Слава
защитникам
Советского Заполярья!
 

Пользовательский поиск Google.

 
  Мой дед
- 29.X.1942 [ролик]
 
  ВВС СФ
 
  255-й ИАП
 
 
 

Кравченко Михаил Павлович

1921 г. - 03.11.1943 г.

 
Кравченко Михаил Павлович
 

Кравченко Михаил Павлович родился в с. Новопавловка Большеалександровского района Николаевской области (Херсонская по ныне действующим административно-территориальным границам) УССР в 1921 году в многодетной хлеборобской семье. Рано лишившись отца, Михаил вынужден был после окончания неполной средней школы, с целью получения рабочей профессии, поступить в школу ФЗО при Николаевском заводе имени Марти, чтобы содержать себя и помогать семье.
Окончив ФЗО, работал на этом же заводе помощником машиниста паровоза.
Был призван Николаевским РВК, занимался в Николаевском аэроклубе, затем поступил в Ейское авиационное военно-морское училище им. Сталина - считал своим долгом продолжить дело своего старшего брата Кравченко Фёдора Павловича, 1910 г.р., бывшего лётчиком-испытателем Щёлковского НИИ ВВС, и погибшего при испытании бомбардировщика под Муромом в 1939 году.
Закончил училище в конце 1942 года и был направлен в 255-й ИАП ВВС СФ. Служил во второй эскадрилье.
Погиб в воздушном бою 3 ноября 1943 года.

 
Фрагмент статьи Ю.В.Рыбина "Expertenstaffel" за Полярным кругом":
 
В тот день советская авиаразведка засекла в районе Сюльте-фьорда четыре транспорта, шедшие в сопровождении 17 кораблей охранения в общем направлении на мыс Кибергнес. Вылетевшие для удара по конвою шесть Пе-2 в сопровождении десяти "Аэрокобр" цель не нашли и отбомбились по запасной цели в районе Киркенеса. Направленные следом шесть Ил-2 и дюжина "Яков" также не нашли судов и снова отработали по береговым объектам.
Если вторая группа, несмотря на схватку с истребителями противника, смогла вернуться без потерь, то первой пришлось туго: один пикировщик и две "Аэрокобры" стали добычей "Мессершмиттов" и "Фокке-Вульфов". Кроме того, "Полярными охотниками" был перехвачен и сбит разведывательный самолет "Киттихаук", пытавшийся обнаружить морской конвой.

Экипажи всех сбитых самолетов погибли: Пе-2 29-го БАП -младшие лейтенанты Г.Г.Колтиков и П.Н.Шевчик, старшина Н.Г.Соболь; Р-39 255-го ИАП - младшие лейтенанты М.П.Крвченко и М.С.Щелканов; Р-40 118-го РАП - капитан A.M.Тищенко.
 
 
Вот информация с форума sk16.ru:
 
3 ноября 1943 года в 12.45 2 "Киттихока" в районе Сюльтефьорд обнаружили конвой противника в составе четырех транспортов и 21 корабля охранения. Для нанесения удара по нему с 14.17 до 16.10 вылетели две группы самолетов.
Первая - 6 Пе-2 29-го БАП в сопровождении 10-и "Аэрокобр" 255-го ИАП. Вторая - 6 Ил-2 46-го ШАП с десятью Як-9 и Як-1 20-го ИАП. Обе группы противника не обнаружили, поэтому бомбили запасные цели. Бомбардировщики бомбардировали транспорты в порту Киркенеса, штурмовики - порт Кибергнес.
Обе группы вели воздушные бои с истребителями противника, что неудивительно, вблизи Киркенеса располагался аэродром Хебуктен, вблизи Кибергнеса - Свартенс, и уже в 13.00 брлн немецкие истребители взлетели на перехват.
Второй группе удалось отбиться от истребителей без потерь, а вот первой повезло меньше - в бою были сбиты Пе-2 (из 3-ей аэ 29-го БАП, экипаж мл.лейтенанта Колпикова погиб) и 2 "Аэрокобры" (обе из 2-ой аэ 255-го ИАП), летчики мл.лейтенанты Кравченко и Щелканов погибли. Записи в журнале учета боевых потерь:
- Кравченко: "Сбит в в/б в районе Киркенес, упал в воду",
- Щелканов: "Подбит в в/б в р-не Киркенес, упал на Рыбачьем".
Кроме того, в 14.55 на поиск вражеского каравана вылетела пара "Киттихоков" 118-го РАП, которые нашли цель в районе Персфьорда и вели воздушный бой с прикрытием каравана. Один "Киттихок" на аэродром не вернулся, летчик капитан Тищенко пропал без вести.
 
 
А вот описание последнего воздушного боя Кравченко М.П., сделанное очевидцем и участником этого боя Джулаевым Г.С. (предоставлено его сыном Александром):
 
Немцы лезли как очумелые. Они, прикрываясь облачностью, неожиданно выскакива-ли на большой скорости и атаковали бомбардировщиков. Бурматов сбил уже второго "ФВ-190". Ему было удобно бить их сверху. Но фашисты продолжали наседать. В это время наши "Пешки" вошли в облака. Видимо, решили прикрыться облачностью от противника. Миша нырнул в плотную облачность. Мы с Кравченко последовали за ним. Но в облачности мы сразу потеряли друг друга. И чтобы избежать столкновения, пришлось менять направление полета. Я перевел самолет в набор высоты и немного отвернул вправо. Через несколько ми-нут пробил облака. Сверху никого не было. Беру курс на мыс Байталах, в надежде встретить там нашу группу и не ошибся. Внизу увидел на бреющем полете Щелканова. Его самолет имел желто-зеленый камуфляж, под пустынную Африку, поэтому ошибки не могло быть. Он летел на восток, по направлению нашего аэродрома. Его преследовал ФВ-190. Правда, дистанция между ними была 500-600 метров, но "Кобра" уступала в скорости, поэтому Мише на скорости не уйти. Противник его нагонит.
Не вернулись из задания Калашников и Кравченко. Калашников произвел вынужденную посадку на подбитом самолете на аэродроме Пуманки, расположенный на полуострове Среднем, а Кравченко погиб.
 
 
Исходя из имеющихся сведений о потерях наших самолетов, и заявках на победы немецких пилотов, с большей долей вероятности можно предполагать, что младший лейтенант Кравченко М.П. был сбит фельдфебелем Артуром Бетом (Arthur Beth) из 7./JG5.
 
 

 
 
© Красильников С.Ю., 2011
 
наверх
Сайт создан
1 сентября 2004 г.
© Красильников С.Ю., 2004—2017
При использовании изложенных здесь сведений ссылка на этот сайт обязательна.
 
Яндекс.Метрика Rambler's Top100