в 255-ом ИАП ВВС СФ с 1942 по 1943 г. - 2 лично и 1 предположительно):
Из письма Александра Михайловича Бойченко:
В личном деле отца в военкомате, значилось и два потопленных транспорта по три тысячи тонн.
О потопленных транспортах: один потоплен топ-мачтовым способом, второй - был большой вылет полка на задание, отец барражировал пока не взлетели все, потому отстал, догнать не мог из-за двух бомб под фюзеляжем. Увидел в море транспорт, рассказывал, для бомбометания нужно было переворачивать прицел, было некогда и он наугад сбросил бомбу. За результатом не смотрел, доганял своих. После вылета прилетел командующий ВВС СФ Кузнецов и спросил, кто бомбил транспорт. Отец, вспоминал, испугался, молчит... может своего бомбил. Командующий говорит: "Молчите, а финский пароход горит и тонет". Тогда он вышел из строя.
По завершении боевых действий на Севере в 1944 году, Бойченко М.И. перевели на Дальний Восток, где он участвовал в освобождении Сахалина - в том числе прикрывал высадку десанта на "Каталинах" на город Отомари (сейчас Холмск).
В1946г. уволился из Вооруженных сил.
Некоторое время работал в военкомате. Потом закончил техникум садоводов. Работал садоводом в колхозе, потом бригадиром в ПМК, откуда и ушел на пенсию.
Награды: два ордена "Красного знамени", медали "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией", "За победу над Японией".
Из письма Александра Михайловича Бойченко:
Отец рассказывал, что его иногда командировали в другие полки для передачи опыта. Я не помню в каком полку он помогал освоить Р-40. Кстати, интересная история с Р-40 была - после их появления на вооружении было несколько тяжелых аварий. Разбивались самолеты, а тело пилотов было без головы. Отец вылетая на Р-40 не застегнул шлемофон, при наборе скорости он увидел, что начал подыматься фонарь кабины, потом резко его сорвало, и вытяжным тросом зацепило шлемофон, и сорвало его. Но это его и спасло.
После этого были усилены системы запора на Р-40. Отец был испытателем полка. Все приходящие самолеты он принимал. Также он один из первых, кто попал и вышел из плоского штопора на Р-39, и давал рекомендации как из штопора выходить. Все это из его воспоминаний. Семенов М.М. (летчик 255-го ИАП - прим. sk16rus) по рассказам отца он был одноклассником наркома авиации, и где-то сказал тому, что он хоть и нарком, а вот пилот он г...о. За это его в звании не повышали, ему было уже за 40 лет. В 1944 г. он после воздушного боя перед штабом СФ "крутанул" комплекс высшего пилотажа, потом снизился над фиордом и положил крыло в воду... на войне было разное.
Биографические сведения, фотографии и фрагменты воспоминаний предоставлены сыном Бойченко М.И. Александром Михайловичем Бойченко.
© Красильников С.Ю., 2013
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт создан 1 сентября 2004 г.
|
© Красильников С.Ю., 2004—2022
При использовании изложенных здесь сведений ссылка на этот сайт обязательна.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||